Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
С увеличением окружной скорости от 10 до 20 м/с расчетные значения г> уменьшаются в среднем на 15°, что связано, по-ви димому, с ростом объемной температуры зубьев.
Таким образом, для условий работы передач, близких к рас смотренным, могут быть рекомендованы следующие значения предельной суммарной температуры зубьев:
при расчете колес из улучшенных сталей
^ п р « Л 1 0 - - 1 2 0 ° С ; |
|
для колес с твердостью |
HRC 5г HRC 50 |
t S n p = |
1 6 0 - 170° С. |
Объемную температуру следует определять из теплового рас чета с учетом опыта эксплуатации подобных передач.
Применение передач с коэффициентами перекрытия свыше двух позволяет не только повысить нагрузки, лимитируемые изгибной и контактной прочностью, но и значительно улучшить виброакустические характеристики привода. Анализ динамики передач, выполненный на основе метода А. И. Петрусевича [88], показывает, что динамические нагрузки на наиболее нагруженных парах зубьев при % > 2 в два, а при е а > 3 в три с половиной раза меньше, чем в передачах со стандартным исходным контуром. Снижение динамических нагрузок в сочетании с меньшими коле баниями жесткости в процессе пересопряжения и с меньшими мо ментами сил трения в зацеплении приводит к заметному умень шению уровней вибраций и шума при работе передач с е„ > 2 .
Основываясь на результатах* экспериментальных исследова ний, можно полагать, что в передачах с улучшенными колесами при скорости до 15 м/с можно значительно повысить несущую способность и при низкой точности изготовления, поскольку наблюдается значительное уменьшение разности основных ша гов, обусловленное приработкой зубьев. Однако конкретные ре комендации по этому вопросу можно дать лишь после дополни тельных исследований.
Г Л А В А 3
К ВОПРОСУ ОБ ИЗГИБНОЙ ПРОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
7. Связь предельных нагрузок на зубьях
зубчатых колес с коэффициентом формы местных напряжений
Значения Y для зубьев, нарезанных стандартными червяч ными фрезами, приведены в литературе [68]; для зубьев, нарезан ных турбинными фрезами, представлены на рис. 3.1.
При использовании Y удельная нагрузка на зуб прямозубого колеса определяется по формуле
Щ\\т оо = mnaF l i m o o F . |
(3.1) |
В зубчатых передачах, нарезанных фрезами, соответствую щими исходному контуру с радиусом закругления вершины rp ^ ^ 0,25т„, величина КТ ^ 2,0 при обычно применяемых числах зубьев и величинах смещения исходного контура. В связи с этим
исследовалась |
зависимость |
i t i f i i m m = f (Y) в |
диапазоне Кт = |
|
= |
1,0'-*-2,0 для |
азотированных, цементованных |
и изготовленных |
|
из |
улучшенных |
сталей передач. |
|
|
|
Изменение коэффициента |
Y (соответственно и Кг) осуществля |
лось, в основном, смещением исходного контура при нарезании передач.
Результаты экспериментов представлены на рис. 3.2, где по оси абсцисс отложено значение теоретического коэффициента концентрации /Ст , а по оси ординат коэффициент А, представляю
щий |
собой отношение: |
|
|
|
(wt |
lim со); ' |
Уо ' |
где |
(шм1тоо)о—предельная |
нагрузка |
для варианта, принятого |
в данной серии опытов за основной, например некорригированное зубчатое колесо, нарезанное стандартным инструментом; нагрузка приложена к вершине зуба; (wtumm){ — предельная нагрузка для варианта, отличающегося от основного только коэффициентом
90
формы местных напряжений; Y0 и Yt — коэффициенты формы местных напряжений для основного и i'-го вариантов.
Если между wt\\m«> и Y существует прямая пропорциональ ность, то коэффициент А — 1 независимо от вида термообработки.
,6
— —
4/
ш
0,2
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
О |
|
25 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 г |
Рис. 3.1. |
Коэффициенты формы для зубьев, нарезанных турбинными фрезами |
||||||
Из |
рис. 3.2 следует, |
что отклонение |
коэффициента |
А от еди |
ницы лежит в пределах разброса, неизбежного при испытаниях на усталость.
|
Поэтому с точностью, достаточной для практического |
расчета, |
||||||||
можно |
принять |
прямо пропорциональную |
зависимость |
между |
||||||
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
• |
Рис. 3.2. Зависимость |
коэффи |
|
• о |
|
|
|
• |
|||
|
циента |
А от |
К?: |
|
|
|
|
|
Л |
|
зубчатые |
колеса: • — улучшение, |
1,0 |
|
|
|
|
|
|||
нормализация; |
А — азотирование; |
А • |
|
|
о |
|
||||
|
г |
|
в |
|||||||
• |
— цементация; круглые образцы: |
|
|
|||||||
О |
— улучшение, |
нормализация; |
|
в |
< |
I |
• |
а |
||
|
• |
— цементация |
0,9, |
|
|
• |
|
|||
|
|
|
|
|
|
1.2 |
1,4 |
1,6 |
18 Кг |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
Щитт и Y как для зубьев передач из улучшенных сталей, так и для азотированных и цементованных зубьев.
На рис. 3.3 представлены экспериментальные графики wt ит со =
=f(Y).
Наряду с зубчатыми колесами на четырехшпиндельной уста новке при симметричном цикле нагружения, были испытаны круг лые цементованные образцы из стали 12ХНЗА и образцы из улуч шенной стали 40Х. Диаметр образцов 10 мм. Длина испытуе мой части 25 мм.
91
|
|
Всего было испытано пять серий образцов с радиусом |
галтели: |
||||||||||||||
0,1; 1,0; |
2,0; 4,0; 7,0 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Результаты этих экспериментов также приведены |
на |
рис. |
3.2 |
||||||||||||
и показывают, что и при симметричном цикле нагружения |
сохра |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
няется |
|
прямо |
пропорциональная |
||||||||
wtbUn° |
|
|
|
зависимость между |
Y |
и wt пт со- |
|||||||||||
8001 |
|
|
|
1 |
|
В опытах зафиксировано отсут |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ствие прямой пропорциональности |
||||||||||||
700 |
|
|
|
|
I |
||||||||||||
|
|
A |
|
|
между |
Wt Пт со |
и |
у. |
|
|
|
|
|
||||
BOO |
|
|
|
Так, у азотированных и це |
|||||||||||||
522 |
|
A |
ментованных |
|
зубчатых |
|
колес |
||||||||||
500 |
|
i - |
|
коэффициенты |
формы зубьев |
у |
|||||||||||
>t 02 |
|
|
изменялись |
в пределах |
от |
0,085 |
|||||||||||
№ |
|
|
|
||||||||||||||
362 |
\ |
|
J |
|
до 0,58, |
т. |
е. |
в |
6,64 |
раза, |
вели |
||||||
3( ' |
|
УН1— |
|
чина же |
предельной |
|
нагрузки |
на |
|||||||||
282' |
|
|
|
зуб |
выросла |
только |
в |
~ 3 , 7 |
раза. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
200 k |
|
|
|
При этом величина Y увеличилась |
|||||||||||||
WO |
|
|
|
|
|
также |
в |
~ 3 , 7 |
раза. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Зависимость |
(3.1) |
справедлива |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
« § • |
« |
2-8- * |
только при КТ, |
не |
превышающем |
||||||||||
|
|
2,1. |
Если К^> |
2,5-^-3,0, то изгиб- |
|||||||||||||
|
|
|
|
OS |
|
ная |
прочность |
не связана |
прямо |
||||||||
|
|
|
|
|
|
пропорциональной |
зависимостью |
||||||||||
Рис. 3.3. |
Зависимость предельной |
с коэффициентом |
формы |
местных |
|||||||||||||
нагрузки |
от коэффициентов |
формы |
напряжений |
Y, |
а |
определяется |
|||||||||||
|
|
местных |
напряжений: |
|
некоторым фиксированным |
значе |
д— улучшение, нормализация; О — нием Ко- азотирование; А — цементация
8.Влияние глубины азотирования на изгибную прочность
Данные ряда исследований показывают, что при химикотермическом упрочнении зубьев максимальной изгибной выносли вости соответствует некоторая оптимальная глубина упрочненного слоя, превышение которой приводит к значительному снижению нагрузочной способности передачи.
Однако рекомендации по выбору оптимальной глубины упроч нения значительно отличаются [81; 141; 160] и в частности из-за различного подхода к определению глубины упрочненного слоя. В соответствии с принятым в отечественной практике под глуби ной упрочнения подразумевается расстояние от поверхности до границы структурных изменений шлифов.
Для определения оптимальной толщины азотированного слоя
выполнены эксперименты, |
основная часть |
которых проводилась |
на зубчатых колесах из стали 30Х2НВФА |
(табл. 3.1). Глубины |
|
азотированного слоя даны |
в табл. 3.2. |
|
Колеса изготовлялись из одной поковки и термообрабатывались по одному режиму.
92
Механические |
характеристики материала: твердость |
НВ320; |
||||
0В = 116 кгс/ммя ; |
стт = |
102 кгс/мм2 ; -ф = |
60,3%. |
Колеса |
нареза |
|
лись турбинными фрезами с высотой зуба 2,5т„. |
|
|
||||
Изменение отношения толщины слоя к модулю осуществлялось |
||||||
варьированием |
глубины |
азотирования и |
модуля |
*. |
|
|
Результаты экспериментов при |
Т а б л и ц а |
3.2 |
||||
ведены в табл. |
3.2 и на |
рис. 3.4, |
Т а б л и ц а 3.1
Геометрические характеристики испытуемых передач
Молуль, мм |
Число зубьев |
Угол на клона зуба, град |
Диаметр де лительной окружности, мм |
4 |
30 |
0 |
120 |
5 |
24 |
0 |
120 |
6 |
20- |
0 |
120 |
7 |
18 |
0 |
126 |
Относительное повышение изгибной прочности азотированных зубьев (в % )
|
|
та- |
мм |
|
|
|
|
|
|
б, мм |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
||||
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0,2 |
115 |
113 |
117 |
120 |
0,45 |
115 |
132 |
124 |
117 |
0,6 |
100 |
105 |
117 |
132 |
П р и м е ч а н и е . Пре дел изгибной усталости неазотированных зубьев при нят за 100%.
из которого следует, что при отношении |
= 0,07-*-0,10 имеет |
место максимальное повышение изгибной прочности азотирован ных зубьев.
Рис. 3.4. Повышение изгиб |
•!•! |
|
ной прочности зубьев в зави |
||
симости |
от относительной |
И г о |
толщины |
азотированного |
§ 1 |
|
слоя: |
|
1
X |
х |
1 |
|
|
X — зубчатые |
колеса из |
стали I I ' 0 |
|
|
30Х2НВФА; О |
— зубчатые ко |
|
|
|
леса из других марок сталей |
|
Ытп |
||
|
|
0.05 |
0.10 |
|
Для возможности |
распространения полученных |
результатов |
на зубчатые колеса с другими параметрами проведены дополни
тельные эксперименты (табл. 3.3 и рис. |
3.4). |
|
|
||
|
* Опыты показали, что предельные напряжения для неазотированных |
зубьев |
|||
с тп = |
4-ь7 мм практически одинаковы и равны для данного материала 0 р ] i m т |
= |
|||
= |
5100 |
кгс/см2 , что очень близко к получаемым |
по формуле 0,35о в + |
900 |
= |
= |
5050 |
кгс/смг . |
|
|
|
93