Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
На рис. 6.6 даны кривые |
/ С 6 т а х для |
шестерен, |
имеющих те же |
|
параметры, что и для рис. 6.5, при осуществлении |
различных мер |
|||
по уменьшению неравномерности распределения нагрузки. |
||||
Из рис. 6.6 видно, что осевая корректировка приносит наи |
||||
больший результат. На рис. 6.6 нанесены также |
кривые |
величин |
||
-гт^ьшах» характеризующие |
изменение |
максимальной |
нагрузки |
|
АО |
|
|
|
|
для шестерен, передающих |
одинаковые |
крутящие моменты при |
различных отношениях ~ - . Эти кривые показывают, что при уве
личении отношения -~ > 1,8-7-2,1 максимальная нагрузка вслед-
ствие увеличения коэффициента неравномерности растет, а не уменьшается.
Для проверки правильности предлагаемого метода оценки неравномерности распределения нагрузки, а также эффективности прямолинейной корректировки зубьев шевронных передач как меры по уменьшению неравномерности были проведены испытания шевронных редукторов, которые хорошо подтвердили проделан ные теоретические расчеты.
22.Расчет роликовых подшипников, размещенных
врасточке сателлитов с податливым ободом
Выше была отмечена целесообразность, а |
во |
многих |
случаях |
и необходимость проектирования сателлитов |
с |
малой |
толщиной |
обода и внутренней поверхностью, используемой в качестве до рожки качения роликового подшипника (рис. 6.7).
На рис. 6.8 представлены две основные схемы обода сателлита. Силы, действующие на зубчатый обод, приведены к окружности его нейтрального слоя. На обод действуют окружные Ft и радиальные усилия Fr в по люсах зацепления с центральными колесами; моменты приведения окружного усилия в зацеплении к окружности расположения центров тяжести поперечного сечения обо да М = F(H; реакции тел качения Pt. Влия нием центробежных сил пренебрегаем. Пред полагается, что податливость оси сателлита пренебрежимо мала по сравнению с подат ливостью обода сателлита.
Контактная деформация i'-го тела качения для расчетной схемы (рис. 6.8, а) опреде ляется зависимостью
Рис. 6.7. Конструкция роликового подшипни ка сателлита с дорож ками качения, выпол ненными на внутрен ней расточке обода и
на его оси
6, = 6 0 с о 8 [ ( 1 - 1 ) 7 ] - д , + г/,. |
(6.29) |
||
где б 0 — относительное |
перемещение |
центров сателлита |
и оси |
под действием внешней |
нагрузки; д{ — |
радиальный зазор |
напро- |
141
тив t-ro тела качения; Ui — радиальная деформация обода сателлита в сечении, соответствующем t-му телу качения; у —
угловое расстояние между соседними телами качения; z, i — пол ное число и порядковый номер тела качения.
Текущее значение радиального зазора
д^д\\ |
— cos[(t — 1)7]}, |
(6.30) |
где д —• радиальный зазор в собранном подшипниковом узле.
Рис. 6.8. Расчетные схемы обода сателлита при нечетном (а) и при четном (б) числе п нагруженных тел качения
Величина радиальной деформации обода в рассматриваемых сечениях равна
|
|
^ |
( |
a |
j F |
f |
+ i a j / P y j - g - , |
(6.31) |
||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а,- = |
a |
F i |
+ |
a R i |
tg а* + |
o-Mt -у; |
(6.32) |
|
aFi; oRi\ |
aMi; |
aLj |
|
— соответственно |
коэффициенты |
влияния |
||||
усилий Ft, |
Fr, |
момента |
M |
и реакций Pt\ п, j — общее число и |
||||||
порядковый |
номер |
тел |
качения, |
воспринимающих |
нагрузку; |
|||||
ort — угол зацепления в торцевом сечении; Е — модуль |
упругости |
первого рода; р, / — радиус кривизны и момент инерции обода сателлита.
Относительное перемещение центров сателлита и оси под дей ствием внешней нагрузки выразим через деформацию тела ка чения i = 1
б0 = б / - ( « Л + £ с^-Я,.) |
. |
(6.33) |
142
Контактная деформация б(. является суммой деформаций тела качения с внешним и внутренним кольцом. Сопоставление методик [ 9 ] , [681 и др. для определения контактной деформации ролика dt позволяет принять для практических расчетов линейную зави
симость |
|
|
|
|
6, = |
\Pt, |
|
|
|
|
|
|
|
(6.34) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
где К |
|
Ю |
- 6 |
коэффициент |
податливости |
в |
контакте для |
||||||||||
5,62 —. |
|
||||||||||||||||
|
|
» Р |
ролика в см/кгс (по работе |
[9]); /р — рабочая |
|||||||||||||
цилиндрического |
|||||||||||||||||
длина |
ролика (без фасок) в см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Из уравнения (6.29), используя условие симметрии при не |
|||||||||||||||||
четном |
числе п |
нагруженных |
роликов (рис. 6.8, а) |
|
|
||||||||||||
получим зависимость |
|
|
И/} - |
|
|
|
|
п + |
г |
« |
|
|
|||||
"И Н |
[ ( i - |
1) У ] |
+ 4- |
|
\a - |
а |
|
2 |
N |
PFI = |
|
||||||
|
|
|
|
N А |
|
|
Ti + |
Ш |
|
|
|
|
|||||
= |
-щ |
\ 1 - |
cos [(t - |
|
1)у]} - |
^ |
|
t |
|
хcos |
[(i -l)y]\, |
(6.35) |
|||||
|
|
N , 7 = |
aa |
+ a ' |
(г+2-/) |
— 2ai y cos [(i — 1 ) 7 ] , |
|
|
(6.36) |
||||||||
|
|
|
|
* = 2 , 3 , . . . t ^ ± i . |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Условие |
равновесия |
обода |
сателлита |
в |
|
проекции на |
ось х |
||||||||||
для этого случая имеет вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
п+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-TTt |
+ |
2 ^ c o s [ ( J - l ) T |
] = |
1. |
|
|
|
(6.37) |
i = 2
Решением системы линейных уравнений (6.35), (6.37) определяются реакции Pt при нечетном числе нагруженных роликов п.
По аналогии составим систему линейных уравнений для чет ного числа нагруженных роликов п (рис. 6.8, б), используя усло
вие' симметрии Pi = Я ( г + 1 - о
р * |
|
|
|
(6.39) |
2 ] - ? 7 |
С 0 5 [ ( 1 ' |
= 1. |
|
|
|
|
|
||
1=1 |
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
« 1 ( 2 - f l - / ) — 1«1гЬ «1 (г-|-1--/) |
[ ( |
' - 4 - ) - |
(6.40) |
|
|
|
cos-
t = 2, 3,
Здесь и далее знаком* помечены величины PL; N/ y -; ai для второй расчетной схемы. Необходимость в составлении и решении ука-
--У
Л/' |
Ш"°!0 |
20 |
5П40 |
J |\ |
7"!— к |
1 |
V—r-s™c^~ |
SO |
ISO |
140 |
1T1. |
no |
220 |
|
л-J |
4 |
|
j |
с |
J |
.6 |
5 |
, 8 |
|||||
. |
n-4 |
6 |
7, |
8 |
0 |
|
n-4 |
5 |
S |
T |
8 |
9 |
w |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
Рис. |
6.9. |
График |
для |
|
|
ориентировочного опреде |
||||
|
ления |
числа |
нагружен |
||
|
ных тел |
|
качения. |
||
|
П р и м е р . |
При |
= ю |
||
260 |
и — |
= 0,75 |
для |
z = 9 |
|
определим /г —- 5 и |
n -= 4 |
||||
2ф.гр2Я |
для расчетных |
схем на рис. |
|||
ЙПЯ7.-9 |
6.8, |
а и б |
|
||
|
|
|
|
Z-fJ z-15
занных систем линейных уравнений возникает при построении годографа реакций подшипника со сравнительно малым числом тел качения г 15.
Число нагруженных тел качения п определяется подбором для заданных сочетаний относительной податливости обода са-
теллита |
^~rj и относительного зазора -щ- из условии Р . ^ _ п > 0 , |
|||
Р . _ п + 1 |
> 0. Для ориентировочных |
оценок |
величины |
п можно |
воспользоваться графиком (рис. 6.9). |
|
|
||
Обод |
сателлита, представленный |
в виде |
кругового |
кольца, |
характеризуется для распространенных на практике |
конструкций |
относительно большой кривизной: 2 , 6 < - ^ - < 3 , 5 |
(h—высота |
поперечного сечения обода). Однако при инженерных расчетах деформации обода сателлита можно пренебречь влиянием осевой и поперечной силы, а также смещением оси нейтрального слоя относительно центра тяжести поперечного сечения. При этих
144
допущениях коэффициенты влияния находятся по методу [129], используя преобразование тригонометрических функций,
|
|
( - l ) f e c o s [ ( 2 f e + 1) ФЛ |
|
||
8я fc--=l. |
|
1)2 (2ft + |
1) ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 , 2, |
|
( - 1 ) ^ cos (2 4 9 i ) . |
• |
(6.41) |
|
22 |
V 4 |
( 4 f t 2 _ l ) 2 |
' |
|
|
|
*=1 |
|
|
|
|
|
|
( - l ) f t c o s [ ( 2 f t + l ) q > , - |
|
||
k=\, |
2, |
ft ( f t + 1 ) ( 2 f t + 1) |
|
||
|
|
|
|
||
a. |
|
cos [ft (t — /) |
y] |
(6.42) |
|
|
( f t 2 — |
l ) 2 |
|
||
|
|
|
|
где ф,- — центральный угол, отсчитываемый от оси х в направлении
против часовой стрелки; ф,- = |
(i — |
1) у — для |
расчетной схемы |
на рис. 6.8, а при нечетном |
числе |
п; ф(- = ( i |
^ ) V — Д л я |
расчетной схемы на рис. 6.8, б при четном числе п.
Для коэффициентов по формулам (6.36), (6.40) после подста новки в них формулы (6.42) найдем
|
cos [ft (/ — 1) у] |
{ C O S [ft ( i — |
1) Y] — cos \{i — 1) Y1) . |
ч |
я |
( f t 2 — |
l ) 2 |
|
к =2, 3, |
|
(6.43) |
|
|
|
|
|
(i--r)y] |
f c o s [ k ( l - - r ) \ |
|
|
cos —~ cos |
|
|
|
|
cos- |
(6.44) |
|
|
(ft2 — 1)2 |
* = 2 , 3,
Полученные зависимости для коэффициентов влияния удобны при расчетах на ЭВМ. При выполнении предварительных инженер ных оценок проектируемых конструкций допустимо использовать приближенные формулы, составленные с учетом ограниченного числа членов тригонометрических рядов
a. |
2 |
• tg at cos 2ф, + - 1 - ( 8 А - 1) cos 3Ф ( .; |
(6.45) |
||
|
9я |
|
|
|
|
а,- |
|
9л |
cos [2 (i - /) у]-щ£ |
cos [3 (i - /) у]. |
(6.46) |
|
|
|
|
|
10 В. Н. Кудрявцев и др. |
145 |