Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
работоспособности подшипника, размещенного в жестком кор пусе [11],
|
|
|
|
|
9,2 |
|
F, |
|
С = |
&оЛ&кач2°'7 |
<УР- |
|
|
|
|
|
|
|
( 6 - 5 5 ) |
||||||
где |
ko6 |
|
|
= |
Pi |
• коэффициент, |
учитывающий |
влияние |
по- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Z |
max |
|
|
|
|
|
численный |
коэффициент, |
ха- |
|||||||||||
датливости |
обода |
сателлита; kx |
|
||||||||||||||||||||||
растеризующий |
динамическую |
стойкость |
|
подшипника; |
|
& к а ч |
|||||||||||||||||||
коэффициент |
качества, |
|
учитывающий |
свойства |
материала |
колец |
|||||||||||||||||||
и тел качения, точность изготовления и конструкцию |
подшипника; |
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pi |
max — |
максимальная |
реакция |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
тело качения, |
определяемая |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по |
годографу (см., |
например, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рис. |
6.12). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 6.13 построены |
зна |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чения коэффициентов |
ko6 |
в |
за |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
висимости |
от |
величины |
относи |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельной |
|
податливости |
|
обода |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сателлита |
и относительного |
за |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зора для подшипника с числом |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тел |
качения |
г |
= |
15 |
и |
сред- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
них |
значениях |
параметра |
Н |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
||||||||||||
Рис. 6.13. Значения |
коэффициента |
(табл. 6.1). Из рисунка следует, |
|||||||||||||||||||||||
что |
рациональными |
являются |
|||||||||||||||||||||||
^об> |
учитывающего |
влияние |
податли |
||||||||||||||||||||||
|
|
вости |
обода |
сателлита: |
|
|
конструкции |
обода |
сателлита |
||||||||||||||||
|
р- |
= |
0; |
2 |
|
|
= 10; |
|
3 • |
|
Р 3 |
с |
величиной |
относительной |
по- |
||||||||||
|
XEJ |
|
XEJ |
|
XEJ |
датливости |
|
= |
2СИ30, кото- |
||||||||||||||||
= |
20; |
|
|
|
|
= |
30; |
5 |
|
|
= |
40 |
|
||||||||||||
|
|
XEJ |
XEJ |
рые |
соответствуют |
отношению |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высоты |
поперечного |
|
сечения |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h |
|
|
0,285^ 0,325. |
При |
||||||
обода сателлита к радиусу кривизны — = |
|||||||||||||||||||||||||
этом достигается значение коэффициента ko6 |
|
= |
1,4, |
близкое |
к тео |
||||||||||||||||||||
ретически |
возможному |
|
максимальному значению |
|
k o 6 m m |
= |
1,46 |
||||||||||||||||||
при равномерном распределении реакций среди п = -|- |
|
нагру |
|||||||||||||||||||||||
женных |
|
роликов. |
Расчеты |
подшипников |
с |
числом |
тел |
качения |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6. |
|||||
|
|
|
|
|
Ориентировочные значения |
относительного плеча |
Н |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
в |
зависимости |
от относительной податливости обода сателлита XEJ |
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
при значениях |
нормального |
модуля |
т п = |
3-f-7 |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Р3 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
30 |
|
|
|
40 |
|
|
|||
|
XEJ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Н |
|
|
|
0,30—0,32 |
|
|
0,24—0,28 |
|
0,21—0,27 |
|
0,20—0,26 |
|||||||||||||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150
9 ^ z < 15 показывают, что значения коэффициентов ko6 мало зависят от числа г, поэтому графиком на рис. 6.13 можно поль зоваться при ориентировочных расчетах подшипников * с г ^ 9. Непосредственное влияние числа тел качения на коэффициент работоспособности подшипников практически определяется фор мулой (6.55). Для окончательного суждения о долговечности под шипников рассматриваемого типа в будущем предстоит исследо вать влияние податливости обода сателлита на коэффициент дина мической стойкости подшипника kx [см. формулу (6.55)].
23. Исследование реактивного момента подвески плавающих звеньев планетарной передачи
при перекосе их осей
В машиностроении получили распространение планетарные передачи с плавающими звеньями — центральными колесами (или водилом), подвешенными с помощью соединительных муфт, имею щих одно (рис. 6.14) или два (рис. 6.15) зубчатых сочленения. Пере-
Рис. 6.14. Подвеска плавающего центрального колеса: а — внешнего зацепления; б — внутреннего заце пления с помощью муфты с одним зубчатым сочленением; в — расчет
ная схема подвески
мещения плавающего звена под действием собственного |
веса или |
в процессе выравнивания нагрузки среди сателлитов |
приводят |
к перекосу его оси и оси зубчатой муфты. При этом в зацеплении центрального колеса и в зубчатых сочленениях соединительной муфты возникает реактивный момент, что оказывает влияние на перемещение плавающего звена.
Соединительная муфта плавающего центрального колеса. При исследовании влияния перекоса осей на работу соединительных
Примеры расчетов подшипников с 2 = 7 и 9 приведены в работе [ 7 1 ] .
151
муфт пренебрежем изгибными деформациями торсионного |
ва |
лика (или оболочки), а также обода центрального колеса |
(или |
втулки), на которых нарезаны сопряженные зубья, образующие сочленение муфты. Это допущение более достоверно для муфт
центральных колес внешнего зацепления (рис. 6.14, а и 6.15, |
а) |
и менее — для муфт колес внутреннего зацепления (рис. 6.14, |
б |
и 6.15, б). В свою очередь, погрешность расчета будет меньше для
соединительных муфт с |
одним зубчатым сочленением (рис. 6.14) |
и больше — для муфт с |
двумя сочленениями (рис. 6.15). |
Рис. 6.15. Подвеска плавающего центрального колеса: а — внешнего зацепле ния; б — внутреннего зацепления с помощью соединительной муфты с двумя зубчатыми сочленениями; в — расчетная схема подвески
На рис. 6.16, а дана схема перекоса оси муфты на угол со ЕОкруг оси х. Поворот муфты вокруг касательной т—т на угол сот ф вызывает перекос образующих и, как следствие, деформацию под нагрузкой сопряженных профилей зубьев [115]. Поворот вокруг нормали п—п па угол со„ф сопровождается относительным сколь жением профилей зубьев по дуге с радиусом о'р' [26]. Из рис. 6.16, а следует
|
сот ф |
= |
со cos ср; со„ф = |
со sin ср, |
. |
(6.56) |
где ср , = 9 — |
осм. |
я перекос зубьев максимален, а скольжение |
||||
При ср = |
0 и ср = |
|||||
профилей отсутствует. |
|
|
|
|
||
Методика расчета распределения нагрузки на зубьях муфты |
||||||
при перекосе ее осей, |
разработанная |
Л. Б. Элылтейном |
[131], |
справедлива |
для расчетной схемы с относительно большим углом |
|
перекоса - у |
- , где Т—крутящий |
момент, передаваемый муфтой. |
При этом в зацеплении участвует лишь часть диаметрально про-
152
тивоположных пар зубьев, расположенных на дуге с центральным
углом |
0 |
=s; 2В sg: я, длина пятна контакта не |
превышает |
/ф =£С |
|
«5 0,5ЬЫ. |
По мере возрастания |
нагрузки, когда |
достигается |
зна |
|
чение |
параметрического угла |
В = 4 р , первая |
схема переходит |
во вторую, характерную для муфт планетарных передач, которые могут работать при относительно малых углах перекоса
Параметрический угол 0 «=: 2у |
л |
определяет число пар зубьев |
муфты, на которых пятно контакта |
еще не распространилось по |
Рис. 6.16. Система координат при исследовании перекоса зубчатого со членения соединительной муфты (а) и центрального колеса внутреннего зацепления (б)
всей длине 0,5bM ^ l9 ^ Ьм. При рассмотрении второй схемы сохраним традиционную структуру расчета. Отметим, что зависи мости для первой схемы могут быть получены подстановкой пара метрического угла у = л — р в формулы, справедливые для участка 0 ^ ср ^ ± у второй схемы.
Зазоры и деформации зубьев, измеряемые по делительной ок ружности муфты в торцевой плоскости, связаны уравнением
|
|
scpO |
sq — ^шах |
^ф> |
|
|
|
(6.57) |
где |
sv 0 = -~ (1 — cos ф) — зазор на |
торце |
А зуба с |
координа |
||||
той |
ф при отсутствии |
нагрузки (рис. 6.17, а); |
б т а х |
— максималь |
||||
ная |
деформация зуба |
с |
координатой |
ф = |
0; |
s<p, |
б ф |
— соответ |
ственно зазор и деформация зуба, существующие порознь в за висимости от величины относительной нагрузки.
В дальнейшем параметры, относящиеся к первой и второй рас четным схемам, обозначены индексами штрих и два штриха соот ветственно.
Для первой схемы (рис. 6.17, б) из условия s v = 0 и б ф = бр = = 0 при 6 = 0 по формуле (6.57) было установлено
'Ъ (о
б ф = - - 1 — (cos ф — cos В) при 0 ^ ф ^ ± В.
153
Обозначим для граничного случая перехода от первой ко второй расчетной схеме значение деформаций
6«р = - | — cos ф при ф = |
. |
Для второй расчетной схемы (рис. 6.21, в) приращение дефор маций по сравнению со значением б ф будет одинаковым для всех
Рис. 6.18. Эпюры деформации и напряжений смятия зуба муфты с угловой коор динатой ф (заштриховано пятно контакта): а — зуб муфты; б — зуб шевронного колеса
зубьев и равно
|
|
6min = - J - C O S Y , |
|
|
|||
поскольку при |
ф = Y имеем |
равенство |
|
|
|||
|
|
о\> = |
б ф |
-|- 6 т , п = |
2 6 m i n . |
|
|
Полагая sv |
= |
0 и б ф = |
8У, |
для второй схемы по формуле (6.57) |
|||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
бф = |
- ^ р - (cos ф -[- cos Y) при 0 ^ ф ^ |
± Y. |
|
||||
При постоянном распределении по высоте * зуба h (рис. 6.18, а) |
|||||||
зависимость контактных напряжений |
от деформаций по |
аналогии |
|||||
с зависимостями для плоских стыков |
[98; 138] |
может |
быть опи |
||||
сана формулой |
вида |
а ф = aij%, |
|
( |
(6.58) |
||
|
|
|
|
|
где а — коэффициент пропорциональности, который предстоит определить; п = 3~+- I — эмпирический показатель степени.
* Это допущение |
приемлемо |
для определения |
реактивного момента муфты, |
но требует уточнения |
при расчете |
зубьев муфты на |
прочность. |
155
Величины awn непрерывно уменьшаются при возрастании деформаций и гипотетическая кривая по зависимости (6.58) имеет S-образный характер. Для двух рассматриваемых участков второй расчетной схемы аппроксимируем зависимость (6.58) двумя отрез ками кривых. В области относительно малых деформаций, когда пятно контакта (рис. 6.17, б) имеет длину
26'
/ч>__ <--• h
v
£0 COS ф
можно, следуя гипотезе И. Ш. Неймана [131], принять л = 2 и коэффициент пропорциональности
а — а'х(В = а' 2уф—.
ф(О COS ф
Из условия равновесия напряжений стф и окружного усилия на зубе р,ф следует
з |
(бф)3 = |
к Лф со2 |
cos2(p, |
|
|
|
|
|
|
|
|
где к' = j£ |
— коэффициент |
податливости |
зуба. |
|
|
Искомое |
окружное усилие равно |
|
|
|
|
|
Ь^ш (cos Ф + |
c o s y ) 3 |
|
|
|
|
Л " = |
6 4 Х Ч с ^ |
• . |
< 6 - 5 9 > |
В области относительно больших деформаций, когда пятно кон
такта |
распространится на всю длину зуба / ф |
= Ьм (рис. 6.17, |
в), |
примем гипотезу о линеаризации зависимости |
(6.58), тогда п = |
1 |
|
и а = |
а"ЬК, откуда следует |
|
|
( б ф ) = —т— РсфШ COS ф,
где к" = — коэффициент податливости зуба. В этом случае окружное усилие равно
Ь\ со COS V
Pt<p = g y • ' ( 6 ' 6 ° )
Решение (6.59) справедливо для первой расчетной схемы муфты при 0 g ф ^ + р , а также для участка O f ± у второй рас четной схемы, где характер контакта зубьев одинаков. Для участка
±У f ф ^ ± ~2 второй схемы используем зависимость (6.60). Оче видно, что при Ф = у значения p t ( f , определяемые по формулам (6.59) и (6.60), должны совпадать, следовательно
а * = - | - а ' ; к" = к' — к.
156