Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
№
опытов
1
2
3
4
5
6
7
8
Т а б л и ц а 3.3
|
Результаты дополнительных испытаний |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Повышение |
Марка стали |
|
Геометрия передачи |
|
несущей |
||||||
|
|
|
||||||||
|
|
т п |
способности |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ % |
. 38ХМЮА |
|
г = |
44; |
т п |
= |
3,0; |
|
0,10 |
20 |
|
|
НВ260 |
|
|
Р = |
х = |
0 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
38ХМЮА |
г = |
44; |
т п |
= 3,0; |
Р = |
0; |
|
28 |
||
НВ |
240—250 |
|
х = |
+ 1 , 0 - — 1 , 0 |
|
0,10 |
30 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
38ХМЮА |
г = |
34; |
т п |
= 3,0; |
Р = |
0; |
0,10 |
22 |
||
НВ |
240—250 |
|
х = |
0 ч - + 1 , 0 |
|
25 |
||||
|
|
|
||||||||
|
40ХФ А |
|
z = |
44; |
т п |
= |
3,0; |
|
0,15 |
4 |
|
НВ 250 |
|
|
Р = |
х = 0 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
40ХФ А |
|
г = |
48; |
/л„ = |
3,0; |
|
0,067 |
20 |
|
|
Я В 260 |
|
|
Р = |
х = |
0 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
40ХФ А |
_?L |
== 48/48; Р = |
х = |
0 |
0,067 |
16 |
|||
|
Я В 2 6 0 |
0,10 |
53 |
|||||||
|
|
г 2 |
|
|
|
|
|
|
0,133 |
12 |
П р и м е ч а н и я : 1. Опыты 1—5 проведены на пульсаторе.
2.Опыты 6—8 проведены на замкнутой установке Р. М. Пратусевичем [92].
3.Зубчатые колеса всех восьми вариантов соответствовали контуру са = 20°
ивысотой зуба Я = 2,'1Ътп.
Из рис. 3.4 видно, что оптимальное значение глубины азоти рования ( - ^ — = 0,07-4-0,10 можно рекомендовать для зуб-
\тп ) опт
чатых |
колес, |
изготовленных |
из сталей |
40ХФА, |
30Х2НВФА |
|
и 38ХМЮА с |
твердостью сердцевины НВ 240—320. |
|
||||
Если в отличие от принятого выше за глубину |
азотированного |
|||||
слоя б |
принимается расстояние от поверхности |
до той точки |
||||
на кривой микротвердости, в которой твердость слоя |
становится |
|||||
равной |
твердости сердцевины |
материала, |
то величина оптималь- |
ного значения |
= 0,12-4-0,16. |
Эксперименты показали, что даже при оптимальном отноше нии у^-, увеличение изгибной прочности зубьев в результате азо тирования не превышает 20—30%, в то время как после цемен тации исходная прочность возрастает в 1,4—1,7 раза. Это поло жение может быть объяснено повышенной чувствительностью азотированного слоя к средним напряжениям растяжения,
94
9. |
К расчету |
на изгиб зубьев косозубых |
|
цилиндрических передач |
|
Для уточнения несущей способности косозубых передач, |
||
лимитируемой |
изломной |
прочностью, выполнены эксперименты |
с зубчатыми парами с bw |
= 37 мм, т — 2 мм, изготовленных из |
стали марки 40Х, подвергнутой термическому улучшению до твердости НВ 300. Остальные данные и средние значения предель
ных нагрузок ГГпред, соответствующих числу |
циклов |
> A / F 6 , |
|||||||
приведены |
в табл. 3.4. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3.4 |
|
|
|
Результаты |
экспериментальных исследований |
|
|
||||
|
|
|
изгибной |
прочности косозубых |
передач |
|
|
||
|
|
Zi /za |
|
di , ММ |
Рх |
|
у,ЭКСП |
^1 пред |
|
|
р |
|
bw/Px |
1 пред |
по формулам |
||||
|
|
|
|
|
ММ |
|
кгссм |
(3.2) |
и (3.3) |
9° |
52' |
53/80 |
1,72 |
108 |
36,5 |
1,01 |
10 200 |
10 240 |
|
19° 42' |
51/76 |
1,62 |
108,5 |
18,65 |
1,98 |
10 250 |
10 340 |
||
29° |
55' |
47/70 |
1,44 |
108,5 |
12,6 |
2,94 |
10 400 |
10 300 |
|
39° |
47' |
42/61 |
1,18 |
109,5 |
9,8 |
3,78 |
10 600 |
10 330 |
П р и м е ч а н и е . Предельные экспериментальные нагрузки зафиксированы по результатам испытаний 4 — 5 опытных пар.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца принят равным единице, поскольку -—^ =
= 0,34 мала и достаточно жесткие опоры расположены симме трично относительно зубчатых венцов.
Принят равным единице и коэффициент, учитывающий дина мические нагрузки в зацеплении от погрешностей изготовления, так как результаты предварительных экспериментов, показав
шие, что при |
^ 700 об/мин, влияние упомянутых |
нагрузок |
||||
пренебрежимо |
мало. |
|
|
|
|
|
Предельная |
нормальная |
нагрузка |
для |
косозубых |
передач |
|
определяется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
Рп\\т со ~ |
^тт^пУ^Р |
lim со — - |
|
|
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
где Кв — коэффициент формы местных |
напряжений, |
отнесенный |
||||
к нормальной нагрузке; /Ср — коэффициент, |
которым |
учитывается |
||||
наклонное расположение линии контакта. |
|
|
|
95
Далее имеем |
|
|
|
dx |
cos a cos [3 cos p |
|
|
или |
|
|
(3.2) |
|
|
Of Um |
|
Здесь YB— Y'B |
COS a, K$ — K'$-^-^ |
определяемый |
экспери |
ментально коэффициент, которым учитывается наклонное распо ложение линии контакта и особенности распределения удельных контактных нагрузок, возникающих в процессе работы. Этим
коэффициентом не |
учитывается распределение да, имеющееся |
|
в передачах с высоким перепадом твердостей. |
||
Для эквивалентных |
чисел зубьев, соответствующих данным |
|
в табл. 3.4, имеем |
= |
3,7. |
При |
в |
|
|
|
о> 1 I m „ = 0,35ств + 900 = 0,35 • 10 500 + 900 = 4600 кгс/см2
имеем
(3.3)
Здесь р — в градусах.
Формула (3.3) справедлива только для косых зубьев. Формулу проверочного расчета можно представить так
10 . Зависимость предела усталости азотированных
зубьев от механических характеристик материала сердцевины
Эксперименты, проведенные с азотированными образцами, пока зали, что предел изгибной усталости прямо пропорционален
пределу |
прочности |
материала сердцевины |
о в . |
методиках |
|
Это |
положение |
нашло отражение в существующих |
|||
расчета |
зубчатых |
передач |
на прочность, |
в которых |
приводятся |
зависимости типа |
о >птсо = |
f (<тв). |
|
|
Однако эти соотношения построены в основном на испытаниях круглых полированных образцов или на результатах экспери ментов с небольшими зубчатыми колесами на пульсаторах.
96
С целью уточнения величин предельных напряжений при расчете на изгиб крупногабаритных зубчатых колес турбинных редукторов были проведены исследования азотированных передач при окружных скоростях до 90 м/сек на специальных редукторных стендах.
Передачи шевронные с углом наклона зубьев 30°; т д = 3 мм;
~ = 26/70; 2Ьд а = |
85-=-135 мм. Передачи изготовлялись из |
сталей 38ХМЮА, |
45Х2Н2МФЮА, 30Х2Н2ВФА, 38ХВФЮА. |
бН1тоа,кгс/см |
|
6000 |
|
5000 |
|
то
3000 |
|
|
W0 |
бв(1'р),кгфмг |
|
|
|
||
Рис. 3.5. |
Экспериментальные |
данные, |
обработанные |
|
по зависимости ор l i m т = |
f [ а в (1 + |
г|>) ] : |
||
X — излом |
зубьев; О — разрушений нет; д — испытания |
|||
азотированных зубьев на пульсаторе (3 = |
0; |
п г п = 4 -н7 мм |
Механические свойства |
материала; ов |
= 69ч-124 |
кгс/мм2 ; ат = |
= 57ч-114 кгс/мм2 ; |
относительное |
сужение |
^ = 35-=-62%; |
НВ 210—320. |
|
|
|
Испытания проводились методом ступенчатого повышения нагрузки. На каждой ступени передачи должны были отработать не менее 108 циклов (по шестерне). Фактически, в большинстве случаев, передачи работали (3—7) 108 циклов.
Если на данной нагрузке разрушений не наступало, передачи испытывались на следующей ступени нагрузки.
Изгибающие напряжения в корне зуба вычислялись по фор муле (3.3).
Неравномерность распределения нагрузки по ширине зуб чатого венца определялась экспериментально. Величина дополни тельной динамической нагрузки, необходимая для определения коэффициента Kv по методике А. И. Петрусевича для всех испы танных вариантов оказалась равной 80 кгс/см. Результаты экс периментов приведены на рис. 3.5 и 3.6.
7 В. Н. Кудрявцев и др. |
97 |
Опыты показали, что изгибная прочность азотированных пере дач турбинного типа обусловлена механическими характеристи ками материала сердцевины зубьев. Однако, кроме предела проч ности материала 0 В , на прочность зубьев оказывает влияние также и величина относительного сужения 1|з *.
Расчет показывает, что коэффициент корреляции между пре
дельным |
изгибающим |
напряжением |
o y ] i m o o |
для |
азотированных |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
зубьев |
и |
пределом |
прочно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
сти ав |
равен |
0,804. |
коэффи |
|||||||
6000 |
|
|
|
|
у |
Значение |
этого |
|||||||||
|
|
|
|
циента между о>ища, и пара |
||||||||||||
|
|
|
|
|
/ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
метром |
0 В |
(1 |
+ |
г|э) |
равно |
||||||
|
|
X 00 |
|
/ |
0,947. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
\./ |
°: |
|
|
образом, |
хотя |
в |
||||||||
|
|
о |
о . |
|
Таким |
|
||||||||||
5000 |
|
|
обоих |
случаях |
между |
преде |
||||||||||
|
*и / |
f |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
лом |
изгибной |
усталости |
и |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
механическими характеристи |
||||||||||
|
|
То о |
|
|
|
ками |
материала |
сердцевины |
||||||||
то |
* S |
° |
|
|
|
существует |
|
линейная |
зави |
|||||||
|
|
|
|
|
симость, |
вычисленные значе |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ния |
пределов |
усталости |
ока |
|||||||
|
|
|
|
|
|
зываются |
|
более |
надежными |
|||||||
|
|
|
|
|
|
в том |
случае, |
когда |
в |
рас |
||||||
50 |
75 |
|
|
|
бе, кгс/мм |
четных |
зависимостях |
учиты |
||||||||
|
|
|
вается |
и |
|
величина |
относи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Рис. 3.6. Экспериментальные |
данные, |
тельного |
сужения яр |
[при |
||||||||||||
обработанные по |
зависимости а |
F lim со = |
значении ов |
(1 + |
г|>) до 160— |
|||||||||||
|
= |
f К ) : |
|
|
170 |
кгс/мм2 ]. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
X — излом |
зубьев; О — разрушений нет |
Значительное |
влияние от |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
носительного сужения на пре- |
дел усталости цементированных и объемно закаленных зубьев отмечается и в работах [5; 107].
Предельные изгибающие напряжения для азотированных зубьев при оптимальной глубине азотирования можно определить по формулам:
при |
о |
(1 + Ч>) < 16 000-5-17 000 кгс/см2 |
|
|
0> lim |
со |
0,38огв (1 + г|>) — 620 кгс/см2 |
(3.4) |
|
|
|
|||
или с меньшей |
точностью |
(3.5) |
||
|
OF |
lim a. = 0,43 ав + 750 кгс/см2 . |
Значения о>нтсо, определенные по формуле (3.5) с точностью до нескольких процентов, совпадают со значениями Ор\\т<в> приведенными в методике [68] .
* Влияние относительного сужения на усталостную прочность металла от мечалось в работе [106].
98