Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условие применимости формул

(2.15)

и (2.16)

diuCHp<PH

 

.

 

КньКн{«-)-')cos

°

in

' р а -

По приведенным формулам

находятся величины Т Я р и прини­

маются меньшие значения. Получим далее зависимости для опре­

деления коэффициентов ц>н в характерных точках

зацепления

[см. формулу (2.2) ] .

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные

радиусы кривизны

профилей

зубьев в точке Ъг

и на расстоянии

ntb от нее (рис. 2.2)

получим

из следующих

со­

 

отношений:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рпр

 

РдРг

 

 

 

 

 

 

Р2 + Pi '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi

=

ai§c =

а

г п

n b 2 +

n 4 ;

 

p2

=

0,5 (dwl

+

dw2)

sin atw

px ;

Рис. 2.2. Определение коэффициента ф я

Ho

n = - ^ . = 0, 1, 2 . . .

 

 

 

ain =

0,5<4,i sin atw;

 

nb2 = ea 2 4,

поэтому

 

 

Pi =

0,5^Ш 1 sin atw

+

(n — еа г) 4;

p 2 =

0t5dw2 sin a t o

(n — ea 2 ) 4 .

После подстановки

имеем

 

[0,5da,i sin atw

+ (я — 8 а 2

) / й ] [ 0 , 5 й в д

sin а ( к )

— (я — е а

2

) tb]

 

(2.17)

 

Рпр -

 

 

0,5 (dwi

-f- d a , 2 ) sin

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рпр. п

 

2 ( и + 1 )

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из формул (2.2) и (2.17) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[0,5dwl

sin atw +

(" — ^аг)

 

[0,5da,2 sin a t

o

 

 

 

 

 

 

 

 

( " - s a 2 ) 4 ] ( " + l )

C O S ( X t o ^

 

 

 

 

(2.18)

 

 

 

0,25 (droi +

dwi) dx

sin a C T

sin а ^ и cos

aCTKm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения

ф н

в точке

Ьг и

на расстоянии

 

« 4

о т

н е е

в

формулу

(2.18) следует

подставить

величину

е а 1 .

В

передачах

с

коэффициентами смещения

х% — 0,

dwl

=

d±

и

 

a t o

=

a C T .

 

Подставив

в (2.18)

значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

я d j cos a C T

 

 

 

 

 

 

 

 

после преобразований

получим

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

(п — e a l )

 

2я (я — e a

 

 

 

 

 

 

 

Фя =

1

 

 

sin

2a

_ И-Я

 

/ 2 j g \

 

 

t g a

 

 

z 2

t g a

 

 

 

Z i

 

 

 

sin 2 a C T

 

K # a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70


При расчетах передач с е а > 2 следует принять КНа = 1, так как учтено распределение нагрузок в многопарной зоне за­ цепления.

В передачах с 1 < га < 2 величина допустимого момента на шестерне определяется по формуле (2.1), причем можно принять

sin

sin

2 а с т

Для выяснения несущей способности передач с различными параметрами исходных контуров рассчитаны значения допусти­ мых крутящих моментов с использованием приведенных выше

формул. Параметры

сравниваемых передач:

 

 

 

модули тп 4;

6; 8 мм; числа зубьев гх =

25; 40; 60;

переда­

точные отношения и = 1; 2;

4;

допустимые значения

коэффициен­

тов контактных напряжений

СНр

= 20; 40; 60;

80 кгс/см2 ;

разно­

сти основных шагов зубьев

шестерни и колеса

Afpa

= 8;

13; 22;

34 мкм, что приблизительно соответствует 5, 6, 7 и 8-й степеням

точности

по ГОСТ

1643—56.

 

 

 

 

Прочность зубчатых

передач с

коэффициентом

перекрытия

еа

> 3

рассматривалась

на

примере

зацепления а = 12°, ha =

=

1,3,

хх

— —х2

= 0,3,

zx

= 60.

графики величин

отношений

 

В результате расчетов

получены

допустимых моментов на шестернях передач с нестандартными

исходными контурами к значениям 1 Нр\.

Поскольку величины Кнь и Кн зависят от многих трудно учитываемых при анализе факторов, всюду принято КньКн U хотя следует иметь в виду, что коэффициенты неравномерности и динамичности зависят от параметров исходных контуров. Не­

которые

характерные графики отношений Т

" р

приведены

на

рис. 2.3

1

Hp

 

и 2.4.

 

 

 

Коэффициенты удельной жесткости зубьев

определялись

экс­

периментально. Величины этих коэффициентов при контакте зубьев в точках, отстоящих на расстоянии х от полюса зацепле­

ния,

найдены по эмпирической

зависимости

 

 

 

 

С

-

= С п - (

С

п -

С 4 ) ( ^ ) ' ,

 

(2.20)

где

е а 1 2 — ч а с т н ы й

коэффициент

перекрытия.

при

контакте

Значения

коэффициентов

удельной

жесткости

в полюсе (Сп ) и в конечной точке линии зацепления

ь) при­

ведены в табл. 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

Использование

нестандартного

исходного контура

а = 203 ,

ha =

1,3 во

многих

случаях

позволяет

в 1,4—1,9

раза

поднять

несущую способность передач, определяемую прочностью рабо­ чих поверхностей зубьев. При твердости поверхностей, меньшей НВ 350, и степени точности ниже седьмой заметного преимущества

71


нр t

 

 

30

50

6030

W

50

ВО 30

50

6030

50

40

60?.,

 

 

Рис. 2.3. Значения отношений —

д л

я

передач

а =

20°, ha

=

1,3 при

Снр-

 

 

 

 

 

 

Таст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

HPl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 — Cffp

= 20 кгс/см2 ;

2 — Cfjp

=

40 кгс/см2 ;

3 СНр

 

= 60 кгс/см2 ; 4 — Снр

=

= 80 кгс/см2

штриховой

линией

показаны

значения

"—HSL-

для

передач

а =

28°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

T

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ha

= 0,9 при любых

 

'

Нр\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cfjp

 

 

 

 

 

 

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у тссст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

мр!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снр'80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<нр!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

 

 

 

 

 

 

 

 

нр!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

^—

1-

 

 

 

1.0

 

 

 

 

 

 

 

'.3

 

 

 

Снр* 80

цо

 

 

 

Снр-20

 

 

 

 

 

Снр'20'^

 

 

 

 

 

 

09

 

 

 

 

 

1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.8

 

 

 

 

 

 

 

1,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.1

13

 

22

йГра

34

Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

' в

>3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

2.4.

Значения

 

Т

а с т

для

передач

а ~

12°,

ha

=

1,3,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X i =

 

 

 

1

Нр\

 

 

 

 

 

 

 

m=

 

 

 

xi

=

0,3

(eQ

3): a — m =

4,

z i =

60, и = 2 ; б

8,

 

 

 

 

 

 

 

 

z i =

60,

a == 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72


Т а б л и ц а 2.1

 

Коэффициенты удельной жесткости зубьев

 

 

Параметры исходных контуров

 

С п

сь

 

 

 

 

 

 

к г с / м к м - СМ

к г с / м к м - с м

а — 28°,

Л а = 0,9,

С 0

=

0,184,

Гр =0,348

18,5

15

а — 20°,

ha = 1,0,

С 0

=

0,25,

Гр =0,38

14

11

а = 20°,

ha = 1-3,

С„ =

0,22,

Гр =0,33

11,5

7,0

а = 12°,

ha = 1,3,

С 0

=

0,32,

Гр =0,35

9,5

5,0

передач с 2 < е а < 3 перед стандартными не наблюдается. Исклю­ чение составляют лишь крупногабаритные колеса, для которых

и при 8-й степени точности отношение А ^ р а достаточно мало.

Применение зацеплений с повышенными (против стандартных) углами исходных контуров приводит к существенно меньшему увеличению несущей способности рабочих поверхностей.

Передачи с га > 3 при больших - ^ р - значительно уступают стандартным по нагрузочной способности поверхностей зубьев.

С уменьшением

относительной

ошибки величина

— д о с т и -

 

 

7'а ст

гает значений

 

1

Hp

1,3—1,45, что существенно меньше

упомянутых

отношений для

передач а = 20°,

h a = 1,3. Это связано с отри­

цательным влиянием снижения угла зацепления на величину приведенных радиусов кривизны и с влиянием нарастающей разно­ сти основных шагов зубьев при многопарном зацеплении.

Экспериментальные исследования контактной выносливости зубьев колес с различными параметрами исходных контуров про­ водились на стендах с замкнутым потоком мощности при скорости

вращения шестерни п± = 1460 об/мин. Смазка

колес

осуществ­

лялась окунанием в масло

автол

18 при

температуре

50—55° С.

Параметры

экспериментальных

колес т = 5 мм; zx = 37;

z2 = 38; bw =

10 мм; хг = х2 = 0; (3 = 0. Материал колес сталь

40Х, # 5 260—280.

Колеса

нарезались

 

червячными

фрезами и

комплектовались в пары с разностью основных

шагов, не превы­

шающей 8—12

мкм. Предельной из условия контактной выносли­

вости считалась такая

максимальная

нагрузка на зубьях,

при ко­

торой после 25 - Ю 6

циклов

нагружения

отсутствовало

прогрес­

сирующее

выкрашивание.

В отдельных

экспериментах

колеса

испытывались

при числе

циклов

7VU =

 

70 -106 .

 

 

 

В результате испытаний получены следующие значения коэф­

фициентов

k o p 3 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

=

20°,

h a

=

1,3,

k o p 3

25 кгс/см2 ;

 

 

 

а

=

20°,

h a

=

1,0,

k o p 3

14 кгс/см2 ;

 

 

 

д,

=

28°,

h a

=

0,9,

k 0 B 3

=

14 кгс/см2 ,

 

 

73