Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

опытов

1

2

3

4

5

6

7

8

Т а б л и ц а 3.3

 

Результаты дополнительных испытаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Повышение

Марка стали

 

Геометрия передачи

 

несущей

 

 

 

 

 

т п

способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_ %

. 38ХМЮА

 

г =

44;

т п

=

3,0;

 

0,10

20

 

НВ260

 

 

Р =

х =

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38ХМЮА

г =

44;

т п

= 3,0;

Р =

0;

 

28

НВ

240—250

 

х =

+ 1 , 0 - — 1 , 0

 

0,10

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

38ХМЮА

г =

34;

т п

= 3,0;

Р =

0;

0,10

22

НВ

240—250

 

х =

0 ч - + 1 , 0

 

25

 

 

 

 

40ХФ А

 

z =

44;

т п

=

3,0;

 

0,15

4

 

НВ 250

 

 

Р =

х = 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40ХФ А

 

г =

48;

/л„ =

3,0;

 

0,067

20

 

Я В 260

 

 

Р =

х =

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40ХФ А

_?L

== 48/48; Р =

х =

0

0,067

16

 

Я В 2 6 0

0,10

53

 

 

г 2

 

 

 

 

 

 

0,133

12

П р и м е ч а н и я : 1. Опыты 1—5 проведены на пульсаторе.

2.Опыты 6—8 проведены на замкнутой установке Р. М. Пратусевичем [92].

3.Зубчатые колеса всех восьми вариантов соответствовали контуру са = 20°

ивысотой зуба Я = 2,'1Ътп.

Из рис. 3.4 видно, что оптимальное значение глубины азоти­ рования ( - ^ — = 0,07-4-0,10 можно рекомендовать для зуб-

\тп ) опт

чатых

колес,

изготовленных

из сталей

40ХФА,

30Х2НВФА

и 38ХМЮА с

твердостью сердцевины НВ 240—320.

 

Если в отличие от принятого выше за глубину

азотированного

слоя б

принимается расстояние от поверхности

до той точки

на кривой микротвердости, в которой твердость слоя

становится

равной

твердости сердцевины

материала,

то величина оптималь-

ного значения

= 0,12-4-0,16.

Эксперименты показали, что даже при оптимальном отноше­ нии у^-, увеличение изгибной прочности зубьев в результате азо­ тирования не превышает 20—30%, в то время как после цемен­ тации исходная прочность возрастает в 1,4—1,7 раза. Это поло­ жение может быть объяснено повышенной чувствительностью азотированного слоя к средним напряжениям растяжения,

94


9.

К расчету

на изгиб зубьев косозубых

 

цилиндрических передач

Для уточнения несущей способности косозубых передач,

лимитируемой

изломной

прочностью, выполнены эксперименты

с зубчатыми парами с bw

= 37 мм, т — 2 мм, изготовленных из

стали марки 40Х, подвергнутой термическому улучшению до твердости НВ 300. Остальные данные и средние значения предель­

ных нагрузок ГГпред, соответствующих числу

циклов

> A / F 6 ,

приведены

в табл. 3.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3.4

 

 

Результаты

экспериментальных исследований

 

 

 

 

 

изгибной

прочности косозубых

передач

 

 

 

 

Zi /za

 

di , ММ

Рх

 

у,ЭКСП

^1 пред

 

р

 

bw/Px

1 пред

по формулам

 

 

 

 

 

ММ

 

кгссм

(3.2)

и (3.3)

52'

53/80

1,72

108

36,5

1,01

10 200

10 240

19° 42'

51/76

1,62

108,5

18,65

1,98

10 250

10 340

29°

55'

47/70

1,44

108,5

12,6

2,94

10 400

10 300

39°

47'

42/61

1,18

109,5

9,8

3,78

10 600

10 330

П р и м е ч а н и е . Предельные экспериментальные нагрузки зафиксированы по результатам испытаний 4 — 5 опытных пар.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца принят равным единице, поскольку -—^ =

= 0,34 мала и достаточно жесткие опоры расположены симме­ трично относительно зубчатых венцов.

Принят равным единице и коэффициент, учитывающий дина­ мические нагрузки в зацеплении от погрешностей изготовления, так как результаты предварительных экспериментов, показав­

шие, что при

^ 700 об/мин, влияние упомянутых

нагрузок

пренебрежимо

мало.

 

 

 

 

 

Предельная

нормальная

нагрузка

для

косозубых

передач

определяется по формуле

 

 

 

 

 

 

Рп\\т со ~

^тт^пУ

lim со — -

 

 

 

 

 

 

Ч

 

 

где Кв коэффициент формы местных

напряжений,

отнесенный

к нормальной нагрузке; /Ср — коэффициент,

которым

учитывается

наклонное расположение линии контакта.

 

 

 

95


Далее имеем

 

 

 

dx

cos a cos [3 cos p

 

 

или

 

 

(3.2)

 

 

Of Um

Здесь YB— Y'B

COS a, K$ — K'$-^-^

определяемый

экспери­

ментально коэффициент, которым учитывается наклонное распо­ ложение линии контакта и особенности распределения удельных контактных нагрузок, возникающих в процессе работы. Этим

коэффициентом не

учитывается распределение да, имеющееся

в передачах с высоким перепадом твердостей.

Для эквивалентных

чисел зубьев, соответствующих данным

в табл. 3.4, имеем

=

3,7.

При

в

 

 

 

о> 1 I m „ = 0,35ств + 900 = 0,35 • 10 500 + 900 = 4600 кгс/см2

имеем

(3.3)

Здесь р — в градусах.

Формула (3.3) справедлива только для косых зубьев. Формулу проверочного расчета можно представить так

10 . Зависимость предела усталости азотированных

зубьев от механических характеристик материала сердцевины

Эксперименты, проведенные с азотированными образцами, пока­ зали, что предел изгибной усталости прямо пропорционален

пределу

прочности

материала сердцевины

о в .

методиках

Это

положение

нашло отражение в существующих

расчета

зубчатых

передач

на прочность,

в которых

приводятся

зависимости типа

о >птсо =

f (<тв).

 

 

Однако эти соотношения построены в основном на испытаниях круглых полированных образцов или на результатах экспери­ ментов с небольшими зубчатыми колесами на пульсаторах.

96


С целью уточнения величин предельных напряжений при расчете на изгиб крупногабаритных зубчатых колес турбинных редукторов были проведены исследования азотированных передач при окружных скоростях до 90 м/сек на специальных редукторных стендах.

Передачи шевронные с углом наклона зубьев 30°; т д = 3 мм;

~ = 26/70; 2Ьд а =

85-=-135 мм. Передачи изготовлялись из

сталей 38ХМЮА,

45Х2Н2МФЮА, 30Х2Н2ВФА, 38ХВФЮА.

бН1тоа,кгс/см

 

6000

 

5000

 

то

3000

 

 

W0

бв(1'р),кгфмг

 

 

 

Рис. 3.5.

Экспериментальные

данные,

обработанные

по зависимости ор l i m т =

f [ а в (1 +

г|>) ] :

X — излом

зубьев; О — разрушений нет; д — испытания

азотированных зубьев на пульсаторе (3 =

0;

п г п = 4 -н7 мм

Механические свойства

материала; ов

= 69ч-124

кгс/мм2 ; ат =

= 57ч-114 кгс/мм2 ;

относительное

сужение

^ = 35-=-62%;

НВ 210—320.

 

 

 

Испытания проводились методом ступенчатого повышения нагрузки. На каждой ступени передачи должны были отработать не менее 108 циклов (по шестерне). Фактически, в большинстве случаев, передачи работали (3—7) 108 циклов.

Если на данной нагрузке разрушений не наступало, передачи испытывались на следующей ступени нагрузки.

Изгибающие напряжения в корне зуба вычислялись по фор­ муле (3.3).

Неравномерность распределения нагрузки по ширине зуб­ чатого венца определялась экспериментально. Величина дополни­ тельной динамической нагрузки, необходимая для определения коэффициента Kv по методике А. И. Петрусевича для всех испы­ танных вариантов оказалась равной 80 кгс/см. Результаты экс­ периментов приведены на рис. 3.5 и 3.6.

7 В. Н. Кудрявцев и др.

97


Опыты показали, что изгибная прочность азотированных пере­ дач турбинного типа обусловлена механическими характеристи­ ками материала сердцевины зубьев. Однако, кроме предела проч­ ности материала 0 В , на прочность зубьев оказывает влияние также и величина относительного сужения 1|з *.

Расчет показывает, что коэффициент корреляции между пре­

дельным

изгибающим

напряжением

o y ] i m o o

для

азотированных

 

 

 

 

 

 

зубьев

и

пределом

прочно­

 

 

 

 

 

 

сти ав

равен

0,804.

коэффи­

6000

 

 

 

 

у

Значение

этого

 

 

 

 

циента между о>ища, и пара­

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

метром

0 В

(1

+

г|э)

равно

 

 

X 00

 

/

0,947.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\./

°:

 

 

образом,

хотя

в

 

 

о

о .

 

Таким

 

5000

 

 

обоих

случаях

между

преде­

 

*и /

f

 

 

 

 

 

 

лом

изгибной

усталости

и

 

 

 

 

 

 

механическими характеристи­

 

 

То о

 

 

 

ками

материала

сердцевины

то

* S

°

 

 

 

существует

 

линейная

зави­

 

 

 

 

 

симость,

вычисленные значе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

пределов

усталости

ока­

 

 

 

 

 

 

зываются

 

более

надежными

 

 

 

 

 

 

в том

случае,

когда

в

рас­

50

75

 

 

 

бе, кгс/мм

четных

зависимостях

учиты­

 

 

 

вается

и

 

величина

относи­

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.6. Экспериментальные

данные,

тельного

сужения яр

[при

обработанные по

зависимости а

F lim со =

значении ов

(1 +

г|>) до 160—

 

=

f К ) :

 

 

170

кгс/мм2 ].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X — излом

зубьев; О — разрушений нет

Значительное

влияние от­

 

 

 

 

 

 

носительного сужения на пре-

дел усталости цементированных и объемно закаленных зубьев отмечается и в работах [5; 107].

Предельные изгибающие напряжения для азотированных зубьев при оптимальной глубине азотирования можно определить по формулам:

при

о

(1 + Ч>) < 16 000-5-17 000 кгс/см2

 

0> lim

со

0,38огв (1 + г|>) 620 кгс/см2

(3.4)

 

 

или с меньшей

точностью

(3.5)

 

OF

lim a. = 0,43 ав + 750 кгс/см2 .

Значения о>нтсо, определенные по формуле (3.5) с точностью до нескольких процентов, совпадают со значениями Ор\\т<в> приведенными в методике [68] .

* Влияние относительного сужения на усталостную прочность металла от­ мечалось в работе [106].

98