Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

*

количество белковых веществ и использование его позволяет увеличить производство рыбной муки на 15—20%.

Для переработки подпрессового бульона применяются тра­ диционные типы выпарных аппаратов, сложных по конструкции,

требующих тщательного ухода и высококвалифицированного об­ служивания.

За рубежом появились простые способы использования буль­ она — огневое выпаривание, введение и распыление его в су­ шильном аппарате рыбомучной установки. Последний способ по­ зволяет совершенно отказаться от выпарных аппаратов путем увеличения мощности сушильного аппарата, входящего в состав РМУ, что в значительной степени облегчает обслуживание уста­ новки.

Помимо рыбомучных установок различного типа, в Советском Союзе разработано другое оборудование, позволяющее полнее использовать рыбное сырье как для производства пищевой, так

итехнической продукции.

Ус т а н о в к а А8-И Ж У конструкции ПИНРО предназначена для выработки окира из печени тресковых рыб в судовых услови­ ях. Жир, получаемый в установке, является полуфабрикатом для производства медицинского рыбьего жира на береговых пред­ приятиях. Производительность установки по сырью составляет 400 кг/ч, расход пара до 120 кг/ч, габариты 2290X1340X1880 мм,

масса 2285 кг, обслуживает ее один человек.

На рис. 83 представлена технологическая схема установки А8-ИЖУ.

Печень, полученная при разделке рыбы, тщательно промыва­ ется забортной водой, из нее удаляются посторонние примеси и в течение 10—15 мин она подвергается стечке. После стечки пе­ чень загружается в приемный бак установки, который предна­ значен для накопления и хранения подготовленной к переработ­ ке печени, имеет наружную изоляцию и снабжен внешним зме­ евиком, по которому циркулирует холодная забортная вода. Ми: нимальный уровень печени в баке и ее температура контролиру­ ются дистанционно.

Из приемного бака печень одновинтовым насосом по трубо­ проводу перекачивается в дезинтегратор, предназначенный для механического измельчения сырой печени с одновременным на­ гревом измельченной массы острым паром до температуры 50°С. Измельчение производится щетками из стальной гофрированной проволоки, закрепленными на роторе, вращающемся в корпусе дезинтегратора. На трубопроводе для подвода, острого пара в дезинтегратор установлен соленоидный клапан для автомати­ ческого регулирования подачи пара. Измельченная и нагретая масса по трубопроводу переходит в варильник, в котором под давлением острого .пара из нее вытапливается жир. Температу­ ра в варильнике контролируется и поддерживается автомати­ чески.

488


Разваренная масса из варильника поступает в щеточный про­ сеиватель для окончательного измельчения и очистки от пленки и прочих примесей перед сепарированием. В просеивателе раз­ варенная масса металлическими вращающимися щетками про­ давливается через цилиндрическую сетку. Оставшиеся внутри сетки отходы периодически удаляются.

Рис. 83. Технологическая схема установки А8-ИЖУ для

получения жира

из печени ,рьгб:

 

J — приемный

бак; 2 —дезинтегратор; 3 — варильннк; 4 —щеточный

просеиватель; 5 —

подогреватель;

6 — сепаратор; 7 — бак; 5 — охладитель.

 

Из просеивателя печеночная масса одновинтовым насосом пе­ рекачивается через подогреватель в сепаратор. Подогреватель представляет собой цилиндрическийкорпус, внутри которого расположен паровой барботер. Температура поступающей в се­

паратор печеночной массы контролируется дистанционным тер­ мометром;

Сепаратор предназначен для разделения печеночной массы на жир, бульон и плотный белковьщй осадок — шлам. Процесс сепарации — непрерывный, шлам из сепаратора выводится пери­ одически, без остановки барабана сепаратора.

Шлам и бульон из сепаратора попадают в сборный бак, от­ туда передаются либо в рыбамучное отделение судна, либо в канализацию.

Жир из сепаратора шестеренчатым насосом направляется в контрольный бак. Между насосом и контрольным.баком на тру­ бопроводе установлено смотровое стекло. Если жир не соответ­ ствует необходимым кондициям (прозрачность, цвет), то вместо

■189


контрольного бака его направляют в варильник и затем на пов­ торную сепарацию.

Контрольный бак предназначен для сбора и отстоя готового жира и имеет стеклянный уровнемер и дистанционный термо­ метр.

Отстоявшийся жир насосом подается в пластинчатый охлади­ тель и далее — на хранение.

Вся установка смонтирована в виде единого блока на общей раме со всеми необходимыми трубопроводами. Приборы контро­ ля выведены на отдельный щит управления.

Высокая степень автоматизации процесса позволяет значи­ тельно облегчить обслуживание установки и по сравнению с установкой периодического действия получать жир более вы­ сокого качества.

Глава V I I I

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

НА РЫБООБРАБАТЫВАЮЩИХ ,ПРЕДПРИЯТИЯХ

Разгружаемые суда, причалы, цехи, склады, холодильники и и рыбообрабатывающее оборудование связаны между собой средствами для перемещения рыбы.

Общими особенностями грузов рыбоперерабатывающих пред­ приятий являются дискретно-поточный характер их перемеще­ ния, небольшая масса и габариты, зависимость направления гру­ зопотоков от характера грузов и места их обработки. Грузовые операции с рыбной продукцией осложняются также необходи­ мостью ее строгого учета в количественном отношении.

Роль транспортных средств в повышении уровня .механизации всего рыбообрабатывающего производства очень велика, если учесть, что при обработке рыбы все еще сохраняется значитель­ ная доля ручного труда.

Особую трудность при наборе ящиков с рыбной продукцией в пакет, который поднимается из трюма краном, представляет доставка ящиков из дальних концов трюма под люк к месту па­ кетирования, которая производится вручную.

Для облегчения этого процесса создана оригинальная конст­ рукция передвижного рольгангового транспортера РТС-1. Этот транспортер — раздвижной, длина его в раздвинутом состоянии около 7 м, ширина 614 мм, масса 276 кг. Опоры транспортера имеют колеса, что облегчает его передвижение внутри погрузоч­ но-разгрузочной площади.

Ролики связаны между собой в полотно с обеих сторон с по-, мощью шарнирных раздвигающихся параллелограммов. Это по­ зволяет не только раздвигать или сдвигать транспортер, уста-

190


навливая необходимую длину, но и изгибать его в горизонталь­ ной плоскости по криволинейному контуру.

Все ролики рольгангового полотна — приводные, их вращение осуществляется через цепные передачи, расположенные в шар­ нирных параллелограммах, которые связывают ролики.

Такая конструкция транспортера значительно увеличивает его маневренность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в ограниченном пространстве трюма, погрузке рыбы в железно­ дорожные вагоны и при выполнении других операций.

Обычно к местам хранения или переработки рыба, упакован­ ная в картонные ящики, доставляется на поддонах. Однако име­ ется н другой способ работы с пакетированным грузом. В рыб­ ной промышленности применяется система разгрузки и перевоз­ ки ящиков с рыбой, уложенных в пакет с помощью строп-кон­ тейнеров.

При формировании пакета на него надеваются специальные строп-ремни с самозатягивающимис-я пряжками, после чего па­ кет подготовлен к грузовым операциям. Ящики с рыбой уклады­ ваются в пакет таким образом, чтобы между ними вошли вилки электропогрузчика. Кран переносит пакет на причал, стропы остаются и стягивают его, подходит электропогрузчик, забирает его вилками и перевозит в необходимое место. Поддоны при этом не требуются. Способ очень удобен, так как при хранении пакетов увеличиваетсякоэффициент использования складских помещений, пакеты всегда готовы к перевозке,' стропы не дают разваливаться ящикам с рыбой при случайных толчках и дешев­ ле поддонов.

Некоторые суда доставляют в порт рыбу в трюмах навалом или уложенную в чердаках без затаривания. Обычно это суда прибрежного лова, доставляющие свежую рыбу, и бортовые тра­ улеры Северного бассейна, в трюмах которых на^чердаках уло­ жена охлажденная и соленая рыба. Разгрузка рыбы, доставлен­ ной таким образом,— очень трудоемкий процесс, с трудом под­ дающийся механизации. Рыба разгружается сачками, стампамибадьями, в которые ее .наваливают вручную.

Внастоящее время для разгрузки рыбы, доставленной нава­ лам в трюмах, применяются системы пневмо- и гидротранспорта.

ВМурманске разработан пневмоперегрузчик ПВР для све­ жей и соленой рыбы. Он устанавливается на причале и может перегружать из трюма в линию дальнейшей обработки разде­ ланную свежую охлажденную и соленую треску, зубатку, окунь,

.камбалу, мелкий палтус и любую мелкую рыбу. Производитель­ ность пневматического рыбоперегружателя по крупной рыбе со­ ставляет до 22 т/ч, по мелкой — до 35 т/ч. Пневмоперегружатель ПВР может быть использован и для внутрицеховой транспорти­ ровки рыбы и рыбных отходов.

Пневмоперегружатель (рис. 84) состоит из двух комплек­ сов — загрузки и разгрузки. В составе комплекса загрузки —

191


трюмное приемное и ориентирующее устройства, гибкий метал­ лический рыбопровод, подъемное устройство для стрелы, стаци­ онарный рыбопровод, по которому рыбы поступают к комплексу разгрузки.

В комплекс разгрузки входят: разгрузочное устройство, со­ стоящее из центробежного отделителя, предохранительного кла­ пана и барабанно-камерного затвора; бункер-распределитель; воздуходувное устройство; паропровод.

Р и с . 84.

У стан ов к а д л я п нев м ати ч еск ой

р а згр у зк и ры бы и*

т р ю м о в

РТ :

 

 

 

 

1 — стол t

загрузочной

воронкой; 2 — приемный

патрубок; 3 — noj

вод воды;

4 — рабочий

трубопровод;

5 — стрела;

6 — центробежнзШ

отделитель;

7 — барабанно-камерный

затвор;

8 — воздуходувка.

Процесс работы пневмоперегрузчика заключается в следую­ щем. Трюмное загрузочное устройство вместе с гибким металли­ ческим рыбопроводом и стрелой устанавливается в трюме суд­ на. Рыба самотеком и частично вручную ссыпается в воронку загрузочного устройства и далее в лоток, в котором она ориен­ тируется в продольном положении и под действием сил собст­ венной тяжести скользит по лотку к приемному патрубку рыбопровода. Ориентирование служит для предотвращения закупори­ вания входного патрубка рыбопровода. Для улучшения условий скольжения лоток загрузочного устройства орошается водой.

При работе воздуходувного устройства в системе рыбопроводов создается разрежение, под действием которого атмосфер­ ный воздух засасывается через приемный патрубок рыбопрово-

192