Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Коэффициент податливости зубьев муфты * при кромочном контакте по экспериментам Л. Б. Эльштейна [131] равен
. = 9-|-,
где Е — модуль упругости первого рода; т — модуль зубьев в см. Учитывая большое число зубьев муфты, перейдем к непрерыв
ному распределению окружных усилий
используя |
в дальнейшем |
коэффициент |
податливости |
по |
формуле |
||||
|
|
|
|
Я, = |
- - * - * , , |
|
|
|
(6.61) |
где |
dM •— диаметр |
делительной |
окружности |
муфты; |
гм |
— число |
|||
зубьев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составим уравнение равновесия муфты для второй расчетной |
||||||||
схемы |
|
|
+ |
J pty d(f |
|
|
|
|
|
|
|
2dM I | ptФ |
I = zupt ср, |
|
(6.62) |
||||
где |
|
2T |
среднее окружное |
усилие. |
|
|
|||
p t c p |
— —j |
|
|
||||||
|
Решение уравнения (6.62) имеет вид |
|
|
|
|
||||
|
|
|
"1^4 |
= ИТ). |
|
|
(6-63) |
||
где обозначена функция |
м м |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
f(y) |
=/'(?) |
|
|
|
|
|
|
|
r ( v ) = i ( c o s Y |
c + ; o s < p ) 3 ^ |
п р и о ^ Ф ^ ± 7 ; |
|
||||
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т~ |
|
|
|
|
|
|
|
/"(у) = |
8 cos у |
| dq> при ± у |
^ ф ^ |
± |
. |
|
|
|
|
|
|
v |
|
|
|
|
|
|
График функции / (рис. 6.19) позволяет определить |
значение |
|||||||
параметрического угла |3 или у |
и установить тип расчетной схемы, |
к которой относится рассматриваемая муфта. Первая схема суще
ствует |
при |
0 «g / |
1 и |
по мере увеличения относительной на- |
||
|
т |
|
|
|
|
|
грузки |
— |
при / |
= 1 переходит во |
вторую |
схему. |
|
* В |
работе [ 2 ] |
получены |
теоретические |
значения |
коэффициентов податли |
вости при перекосе зубьев муфты в трех плоскостях, базирующиеся на линейной зависимости = ш/<р.
157
При возрастании относительной величины происходит вы равнивание распределения нагрузки среди зубьев. На рис. 6.20
представлена зависимость отношений |
и |
от функции /, |
|
Pt ср |
Pt ср |
подсчитанная для пары зубьев с координатой ф = 0. Максималь ное из указанных отношений окружных усилий представляет коэффициент неравномерности распределения нагрузки среди зубьев муфты при перекосе осей
Кнр — |
= |
— |
(1 -f-cosv)3 |
при |
/ < 2 , 9 ; |
Pt ср |
2/ |
v |
|
(6.64) |
|
|
|
4я cosy при |
|
||
|
Pt max |
|
|
||
нр |
|
/ > |
2,9. |
||
|
Pt ср |
|
|
|
|
п
i
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
i |
|
|
|
|
Ч"(Г) |
|
|
// |
|
// |
|
|
1 |
|
1 |
г<гН |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
/ |
|
|
|
1. |
|
1 / |
|
/(77 |
||
1 / |
1 |
-у |
||
it |
|
/ |
|
|
If |
|
|
|
\ |
/Г |
г! |
|
|
\\\\ |
/ |
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
0 L . SO 60 [i-00 |
60 |
|
JO Г'О |
|
Г'30° |
|
|
|
|
Рис. 6.19. График функции / для определения значения параметри ческих углов (5 или у
В. И. Бавыкин, П. Д. Вильнер и М. И. Курушин предложили методику определения реактив ного момента муфты. Нормальные усилия на паре диаметрально расположенных зубьев равны по величине, противоположно на правлены и образуют реактивный момент относительно срединной плоскости зубчатого венца муфты. Суммарный реактивный момент относительно оси х, вокруг кото рой происходит перекос осей муф ты (см. рис. 6.16, а) для второй расчетной схемы равен
м м |
•У(у), |
(6.65) |
256ЯЛ cos а„ |
где обозначена функция
1> (?) = ¥ (У) + 4>"(т);
^ ( т ) ^ | ( с О З ф + С О 5 у ) Д с 0 5 ф - - С 0 5 у ) ^ п р и 0 - ф ^ ± Т ;
•ф" (Y) — - у - J |
c o s 2 |
щ при |
ф ± |
я |
|
Ф d |
|
Т |
Относительное скольжение сопряженных профилей под на грузкой приводит к возникновению реактивного момента сил тре-
158
4 r
—
/
/ |
/ |
с . |
|
|
|
||
/ |
|
|
|
J1 I I 1 I I I I |
I I I I — I |
||
/ 2 3 4 5 6 7 в |
9 10 11 12 13 f |
Рис. 6.20. Коэффициент неравномерности рас пределения нагрузки среди зубьев соединитель ной муфты при перекосе ее осей в зависимости от величины f
В) Г ± Г '4Г
Рис. 6.21. Графики |
функций |
г|) (а) |
|||
и Г (б) и безразмерных |
характери- |
||||
стик муфты |
и |
-у- |
в |
зависимо |
|
сти от величины / |
при |
а м |
= |
20° (в) |
12 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 f |
159
ния относительно оси х (см. рис. 6.16, б). Суммарный реактивный момент для второй^ расчетной схемы муфты равен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(6.66) |
где и. — коэффициент трения |
зубьев; |
|
|
|
|
|
|||||
|
-Jv i £ 5 |
Г(Т) = |
Г'(7) + |
Г" (т); |
|
|
|
|
|||
Г' (Т) = i |
|
i ^ ^ |
^ |
|
|
d 4 > |
п р и о S |
Ф S ± у; |
|||
Г" (у) = |
2 cos у |
J |
sin(cp + a |
M |
)dcp-f j |
s i n ^ + |
a |
M |
)^p |
||
|
|
|
|
п
Т
при ± у S ф S ± -х-
Графики функций ip и Г в зависимости от величины / по фор муле (6.63) представлены на рис. 6.21, а, б. После достижения отно сительной нагрузки
ММ |
Г\ с |
4я |
(6.67) |
|
~шГ |
п р и 7 = 0 ; f» |
|||
|
|
составляющая реактивного момента, обусловленная смятием об разующих зубьев, перестает зависеть от передаваемого крутящего момента и равна
W |
яо |
М М |
при Y = 0; |
t j j |
m a x |
= - 3 - |
(6.68а) |
|
96ХГ cos a K |
|
™ - |
Составляющая реактивного момента, связанная с трением профи-
|
|
|
|
|
Т |
Т |
|
|
|
лей зубьев муфты, при нагрузке — |
^ |
продолжает |
возрастать |
||||||
по закону |
|
dlbh |
|
при |
|
Гп |
(6.686) |
||
|
мо- |
|
у=?0; |
||||||
|
8ХГ |
cos a f t |
|
|
|
|
|
||
Реактивный момент зубчатой |
муфты равен при со dB |
« da> |
|||||||
w |
( |
Ф |
«м |
|
|
|
при - |
(6.69а) |
|
V |
4 / ' rfM |
/ |
^ / c o s a N |
||||||
|
|
|
|||||||
|
|
• 4 м - |
+ |
— рт) |
cosa M |
|
(6.696) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Знак плюс в формулах (6.69а) и (6.696) выбирается при вращении^, вала муфты относительно плоскости перекоса. Если указанное
160
вращение в планетарной передаче отсутствует, то знак плюс соот ветствует случаю увеличения, а знак минус •— случаю уменьше ния угла перекоса в процессе перемещений плавающего звена, установленного на этой муфте.
•ф Г
Функции - ~ и -у- в формулах (6.69а) и (6.696) имеют смысл коэффициентов влияния нагрузки Т на составляющие реактив ного момента муфты. На рис. 6.21, в показано, что с ростом отно-
сительной |
нагрузки / > 0 резко падает значение функции * |
, |
|
а функция |
г |
изменяется несущественно, стремясь к значению |
2 |
-у |
— , |
справедливому при равномерном распределении нагрузки по всем зубьям муфты.
Зацепление плавающего центрального колеса с сателлитами.
Рассмотрим процесс образования реактивного момента в зацепле нии сателлитов с плавающим центральным колесом, подвешенным с помощью соединительной муфты с одним (см. рис. 6.14) или с двумя (см. рис. 6.15) зубчатыми сочленениями. При этом пре небрежем влиянием изгибной деформации обода колеса в собствен ной плоскости, а также выворачиванием обода под действием усилий в зацеплении с сателлитами и усилий в зубчатом сочлене нии соединительной муфты.
При исследовании геометрии перекоса прямозубое центральное
колесо с углом зацепления |
at |
может условно рассматриваться |
|
как муфта с числом зубьев, |
равным числу равноотстоящих друг |
||
от друга сателлитов ар. Углы |
поворота центрального колеса |
во |
|
круг касательной и нормали |
к профилю зуба k-ro сателлита |
при |
перекосе оси колеса на угол со определяются по формулам (6.56)
после подстановки в них |
ср = |
срд,, где |
ц>к = 6А + щ — |
угловая |
||||
координата рассматриваемого |
полюса |
р |
зацепления |
централь |
||||
ного колеса с сателлитом; а{ |
— |
угол зацепления; k — 1, |
2, . . . |
|||||
.. ., ар — порядковый номер |
сателлита; |
знак плюс — справедлив |
||||||
для внешнего (см. рис. 6.16, |
а) |
и знак |
минус — для внутреннего |
|||||
(см. рис. 6.16, б) зацепления |
центрального |
колеса. |
|
|
||||
Связь между угловыми |
координатами |
|
|
|
||||
|
Ф* = Ч > 1 + - ^ - ( * — О - |
|
|
|||||
|
|
|
|
ар |
|
|
|
|
Относительная |
величина |
|
угла перекоса |
обычно |
мала, по |
|||
этому благодаря |
плавающей |
конструкции |
центрального |
колеса |
все сателлиты планетарной передачи находятся в зацеплении. При
* Величина -^у при р1 = 0 представляет неопределенность вида у , что
свидетельствует о начальном кромочном контакте на торце пары зубьев с коорди натой ф = 0 при Т = О (или при коэффициенте податливости зубьев муфты К - > 0).
11 В. Н . Кудрявцев и др. |
161 |