Файл: Расчеты и анализ режимов работы сетей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
форматора с РПН или ПБВ. При регулировании напряжения трансформаторами UmB принимается с таким расчетом, чтобы действительное напряжение U2 было наиболее близ ким к желаемому U2x в рассматриваемом режиме.
В ряде случаев для регулирования напряжения исполь зуются вольтодобавочные трансформаторы, электродвижу щую силу этих трансформаторов (линейных регуляторов) Да определяют по выражению
и.2ж ' ■UL, С2 ном
Xном + Д®
Выбор ответвлений автотрансформаторов делают на ос нове формул, записанных выше.
Батареи конденсаторов, включенные последовательно в линию с сопротивлением г/, хл, уменьшают потери напря жения. Сопротивление батарей конденсаторов хк, ограни чивающих потери напряжения в линии величиной Д£/доп, определяют из формулы
ВдГд -р0Л(Хд хк)
^^/доп UНОМ
Батареи конденсаторов QK, устанавливаемые на под станциях параллельно нагрузке Рп, Q,,, способствуют снижению потерь напряжения в линии, так как
ДП = |
~Ь (Qh Qk) х л |
|
Сном |
Аналогичным будет влияние на потери напряжения синхронных компенсаторов, работающих в режиме пере возбуждения.
Следует отметить, что общая задача регулирования режи мов является технико-экономической. Однако для экономи ческого обоснования того или иного решения необходимо выбрать технически возможные и допустимые варианты. Задачи настоящей главы в основном решают техническую сторону вопроса и дают необходимые данные для дальней шего экономического анализа.
Задача 4-1
На районной понижающей подстанции 110/10 кВ рабо тают параллельно два трансформатора (рис. 4-1) мощностью 32 МВ-А каждый. Сопротивление двух трансформаторов
ZT = 0,94 + /21,7 Ом.
157
Наибольшая нагрузка на шинах вторичного напряже ния подстанции составляет 42 МВ-А (5нб = 38,6 + /18,3),
анапряжение на шинах высшего напряжения равно 103 кВ.
Врежиме наименьших нагрузок мощность и напряжение на высшей стороне соответственно равны 18 МВ-А (5НМ=
= 16,5 + /6,3) и 108,5 кВ.
Т р е б у е т с я подобрать коэффициенты трансформа ции трансформаторов, обеспечивающие встречное регулиро вание напряжения на шинах вторичного напряжения под
станции в режимах |
наибольших |
(£/2нб = 1,05 U2a0„) |
и |
наименьших (U2im = |
1,0 U2H0K) нагрузок. |
|
|
Трансформаторы |
имеют РПН |
в пределах 115 ± 9 |
х |
X 1,78%/10,5 кВ. |
|
|
|
«У |
S |
|
Рис. 4-1. |
Решение. Определим приведенные значения напряжений на шинах низшего напряжения подстанций в режимах наибольшей U'2Hg и наименьшей U2uu нагрузок. Эту часть задачи можно решить двумя путями:
1) По нагрузке на шинах низшего напряжения и номи
нальному напряжению сети |
определить потери мощности |
в обмотках трансформаторов |
АР м и AQu и мощность S' |
(рис. 4-1). Далее по напряжению Ux и мощности S'T найти потери напряжения в трансформаторах и напряжение U2.
2) Так как между точками напряжений Ux и U2 нет про межуточных отборов мощности, то возможно непосредствен ное определение U2 по заданной величине напряжения Ux и нагрузке А из уравнения
ци
UX= U'- Pl-T+QXr TJT~
м
158
Второй способ короче, он и принимается для решения задачи. Для режима наибольших нагрузок
, , , |
38,6-0,94+18,3-21,7 |
||
с + нб = |
l U o --------- |
//' |
нб |
|
|
и 2 |
(1/5„б)2 - 1036/5не + (38,6 •0,94 + 18,3 - 21,7) = 0,
откуда приведенное значение напряжения
6Днб=98,7 кВ.
Аналогично найдем U'in№ для режима наименьших на грузок:
,,,_ 1 л о с 16,5-0,94 + 6,3-21,7
и 2 НМ — |
1 U O , О |
-гр -----------------------*> |
|
|
^ 2 нм |
- 108,567.' им + (16,5 •0,94 + 6,3-21,7) = 0, |
||
откуда |
|
|
|
£/; « = 1 0 7 ,2 кВ. |
|
Как правило, |
встречное |
регулирование напряжения |
в режимах наибольших и наименьших нагрузок может быть осуществлено при разных ответвлениях трансформаторов.
Желаемое напряжение на вторичной стороне в режиме наибольших нагрузок 6/2нб = 1,05-10 = 10,5 кВ.
Требуемое напряжение ответвления
, , |
9 8 , 7 - 1 0 , 5 n o _ |
D |
||
67от в. ж |
10 5 |
98,7 |
кВ. |
|
Выбирается ближайшее стандартное ответвление |
||||
670т в . н б = |
115 — 8 |
0,0178 •115 = 98,64 кВ. |
||
При этом действительное напряжение на низшей стороне |
||||
подстанции |
|
|
|
|
672нб = 98,7 J M |
^ 1 0 , 5 |
кВ. |
||
Для режима наименьших нагрузок аналогичные расчеты |
||||
дают |
|
|
|
|
Uam = 1 ,0672ном= |
10 кВ; |
67отв. ж = 107’ --0 10’5 = 112,5 кВ; |
||
6/отв .ж = |
1 1 5 - 1- 0,0178 -1 1 5 = |
112,95 кВ. |
Действительное напряжение на шинах низшего напря жения
10,5
Задача 4-2*
Подстанции 1 и 2 соединены кольцевой сетью ПО кВ с шинами питающей подстанции А (рис. 4-2, а). Длины ли ний, сечения проводов сети указаны на схеме. На подстан ции 1 установлены два трансформатора мощностью 25 МВ •А каждый, а на подстанции 2 — мощностью 16 МВ-А. Со противления каждого трансформатора 25 и 16 МВ-А соот ветственно равны ZTl = 2,34 + /51 Ом, ZT2 = 4,02 + + /80 Ом. Согласно ГОСТ 12695-67 трансформаторы ПО кВ
Рис. 4-2.
* Использована задача 5-4 учебного пособия Н. А. Мельникова «Электрические сети и системы». М., «Энергия», 1969.
160
с РПН имеют переключающее устройство в нейтрали обмот ки высшего напряжения для регулирования напряжения в пределах ± 1 6 % девятью ступенями по 1,78%.
Нагрузки на шинах вторичного напряжения подстанций 1 и 2 равны (30 + /15) и (20 + /5) МВ-А. При этом потери мощности в обмотках трансформаторов составляют (0 , 2 + + /2,8) МВ-А и (0,1 + /1,7) МВ-А. Напряжение на шинах ПО кВ питающей подстанции поддерживается равным
125кВ.
Тр е б у е т с я определить коэффициенты трансформа ции трансформаторов подстанций 1 и 2, при которых обес печивается встречное регулирование напряжения на их вторичной стороне (1,05 t/H0M= 10,5 кВ).
Потерями холостого хода трансформаторов обеих под станций при решении задачи пренебречь.
Решение. Составляем схему замещения сети (рис. 4-2, б)
инаходим потокораспределение без учета потерь мощно стей в линиях. Расчет выполняется в соответствии с реко мендациями гл. 2, его результаты приведены на рис. 4-2, в. Определив потери мощности в линиях, найдем окончатель ное распределение мощностей в замкнутой сети (рис. 4-2, г).
Определим напряжения на шинах низшего напряжения подстанций 1 и 2, приведенные к шинам высшего напряже ния.
Продольная составляющая падения напряжения в ли нии А-1
A U A1 = |
25,2- 13,5+ 11,4-21,2 |
=4,65 кВ. |
|
125 |
|
Поперечная составляющая падения напряжения в ли нии А-1
ь и А1 = 25,2-21,2-11,4-13,5 = 3,04 кВ. 125
Напряжение в узле 1 с учетом поперечной составляющей падения напряжения
Uг = V (U A- S U At f + bU*M =
= / ( 1 2 5 - 4 ,6 5 ) 2 + 3,042я^ 120,35 кВ.
Без учета поперечной составляющей падения напряже ния
t/i = Ua - M J Al = 1 2 5 -4 ,6 5 = 120,35 кВ.
Из расчетов следует, что поперечную составляющую па дения напряжения в линиях ПО кВ можно не учитывать.
6 Анисимова Н. Д. и др. |
161 |
Потери напряжения в линии А-2, считая их равными
продольной |
составляющей |
падения |
напряжения: |
|||||||
AUАч ' |
26,6-8,4+13,2- 16,7 |
=3,54 кВ. |
||||||||
|
|
125 |
|
|
|
|||||
Напряжение в узле 2 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
f/ 3 == 125 — 3,54 = |
121,46 кВ. |
|||||||
Потери |
напряжения |
в трансформаторах подстанций |
||||||||
(рис. 4-2, б) |
|
30,2 -2,34+17,8-51_==4 j кВ _ |
||||||||
|
AUТ1 |
|||||||||
|
20. |
2 •120,35 |
|
|
|
|
||||
|
At/T |
•4,02 + 6,7-80 |
|
=2,56 кВ. |
||||||
|
|
|
|
2-121,46 |
|
|
|
|
||
Напряжения на шинах низшего напряжения подстан |
||||||||||
ций, приведенные к высшему напряжению: |
|
|||||||||
t/и. Hi |
= |
Ui - |
Аи п = |
120,35 - 4 ,1 |
= 116,25 кВ; |
|||||
U». н2= |
U2- |
AUT2 = |
121,46 - |
2,56 = |
118,9 кВ. |
|||||
Ответвления трансформаторов для получения необхо |
||||||||||
димого напряжения на подстанции |
1 |
|
|
|||||||
|
|
UО Т В |
116,2511 |
121,2 кВ. |
||||||
|
|
1 -- |
10,5 |
|
||||||
Напряжение ближайшего стандартного ответвления |
||||||||||
|
|
115 + 3 х |
1,78% = 121,13 кВ. |
|||||||
Действительное напряжение на шинах 10 кВ при этом |
||||||||||
ответвлении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
U i= 116,25 ,2 ^ |
3 |
^ Ю,5 кВ. |
|
|||||
Для трансформаторов |
подстанции |
2 |
|
|||||||
|
|
а |
|
118,9-11 |
fot. |
D |
|
|||
|
|
О^отв 2 |
|
ю 5 |
— 125 кВ. |
|
||||
Напряжение ближайшего |
стандартного |
ответвления |
||||||||
|
|
115 + 5 x 1 ,7 8 % |
= |
125,22 кВ. |
||||||
При этом действительное напряжение на шинах 10 кВ |
||||||||||
подстанции 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
U2= 118>9i2g^2 ~ 10,45 кВ - |
||||||||
Выбор |
необходимых |
коэффициентов |
трансформации |
трансформаторов для других режимов работы, в том числе для режимов минимальной нагрузки, послеаварийного ре жима проводится аналогично.
162