Файл: Регуляторы скорости дизель-генераторов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чески и проверенные экспериментально, равны: /дг= = 54,88кгс-м-с2; т = 0,015 с; 7'к = 0,022 с; 6= 14,6; Ти=3 с; ри=2,9;

Л = 0,2; 7’му=0,046 с; іи /2 , ідп — токи

выхода

измерителя на­

грузки магнитного усилителя и датчика перемещения.

Составленная система уравнений,

описывающая движение

основных элементов системы автоматического

регулирования,

имеет следующие особенности.

 

 

1.Учитывает основные и существенные нелинейности харак­ теристик серводвигателей регулятора частоты вращения и блока нагрузки, а также изодромной обратной связи.

2.Математическое описание объекта регулирования учиты­ вает запаздывание в системе подачи топлива и в рабочем про­ цессе дизеля. Это описание позволяет также использовать функ­ циональные зависимости для моментов (индикаторного Мди, ме­

ханических сопротивлений Мыс и нагрузки М„), полученные экс­ периментально в переходном режиме, вместо обычно применяе­ мых статических зависимостей типа MK3 = f(hp, п).

3. В уравнении для серводвигателя может быть использова­ но уточненное математическое выражение для определения пло­ щади отверстий в золотниковой втулке, а также учтена несим­ метричность его расходной характеристики.

Перечисленные особенности уравнений отдельных элементов уточняют математическое описание процессов в системе автома­ тического регулирования, а значит, и систему уравнений в це­ лом. Однако высокий порядок системы уравнений и наличие отмеченных нелинейностей значительно затрудняют, а в некото­ рых случаях и не позволяют исследовать систему автоматиче­ ского регулирования на устойчивость и качество переходных процессов известными методами. Поэтому исследование рас­ сматриваемой системы автоматического регулирования целесо­ образно проводить методомматематического моделирования с использованием аналого-вычислительных машин.

Эти методы возникли в связи со все возрастающей слож­ ностью расчетов и в последнее время получили широкое распро­ странение. Они применимы при определении кривых переходных процессов, исследовании влияния параметров отдельных звеньев на устойчивость и качество переходных процессов, оценке целе­ сообразности введения в систему автоматического регулирова­ ния различных .корректирующих элементов, обратных связей и т. д.

Аналитические исследования требуют проведения весьма тру­ доемких расчетов, что даже в простейших случаях для линейных систем не всегда позволяет получить достаточно полные ответы на поставленные вопросы. При наличии в системах нелинейных элементов, зазоров в передачах, переменных параметров и дру­ гих, усложняющих расчеты факторов, возможности аналитиче­ ских методов исследования становятся еще более ограничен­ ными.

ПО


Современные моделирующие устройства позволяют с доста­ точной для исследования точностью имитировать любые переда­ точные функции, нелинейные статические характеристики, функ­ ции нескольких переменных и их производные. Моделирующие установки позволяют также при сравнительно небольшой затра­ те времени определить влияние отдельных параметров на харак­ теристики системы автоматического регулирования.

Электронная модель системы автоматического регулирования дизель-генератора с двухимпульсным регулятором

Общая схема электронной модели представлена на рис. 45. Функциональная зависимость статического индикаторного мо­ мента Л4Д11(Ар) набирается на функциональном преобразователе

Рис. 45. Схема электронной модели двухимпульсной системы автома­ тического регулирования САРС дизель-генератора

ФП1. Суммарное запаздывание реализуется апериодическим’ звеном при помощи операционного усилителя 1. Зависимость момента внешней нагрузки для удобства моделирования пред­ ставлена в виде двух составлякэіцих: постоянной Мно и перемен-

111

грузки

ной AM(Ап). Для их набора используют функциональный пре­ образователь ФП2 и потенциометр Р2.

Решение уравнения движения дизель-генератора осуществ­ ляется при помощи операционного усилителя 2. Электронным аналогом измерителя частоты вращения является операционный усилитель 3. Сигнал жесткой обратной связи снимается с потен­ циометра Р5.

Электронная модель серводвигателя регулятора набирается операционными усилителями 4, 5 и функциональным преобра­ зователем ФПЗ. Цепь электронного аналога изодромной обрат­ ной связи набирается операционным усилителем 6 с дифферен­ цирующей емкостью на входе, шунтируемой контактами РВ при возврате.

Модель блока нагрузки представлена операционными усили­ телями 7, 8 я 9. Сигнал, пропорциональный мощности генерато­ ра, поступает на потенциометр Р11, являющийся аналогом дат­ чика нагрузки. Электронным аналогом магнитного усилителя яв­ ляется операционный усилитель 7. Усилитель 9 моделирует дат­ чик перемещения. Электронная модель серводвигателя блока нагрузки представлена операционным усилителем 8. Диоды Д во входной цепи усилителя 8 имеют порог нечувствительности 0,7 В, что соответствует зоне нечувствительности, серводвигате­ ля по расходной характеристике.

Стандартное диодное ограничение в цепи обратной связи усилителя 8 удерживает выходной сигнал на уровне ±95 В, что соответствует упору по ходу штока серводвигателя блока на­ грузки. Электронным аналогом суммирующего устройства яв­ ляется операционный усилитель 11, выходной сигнал которого соответствует перемещению реек топливных насосов.

Для варьирования параметрами настройки элементов си­ стемы автоматического регулирования с целью определения их оптимальных значений и взаимного влияния, моделирующие значения коэффициентов Тк, Ти, б, TMY, Ts, S и 5 3 можно изме­ нять. Осциллограммы переходных процессов электронной моде­ ли рассматриваемой системы, набранной по уравнениям (6) — (29), даны на рис. 46 и 47. Как видим, исследования на модели позволяют определить характер переходного процесса даже та­ ких элементов регулятора, исследование которых при обычных экспериментах исключительно затруднено или невозможно из-за конструктивного исполнения (например, изодром и др.).



Г л а в а

VI

СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ

Широкое распространение дизелей выдвинуло проблемы со­ вершенствования их экономических показателей, упрощения об­ служивания, улучшения рабочего процесса, а также привело к необходимости совершенствования систем автоматического регу­ лирования.

Создание более совершенных систем автоматического регу­ лирования дизель-генераторных установок, обеспечивающих удобства эксплуатации, в сочетании с новыми принципами регу­ лирования представляет собой одну из актуальнейших задач. В настоящее время необходимо конструировать регуляторы на базе новых принципиальных схем с использованием новых прин­ ципов управления — по возмущению при двухимпульсном регулировании.

Применение таких совершенных регуляторов открывает ши­ рокие возможности улучшения динамических показателей регу­ лирования, совершенствования электрической передачи тепло­ возов, обеспечения параллельной работы нескольких дизельэлектрических агрегатов при упрощении их конструкции.

§ 19. РЕГУЛЯТОР С СИЛОВОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ БУФЕРНОГО ТИПА

В процессе эксплуатации регулятора возникает необходи­ мость настройки отдельных его элементов и узлов для согласо­ ванной работы системы автоматического регулирования. Так, при настройке регуляторов с кинематической обратной связью, непосредственно на дизеле требуется изменение предваритель­ ного сжатия компенсирующей пружины, для чего необходима установка или уменьшение числа прокладок в золотниковой части. Для этого частично разбирают регулятор и извлекают золотниковую часть.

Такие работы весьма трудоемки, связаны со значительной потерей времени и крайне неудобны. Выполнять их может толь­ ко специалист, имеющий соответствующий опыт. Кроме того, в регуляторах с кинематической обратной связью при уменьше-

114

нии подачи топлива возможен разрыв потока рабочей жидко­ сти, ухудшающий качество процесса регулирования. Эти недо­ статки, а также необходимость использования специального демпфирующего устройства в измерителе частоты вращения, сложность конструкции поршневой пары и следящей системы, и т. п. доказали целесообразность применения новых принципов регулирования.

Регуляторы 10Д100, выполненные по новой принципиальной схеме, начинают заменять с 1972 г. все прежние регуляторы. Отличительной особенностью регулятора 1 ОД100 является при­ менение изодромной компенсирующей обратной связи (нередко называемой «буферной»), осуществляющей силовое воздействие непосредственно на золотник измерителя в результате перепада давлений в полостях компенсирующей системы.

Принципиальная схема регулятора 10Д100 дана на рис. 48. Между золотниковой втулкой 23 и поршнем 9 серводвигателя расположена компенсирующая система, состоящая из буферно­ го цилиндра, поршня 7, нагруженного с двух сторон буферны­ ми пружинами, и компенсирующего игольчатого клапана 8. Зо­ лотник 24 имеет специальный компенсирующий поясок D боль­ шего диаметра.

Движение золотника 24 вниз позволяет потоку масла под давлением, равным давлению в аккумуляторе, пройти через золотниковую втулку 23 в полость А цилиндра буфера. При этом поршень 7 буфера смещается влево, выжимает масло из полости Б, поднимая поршень 9 силового цилиндра, и увеличи­ вает подачу топлива. Движение золотника 24 вверх позволяет маслу из полости Л, а следовательно, и из силового цилиндра сливаться в ванну регулятора. Поршень силового цилиндра при этом будет направляться пружиной вниз, уменьшая подачу топлива.

Этот поток масла в буферной системе (в любом направле­ нии) определяет смещение поршня 7 в направлении потока, сжимая одну из пружин и освобождая другую. Такое действие создает перепад давления масла на обеих сторонах поршня 7 (полости А и Б) с более высоким давлением на стороне, проти­ воположной сжатой пружине.

Перепад давлений передается в полости над и под компенси­ рующим пояском D золотника 24 и создает силу, направленную вверх или вниз. Эта сила действует на компенсирующий поясок D (т. е. на золотник), что и является обратным воздействием, способствующим возврату золотника в среднее положение пере­ крытия.

Компенсирующая система — обратная связь бывает двух мо­ дификаций: нерегулируемая и регулируемая. В случае нерегу­ лируемой обратной связи (регулятор 10Д100) предварительное сжатие буферных пружин не изменяется. Однако для работы на дизелях различного назначения устанавливают пружины

115


разной жесткости, обеспечивающие устойчивость процесса регу­ лирования при любых условиях работы.

Регулируемая обратная связь допускает изменение предва­ рительного сжатия буферных пружин, что особенно важно при установке регуляторов на газомоторкомпрессорах (машины с

8

 

пластина

Рис.

48.

Принципиальная

 

схема

регулятора

 

10Д100:

 

 

 

втулки;

 

механизма

управления;

2 и 2^ - золотники;

3

н

23

— золотниковые

1

пружина

золотника;

 

5 — аккумулятор;

 

 

— масляный

 

 

 

7 — поршень

 

буфера;

4

 

 

 

6

насос;

 

 

 

 

 

 

 

 

игольчатый

клапан;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цилиндра;

 

 

 

— стоп-

 

— компенсирующий

9

— поршень силового

10

 

устройство

(золотник

автоматического

выключения);

// — индуктивный

 

датчик;

12

серводвигатель задания

нагрузки;

13

— верхний

 

шток

поршня

силового

цилиндра;

14

игла;

15

— тарелка

механизма

выключения;

16

— рычаг;

17

— рычаг

 

жесткой

 

обратной

связи;

18

— узел регулирования

максимальной

 

частоты

вращения;

19

н

20

 

рычаги;

21

— пружина

измерителя;

22

— грузы

измерителя;

25

— силовой

серводвигатель;

 

26

— ком­

пенсирующий

игольчатый

клапан

регулятора

нагрузки;

27

— пружина

обратной

связи

регулятора

нагрузки;

28

— золотниковая32втулка

 

регулятора

 

нагрузки;

29

— золотник ре­

гулятора

нагрузки;

30

 

серводвигатель

задания

 

частоты

вращения;

31

клапан

 

отклю­

чающего

 

 

 

 

буксовании;

— поршень

 

серводвигателя

 

 

 

нагрузки;

устройства

при

 

 

задания

 

33

— винт

установки

минимальной

частоты

 

вращения;

/ — к

 

рейкам

топливных

 

насосов;

 

 

 

 

 

 

I I — на

уменьшение

нагрузки;

 

I I I

 

— на

увеличение

нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

искровым зажиганием, где возможен пропуск вспышек) и на машинах с ударными нагрузками, например на поршневом компрессоре.

Узел регулируемой обратной связи показан "на рис. 49. Пор­ шень 4 установлен в расточке корпуса 2 регулятора. На внутрен­

116