Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24.Условия равновесия системы двух плавающих

центральных колес

Плавающая подвеска одного из основных звеньев планетарной передачи с помощью соединительной муфты способствует выравни­ ванию нагрузки среди сателлитов [68]. В мощных и быстроходных передачах в качестве плавающих звеньев выбирают обычно два центральных колеса. Особенностью проектирования подобных передач является необходимость обеспечения условий равновесия системы двух плавающих колес, смещаемых под действием соб­ ственного веса *.

Составим уравнения равновесия звеньев планетарной пере­

дачи 2К—Н с i"b <С 0 с одновенцовыми сателлитами g,

плаваю­

щими центральными колесами а и Ь при горизонтальном

располо­

жении их осей. Для центрального колеса а (рис. 6.22, а) в проек­

циях на оси хнун

запишем

 

 

 

 

li

Fnia

COS (fia — F'mniaa COSCOSф,cpia +

Pia

Sin (fta

=

 

 

 

Ga s i n cp G a (Ra — Сa) s i n

(fRa;

 

 

Yi

Fnia

Sin (fta + F'nia Sin (f'ia ±

Pia

COS (fia

=

(6.78)

 

 

Ga cos (fGa 4- (Ra — Q

cos

(fRa;

 

 

2

(Fnia

— F'nia) COS На 4- Pia

 

2Ta

 

 

Sin atia =

 

 

f=,l

 

 

 

" a

 

 

Аналогичные уравнения можно составить и для центрального колеса b (заменяя индекс а на Ь). Для каждого из а р сателлитов (рис. 6.22, б) справедливо

(Fnia

—F'„ia)

COS atia

+

(Fnib

F'mb

) cos atib

±

 

 

±

(Pta

s i n

atla

+ • Plb

s i n a <

)

 

=

# r

t ;

 

 

— (Fnia

4 -

^ m ' a ) s i n atia

4 -

( F m - f t 4 -

F „ £

6

)

s i n

a / £

6

T

+

(P, a cos atia

-

P /

6 cos atlb)

+

Cg

= #,r;

 

 

I (6.79)

( ^ m - a —

 

cos a < (

- a

( F ^ f t —

Fnib)

cos a „ - b

±

±

(Ptasin

a , w

Plb-sm

atib)

=

±

 

 

— - 4 § - .

 

 

В уравнениях (6.78), (6.79) с учетом соответствующих индексов a, b или g обозначено:

* Эта проблема отсутствует в планетарных передачах с одним плавающим звеном, положение которого полностью определяется осями двух других основ­ ных звеньев передачи с учетом влияния текущих значений ошибок изготовления.

167


Рис. 6.22.

Общая система сил и моментов, действующих

на

центральные колеса (а) и на сателлит (б)

Fnia, Fnib — нормальные

усилия в зацеплении центральных колес

с 1-м сателлитом; F'nia;

F'nib — нормальные усилия на нерабочем

профиле зубьев центральных колес (при размыкании полюса без­

зазорного зацепления

F'nl

= 0); Ga,

Gb

вес плавающего колеса

и деталей, отнесенных

к

нему; Ra,

Rb

реакция подвески пла­

вающего центрального колеса, возникающая при перекосе его оси; Са\ Cb; Cg — центробежная сила, действующая на центральное колесо при наличии его эксцентриситета, или на сателлит при вра­ щении водила; Та, Ть — внешний крутящий момент на валу цен­ трального колеса; 7 \ й ^ 0 — момент сил трения в опоре t-ro сател­ лита; Pia; Pib ^ 0 — сила трения в зацеплении центрального ко­ леса с г-м сателлитом, вызванная перемещением плавающего ко­

леса; Rix;

Rir — тангенциальная

и радиальная

составляющие

реакции на

подшипник сателлита;

da; db;

dg — диаметр начальной

окружности

центрального колеса

или

сателлита;

atia;

alib

угол зацепления центрального колеса с i-м сателлитом в торцевой плоскости; ср,.а; <plb; ц>На; сра д ; ц>ва = cpGb = cpG направляющие углы относительно системы координат на рис. 6.26 для соответ­ ствующих сил; i = 1, 2, . . ., ар— порядковый номер сателлита.

Рассмотрим факторы, обеспечивающие компенсацию веса без­ опорных звеньев и их «всплытие» в процессе-работы планетарной передачи. Решение системы уравнений (6.78), (6.79) в аналити­ ческом виде можно получить методом суперпозиции для частных случаев. В этом исследовании пренебрежем влиянием ошибок изготовления деталей передачи на распределение нагрузки среди сателлитов. Авторами работ [35; 131 ] и др.* отмечалось, что сме­ щение центров плавающих звеньев под действием веса сопрово­ ждается искажением геометрии зацепления. Если известна вели­ чина и направление эксцентриситета плавающего колеса а (рис. 6.23), то можно найти фактическое значение угла зацепле­ ния для 1-го сателлита

~

_ _£а

sin et

*tta~*ta-

А

-цГ^

и угловую

координату t'-ro сателлита

относительно оси

уеа

 

 

 

&ia ^

 

еа

 

 

 

 

 

 

8,-а

j

- COS 8(-,

 

 

где ща;

е(- — угол зацепления и

угловая координата при еа = 0;

е а § 0 —

эксцентриситет

центрального

колеса а;

А — межосевое

расстояние

при еа =

0.

 

Ь в этих формулах

следует

принять

Для

центрального

колеса

новые оси координат

xebyeb

и заменить индекс а на Ь. Связь между

величиной

и направлением эксцентриситетов центральных ко­

лес еа и еь

установлена в работе

[68] .

 

 

 

* Подробное исследование влияния искажения геометрии зацепления про­ ведено Г. А. Лившицем.

169,



Величина-д- при реальных значениях боковых зазоров в за­ цеплениях весьма незначительна и ее учет мало сказывается на результатах расчета нагрузок на зубья. На этом основании будем полагать углы зацепления ап а( одинаковыми во всех полюсах

'tb

'Hi'

тсс

 

Рис. 6.23. Изменение геометрии

 

зацепления при

смещении цент­

"•eb

ральных

колес

 

 

зацепления данного центрального колеса. Тогда направляющие

углы для усилий в зацеплениях

по уравнению (6.78) равны

 

 

(i 1) —

 

ф г а

Фа =

 

 

 

up

 

 

 

'

'

 

 

 

ф.-а ^

4>а =

(i 1) +

ata,

 

 

Up

 

 

 

Ф«б ^

Фб =

тг- (t —

1) -г

а/ь;

ф<ь

Фь =

, .

1 ч

atb

(I —

1)

Up

Для исследования влияния номинальной величины углов за­ цепления центральных колес можно составить условие равновесия без учета сил трения, инерции и реакции соединительных муфт.

170 г


Например, при числе сателлитов ар

3 из уравнения (6.78) при

отсутствии

полюсов беззазорного зацепления

(F'ni

0)

должно

соблюдаться

неравенство

 

 

 

 

 

 

cos a t b

sin (atb -

ф й )

1 +

c o s a / a

sin (a(i

 

, (6.80)

 

(cos сад• - COS O(a)

cosa < b

sin ( a < 6

— ф с )

 

 

 

где

2Ta

среднее окружное усилие.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 6.24

представлено изменение величины ~ ~ ,

необхо­

димой для поддержания

равновесия

плавающих

центральных ко-

1 ь» Ала/

JO

 

 

 

г

/

 

 

 

 

 

 

'0.25,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

.SiС ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

24

26

28

JO к,

-160

-160 -140

-120

'WO

-BO SO

-40

-20

0

20

fc

 

13

18

17

16

t5xcl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.24. Изменение

величины

нагрузки

Ft

,

Рис. 6.25. Зависимость макси­

Gb

мальной нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обеспечивающей условия

равновесия

плавающих

при которой

удовлетворяются

центральных

колес,

в

зависимости

от соотно-

условия равновесия, от соче­

 

 

 

Ga

 

 

 

 

 

 

водила (рв

тания углов зацепления цент­

шениз их веса

и угла поворота

 

ральных колес

<Xta\ Щь\ слу-

 

 

 

Gb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Ga

г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лес,

в

зависимости

от

угла

 

 

поворота

 

 

чаи

Gb

= 0

 

водила

фо при

Gfc > Ga.

 

Анализ

урав­

 

 

сочетаний

углов

нения

(6.80),

выполненный

 

для

различных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G

 

 

 

 

 

 

 

зацепления

при

частном

случае

~?^ — ^ (рис.

6.25)

показывает,

что

при ata =

atb

 

равновесие

 

центральных

колес

невозможно *

— Р — >оо^,как

это и отмечалось

в

работе

[131].

П р и а / а > > а ^

равновесие достигается

только

при довольно значительных

отно-

*

Смысл

значения

о о состоит

в том, что вес реального плавающего

звена

Gb ф 0 в передаче с горизонтальной или наклонной осью должен быть воспринят внешними силовыми факторами.

17!