Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

найденных

по

формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ о р э = 2 ^ " + й К г с / с м 2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

b w d l U

 

 

 

 

 

 

Расчетные значения коэффициентов kop3

для передач со

стандарт­

ным исходным контуром —15 кгс/см2 .

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом, колеса с е а

= 2,15

несут

нагрузку,

прибли­

зительно в

1,8

раза большую, чем стандартные, что

значительно

превышает

расчетные значения. Это, по-видимому,

объясняется

приработочным

износом зубьев,

снижающим

разность

основных

шагов,

и

меньшими динамическими

нагрузками

в

передачах

с

е а >

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

Повышения

нагрузочной способности

колес а =

28°,

ha

= 0,9,

сравнению

со стандартными,

в экспериментах

не

обнаружено.

4. Изгибная прочность зубьев

Повышение изгибной прочности зубьев приобретает особое значение в связи с применением колес с высокой твердостью ра­ бочих поверхностей и с увеличением чисел зубьев.

Величина допустимой нагрузки определяется по известной зависимости [65].

Fip = bwmnYoFp

- i — .

(2

Наиболее надежные результаты могут быть получены при

использовании в формуле (2.21) коэффициентов формы зубьев

Y,

соответствующих наибольшим местным

напряжениям.

 

В расчетной практике получили распространение коэффи­ циенты формы,, найденные с использованием гипотезы ломаных сечений А. В. Верховского. Сопоставление коэффициентов формы, найденных с помощью гипотезы ломаных сечений и методами

теории

упругости

[121], показывает, что отклонения в значе­

ниях К

не превышают ± 1 0 % .

Аналогичный

результат получен при сравнении значений Y

скоэффициентами формы, найденными методами фотоупругости. Экспериментальные исследования [76] подтверждают суще­

ствование прямо пропорциональной зависимости между пре­ дельными нагрузками и коэффициентами формы местных напря­ жений при любых видах упрочняющей обработки и, следова­ тельно, последние могут быть использованы для определения

изгибной

прочности

зубьев

(см.

гл. 3).

 

 

 

 

 

В

передачах

с

 

1 <

е а

<

2

представляет

интерес

случай,

когда

пара / /

(см.

рис. 2.1),

выходя

из

зацепления в точке

Ьъ

имеет

избыточную

деформацию

Цт,

т.

е.

при

касании

зубьев

без нагрузки

в

паре

/

появился

бы

зазор,

равный разности

ос­

новных

шагов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 4


Величина нормальной погонной Нагрузки, воспринимаемой

парой / / , определится

по

формуле

 

 

^ п

^

- ^

+ ^ - Д и

(2.22)

Из формул (2.21) и (2.22) получим величину допустимой на­ грузки на шестерне, определяемую прочностью нагруженного в вершине зуба пары /7

ш» = - 7 ^ 7 - т ~h-

[о] Y^--

С; Afpa.

(2.23)

Си

cos a L

KFbKF

 

 

Допустимый момент на шестерне

r

_

fr^cosa

11

(2.24)

'

Fp\

2

 

 

 

При расчете по формуле (2.24) необходимо соблюдение условия

< ^ K , ) " = « ^ - ^ < V

(2-25)

Если условие (2.25) не выполняется, то вся нагрузка воспри­ нимается одной парой зубьев и расчет нужно вести по величине (wnp)u. В однопарной зоне зацепления величина допустимой на­ грузки на шестерне определяется по формуле

В дальнейшем принимаются меньшие значения нагрузок, най­

денных по приведенным формулам.

 

 

В передачах

с

2 < еа < 3 рассмотрим случай,

когда пара /

еще не вошла в зацепление и при

касании зубьев

без нагрузки

в паре / /

имеется

зазор

А / р а .

 

 

 

Величину нагрузки, допустимой из условия прочности зуба

шестерни

пары

/ / / ,

найдем

по

формуле:

 

 

. i n _

£

с

 

Ye

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p a -

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

Значения

 

необходимые

для определения коэффициентов

формы YFa,

рассчитываются

по

формуле

 

 

 

 

 

 

he

 

Га

— Ге

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

В передачах с

1 <

га

<

2

 

 

 

 

 

 

=

 

+

\V~rll

-

ГЪ - (ва - 2) tb\

;

75


в передачах 2 < га < 5

 

 

= ]/r'k + [Y?ai - dx -

( е . - 2) ^ •

(2-27)

Для передач с е а > 3 допустимые

нагрузки найдем

также

для случая, когда пара / еще не вошла

в зацепление в точке Ьх.

При касании без нагрузки пары IV прочность зацепления в за­

висимости от соотношения погрешностей, коэффициентов

формы

и коэффициентов удельной жесткости может определяться как

прочностью

зуба

шестерни

в

паре

IV, так

и прочностью

зуба

в паре / / / . Поэтому проверку следует провести по формулам

(2.28)

и (2.29), выбрав

меньшие значения

wnp

 

 

 

2

J

L

 

 

( С Ш

+ 2 С П ) Л / Р ( Х ;

(2.28)

 

C I V

т

GFp

KFbKF

W111

-

 

Y in

 

KFbKF

( С „ - С 1 У ) Л / р а -

(2.29)

""пр

Cm tn -cos a

 

Значение г£ в точке g2 (см. рис. 2.1) определяется по формуле

(2.27), а в точке g3 — по следующей формуле:

г*=УЛг+ [Yd^?n -(e«-

Графики значений коэффициентов формы в случае приложе­

ния нагрузки в.вершине (Yb)

и на расстоянии he от нее (УЕ )

для колес с нестандартными

исходными контурами (рис. 2.5—

2.9) получены в лаборатории прочности зубчатых передач ЛМИ *. Расчет коэффициентов формы производился с использованием гипотезы ломаных сечений.

Коэффициенты формы зубьев колес со стандартным исходным контуром можно найти в работе [69].

Для сравнения изгибной прочности зубьев передач с различ­ ными параметрами исходных контуров определены , допустимые крутящие моменты в зависимости от размеров передач, точности изготовления и механических характеристик материалов колес. Некоторые результаты расчетов представлены на рис. 2.10 и 2.11. Коэффициенты неравномерности распределения и динамич­ ности нагрузки приняты равными единице. В большинстве слу­

чаев допустимые нагрузки в передачах с

a =

28°, ha = 0,9 на

5—10% меньше соответствующих значений

для

передач со стан­

дартным исходным контуром, причем преимущество последних

возрастает с увеличением zr.

Это связано с

меньшим влиянием

коэффициентов перекрытия на

величину Ye

в передачах с a =

= 28°, ha = 0,9.

 

 

* Если зубья колес нарезаются фрезами с протуберанцем, то при назначении оптимальных параметров инструмента коэффициенты формы зубьев, по данным В. И. Егорова, должны быть уменьшены на 15—25%.

76


W П П W18 ZO 30 40 50 607080 WO 150 ZOO 300 W г

Уь

х--0,5 -ff,v -0,3

го 30 W50

70

wo

150 200

300 г

, ' 0

0,1

0,2

0,3

ОЛ

 

0.5helm

Рис. 2.6. График значений Yb для

Рис.

2.7.

Значения

Ye

для

передач а =

20°,

ha

= 1,3,

х z о '

передач

а =

28°,

ha

=

0,9

77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,Ш

 

 

 

 

x*0,5;he--lMni

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,Ш

 

 

 

 

x-lfl'.hg'IArr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о,чоо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,380

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,300

 

 

 

 

X-0,5

; he

0,9ri

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

х--0.

he

= 0,9m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,320

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0;300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,280

 

 

 

 

 

 

 

"0,5 m

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x=0;

he

 

= 0,5m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

wo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X-0,5: he

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,22о\

 

 

 

1

he

--0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• | | -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.2

DM 0.6 08

1.0 1,2

 

Whelm

 

W

BO 80

 

100 120 m

WO 180 z

 

Рис.

2.8. Значения

Ye

для

псоедач

 

Рис.

2.9.

Значения

Yb

 

и

Ys

для

 

 

 

 

а

=

20°, ha =

1,3

 

 

 

 

передач

a =

12°,

ha =

1,3 (e„ >

3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m--B.

u--2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

йГра--22мкм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,6

(~5-я

степень)

(~6-я

степень)

 

(~7-я

степень)

 

(~ 8-я

степень)

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

if

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

l-'f

 

 

 

L

 

- - • ^

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 -

 

 

 

 

 

1,0

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~~ —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

0,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-3

 

 

 

 

1:2

 

 

 

 

 

 

<t0

50 SO 25

 

>t0

50

6025

40

50

60 25

W

50

60 Z

 

 

25

 

 

Рис.

2.10.

Значения

— j ^ i -

для

передач a = 20°,

ha

=

1,3 (сплошные

линии)

 

 

 

 

 

 

 

T

CI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и a =

28°,

h

=

 

' Fpl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,9 (штриховые линии) при допускаемых напряжениях на изгиб:

1 -

 

=

7000 кгс/см2 ;

2 — a F

p =

5700 кгс/см2 ;

3 o F p

=

3400 кгс/см2 ;

4 a F p =

1

— о Р р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

2000

кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

78


Некоторое преимущество (в 1,1—1,3 раза) передач с повышен­ ными углами зацепления получается лишь при низкой точности

изготовления и

малых

значениях

когда

вся

нагрузка или

большая

ее

часть

восприни­

 

 

 

 

 

 

мается зубьями,

нагруженными

 

 

 

 

 

 

в

вершине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение

зацепления а =

 

 

 

 

 

 

=

20°, ha 1,3 позволяет на 30—•

 

 

 

 

 

 

55% повысить несущую

способ­

 

 

 

 

 

 

ность

 

передач,

определяемую

 

 

 

 

 

 

изгибной

прочностью,

либо в

 

 

 

 

 

 

тех

же

габаритах

увеличить

 

 

 

 

 

 

числа

зубьев

зацепляющихся

 

 

 

 

 

 

колес.

С

увеличением

чисел

 

 

 

 

 

 

зубьев уменьшается

склонность

 

 

 

 

 

 

передач

к

заеданию,

снижа­

 

 

 

 

 

 

ются

 

потери на трение в зацеп­

 

 

 

 

 

 

лении; колеса с меньшими зна­

 

 

 

 

 

 

чениями

модулей

обладают

 

 

 

 

 

 

рядом

технологических

и кон­

 

 

 

 

 

 

структивных

преимуществ.

 

редач

с е а

>

3:

 

В

передачах

с га

>

3 отно- /

— 0 F p =

7000

 

кгс/см2 ;

2 Орр =

 

 

 

7>Pi

 

 

 

=

5700 кгс/см ;

3 — Орр

=

3400 кгс/см2 ;

шение

достигает

величи-

4

арр

=

2000 кгс/см2

1 Fpl

ны 1,7, однако существенным недостатком их является необ­ ходимость назначения больших гх в связи с ограничениями по неподрезанию ножек зубьев.

5. Определение потерь на трение в зацеплении

При определении потерь на трение в зацеплении принимается, что нагрузка равномерно распределяется между несколькими па­ рами зубьев, находящимися одновременно в контакте.

Величина коэффициента потерь в передачах с 1 < е а < 2 и с полюсом в зоне однопарного зацепления определяется на ос­ новании следующих соображений [65].

Работа сил вредных сопротивлений

в двухпарной зоне равна

dAr

dA ДВ

(2.30)

dAB

 

где А „„ = - i —работа движущих сил на перемещении dx

по линии зацепления;

ij; — мгновенное

значение

коэффициента

потерь, причем

 

 

 

 

j V r p _

• +

Кх.

(2.31)

7 > !

 

 

m cos а

 

 

Здесь х — расстояние от полюса до точки контакта зубьев.

79