Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работоспособности подшипника, размещенного в жестком кор­ пусе [11],

 

 

 

 

 

9,2

 

F,

 

С =

&оЛ&кач2°'7

Р-

 

 

 

 

 

 

 

( 6 - 5 5 )

где

ko6

 

 

=

Pi

• коэффициент,

учитывающий

влияние

по-

 

 

 

 

 

Z

max

 

 

 

 

 

численный

коэффициент,

ха-

датливости

обода

сателлита; kx

 

растеризующий

динамическую

стойкость

 

подшипника;

 

& к а ч

коэффициент

качества,

 

учитывающий

свойства

материала

колец

и тел качения, точность изготовления и конструкцию

подшипника;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi

max —

максимальная

реакция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

тело качения,

определяемая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

годографу (см.,

например,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.

6.12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 6.13 построены

зна­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чения коэффициентов

ko6

в

за­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

висимости

от

величины

относи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельной

 

податливости

 

обода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сателлита

и относительного

за­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зора для подшипника с числом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тел

качения

г

=

15

и

сред-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

них

значениях

параметра

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.13. Значения

коэффициента

(табл. 6.1). Из рисунка следует,

что

рациональными

являются

^об>

учитывающего

влияние

податли­

 

 

вости

обода

сателлита:

 

 

конструкции

обода

сателлита

 

р-

=

0;

2

 

 

= 10;

 

3 •

 

Р 3

с

величиной

относительной

по-

 

XEJ

 

XEJ

 

XEJ

датливости

 

=

2СИ30, кото-

=

20;

 

 

 

 

=

30;

5

 

 

=

40

 

 

 

XEJ

XEJ

рые

соответствуют

отношению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высоты

поперечного

 

сечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

 

 

0,285^ 0,325.

При

обода сателлита к радиусу кривизны =

этом достигается значение коэффициента ko6

 

=

1,4,

близкое

к тео­

ретически

возможному

 

максимальному значению

 

k o 6 m m

=

1,46

при равномерном распределении реакций среди п = -|-

 

нагру­

женных

 

роликов.

Расчеты

подшипников

с

числом

тел

качения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6.

 

 

 

 

 

Ориентировочные значения

относительного плеча

Н

 

 

 

 

 

в

зависимости

от относительной податливости обода сателлита XEJ

 

 

 

 

 

 

 

 

при значениях

нормального

модуля

т п =

3-f-7

 

 

 

 

 

 

Р3

 

 

 

 

10

 

 

 

 

20

 

 

 

 

30

 

 

 

40

 

 

 

XEJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

0,30—0,32

 

 

0,24—0,28

 

0,21—0,27

 

0,20—0,26

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150


9 ^ z < 15 показывают, что значения коэффициентов ko6 мало зависят от числа г, поэтому графиком на рис. 6.13 можно поль­ зоваться при ориентировочных расчетах подшипников * с г ^ 9. Непосредственное влияние числа тел качения на коэффициент работоспособности подшипников практически определяется фор­ мулой (6.55). Для окончательного суждения о долговечности под­ шипников рассматриваемого типа в будущем предстоит исследо­ вать влияние податливости обода сателлита на коэффициент дина­ мической стойкости подшипника kx [см. формулу (6.55)].

23. Исследование реактивного момента подвески плавающих звеньев планетарной передачи

при перекосе их осей

В машиностроении получили распространение планетарные передачи с плавающими звеньями — центральными колесами (или водилом), подвешенными с помощью соединительных муфт, имею­ щих одно (рис. 6.14) или два (рис. 6.15) зубчатых сочленения. Пере-

Рис. 6.14. Подвеска плавающего центрального колеса: а — внешнего зацепления; б — внутреннего заце­ пления с помощью муфты с одним зубчатым сочленением; в — расчет­

ная схема подвески

мещения плавающего звена под действием собственного

веса или

в процессе выравнивания нагрузки среди сателлитов

приводят

к перекосу его оси и оси зубчатой муфты. При этом в зацеплении центрального колеса и в зубчатых сочленениях соединительной муфты возникает реактивный момент, что оказывает влияние на перемещение плавающего звена.

Соединительная муфта плавающего центрального колеса. При исследовании влияния перекоса осей на работу соединительных

Примеры расчетов подшипников с 2 = 7 и 9 приведены в работе [ 7 1 ] .

151

муфт пренебрежем изгибными деформациями торсионного

ва­

лика (или оболочки), а также обода центрального колеса

(или

втулки), на которых нарезаны сопряженные зубья, образующие сочленение муфты. Это допущение более достоверно для муфт

центральных колес внешнего зацепления (рис. 6.14, а и 6.15,

а)

и менее — для муфт колес внутреннего зацепления (рис. 6.14,

б

и 6.15, б). В свою очередь, погрешность расчета будет меньше для

соединительных муфт с

одним зубчатым сочленением (рис. 6.14)

и больше — для муфт с

двумя сочленениями (рис. 6.15).

Рис. 6.15. Подвеска плавающего центрального колеса: а — внешнего зацепле­ ния; б — внутреннего зацепления с помощью соединительной муфты с двумя зубчатыми сочленениями; в — расчетная схема подвески

На рис. 6.16, а дана схема перекоса оси муфты на угол со ЕОкруг оси х. Поворот муфты вокруг касательной т—т на угол сот ф вызывает перекос образующих и, как следствие, деформацию под нагрузкой сопряженных профилей зубьев [115]. Поворот вокруг нормали п—п па угол со„ф сопровождается относительным сколь­ жением профилей зубьев по дуге с радиусом о'р' [26]. Из рис. 6.16, а следует

 

сот ф

=

со cos ср; со„ф =

со sin ср,

.

(6.56)

где ср , = 9 —

осм.

я перекос зубьев максимален, а скольжение

При ср =

0 и ср =

профилей отсутствует.

 

 

 

 

Методика расчета распределения нагрузки на зубьях муфты

при перекосе ее осей,

разработанная

Л. Б. Элылтейном

[131],

справедлива

для расчетной схемы с относительно большим углом

перекоса - у

- , где Т—крутящий

момент, передаваемый муфтой.

При этом в зацеплении участвует лишь часть диаметрально про-

152


тивоположных пар зубьев, расположенных на дуге с центральным

углом

0

=s; 2В sg: я, длина пятна контакта не

превышает

/ф =£С

«5 0,5ЬЫ.

По мере возрастания

нагрузки, когда

достигается

зна­

чение

параметрического угла

В = 4 р , первая

схема переходит

во вторую, характерную для муфт планетарных передач, которые могут работать при относительно малых углах перекоса

Параметрический угол 0 «=:

л

определяет число пар зубьев

муфты, на которых пятно контакта

еще не распространилось по

Рис. 6.16. Система координат при исследовании перекоса зубчатого со­ членения соединительной муфты (а) и центрального колеса внутреннего зацепления (б)

всей длине 0,5bM ^ l9 ^ Ьм. При рассмотрении второй схемы сохраним традиционную структуру расчета. Отметим, что зависи­ мости для первой схемы могут быть получены подстановкой пара­ метрического угла у = л — р в формулы, справедливые для участка 0 ^ ср ^ ± у второй схемы.

Зазоры и деформации зубьев, измеряемые по делительной ок­ ружности муфты в торцевой плоскости, связаны уравнением

 

 

scpO

sq — ^шах

^ф>

 

 

 

(6.57)

где

sv 0 = -~ (1 cos ф) зазор на

торце

А зуба с

координа­

той

ф при отсутствии

нагрузки (рис. 6.17, а);

б т а х

максималь­

ная

деформация зуба

с

координатой

ф =

0;

s<p,

б ф

соответ­

ственно зазор и деформация зуба, существующие порознь в за­ висимости от величины относительной нагрузки.

В дальнейшем параметры, относящиеся к первой и второй рас­ четным схемам, обозначены индексами штрих и два штриха соот­ ветственно.

Для первой схемы (рис. 6.17, б) из условия s v = 0 и б ф = бр = = 0 при 6 = 0 по формуле (6.57) было установлено

'Ъ

б ф = - - 1 — (cos ф cos В) при 0 ^ ф ^ ± В.

153


Обозначим для граничного случая перехода от первой ко второй расчетной схеме значение деформаций

6«р = - | — cos ф при ф =

.

Для второй расчетной схемы (рис. 6.21, в) приращение дефор­ маций по сравнению со значением б ф будет одинаковым для всех

Рис. 6.18. Эпюры деформации и напряжений смятия зуба муфты с угловой коор­ динатой ф (заштриховано пятно контакта): а — зуб муфты; б — зуб шевронного колеса

зубьев и равно

 

 

6min = - J - C O S Y ,

 

 

поскольку при

ф = Y имеем

равенство

 

 

 

 

о\> =

б ф

-|- 6 т , п =

2 6 m i n .

 

 

Полагая sv

=

0 и б ф =

8У,

для второй схемы по формуле (6.57)

получим

 

 

 

 

 

 

 

бф =

- ^ р - (cos ф -[- cos Y) при 0 ^ ф ^

± Y.

 

При постоянном распределении по высоте * зуба h (рис. 6.18, а)

зависимость контактных напряжений

от деформаций по

аналогии

с зависимостями для плоских стыков

[98; 138]

может

быть опи­

сана формулой

вида

а ф = aij%,

 

(

(6.58)

 

 

 

 

 

где а — коэффициент пропорциональности, который предстоит определить; п = 3~+- I — эмпирический показатель степени.

* Это допущение

приемлемо

для определения

реактивного момента муфты,

но требует уточнения

при расчете

зубьев муфты на

прочность.

155


Величины awn непрерывно уменьшаются при возрастании деформаций и гипотетическая кривая по зависимости (6.58) имеет S-образный характер. Для двух рассматриваемых участков второй расчетной схемы аппроксимируем зависимость (6.58) двумя отрез­ ками кривых. В области относительно малых деформаций, когда пятно контакта (рис. 6.17, б) имеет длину

26'

/ч>__ <--• h

v

£0 COS ф

можно, следуя гипотезе И. Ш. Неймана [131], принять л = 2 и коэффициент пропорциональности

а — а'х= а' 2уф—.

ф(О COS ф

Из условия равновесия напряжений стф и окружного усилия на зубе р,ф следует

з

(бф)3 =

к Лф со2

cos2(p,

 

 

 

 

 

 

 

где к' = j£

— коэффициент

податливости

зуба.

 

Искомое

окружное усилие равно

 

 

 

 

Ь^ш (cos Ф +

c o s y ) 3

 

 

 

Л " =

6 4 Х Ч с ^

• .

< 6 - 5 9 >

В области относительно больших деформаций, когда пятно кон­

такта

распространится на всю длину зуба / ф

= Ьм (рис. 6.17,

в),

примем гипотезу о линеаризации зависимости

(6.58), тогда п =

1

и а =

а"ЬК, откуда следует

 

 

( б ф ) = —т РсфШ COS ф,

где к" = — коэффициент податливости зуба. В этом случае окружное усилие равно

Ь\ со COS V

Pt<p = g y • ' ( 6 ' 6 ° )

Решение (6.59) справедливо для первой расчетной схемы муфты при 0 g ф ^ + р , а также для участка O f ± у второй рас­ четной схемы, где характер контакта зубьев одинаков. Для участка

±У f ф ^ ± ~2 второй схемы используем зависимость (6.60). Оче­ видно, что при Ф = у значения p t ( f , определяемые по формулам (6.59) и (6.60), должны совпадать, следовательно

а * = - | - а ' ; к" = к' — к.

156