Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этом условии

параметрический

угол

§ k

=

, поэтому

следует

принять расчетную схему с параметрическим углом O g y g

±

2я .

 

Зависимость удельной нагрузки от деформации зубьев

ут

обычно принимается

линейной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

О/фк.

 

 

 

( 6 - 7 0 )

где

С

 

коэффициент жесткости

 

зубьев по работе [68] .

 

 

 

Окружное усилие на зуб k-ro

 

сателлита равно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'фк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из условий

равновесия

следует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S Fm

+

S риц = aPFt

с Р ,

 

 

(6.71)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Ftcp

— т — с р е д н е е

окружное

усилие;

d— диаметр

на-

чальной

 

окружности

центрального

колеса;

 

Fi(fi

=

С62СО (COS ф; + COS V , ) 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

1 6 co S ( p .

окружное

 

усилие на сателлите

с

поряд­

ковым номером

k =

i при О^ф,- g

 

±

у,, и л §

Ф( -^(л ±

у/); F / ( p / =

С62со cos у •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ——^

 

- —

окружное

усилие

 

на сателлите с порядковым но­

мером

k

—- j

при

±v; -

0

ф;- g

 

±

~

и (я

± 7у) ^фу

( я

 

 

я \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

± ~

2 )

 

уравнение

(6.71),

найдем

 

 

 

 

 

 

 

Решая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 6

~

 

= /Ф ,

 

 

 

(6.72)

 

 

 

 

 

 

Crf62 ' со

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

/ф~Т~/ф>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f'

_ L V

( c o s

 

Фг +

cos Y f ) 2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

/ t p

2

Z J

 

 

cosq>j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ Ф

=

2 2

 

cosy/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

Значение параметрического угла ук определяется из трансцен­ дентного уравнения (6.72) для конкретных случаев задания пара-

Т

метров зацепления, величины относительной нагрузки — и коор­

динаты фк .

Опуская преобразования, найдем реактивный момент на цен­ тральном колесе относительно оси х (см. рис. 6.17), обусловлен­

ный неравномерным распределением удельной нагрузки по

162


зубьям ар сателлитов

где

= % + %;

(cos ц>1 -f- cos у ; ) 2 (2 cos ф£- — cos уг)

cos ф,-

'

i

% — 4 S c o s 2 Ф/-

Реактивный момент на центральном колесе, вызванный тре­ нием при относительном скольжении профилей зубьев ар сател­ литов, равен

 

 

W

- « * ! E L r

ч"

 

(6.74)

 

 

м

ф

16 cos а;

v

7

где

д. —• коэффициент

трения;

 

 

 

 

 

 

 

 

Г Ф = Гф

- j ~ Гф ;

 

 

 

ГФ =

S

(cos

ф,- + cos Y( -)2

sin Q{;

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

Гф =

2 2J COS

у,- sin 0/.

 

Функции / ф , -фф, Г ф

являются

периодическими при изменении

угла

ф в пределах 0

Ф

х «5

— ,

после

чего происходит смена

номеров сателлитов. В зависимости от поставленной задачи могут находиться экстремальные или средние значения этих функций при различных значениях параметрических углов YK -

Для режима малой относительной нагрузки — при fK = средние значения указанных функций равны

Р = ~ ;

"Фср = ар;

Г с р = ^ sin at;

ана режиме высоких нагрузок на планетарную передачу при Y K

=0 получим значения

hP = 2ap; %р = 2ар; Г с р = ^ .

Тогда среднее значение суммарного реактивного момента * в за­ цеплении с сателлитами:

при

* Правило знаков в формуле (6.75) соответствует пояснениям к формуле (6.69) на стр. 160.

11*

163


cos

'

(6.75a)

 

Tn Cdndb2

где - ~ = — ^ относительная нагрузка, передаваемая цен­

тральным колесом, при превышении которой составляющая реак-

т

тивного момента WM перестает зависеть,от величины — . Заметим, что зависимость (6.75а) вытекает из формулы (6.69)

при подстановке ар = гм ; С = ~-; а, = а м ; ц = jxM , где ин­

декс м отнесен к параметрам муфты.

Распространим методику расчета реактивных моментов на кон­ струкции с плавающими шевронными центральными колесами, ширина зубчатого венца которых обычно превышает 4—6 осевых шагов при угле наклона зубьев > 2 5 ^ 30°. Необходимые уточ­ нения расчетных формул дадим лишь для значений параметри­ ческого угла ± У/ > ф/ ± -?р и (л, ± -;t) ф/<; ( я + - ^ j . В связи с разрывом эпюры распределения удельной нагрузки вдоль зуба, разделенного на два полушеврона (см. рис. 6.18, б), изменяется выражение для определения окружного усилия в урав­

нении

(6.71)

 

 

 

 

(6.71а)

 

 

 

 

 

 

где s — расстояние

между

полушевронами; Ъ = Ш — длина

двух

полушевронов.

 

 

 

 

 

Плечо приложения усилия Ftvj

относительно середины шеврон­

ного

колеса равно

 

 

 

 

 

 

,

1

[(b +

s)3 s3]

cos ф/

 

 

°Ф/ — ~ё

 

( b + s) b

coi\77 "

 

В итоге получим функцию

относительной нагрузки

 

 

 

 

16

Т

(6.72а)

 

 

 

 

 

 

и определим значения реактивных моментов

(6.73а)

(6.74а)

164


Среднее значение суммарного реактивного момента при ; к = О ориентировочно равно

 

 

 

 

 

cos а.

(6.756)

 

 

 

 

 

 

 

при

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Capdb2

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

\J

 

 

 

 

 

Принципиальным отличием условий работы шевронного цен­

трального колеса при

перекосе

является

неуравновешенность

осевых составляющих

усилий

в

зацеплении

Fat$j Ф Faq,}

(см.

рис. 6.18, б). Плавающее центральное колесо

при

 

перекосе

по­

ворачивается вокруг точки Он,

лежащей на

оси

водила посре­

дине между полушевронами. Выравнивание нагрузки между полу­ шевронами в этом случае не может быть достигнуто осевым сдвигом всего колеса, а требует его поворота в сторону, противоположную перекосу *. Реактивный момент осевых сил в зацеплении на этом

участке

значении

параметрического

угла

уj ^

Ф/ <

±

- . 2 -

(л ±

у,)

cp/=s£ ( я

±

 

равен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 +

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

+

4

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ф = S C 0 S T / s i n 0 /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

т

 

 

 

 

При

относительной

нагрузке

>•—• по

формуле

(6.756)

 

 

 

 

 

 

 

 

°

 

 

 

Т

реактивный момент осевых сил перестает зависеть от величины —

и его среднее значение

равно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 +

2

 

 

 

 

(6.76)

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

* Указанное можно отнести и к центральному колесу, составленному из

двух

венцов,, соединенных

в

одно звено

блокирующей

зубчатой

муфтой (см.

рис. 6.15, б). Влияние

податливости тонкостенной оболочки и

зубчатых сочле­

нений

б

блокирующей

муфты

в первом

 

приближении

можно

учесть,

приняв

в формулах с (6.71а) по (6.76)

величину

s =

0.

 

 

 

 

165


При условии fK = 0 перекос центрального колеса не сопро­ вождается нарушением распределения нагрузки среди сателлитов, что следует из формулы (6.71). Соответствующий коэффициент,

учитывающий неравномерность

нагрузки, равен нри YK = 0

Q = =

= h

 

•Пер

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки вдоль зуба (с учетом повышенной податливости края зуба на некоторой длине, равной, например, модулю т) определяется по формуле при Y K = '0

 

g _

Щтт _

(0,56 от) ЬС(й

 

 

 

н р

Щср

 

Ftcp

 

 

 

 

 

Т

т

 

 

Для относительных

нагрузок

при

значениях

пара­

метрических углов 0=^

можно определить величины

О ф и

 

т

 

 

 

 

 

6 я р ф

как функции от —

и ф.

 

 

 

 

Суммарный реактивный момент подвески плавающего централь­

ного

колеса. Суммарный реактивный

момент

подвески плаваю­

щего центрального колеса с зубчатой соединительной муфтой лю­ бой конструкции, схематически представленной на рис. 6.14, в

или

6.15,

в, определяется суммой внешних реактивных

моментов

 

 

Wz = WM + WK + Wz,

(6.77)

где

WK

реактивный момент в зацеплении центрального колеса к

или в) с сателлитами по формулам (6.75а)—(6.75в); WM

— реак­

тивный момент по формулам (6.69а) и (6.696) в зубчатом сочлене­ нии м соединительной муфты по рис. 6.14 или рис. 6.15; W^^— реактивный момент для шевронного колеса по формуле (6.76).

Реактивный момент во внутреннем сочленении муфты м* (см. рис. 6.15) равен реактивному моменту в зацеплении централь­ ного колеса

Wu* = WK.

При

использовании муфт

с одним

зубчатым

сочленением

(см. рис.

6.14) углы перекоса колеса и муфты

равны

по

величине

сок = ю м .

В конструкциях на

рис. 6.15

углы

перекоса

колеса и

сочленения муфты м* в сумме равны углу перекоса сочленения м:

 

« к +

®м»

= <о„.

Соотношение углов перекоса

для этого случая может быть

получено из уравнений

(6.63)

и

(6.72) после подстановки вели-

т

 

 

 

чины - J - из уравнений

(6.69) и (6.75) для сочленений м, м* муфты

и центрального колеса

к соответственно.

166