Файл: Регуляторы скорости дизель-генераторов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Область допустимой аппроксимации в этом случае оцени­ вают неравенством o/r-< 1. Для рассматриваемого регулятора (ст/г)>1, а значит выражение (13) дает при расчетах значи­ тельную погрешность. Результаты расчетов площади золотнико­ вых окон, подсчитанные по формулам (12) и (13), приведены в табл. 16. Как видим, при отношении (сг/г)>0,5, величина по­ грешности б быстро возрастает от 8,4% при (ст/г)=0,5 до 20% при (ст/г) = 1.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

 

 

 

Площади золотниковых окон при отношении о/г

 

 

Параметры

 

 

 

 

 

 

 

 

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

 

Si

в ем2

0,0596

0,1686

0,3098

0,4770

0,6666

S2

в см2

0,0587

0,1635

0,2955

0,4470

0,6142

ö в %

1,4710

3,1193

4,8392

6,7114

8,4373

 

 

 

 

 

Продолжение табл.

16

 

 

 

Площади золотниковых окон при отношения о / г

 

 

Параметры

 

 

 

 

 

 

 

 

0 ,6

0 ,7

0 ,8

0 ,9

1

 

Si в см2

0 ,8 7 6 3

1 ,1 0 4 3

1 ,3 4 9 8

1 ,6 0 9 9

1 ,8 8 5 6

Sa в см2

0 ,7 9 2 7

0 ,9 7 9 9

1 ,1 7 3 0

1,9111

1 ,5 7 0 7

б в %

1 0 ,5 5 0 4

1 2 ,6 9 5 0

1 5 ,0 2 1 5

1 7 ,4 1 6 6

2 0 ,0 4 0 0

Существенная особенность рассматриваемого серводвигате­ ля — зависимость перепада давлений на дросселирующих окнах от направления движения золотника и изменения нагрузки. При движении золотника вверх масло из полости под поршнем сило­ вого цилиндра протекает в масляную ванну (слив). Тогда пере­ пад давления на дросселирующих окнах

— А»

(И)

105


а при движении вниз

 

 

 

ДРз Рак

Рп>

(15)

где ро — давление

масла в отводящей

полости золотниковой

пары.

о б р а т н а я

с в я з ь .

Устойчивую работу

И з о д р о м н а я

регулятора при малых отклонениях частоты вращения коленча­ того вала дизеля и быстродействие за счет отключения изодро­ ма при больших возмущениях обеспечивает изодромная обрат­ ная связь, имеющая следующие особенности.

1. Пружина изодрома для компенсации сил сухого трения имеет предварительное сжатие, сила которого должна быть больше сил сухого трения, так как только в этом случае поло­ жение поршня изодрома при равновесии системы будет строго определенным, а значение регулируемой величины — не завися­ щим от сил трения.

2. Полость изодрома сообщается с масляной ванной двумя путями (без учета утечек через зазоры): при малых перемеще­ ниях золотника— только через перепускное отверстие пзодрома; при больших перемещениях золотника — через перепускное от­ верстие и дополнительно открывающееся окно, соединяющее полость изодрома с масляной ванной (величина открытия этого окна пропорциональна перемещению золотника).

Такая конструкция изодрома дает возможность ослабить действие обратной связи при резких изменениях скоростного ре­ жима. Уравнение равновесия поршня изодрома

L n "Т с2У F2 Р2 — 0і

(16)'

где Ь„ — усилие предварительного сжатия пружины; сг — жест-( кость пружины (компенсирующей); у — координата втулки; F — площадь поршня; р%— давление масла в полости.

Давление масла в полости изодрома можно выразить через

величину утечек масла

 

 

 

 

(17)

где f — сечение щели изодрома;

К 'ут— коэффициент

утечек.

Величину утечек можно, выразить как разность приращений

объемов компенсирующей и изодромной полостей, т. е.

 

QyT= Fірх F2ру,

(18)

где Fi — площадь поршня компенсирующего цилиндра.

 

С учетом выражений (17) и

(18), запишем уравнение (16)

равновесия поршня изодрома в виде

 

Ln + с2у ----- {Fjpx F2py) = 0.

(19)

106


Преобразовав выражение (19)

делением всех

членов на

fKyT¥=0, получим

 

 

L J • /Сут + с2у[К'Ут+

F\py = FxF2px.

(20)

В установившемся режиме ус2 = Ьіь поэтому, обозначив Тн= -={F2J c 2fKyT) и ßii= {F'ifF2), получим уравнение в форме, при­ нятой в теории автоматического регулирования, т. е.

 

 

{Тнр + 1)У = КТ»рх.

 

(21)

Сечение щели f

изодрома при движении его

поршня

не

остается

постоянным, т. е.

f=fo + inAy*. Если

перемещение

поршня

изодрома у

меньше

1,6 мм, то Ау* = 0. Если же

і/>

>1,6 мм, то поршень изодрома при своем движении открывает отверстие, соединяющее полость изодрома со сливной ванной;

при этом Ау* = у—1,6 мм. С учетом имеющейся

нелинейности

уравнение движения поршня изодрома можно

представить в

виде

 

(T„p+ l) + ^ A y * = ßHTllPx.

(22)

/0

 

И з м е р и т е л ь н а г р у з к и . Измерительным

органом регу­

лятора по возмущению является измеритель нагрузки. Процессы в электрических цепях и элементах, образующих измеритель (датчик) нагрузки, по сравнению с процессами в регуляторе протекают очень быстро. Поэтому измеритель нагрузки можно считать безынерционным элементом. Уравнение движения изме­ рителя нагрузки имеет вид

h = KN,

(23)

где і]— ток выхода измерителя нагрузки; N — мощность; К — коэффициент пропорциональности.

М а г н и т н ы й у с и л и т е л ь . При расчетах электромехани­ ческих систем автоматического регулирования, содержащих магнитные усилители, последние, обычно, рассматривают как апериодические звенья. При анализе обычно учитывают только нелинейность характеристики магнитных усилителей, опреде­ ляемую насыщением сердечников, и пренебрегают влиянием вихревых токов, гистерезиса и высших гармонических состав­ ляющих.

Таким образом, магнитный усилитель с достаточной точно­ стью может быть представлен в виде апериодического звена первого порядка с передаточной функцией

• ' - . W - f S T T

где /(му — коэффициент усиления по току управления К Fму - постоянная времени.

107


Приняв указанные допущения, а также учитывая ток обрат­ ной связи по перемещению штока исполнительного органа бло­ ка нагрузки, получим уравнение движения агрегатного магнит­ ного усилителя

(Тщ р+ 1)іі = і1 — I'«,,

(24)

где іг — ток выхода магнитного усилителя; t'i— ток управления, равный току выхода измерителя нагрузки; ідп — ток выхода дат­ чика перемещения.

Э л е к т р о м е х а н и ч е с к и й п р е о б р а з о в а т е л ь . Учи­ тывая большую мощность электромеханического преобразова­ теля, тяговое усилие которого значительно превышает силы со­ противления центрирующих пружин и реакции струи масла в момент трогания золотника, его рассматривают, как безынер­ ционное пропорциональное звено, описываемое уравнением

К 2,(^2 — t*2i

(25)

где Ог — выходная координата преобразователя, равная переме­ щению золотника гидроусилителя блока нагрузки; і2— ток управления электродинамического преобразователя, равный току

выхода магнитного усилителя;

Кг — коэффициент пропорцио­

нальности.

н а г р у з к и . Конструктивно

Г и д р о у с и л и т е л ь б л о к а

гидроусилитель регулятора нагрузки двухимпульсного регуля­

тора представляет собой серводвигатель одностороннего дейст­ вия. Он отличается от серводвигателя регулятора по отклонению меньшей площадью поршня силового цилиндра и не имеет ком­ пенсирующего цилиндра, а также штока и пружины жесткой обратной связи. По аналогии с серводвигателем блока регуля­ тора по отклонению (частоты вращения), серводвигатель блока

нагрузки с достаточной точностью можно представить

в виде

интегрирующего звена, описываемого уравнением

 

р х г = - ^ ,

(26)

*->3

 

где хг — координата штока; — количество масла, поступаю­ щего под поршень; S 3— площадь поршня.

Дросселирующие окна золотниковой втулки имеют почти прямоугольную форму, поэтому зависимость расхода масла че­ рез окна втулки от хода золотника является практически линей­ ной функцией. Ограничения расхода масла при его впуске и сливе определяются площадью проточки золотника и соответ­ ственно равны

Qsn = Qcn = 59 мм2.

Расходную характеристику серводвигателя определяют из предположёния постоянства давления масла в аккумуляторах и

108


постоянства перепада давлений в маслопроводах. При расчете

избыточное

давление

масла принимают

равным 2,5 кгс/см2.

Д а т ч и к п е р е м е щ е н и я ш т о к а с е р в о д в и г а т е л я .

В комбинированной системе регулирования управляющее

воз­

действие по возмущению должно быть пропорционально

на­

грузке, а максимальный сигнал выхода должен

обеспечивать

полную компенсацию

возмущения.

Для

осуществления

этих

требований

предусмотрена обратная

связь

по

положению

ис­

полнительного органа, которая обеспечивает следящий режим работы серводвигателя.

Для образования сигнала обратной связи в регуляторе уста­ новлен индуктивный датчик, приращение индуктивного сопро­ тивления которого прямо пропорционально перемещению его сердечника. Индуктивный датчик включен в одно из плеч моста подающего сигнал разбаланса (после его усиления транзистор­ ным усилителем) в управляющую обмотку магнитного усили­ теля.

Датчик перемещения является апериодическим звеном пер­ вого порядка с постоянной времени Тдп<0,01 с. Постоянная времени датчика мала по сравнению с постоянной времени дру­ гих элементов схемы, поэтому влиянием инерционности датчика

можно пренебречь и считать его безынерционным

звеном.

Тогда

 

1"дп — К д п х 2 >

(27)

где х2— координата штока серводвигателя регулятора по воз­ мущению; Кт — коэффициент пропорциональности.

Уравнение, характеризующее величину открытия дроссели­ рующих окон, имеет вид

 

1 N II ь

 

где о — площадь окон.

 

Уравнение жесткой обратной связи имеет вид

!

г = Ах,

(28)

(29)

где А — коэффициент обратной связи.

система

автоматического

Таким образом, рассматриваемая

регулирования с достаточной

точностью может

быть

описана

следующими уравнениями: (5)

и (6)

— для

дизель-генератора;

( 7) — для муфты измерителя

(золотника);

(10)— для поршня

серводвигателя; (21)— для изодрома;

(28)— для величины от­

крытия дросселирующих окон;

(29) — для

жесткой

обратной-

связи; (23) — для измерителя нагрузки; (24)— для магнитного усилителя; (26)— для поршня гидроусилителя блока нагрузки; (27) — для датчика перемещения; (25)— для электромеханиче: ского преобразователя. ’

В приведенных уравнениях (5) — (7);; (10), (21), (23) — (29) значения параметров и коэффициентов, определенные аналити—

109