Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
только в России, но и в странах Европы. В 1867 году луч шие образцы изделий фабрики Лукутиных демонстрирова лись на Всемирной выставке ів Париже.
Развитие капиталистического промышленного производ ства в России отрицательно сказалось на мелких предприя тиях, выпускавших лаковые изделия, и в начале нашего века они почти совсем исчезли с рынка. Лукутинская фаб рика лаковых изделий закрылась. Однако в 1910 году мас тера-живописцы этой фабрики организовали так называе мую Федоскинскую трудовую артель, которая начала вы пускать различные коробочки, шкатулки и другие изделия с лаковыми миниатюрами простой и выразительной ком позиции, свидетельствовавшими о сохранении традиций мастерства в русском лакировальном искусстве. После Ок тябрьской революции мастера организовавшейся федоскин ской артели живописцев начали писать лаковые миниатю ры на современные темы. В дальнейшем они помогли быв шим иконописцам Палеха (1924 год), Мстёры (1930 год) и Холуя (1934 год) овладеть художественными формами ла
ковой живописи.
В наше время сверкающие искрами красок и золота, не сколько условные произведения палешан, поэтические и в то же время реалистические образы современных мастеров Мстёры и Холуя, наряду с традиционными работами масте ров Федоскина, получили всеобщее признание и в нашей стране, и за рубежом.
Несмотря на внешнее сходство манеры художественной отделки мастеров этих промыслов, в каждом из них имеют ся свои особенности декоративного оформления из делий.
В 1970 году московская общественность торжественно отмечала 175-летие федоскинского художественного про
мысла — этого |
«прародителя» русской лаковой миниа |
тюры. |
167 |
ПРОИЗВОДСТВО
ИЗДЕЛИЙ С ЛАКОВОЙ РОСПИСЬЮ
Технология производства изделий из папье-маше (от французского papier mache — жеваная бумага) с лаковой живописью была создана еще в конце XVIII века мастера ми Федоскина, а уже в наше время заимствована мастера ми Палеха, Мстёры и Холуя. Вначале для изготовления из делий в качестве основного сырья использовалась размяг ченная бумажная масса, а затем стали использовать листы картона. Картон раскраивается на заготовки для будущего изделия — пластины нужных размеров. Эти пластины (чис лом от 4 до 12) промазываются мучным клейстером, навер тываются на круглые или прямоугольные формы и прес суются (обжимаются). Полученные «таблетки» просушива ются и пропитываются в чанах подогретым растительным (чаще — льняным) маслом. Затем сушатся 2—3 суток при температуре 200° С в специальных металлических коробках. В результате изделия приобретают легкость и прочность, не уступающую высококачественному дереву. Так как заго товки, как правило, делаются сразу на четыре изделия, то после сушки их распиливают.
Тщательно отобранные заготовки передают столярам для доводки. Доводка состоит в обтачивании на токарном стан ке (броши, пудреницы) или обработке рубанком (баульчи ки), а окончательная производится наждачной щеткой и напильником — при этом с поверхности будущего изделия удаляются неровности.
Если изделие состоит из корпуса и крышки, то крыш ка крепится к корпусу металлическими шарнирами. После крепления при необходимости поверхности изделия грунту ются. Для этого используется особая тонкая красная глина 168 в смеси с газовой сажей и маслом; масса растирается на
мраморных плитах, с помощью металлического шпателя втирается в стенки изделия, и оно просушивается в печи. Эта операция производится три раза. Затем лицевая грун товая поверхность зачищается пемзой, шлифуется абразив ной шкуркой, трижды прокрашивается сажей на глифталѳвом лаке, просушивается и еще несколько раз окраши вается черным масляным лаком, после чего снова просу шивается в печи. Таким образом, внешняя сторона изделия приобретает черный цвет, который является фоном росписи.
Внутри изделие три-четыре раза покрывается краской на основе ртутной киновари с кармином либо красным лаком. После каждого покрытия изделие просушивается. Послед ней операцией перед росписью является нанесение на из делие снаружи и внутри светлого масляного лака и про сушка его. Готовый полуфабрикат изделия поступает к ма стеру-художнику.
Перед росписью красками художник наносит на поверх ность изделия контуры рисунка. Затем производится про рисовка белилами с помощью тончайшей беличьей кисточ ки (кисти художники изготовляют сами)і И только по бе лилам, в строгой последовательности, нанесятся нужные краски, при этом нередко прибегают к помощи лупы. Ри сунок наносится художником от руки, без применения ка ких-либо трафаретов.
Закончив работу красками, художник производит обра ботку золотом. Листовое сусальное золото дробится, расти рается пальцами и кистью наносится на рисунок. Чтобы оно приобрело блеск, его полируют зубом волка, который имеет особенно гладкую поверхность.
Закончив роспись изделия, художник пишет его номер, место и год выпуска и ставит свою подпись.
Иногда под краску подкладывают в качестве своеобраз ного подмалевка листочки сусального золота или разведен ный серебряный, бронзовый или оловянный порошок. Из редка под живописью видна нарядная инкрустация перла- 169
7 Э. И. Орловский
Художник расписывает поверхность изделия из папье-маше.
мутром. Миниатюры на перламутре отличаются необычай ной тонкостью исполнения, их пишут лессировками, то есть накладывают слои краски так, чтобы просвечивал фон. Тог-
170 да миниатюра как бы загорается изнутри.
Если на поверхности изделия необходимо создать рельеф, мастера настолько умело применяют формовку или лепку из рыхлой неклееной бумаги, что не возникает ни малей
шего сомнения в цельности изделия.
После нанесения живописного рисунка поверхность из делия лакируют светлым лаком и просушивают. Произво дят это несколько раз. Затем изделие полируют до зеркаль ного блеска. Сначала — на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом, а окончательно «доводят» только
рукой.
Вся работа требует большой точности, тщательности и терпения; цикл изготовления изделия продолжается до
двух месяцев.
Мастера лаковой живописи постоянно ищут новые, со временные формы изделий, разнообразные по пропорциям и размерам. На смену громоздким, крупным ларцам с нож ками и сложно профилированными крышками пришли не большие шкатулки простых, мягких очертаний, иногда с круглыми и заоваленными краями. Создатели этих чудес* ных изделий много внимания уделяют гармонии живописи с формой предмета, тонкости письма.
Характерная для каждого промысла тематика, специфи ческие средства и приемы росписи, применяемые художни ками, будут рассмотрены ниже.
ЛАКОВЫЕ
МИНИАТЮРЫ
ФЕДОСКИНА
Федоскинские художники применяют для живописных
работ только масляные краски, а также пользуются сусаль ным золотом и перламутром.
Сохранив все ценное из традиционной лукутинско-фе- доскинской миниатюры, советские мастера создают новые 171
сюжеты — советской тематики. Примером здесь может яв ляться пластина «К Ильичу» заслуженного художника РСФСР В. Д. Липицкого, выполненная с большим чувством и убедительностью.
Традиционный ісюжет федоскинской (миниатюры — «Тройка». Тройки, зимние и летние, динамичны, декора тивны, ярки. Живо передан стремительный бег коней. Дви жение упряжек по овалу образует центральную линию ком позиции, которая гармонично сочетает роспись с круглой формой коробки. Серебристый снег, яркие костюмы на
черном фоне |
лакированной поверхности — все это хоро |
|
шо |
отвечает |
тому настроению здоровья, веселья, красо |
ты, |
которое |
передает федоскинская миниатюра зимней |
тройки.
С большой виртуозностью пишут тройки на пудреницах, шкатулках, портсигарах и других лаковых изделиях федос кинские художники Д. М. Орлов и другие.
На маленькой коробочке с перламутровой вставкой изоб разила художник Р. И. Седова украинку с ведрами, повто ряя в уменьшенном виде известную композицию старых лукутинских мастеров.
Раньше федоскинские мастера увлекались копировани ем известных произведений классической живописи, в на стоящее время они создают и самостоятельные композиции. В них находят отражение и трудовая деятельность совет ских людей, и жанровые сцены.
Художники М. Г. Пашинин, С. П. Рогатов, В. Д. Липицкий и другие развивают тему народных танцев. Веселые, яркие, пластически отображающие грацию и удаль танцо ров, эти миниатюры разнообразны по декоративному во площению.
Превосходны лирические пейзажи И. И. Страхова. При меняя подкладывание под живописный слой сусального золота или перламутра, художник достигает большого деко-
172 ративного эффекта.
Лаковые миниатюры федоскинцѳв характеризуются све жестью колорита, мягкостью светотени. Большой известно стью пользуются изделия, на которых изображены сцены из русских сказок, виды Москвы. Эти миниатюры пишут такие видные мастера, как заслуженные художники РСФСР М. С. Чижов, В. Д. Липицкий и другие талантливые художники.
Федоскинская фабрика миниатюрной росписи выпускает в большом ассортименте шкатулки, пудреницы, туалетные приборы, чайницы, портсигары. Кроме того, на фабрике из готовляются изделия, украшенные сеткой разноцветных пе рекрещивающихся линий, а также одноцветные — желтые, красные, синие, голубые. М. С. Чижову и И. И. Страхову присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Ре пина за 1970 год.
ПАЛЕХСКАЯ
ЛАКОВАЯ
ЖИВОПИСЬ
Недалеко от города Иванова на живописных холмах раскинулось село Палех. Здесь, на Палехской фабрике ху дожественной лаковой миниатюры Художественного фонда РСФСР, трудятся более 350 художников, создающих высо кие образцы самобытного искусства росписи на былинные, сказочные, песенные, литературные, а также и современ ные темы. Отсюда во все концы света идут чудесные лако вые миниатюры, прославляя искусство своих творцов.
Маршруты уникальных произведений палешан пролегли в Италию и Японию, в Бельгию и США, в Париж и Мон реаль. Высоких наград удостоились они на многих между народных выставках, включая «ЭКСПО-70».
Известный американский художник Рокуэль Кент при посещении Палеха оставил в книге отзывов Государствен173
ного музея палехского искусства следующие строки: «Ис кусство Палеха заслуживает того, чтобы быть среди вели чайших работ всех времен». Заслуженная слава Палеха ста ла как бы символизировать всю русскую лаковую миниа тюру — ту удивительную область народного искусства, которая донесла до наших дней традиции древней ико нописи.
В отличие от федоскинских художников, палешане пи шут темперными красками на яичной эмульсии, которая представляет собой яичный желток, размешанный на воде с небольшой примесью уксуса. Такие краски быстро вы сыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично вы царапывается, что дает по цветному фону тончайшие зо лотые узоры. Такой прием орнаментации изделий называет
ся цыровкой.
Создатели палехской миниатюры И. Голиков, А. Котухин, Н. Зиновьев и другие были талантливыми художни ками-иконописцами, наследниками традиций многих поко лений художников древнерусской живописи. Стиль древне русской живописи палешане берегут более трех веков. До революции они славились своей церковной живописью, а после Октябрьской революции, истинные художники, они начали искать новые пути применения своего искусства.
Используя опыт федоскинских мастеров лаковой миниа тюры, палехские художники организовали артель по рос писи изделий из папье-маше, со своим собственным, ориги нальным стилем миниатюрного письма.
С первых шагов палешане стали искать форму для пе редачи революционных сюжетов и окружающей действи тельности («В. И. Ленин» И. Голикова, «Красные конники» А. Бурунова, «Изба-читальня» И. Баканова и другие). Они
174 много работают над воплощением образов лирических сти-
хотворений и сказок Пушкина, часто обращаются к поэзии Лермонтова, Некрасова, песням Кольцова. Это — шкатулки и коробочки с миниатюрами «Цыгане» и «Сказка о царе Берендее» Г. Буреева, «Данко» Д. Буторина, «Сказка о царе Салтане» И. Маркичева, «Гвидон» и «Купец Калашников»
И. Вакурова и многое другое.
При сохранении декоративно-сказочной трактовки пей зажа, рядом с традиционными горками и теремками появ ляются изображения современных зданий, одежды, новых обычаев («Праздник коллективизации» Н. Зиновьева).
Палешан привлекают и художественные образы Фурма нова, Серафимовича, Блока, Вс. Иванова и других писате лей. Героико-романтические образы произведений М. Горь кого воплощены палешанами в «Буревестнике» И. Вакуро ва, «Данко» Д. Буторина и других. Великий писатель сыг рал большую роль непосредственно в становлении промысла палехской лаковой миниатюры, поддерживая первые шаги палехских энтузиастов. Он много сделал для расцвета это го нового для того времени искусства.
Искусство Палеха отражает и духовный мир советского народа с его трудом, песнями и сказами, символически рас крывает темы большого общественного значения («На стра же границ СССР» П. Баженова, «Советский Союз и импе риалистическое окружение» И. Маркичева, «Погранични ки» А. Ватагина, «На колхозном дворе» А. Дыдыкина и другие произведения).
С поразительным мастерством палешане выписывают миниатюры с тончайшими деталями, многообразием юве лирных узоров. Большинство изделий Палеха имеет черный фон. Поэтически воплощенные образы на черном фоне при обретают особую выразительность. Рисунки зачастую услов ны, фигуры непропорционально вытянуты, окрашены в ска
зочно-необычные цвета. Например, огненно-красные кони, |
|
черное небо и лишь тончайшими золотыми нитями вырисо |
175 |
вываются контуры облаков. |