ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
чески и проверенные экспериментально, равны: /дг= = 54,88кгс-м-с2; т = 0,015 с; 7'к = 0,022 с; 6= 14,6; Ти=3 с; ри=2,9;
Л = 0,2; 7’му=0,046 с; іи /2 , ідп — токи |
выхода |
измерителя на |
грузки магнитного усилителя и датчика перемещения. |
||
Составленная система уравнений, |
описывающая движение |
|
основных элементов системы автоматического |
регулирования, |
|
имеет следующие особенности. |
|
|
1.Учитывает основные и существенные нелинейности харак теристик серводвигателей регулятора частоты вращения и блока нагрузки, а также изодромной обратной связи.
2.Математическое описание объекта регулирования учиты вает запаздывание в системе подачи топлива и в рабочем про цессе дизеля. Это описание позволяет также использовать функ циональные зависимости для моментов (индикаторного Мди, ме
ханических сопротивлений Мыс и нагрузки М„), полученные экс периментально в переходном режиме, вместо обычно применяе мых статических зависимостей типа MK3 = f(hp, п).
3. В уравнении для серводвигателя может быть использова но уточненное математическое выражение для определения пло щади отверстий в золотниковой втулке, а также учтена несим метричность его расходной характеристики.
Перечисленные особенности уравнений отдельных элементов уточняют математическое описание процессов в системе автома тического регулирования, а значит, и систему уравнений в це лом. Однако высокий порядок системы уравнений и наличие отмеченных нелинейностей значительно затрудняют, а в некото рых случаях и не позволяют исследовать систему автоматиче ского регулирования на устойчивость и качество переходных процессов известными методами. Поэтому исследование рас сматриваемой системы автоматического регулирования целесо образно проводить методомматематического моделирования с использованием аналого-вычислительных машин.
Эти методы возникли в связи со все возрастающей слож ностью расчетов и в последнее время получили широкое распро странение. Они применимы при определении кривых переходных процессов, исследовании влияния параметров отдельных звеньев на устойчивость и качество переходных процессов, оценке целе сообразности введения в систему автоматического регулирова ния различных .корректирующих элементов, обратных связей и т. д.
Аналитические исследования требуют проведения весьма тру доемких расчетов, что даже в простейших случаях для линейных систем не всегда позволяет получить достаточно полные ответы на поставленные вопросы. При наличии в системах нелинейных элементов, зазоров в передачах, переменных параметров и дру гих, усложняющих расчеты факторов, возможности аналитиче ских методов исследования становятся еще более ограничен ными.
ПО
Современные моделирующие устройства позволяют с доста точной для исследования точностью имитировать любые переда точные функции, нелинейные статические характеристики, функ ции нескольких переменных и их производные. Моделирующие установки позволяют также при сравнительно небольшой затра те времени определить влияние отдельных параметров на харак теристики системы автоматического регулирования.
Электронная модель системы автоматического регулирования дизель-генератора с двухимпульсным регулятором
Общая схема электронной модели представлена на рис. 45. Функциональная зависимость статического индикаторного мо мента Л4Д11(Ар) набирается на функциональном преобразователе
Рис. 45. Схема электронной модели двухимпульсной системы автома тического регулирования САРС дизель-генератора
ФП1. Суммарное запаздывание реализуется апериодическим’ звеном при помощи операционного усилителя 1. Зависимость момента внешней нагрузки для удобства моделирования пред ставлена в виде двух составлякэіцих: постоянной Мно и перемен-
111
грузки
ной AM(Ап). Для их набора используют функциональный пре образователь ФП2 и потенциометр Р2.
Решение уравнения движения дизель-генератора осуществ ляется при помощи операционного усилителя 2. Электронным аналогом измерителя частоты вращения является операционный усилитель 3. Сигнал жесткой обратной связи снимается с потен циометра Р5.
Электронная модель серводвигателя регулятора набирается операционными усилителями 4, 5 и функциональным преобра зователем ФПЗ. Цепь электронного аналога изодромной обрат ной связи набирается операционным усилителем 6 с дифферен цирующей емкостью на входе, шунтируемой контактами РВ при возврате.
Модель блока нагрузки представлена операционными усили телями 7, 8 я 9. Сигнал, пропорциональный мощности генерато ра, поступает на потенциометр Р11, являющийся аналогом дат чика нагрузки. Электронным аналогом магнитного усилителя яв ляется операционный усилитель 7. Усилитель 9 моделирует дат чик перемещения. Электронная модель серводвигателя блока нагрузки представлена операционным усилителем 8. Диоды Д во входной цепи усилителя 8 имеют порог нечувствительности 0,7 В, что соответствует зоне нечувствительности, серводвигате ля по расходной характеристике.
Стандартное диодное ограничение в цепи обратной связи усилителя 8 удерживает выходной сигнал на уровне ±95 В, что соответствует упору по ходу штока серводвигателя блока на грузки. Электронным аналогом суммирующего устройства яв ляется операционный усилитель 11, выходной сигнал которого соответствует перемещению реек топливных насосов.
Для варьирования параметрами настройки элементов си стемы автоматического регулирования с целью определения их оптимальных значений и взаимного влияния, моделирующие значения коэффициентов Тк, Ти, б, TMY, Ts, S и 5 3 можно изме нять. Осциллограммы переходных процессов электронной моде ли рассматриваемой системы, набранной по уравнениям (6) — (29), даны на рис. 46 и 47. Как видим, исследования на модели позволяют определить характер переходного процесса даже та ких элементов регулятора, исследование которых при обычных экспериментах исключительно затруднено или невозможно из-за конструктивного исполнения (например, изодром и др.).
Г л а в а |
VI |
СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ
Широкое распространение дизелей выдвинуло проблемы со вершенствования их экономических показателей, упрощения об служивания, улучшения рабочего процесса, а также привело к необходимости совершенствования систем автоматического регу лирования.
Создание более совершенных систем автоматического регу лирования дизель-генераторных установок, обеспечивающих удобства эксплуатации, в сочетании с новыми принципами регу лирования представляет собой одну из актуальнейших задач. В настоящее время необходимо конструировать регуляторы на базе новых принципиальных схем с использованием новых прин ципов управления — по возмущению при двухимпульсном регулировании.
Применение таких совершенных регуляторов открывает ши рокие возможности улучшения динамических показателей регу лирования, совершенствования электрической передачи тепло возов, обеспечения параллельной работы нескольких дизельэлектрических агрегатов при упрощении их конструкции.
§ 19. РЕГУЛЯТОР С СИЛОВОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ БУФЕРНОГО ТИПА
В процессе эксплуатации регулятора возникает необходи мость настройки отдельных его элементов и узлов для согласо ванной работы системы автоматического регулирования. Так, при настройке регуляторов с кинематической обратной связью, непосредственно на дизеле требуется изменение предваритель ного сжатия компенсирующей пружины, для чего необходима установка или уменьшение числа прокладок в золотниковой части. Для этого частично разбирают регулятор и извлекают золотниковую часть.
Такие работы весьма трудоемки, связаны со значительной потерей времени и крайне неудобны. Выполнять их может толь ко специалист, имеющий соответствующий опыт. Кроме того, в регуляторах с кинематической обратной связью при уменьше-
114
нии подачи топлива возможен разрыв потока рабочей жидко сти, ухудшающий качество процесса регулирования. Эти недо статки, а также необходимость использования специального демпфирующего устройства в измерителе частоты вращения, сложность конструкции поршневой пары и следящей системы, и т. п. доказали целесообразность применения новых принципов регулирования.
Регуляторы 10Д100, выполненные по новой принципиальной схеме, начинают заменять с 1972 г. все прежние регуляторы. Отличительной особенностью регулятора 1 ОД100 является при менение изодромной компенсирующей обратной связи (нередко называемой «буферной»), осуществляющей силовое воздействие непосредственно на золотник измерителя в результате перепада давлений в полостях компенсирующей системы.
Принципиальная схема регулятора 10Д100 дана на рис. 48. Между золотниковой втулкой 23 и поршнем 9 серводвигателя расположена компенсирующая система, состоящая из буферно го цилиндра, поршня 7, нагруженного с двух сторон буферны ми пружинами, и компенсирующего игольчатого клапана 8. Зо лотник 24 имеет специальный компенсирующий поясок D боль шего диаметра.
Движение золотника 24 вниз позволяет потоку масла под давлением, равным давлению в аккумуляторе, пройти через золотниковую втулку 23 в полость А цилиндра буфера. При этом поршень 7 буфера смещается влево, выжимает масло из полости Б, поднимая поршень 9 силового цилиндра, и увеличи вает подачу топлива. Движение золотника 24 вверх позволяет маслу из полости Л, а следовательно, и из силового цилиндра сливаться в ванну регулятора. Поршень силового цилиндра при этом будет направляться пружиной вниз, уменьшая подачу топлива.
Этот поток масла в буферной системе (в любом направле нии) определяет смещение поршня 7 в направлении потока, сжимая одну из пружин и освобождая другую. Такое действие создает перепад давления масла на обеих сторонах поршня 7 (полости А и Б) с более высоким давлением на стороне, проти воположной сжатой пружине.
Перепад давлений передается в полости над и под компенси рующим пояском D золотника 24 и создает силу, направленную вверх или вниз. Эта сила действует на компенсирующий поясок D (т. е. на золотник), что и является обратным воздействием, способствующим возврату золотника в среднее положение пере крытия.
Компенсирующая система — обратная связь бывает двух мо дификаций: нерегулируемая и регулируемая. В случае нерегу лируемой обратной связи (регулятор 10Д100) предварительное сжатие буферных пружин не изменяется. Однако для работы на дизелях различного назначения устанавливают пружины
115
разной жесткости, обеспечивающие устойчивость процесса регу лирования при любых условиях работы.
Регулируемая обратная связь допускает изменение предва рительного сжатия буферных пружин, что особенно важно при установке регуляторов на газомоторкомпрессорах (машины с
8 |
|
пластина |
Рис. |
48. |
Принципиальная |
|
схема |
регулятора |
|
10Д100: |
|
|
|
втулки; |
|||||||||||||||||||||||||
|
механизма |
управления; |
2 и 2^ - золотники; |
3 |
н |
23 |
— золотниковые |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
— |
пружина |
золотника; |
|
5 — аккумулятор; |
|
|
— масляный |
|
|
|
7 — поршень |
|
буфера; |
|||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
6 |
насос; |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
— |
|
|
|
|
|
|
игольчатый |
клапан; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цилиндра; |
|
|
|
— стоп- |
||||||||||||||
|
— компенсирующий |
9 |
— поршень силового |
10 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
устройство |
(золотник |
автоматического |
выключения); |
// — индуктивный |
|
датчик; |
12 |
— |
|||||||||||||||||||||||||||||||
серводвигатель задания |
нагрузки; |
13 |
— верхний |
|
шток |
поршня |
силового |
цилиндра; |
14 — |
||||||||||||||||||||||||||||||
игла; |
15 |
— тарелка |
механизма |
выключения; |
16 |
— рычаг; |
17 |
— рычаг |
|
жесткой |
|
обратной |
|||||||||||||||||||||||||||
связи; |
18 |
— узел регулирования |
максимальной |
|
частоты |
вращения; |
19 |
н |
20 — |
|
рычаги; |
||||||||||||||||||||||||||||
21 |
— пружина |
измерителя; |
22 |
— грузы |
измерителя; |
25 |
— силовой |
серводвигатель; |
|
26 |
— ком |
||||||||||||||||||||||||||||
пенсирующий |
игольчатый |
клапан |
регулятора |
нагрузки; |
27 |
— пружина |
обратной |
связи |
|||||||||||||||||||||||||||||||
регулятора |
нагрузки; |
28 |
— золотниковая32втулка |
|
регулятора |
|
нагрузки; |
29 |
— золотник ре |
||||||||||||||||||||||||||||||
гулятора |
нагрузки; |
30 |
|
серводвигатель |
задания |
|
частоты |
вращения; |
31 — |
клапан |
|
отклю |
|||||||||||||||||||||||||||
чающего |
|
|
|
— |
|
буксовании; |
— поршень |
|
серводвигателя |
|
|
|
нагрузки; |
||||||||||||||||||||||||||
устройства |
при |
|
|
задания |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
— винт |
установки |
минимальной |
частоты |
|
вращения; |
/ — к |
|
рейкам |
топливных |
|
насосов; |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
I I — на |
уменьшение |
нагрузки; |
|
I I I |
|
— на |
увеличение |
нагрузки |
|
|
|
|
|
|
|
искровым зажиганием, где возможен пропуск вспышек) и на машинах с ударными нагрузками, например на поршневом компрессоре.
Узел регулируемой обратной связи показан "на рис. 49. Пор шень 4 установлен в расточке корпуса 2 регулятора. На внутрен
116