Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

только в России, но и в странах Европы. В 1867 году луч­ шие образцы изделий фабрики Лукутиных демонстрирова­ лись на Всемирной выставке ів Париже.

Развитие капиталистического промышленного производ­ ства в России отрицательно сказалось на мелких предприя­ тиях, выпускавших лаковые изделия, и в начале нашего века они почти совсем исчезли с рынка. Лукутинская фаб­ рика лаковых изделий закрылась. Однако в 1910 году мас­ тера-живописцы этой фабрики организовали так называе­ мую Федоскинскую трудовую артель, которая начала вы­ пускать различные коробочки, шкатулки и другие изделия с лаковыми миниатюрами простой и выразительной ком­ позиции, свидетельствовавшими о сохранении традиций мастерства в русском лакировальном искусстве. После Ок­ тябрьской революции мастера организовавшейся федоскин­ ской артели живописцев начали писать лаковые миниатю­ ры на современные темы. В дальнейшем они помогли быв­ шим иконописцам Палеха (1924 год), Мстёры (1930 год) и Холуя (1934 год) овладеть художественными формами ла­

ковой живописи.

В наше время сверкающие искрами красок и золота, не­ сколько условные произведения палешан, поэтические и в то же время реалистические образы современных мастеров Мстёры и Холуя, наряду с традиционными работами масте­ ров Федоскина, получили всеобщее признание и в нашей стране, и за рубежом.

Несмотря на внешнее сходство манеры художественной отделки мастеров этих промыслов, в каждом из них имеют­ ся свои особенности декоративного оформления из­ делий.

В 1970 году московская общественность торжественно отмечала 175-летие федоскинского художественного про­

мысла — этого

«прародителя» русской лаковой миниа­

тюры.

167

ПРОИЗВОДСТВО

ИЗДЕЛИЙ С ЛАКОВОЙ РОСПИСЬЮ

Технология производства изделий из папье-маше (от французского papier mache — жеваная бумага) с лаковой живописью была создана еще в конце XVIII века мастера­ ми Федоскина, а уже в наше время заимствована мастера­ ми Палеха, Мстёры и Холуя. Вначале для изготовления из­ делий в качестве основного сырья использовалась размяг­ ченная бумажная масса, а затем стали использовать листы картона. Картон раскраивается на заготовки для будущего изделия — пластины нужных размеров. Эти пластины (чис­ лом от 4 до 12) промазываются мучным клейстером, навер­ тываются на круглые или прямоугольные формы и прес­ суются (обжимаются). Полученные «таблетки» просушива­ ются и пропитываются в чанах подогретым растительным (чаще — льняным) маслом. Затем сушатся 2—3 суток при температуре 200° С в специальных металлических коробках. В результате изделия приобретают легкость и прочность, не уступающую высококачественному дереву. Так как заго­ товки, как правило, делаются сразу на четыре изделия, то после сушки их распиливают.

Тщательно отобранные заготовки передают столярам для доводки. Доводка состоит в обтачивании на токарном стан­ ке (броши, пудреницы) или обработке рубанком (баульчи­ ки), а окончательная производится наждачной щеткой и напильником — при этом с поверхности будущего изделия удаляются неровности.

Если изделие состоит из корпуса и крышки, то крыш­ ка крепится к корпусу металлическими шарнирами. После крепления при необходимости поверхности изделия грунту­ ются. Для этого используется особая тонкая красная глина 168 в смеси с газовой сажей и маслом; масса растирается на


мраморных плитах, с помощью металлического шпателя втирается в стенки изделия, и оно просушивается в печи. Эта операция производится три раза. Затем лицевая грун­ товая поверхность зачищается пемзой, шлифуется абразив­ ной шкуркой, трижды прокрашивается сажей на глифталѳвом лаке, просушивается и еще несколько раз окраши­ вается черным масляным лаком, после чего снова просу­ шивается в печи. Таким образом, внешняя сторона изделия приобретает черный цвет, который является фоном росписи.

Внутри изделие три-четыре раза покрывается краской на основе ртутной киновари с кармином либо красным лаком. После каждого покрытия изделие просушивается. Послед­ ней операцией перед росписью является нанесение на из­ делие снаружи и внутри светлого масляного лака и про­ сушка его. Готовый полуфабрикат изделия поступает к ма­ стеру-художнику.

Перед росписью красками художник наносит на поверх­ ность изделия контуры рисунка. Затем производится про­ рисовка белилами с помощью тончайшей беличьей кисточ­ ки (кисти художники изготовляют сами)і И только по бе­ лилам, в строгой последовательности, нанесятся нужные краски, при этом нередко прибегают к помощи лупы. Ри­ сунок наносится художником от руки, без применения ка­ ких-либо трафаретов.

Закончив работу красками, художник производит обра­ ботку золотом. Листовое сусальное золото дробится, расти­ рается пальцами и кистью наносится на рисунок. Чтобы оно приобрело блеск, его полируют зубом волка, который имеет особенно гладкую поверхность.

Закончив роспись изделия, художник пишет его номер, место и год выпуска и ставит свою подпись.

Иногда под краску подкладывают в качестве своеобраз­ ного подмалевка листочки сусального золота или разведен­ ный серебряный, бронзовый или оловянный порошок. Из­ редка под живописью видна нарядная инкрустация перла- 169

7 Э. И. Орловский

Художник расписывает поверхность изделия из папье-маше.

мутром. Миниатюры на перламутре отличаются необычай­ ной тонкостью исполнения, их пишут лессировками, то есть накладывают слои краски так, чтобы просвечивал фон. Тог-

170 да миниатюра как бы загорается изнутри.

Если на поверхности изделия необходимо создать рельеф, мастера настолько умело применяют формовку или лепку из рыхлой неклееной бумаги, что не возникает ни малей­

шего сомнения в цельности изделия.

После нанесения живописного рисунка поверхность из­ делия лакируют светлым лаком и просушивают. Произво­ дят это несколько раз. Затем изделие полируют до зеркаль­ ного блеска. Сначала — на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом, а окончательно «доводят» только

рукой.

Вся работа требует большой точности, тщательности и терпения; цикл изготовления изделия продолжается до

двух месяцев.

Мастера лаковой живописи постоянно ищут новые, со­ временные формы изделий, разнообразные по пропорциям и размерам. На смену громоздким, крупным ларцам с нож­ ками и сложно профилированными крышками пришли не­ большие шкатулки простых, мягких очертаний, иногда с круглыми и заоваленными краями. Создатели этих чудес* ных изделий много внимания уделяют гармонии живописи с формой предмета, тонкости письма.

Характерная для каждого промысла тематика, специфи­ ческие средства и приемы росписи, применяемые художни­ ками, будут рассмотрены ниже.

ЛАКОВЫЕ

МИНИАТЮРЫ

ФЕДОСКИНА

Федоскинские художники применяют для живописных

работ только масляные краски, а также пользуются сусаль­ ным золотом и перламутром.

Сохранив все ценное из традиционной лукутинско-фе- доскинской миниатюры, советские мастера создают новые 171


сюжеты — советской тематики. Примером здесь может яв­ ляться пластина «К Ильичу» заслуженного художника РСФСР В. Д. Липицкого, выполненная с большим чувством и убедительностью.

Традиционный ісюжет федоскинской (миниатюры — «Тройка». Тройки, зимние и летние, динамичны, декора­ тивны, ярки. Живо передан стремительный бег коней. Дви­ жение упряжек по овалу образует центральную линию ком­ позиции, которая гармонично сочетает роспись с круглой формой коробки. Серебристый снег, яркие костюмы на

черном фоне

лакированной поверхности — все это хоро­

шо

отвечает

тому настроению здоровья, веселья, красо­

ты,

которое

передает федоскинская миниатюра зимней

тройки.

С большой виртуозностью пишут тройки на пудреницах, шкатулках, портсигарах и других лаковых изделиях федос­ кинские художники Д. М. Орлов и другие.

На маленькой коробочке с перламутровой вставкой изоб­ разила художник Р. И. Седова украинку с ведрами, повто­ ряя в уменьшенном виде известную композицию старых лукутинских мастеров.

Раньше федоскинские мастера увлекались копировани­ ем известных произведений классической живописи, в на­ стоящее время они создают и самостоятельные композиции. В них находят отражение и трудовая деятельность совет­ ских людей, и жанровые сцены.

Художники М. Г. Пашинин, С. П. Рогатов, В. Д. Липицкий и другие развивают тему народных танцев. Веселые, яркие, пластически отображающие грацию и удаль танцо­ ров, эти миниатюры разнообразны по декоративному во­ площению.

Превосходны лирические пейзажи И. И. Страхова. При­ меняя подкладывание под живописный слой сусального золота или перламутра, художник достигает большого деко-

172 ративного эффекта.

Лаковые миниатюры федоскинцѳв характеризуются све­ жестью колорита, мягкостью светотени. Большой известно­ стью пользуются изделия, на которых изображены сцены из русских сказок, виды Москвы. Эти миниатюры пишут такие видные мастера, как заслуженные художники РСФСР М. С. Чижов, В. Д. Липицкий и другие талантливые художники.

Федоскинская фабрика миниатюрной росписи выпускает в большом ассортименте шкатулки, пудреницы, туалетные приборы, чайницы, портсигары. Кроме того, на фабрике из­ готовляются изделия, украшенные сеткой разноцветных пе­ рекрещивающихся линий, а также одноцветные — желтые, красные, синие, голубые. М. С. Чижову и И. И. Страхову присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Ре­ пина за 1970 год.

ПАЛЕХСКАЯ

ЛАКОВАЯ

ЖИВОПИСЬ

Недалеко от города Иванова на живописных холмах раскинулось село Палех. Здесь, на Палехской фабрике ху­ дожественной лаковой миниатюры Художественного фонда РСФСР, трудятся более 350 художников, создающих высо­ кие образцы самобытного искусства росписи на былинные, сказочные, песенные, литературные, а также и современ­ ные темы. Отсюда во все концы света идут чудесные лако­ вые миниатюры, прославляя искусство своих творцов.

Маршруты уникальных произведений палешан пролегли в Италию и Японию, в Бельгию и США, в Париж и Мон­ реаль. Высоких наград удостоились они на многих между­ народных выставках, включая «ЭКСПО-70».

Известный американский художник Рокуэль Кент при посещении Палеха оставил в книге отзывов Государствен173


ного музея палехского искусства следующие строки: «Ис­ кусство Палеха заслуживает того, чтобы быть среди вели­ чайших работ всех времен». Заслуженная слава Палеха ста­ ла как бы символизировать всю русскую лаковую миниа­ тюру — ту удивительную область народного искусства, которая донесла до наших дней традиции древней ико­ нописи.

В отличие от федоскинских художников, палешане пи­ шут темперными красками на яичной эмульсии, которая представляет собой яичный желток, размешанный на воде с небольшой примесью уксуса. Такие краски быстро вы­ сыхают, при наложении следующих слоев не растворяются, что дает возможность получать тонкие цветовые переходы. Иногда поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой красочный слой частично вы­ царапывается, что дает по цветному фону тончайшие зо­ лотые узоры. Такой прием орнаментации изделий называет­

ся цыровкой.

Создатели палехской миниатюры И. Голиков, А. Котухин, Н. Зиновьев и другие были талантливыми художни­ ками-иконописцами, наследниками традиций многих поко­ лений художников древнерусской живописи. Стиль древне­ русской живописи палешане берегут более трех веков. До революции они славились своей церковной живописью, а после Октябрьской революции, истинные художники, они начали искать новые пути применения своего искусства.

Используя опыт федоскинских мастеров лаковой миниа­ тюры, палехские художники организовали артель по рос­ писи изделий из папье-маше, со своим собственным, ориги­ нальным стилем миниатюрного письма.

С первых шагов палешане стали искать форму для пе­ редачи революционных сюжетов и окружающей действи­ тельности («В. И. Ленин» И. Голикова, «Красные конники» А. Бурунова, «Изба-читальня» И. Баканова и другие). Они

174 много работают над воплощением образов лирических сти-

хотворений и сказок Пушкина, часто обращаются к поэзии Лермонтова, Некрасова, песням Кольцова. Это — шкатулки и коробочки с миниатюрами «Цыгане» и «Сказка о царе Берендее» Г. Буреева, «Данко» Д. Буторина, «Сказка о царе Салтане» И. Маркичева, «Гвидон» и «Купец Калашников»

И. Вакурова и многое другое.

При сохранении декоративно-сказочной трактовки пей­ зажа, рядом с традиционными горками и теремками появ­ ляются изображения современных зданий, одежды, новых обычаев («Праздник коллективизации» Н. Зиновьева).

Палешан привлекают и художественные образы Фурма­ нова, Серафимовича, Блока, Вс. Иванова и других писате­ лей. Героико-романтические образы произведений М. Горь­ кого воплощены палешанами в «Буревестнике» И. Вакуро­ ва, «Данко» Д. Буторина и других. Великий писатель сыг­ рал большую роль непосредственно в становлении промысла палехской лаковой миниатюры, поддерживая первые шаги палехских энтузиастов. Он много сделал для расцвета это­ го нового для того времени искусства.

Искусство Палеха отражает и духовный мир советского народа с его трудом, песнями и сказами, символически рас­ крывает темы большого общественного значения («На стра­ же границ СССР» П. Баженова, «Советский Союз и импе­ риалистическое окружение» И. Маркичева, «Погранични­ ки» А. Ватагина, «На колхозном дворе» А. Дыдыкина и другие произведения).

С поразительным мастерством палешане выписывают миниатюры с тончайшими деталями, многообразием юве­ лирных узоров. Большинство изделий Палеха имеет черный фон. Поэтически воплощенные образы на черном фоне при­ обретают особую выразительность. Рисунки зачастую услов­ ны, фигуры непропорционально вытянуты, окрашены в ска­

зочно-необычные цвета. Например, огненно-красные кони,

 

черное небо и лишь тончайшими золотыми нитями вырисо­

175

вываются контуры облаков.