Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

часть. Композиции располагаются на поверхности сосудов с учетом особенностей их формы. Пользуясь зелеными, си­ ними, желтыми, черными, реже — фиолетовыми красками своеобразных нежных оттенков, мастера достигают эффек­ та цветового разнообразия и богатства.

Традиционная гжельская роспись — это свободная под­ глазурная кистевая роспись синей краской (кобальтом) с последующей разделкой рисунка золотой краской. Узор, выполненный в старинных русских традициях талантливы­ ми и опытными мастерами росписи Л. Азаровой, М. Будашкиной и другими, украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы, выпускае­ мые на гжельских керамических предприятиях. Особенно большим спросом пользуется посуда, настольная скульпту­ ра и игрушки Турыгинского завода художественной кера­

мики.

В дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 год) зарубежные гости дали высокую оцен­ ку гжельским сувенирам (детские кружки, пудреницы, ва­ зочки и другие небольшие изделия), выпущенным в честь этого события.

СКОПИНСКАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КЕРАМИКА

Уже в XII веке вблизи города Скопина (ныне Рязанской области) существовал гончарный промысел. Здесь изготов­ ляли различную посуду, забавные игрушки-свистульки в виде птиц, животных, человеческих фигурок. Эти изделия находили спрос на многочисленных ярмарках в централь­

ной России.

Начиная с середины XIX века в Скопине стали выпус20 кать своеобразные по форме и отделке декоративные сосу-

ды, покрытые глазурью : квасники, кувшины, вазы и другие.. Скопинскиѳ скульпторы-керамисты были прирожденны­ ми сказочниками, создаваемые ими сосуды имели сложные фантастические формы птиц, драконов, львов и других жи­ вотных и были покрыты разнообразными лепными украше­ ниями, при этом причудливая форма хорошо увязывалась с назначением изделий. Например, сосуд «поющий петух» имел на голове и в клюве отверстия, что давало возмож­ ность использовать его для хранения различных жидко­ стей.

Покрытые золотисто-желтой, малахитово-зеленой или цветной глазурью изделия имели большой спрос. Однако и по разнообразию выпускаемых изделий и по объему произ­ водства скопинская керамика уступала гжельской.

Скоиинский художественный промысел существовал до 1914 года, когда мастера его перешли на выпуск обычной гончарной посуды. После Октябрьской революции скопинский художественный керамический промысел вновь был возрожден и успешно развивался.

Интересна техника изготовления скопинских фигурных сосудов. Из местных глин на гончарном круге мастера фор­ муют отдельные части сосуда. Скульптурные детали (носи­ ки, ручки) лепят вручную. Затем все детали подсушивают и соединяют при помощи разведенной глины (шликера). По­ верхность изделия обильно украшают несложным геометри­ ческим орнаментом — кружочками, точками, полосками, зубчиками.

Расписанное изделие покрывают порошком свинцовой цветной глазури и обжигают. Расплавляясь и растекаясь, глазурь образует блестящую стекловидную поверхность зе­ леного, коричневого или желтого цвета с затеками различ­ ных оттенков и переливов.

В современных скопинских керамических изделиях зна­ чительно сильнее подчеркнута утилитарная сторона — прак­

тическое назначение предмета.

21


Однако благодаря затейливым формам, богатой орнамен­ тации, пластической выразительности и декоративному изя­ ществу скопинская художественная керамика воспринимает­ ся как декоративная скульптура и в современном интерьере выглядит как произведение истинно русского народного ис­ кусства.

Настенные вазы, кашпо, кувшины, кружки, квасники, со­ зданные Л. НІушкановой и другими художниками, пользу­ ются большим успехом как у нас в стране, так и за рубе­ жом. Эти изделия выпускаются Скопинской фабрикой ху­ дожественных изделий.

ОПОШНЯНСКИЕ

ГОНЧАРНЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Город Опошня на Полтавщине известен многим любите­ лям гончарного искусства. Декоративные баклажки, фляги, куманцы (кувшины своеобразной формы), баранчики (фи­ гурные бочонки на ножках), миски, глиняные игрушки-сви­ стульки и другие изделия имеют красновато-желтый тонкий черепок с рельефной росписью, покрытой бесцветной стекло­ видной глазурью.

Скульптурные сосуды и посуда формуются мастером на гончарном круге, а мелкие приставные детали (носики, под­ ставки, ручки) изготовляются в гипсовых формах. После прикрепления деталей к изделию и подсушки производится роспись поверхности ангобами, отличными от цвета изде­ лия. Роспись производится без какой-либо предварительной разметки. Традиционными элементами росписи являются полоски, горошек, листики и т. п.

Поверхность изделия с рельефным орнаментом покры­ вается порошком бесцветной глазури и обжигается, что при-

22 дает ей красивый блеск.

Роспись изделий — декоративных настенных блюд, ваз и других — близка национальным мотивам : крупный расти­ тельный орнамент, сочетающийся с несложным геометриче­ ским узором.

Игрушки-свистульки мастера лепят вручную в виде пе­ тушка, козла, барана, оленя и других животных. Хотя фор­

ма их стилизована, однако дает реальное представление об

2S

изображаемых предметах.

БАЛХАРСКАЯ

КЕРАМИКА

Специфический национальный характер имеет керами­ ка дагестанского аула Балхар. Здесь уже в течение пяти веков женщины изготовляют традиционную гончарную по­ суду с тонкой кистевой росписью белым и коричневым ан­ гобом по светло-коричневому неглазурованному черепку.

Форма балхарской посуды отличается классической яс­ ностью, чистотой силуэта, пластической выразительностью каждой своей части.

Кувшины для вина (кутка) и для воды (урша) с круты­ ми плечами и узким высоким горлом, миски на ножках с тонким профилем венчиков, большие корчаги для зерна имеют плавные очертания, верхняя их половина украшена изящными завитками росписи.

Неглазурованная поверхность балхарских гончарных из­ делий имеет строгий, благородный вид.

Балхарские мастерицы только в 1938 году объединились в артель, а до этого каждая из них работала самостоя­ тельно.

Свои изделия мастерицы создают на ручном гончарном круге, и по форме и іросписи они неповторимы. Большие и малые сосуды выполняются с высокой точностью, что гово­ рит о совершенстве техники и художественной культуре ис­ полнения. Узор росписи ритмически уравновешен и гармо­ нически сочетает в себе и другие элементы национального орнамента.

Балхарские мастерицы А. Ханова, П. Османова, П. Базалкуратова, А. Мусаева и другие славятся искусством изготовления не только крупных сосудов, напоминающих греческие амфоры, но и небольших декоративных кувшин­ чиков с забавно вытянутыми носиками, оригинальных игру-

24 шек — стилизованных фигурок коров и всадников. Мелкие


изделия расписываются тем же белым узором по краснова­ тому фону обожженной глины, что и традиционные.

Изделия балхарских мастериц заслужили признание не только в Советском Союзе, но и на международных выстав­ ках. В Брюсселе в 1958 году балхарская керамика была отмечена серебряной медалью.

ДЫМКОВСКАЯ

ИГРУШКА

Нельзя не любоваться забавными, ярко раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие всадники на гордых, резвых конях, и «барыня», и «петух», и многое другое. Это—(знаменитые «¡вятки» и «дымки», как называют эти веселые, задорные игрушки. «Вятки» — потому что город Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой. «Дым­ ки»— потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе, что расположена на правом берегу Вятки, напротив города Кирова. В Дымкове и сейчас жи­ вут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Твор­ чество их уходит своими корнями в глубокую древность, но писаная история дымковских игрушек охватывает лишь не­ многим более полутора веков. Впервые вятская ярко раскра­ шенная игрушка «свистунья» упоминается в описании праздника «Свистопляски» в Вятке в 1811 году. В этот день с утра в ветхой часовенке у городских ворот жители города поминали предков, а во второй половине дня, прохаживаясь по улицам, свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи из глины, расписанные яркими красками, продавались здесь

же, на улице.

В 1871 году в «Вятских губернских ведомостях» было впервые дано описание промысла дымковских игрушек.

В 1890 году вятское земское ведомство послало первые три 25

Рождение знаменитых дымковских игрушек.

десятка дымковских игрушек на Казанскую научно-про­ мышленную выставку. Впервые дымковская глиняная рас­ писная игрушка, ее сюжеты, колористические особенности были охарактеризованы в книге местного художника А. И. Деныпина «Вятская глиняная игрушка в рисунках», вышедшей в Москве в 1917 году. Художник как бы «от­ крыл» для читателей дымковскую игрушку, так как не только рассказал о ней, но и показал своими 50 рисунками.

В первые годы XX века промысел дымковской игрушки 26 почти прекратил свое существование. Подъем и расцвет про-

мысла начался с 1933 года, когда после Горьковской крае­ вой конференции по игрушке (город Вятка тогда входил в состав Горьковской области) было уделено большое внима­ ние работам замечательного мастера — Анны Афанасьевны Мезриной, более 50 лет изготовлявшей в Дымкове детскую глиняную игрушку. Ею созданы игрушки-скульптуры «Ня­ ня», «Няня с девочкой и мальчиком», «Всадник», «Барыня», «Корова», «Олень» и другие, познакомившие тысячи людей не только нашей Родины, но и за рубежом, с дымковским народным искусством.

Кроме работ А. А. Мезриной широкую известность за­ воевали и работы таких больших мастеров этого искусства, как дочери А. А. Мезриной — Александра Ивановна Мезрина іи Ольга Ивановна Коновалова, а также Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, Е. И. Косс-Деньшина и другие.

На международных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале были щедро представлены дымковские игрушки. Изящные в своей простоте, ярко раскрашенные, оригинальные, они прославили дымковское искусство за пределами нашей Родины.

Краснощекие дымковские «кормилки», « водоноски», «барыни» полны забавной важности и достоинства, а сви­ стульки-бараны в штанишках, удалые всадники — веселы и задорны. Эти прелестные фигурки давно переросли рамки игрушек для детей, — в качестве сувениров их увозят во все страны мира, а у нас дома используют как забавное скульп­ турное украшение.

Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится (только женщинами) из зара­ нее заготовленной красной жирной глины, в которую добав­ ляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и при­ ступают к лепке. Лепить начинают с основной, массивной части — туловища у животных, а барыню со ступки — с ши­ рокой юбки, для чего раскатывают из глины блин и 27


свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками). После этого игрушку полиру­ ют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солн­ це. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные — за неделю или даже две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900° С. Обожженные мелкие игрушки несколько раз по­ гружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные — дважды покрывают этим же раствором. Такой раствор образует на глиняной поверхности 'игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками. Опреде­ ленного набора цветов нет : для росписи употребляют шесть, десять и более красок. Как правило, лиловый цвет не при­ меняют. Краску наносят волосяными кистями или сплошь (пальто, кофты и т. п.), или комбинацией линий и пятен (овальных и круглых). Рот, глаза, румяна наносят палоч­ ками; «глазничка» — палочка для изображения глаз, «пятнушечка» — палочка из луба с расщепленным концом, чтобы наносить краску мелкими пятнышками. Все краски наносят ровно, без полутонов и оттенков.

Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, по­ лос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них на­ клеивают небольшие квадратики и другие фигурки из су­ сального золота и серебра.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая масте­ рица работает в своей индивидуальной манере.

Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия.

В настоящее время дымковские игрушки изготовляют в 28 основном в мастерских Кировского дома художников,

Кружева «Дымковские игрушки» (город Советск, Кировская область).


некоторые художницы работают у себя в Дымкове. Среди художников, которые продолжают традиции дымковской иг­ рушки, многие являются членами Союза художников, лау­ реатами конкурсов. В их числе заслуженные художники РСФСР Е. 3. Кошкина, Е. И. Пенкина, Е. И. Косс-Деньши- на, художники Е. А. Окишева, Н. П. Давыдова, Л. С. Фалалеева, Л. Г. Фокина и другие. Современная игрушка-скульп­ тура органически сочетает в себе черты нового с традицион­ ной основой. Таковы, например, «Доярка» А. И. Ворожцо­ вой, «На собаках» Н. П. Порошиной, «Свинарка» Л. Г. Фо­ киной и другие.

Многие художники, работающие в других отраслях при­ кладного искусства, часто используют мотивы дымковской росписи или изображение самих дымковских игрушек.

КЕРАМИКА

ДРУГИХ

ПРОМЫСЛОВ

Керамические изделия своей традиционной формы и ху­ дожественного оформления выпускаются почти во всех республиках и областях нашей многонациональной страны.

В Белорусской ССР славятся керамические изделия Ивенецкой фабрики художественной керамики и вышивки. Вазы, кувшины, тарелки, изготовленные мастерами кера­ мики Ф. Телешевским, В. Куликовским и другими, явля­ ются произведениями национального народного искусства.

Косовские керамические изделия на Украине, являясь вполне современными гончарными изделиями, выполняют­ ся в лучших традициях мастеров прошлого, в сюжетных росписях которых отражался сложный мир народных пред­ ставлений.

Нельзя не восторгаться стройными силуэтами кувшинов, 30 горшков, конусообразными макитрами. Интересны неболь-

шие сосуды для вина, сковороды иа трех ножках и другие керамические изделия, например дисковидные фляги-плес- канки, которые выполняются только косовскими мастера­ ми. Работы П. Гаврищева, П. Цвилика и других славятся на Украине и не раз отмечались на выставках.

Эстонская керамика имеет давние традиции. Своеобраз­ ная форма, цвет, фактура — вот основные отличительные черты эстонской керамики. Форма ваз и кувшинов спокой­ на и сдержанна и обычно представляет собой тулово и гор­ лышко, без ножки. Особый жанр образуют настенные ва­ зочки, всегда маленького размера; они решаются в виде плоского диска, конуса или сплющенной с одного 'бока фляги. Ведущее место ів эстонской керамике занимают вазы для цветов, затем кувшины, кружки, чашки и, ре­ же, комплекты для морса, соков, сервизы для кофе и ли­ кера.

В эстонской керамической скульптуре больше женских фигур, жанровых статуэток и сценок. Изготовляют керами­ ческие изделия в Тарту, Таллине, в частности на Таллин­ ском заводе строительной керамики.

Латвийская керамика. В каждом этнографическом крае Латвии сложились свои творческие традиции, свой почерк в производстве керамических изделий. Наиболее своеобраз­ на латгальская керамика, отличающаяся многообразием форм, орнамента, теплым колоритом. В золотой фонд лат­ гальской керамики вошли произведения заслуженных дея­ телей искусства Латвийской ССР Поликарпа Вилцана и Ан­ дрея Паулана, а также работы Поликарпа Чернявского, Станислава Калве и многих других мастеров.

Для курземской керамики характерны тяжеловесные формы, насыщенные краски и крупный орнамент. Выдаю­ щимся мастером народной керамики в Курземе является Карлис Вольгемут.

Сосуды, изготовленные в Видземе, отличаются изящест­ вом орнамента и жизнерадостной окраской. Одним из 31