Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способ загрузки питателя

 

Самотеком из хранилищ

 

 

или бункеров; из само­

Производительность, т/ч:

 

свалов, вручную

 

20

на погрузке початков ............................

 

40

на погрузке зерна ....................................

. . .

Скорость транспортировки, нм ч .

до 10

Колея ходовых колес, м м

 

1856

 

325

Дорожный просвет, м м ................................

поло

 

Габариты машины в транспортном

 

жении, мм:

 

И 430

длина ................................................................

 

ширина ............................................................

 

2 050

вы сота............................................................

 

4 590

Масса, к г ................................................................

 

990

Ковшом СПК-0,5 грузят очищенные и неочищенные початки кукурузы в транспорт, загружают стационарные очистители початков, грузят листостебельную массу. Ковш представляет собой унифицированный рабочий орган к стогометателю-погрузчику СНУ-0,5. Основные узлы: рама 1 (рис. 41) с корзинкой, рычаг поворота 2, малая тяга 3, рычаг 4, поворотная рамка 5, длинная тяга 6, накидная рамка 7, лопата 8, подгребающий щи­ ток 9 для заполнения ковша и тяга 10.

Рис. 41. Ковш для погрузки початков кукурузы СПК-0,5 к стогометателю СНУ-0,5:

,

 

18

 

с

к о р з и н о й ; 2

— рычаг

поворота;

3

— тяга малая;

4

п я м а

 

 

 

 

 

 

рь^аг 5 -

 

раш<а поворота; 6 -

тяга длинная; 7 - рамка накид-

Рная;

 

— лопата; 9 — подгребающий щиток;

10

— тяга в сборе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

111


Ковш навешивают на стогометатель СНУ-0,5, как навешивают вилы для погрузки силоса и навоза.

Для заполнения ковша початками кукурузы тракто­ рист переводит подгребающий щиток в крайнее переднее положение, а после погружения ковша в бурт — в перво­ начальное положение. Затем раму стогометателя подни­ мают на высоту 1— 1,5 м, агрегат подъезжает к месту выгрузки, ковш поднимают на необходимую высоту, под­ гребающий щиток переводят в переднее положение, и ковш опрокидывается.

Основные технические данные ковша СПК-0,5.

Ширина захвата, м .............................................

1,7

Емкость ковша, м3 ................................................

1,8

Производительность, т/ч ................................

До 30

Габариты в закрытом положении, мм:

 

длина.....................................................................

2200

ширина.................................................................

1940

вы сота.................................................................

1340

Масса ковша, к г .....................................................

340

Организация работ и технический уход за транспор­ тером ТПК-20 и ковшом СПК-0,5. Чтобы обеспечить вы­ сокую производительность на погрузочно-разгрузочных операциях при уборке кукурузы, следует довести до ми­ нимума ручную загрузку питателя транспортера ТПК-20 и исключить излишние затраты труда при использовании ковша СПК-0,5.

Технический уход заключается в периодической про­ верке узлов и механизмов машины, смазке и поддержа­ нии их в исправном состоянии. Осмотр транспортера после 50 ч работы, питателя после 100, конической пере­ дачи после 75 ч. Во время работы надо следить, чтобы какие-либо предметы не попадали между лентой пита­ теля и ведомым барабаном, так как это обусловит вы­ тяжку и даже разрыв ленты. Рекомендуется не реже трех раз в год проверять правильность зацепления ко­ нических шестерен. При смазке конических шестерен старую смазку заменяют новой.

Правильное натяжение цепей необходимое условие, обеспечивающее долговечность цепных передач. Осо­ бенно часто и регулярно надо проверять натяжение но­ вых цепей. В первые дни работы они сильно вытяги­ ваются.


Г Л А В A Vi

ПОГРУЗКА САХАРНОЙ СВЕКЛЫ, КАРТОФЕЛЯ И ОВОЩЕЙ

Как известно, убирают сахарную свеклу полупоточ-. ным, поточным, перевалочным и поточно-перевалочным способами.

При первом из них комбайны работают без приспо­

соблений для

погрузки корней в транспорт и уклады­

вают свеклу на

поле небольшими кучами.

Недостаток

этого способа — необходимость выкапы­

вать вручную

не убранные комбайном и подбирать

оставленные им на почве корни, доочищая их от ботвы, вручную поправлять валки, дополнительно очищая корни.' При поточном способе уборки комбайном очищают корни в той мере, в какой это необходимо для заводской переработки, и погружают в транспорт. Выгрузка свеклы в валки, ручная обработка, доочистка и погрузочные

средства исключаются.

Однако этот способ также не лишен недостатков. Основной из них — нарушение потока из-за неполадок в работе комбайна, вынужденные простои. Чтобы этого избежать, за комбайном закрепляют самосвал, которым отвозят свеклу на край поля, загружают во временный кагат и возвращаются к комбайну. Подают свеклу из кагата в автомобиль или в тракторную тележку погру­ зочным механизмом. Такой способ называют перевалоч­ ным.

Наряду с этим возможна погрузка корней в само­ свал, в грузовик или в прицеп. Такой комбинированный способ уборки называют поточно-перевалочным.

При условии бесперебойной работы комбайнов и транспорта наиболее выгодным следует признать поточ­ ный способ. Но эффективней может оказаться перева­ лочный или поточно-перевалочный, при использовании которых большое значение имеет выбор места для поле­

113

вого кагата. Его надо укладывать там, куда может бес­ препятственно подъехать транспорт в период осенней распутицы.

В качестве погрузочных средств используют в комп­ лексе машин для уборки сахарной свеклы навесной свек­ лопогрузчик СНТ-2,1Б и свеклопогрузчик-очиститель ГРС-50.

Машину СНТ-2,1Б можно использовать для погрузки в транспорт столовой и кормовой свеклы, а также корне­ плодов. Навешивают погрузчик на тракторы «Беларусь». Его навесная система обеспечивает хорошую маневрен­ ность, высокую проходимость и достаточную транспорт­ ную скорость. Привод механизмов свеклопогрузчика от вала отбора мощности трактора. Поперечный элеватор состоит из горизонтальной и наклонной частей. Вторая может изменять угол наклона к горизонту от 0 до 62°, при работе этот угол равен 40—45°.

По бокам элеватора ограждающие щитки, а на его верхнем конце — гаситель энергии падающих корней.

Тяговый орган элеватора — полотно (стальные прутки звеньев с крюками на концах), которым звенья соби­ рают в шарнирно-прутковую цепь. На полотне наклон­ ного элеватора через каждые семь звеньев крепят скре­ бок.

Питатель — кулачковый, ротационного действия. Ра­ бочая грань кулачка с обратной кривизной, что предот­ вращает повреждение корней.

С обеих сторон питателя копирующие колеса, крон­ штейны которых можно устанавливать в три положения для регулирования величины углубления питателя в зем­ лю. Для нормальной работы питатель должен быть до половины заглублен в землю. Для очистки поверхности ободьев колес сделан скребок — чистик.

Во избежание поломок, связанных с перегрузками, на одном из валов свеклопогрузчика ставят предохрани­ тельное устройство. Замедляют задний ход трактора при работе свеклопогрузчика специальным ходоуменынителем, соединенным с коробкой передач трактора. При навешивании на тракторы «Беларусь» ходоуменьшитель устанавливают вместо редуктора, расположенного на тракторе с правой по ходу стороны; при навешивании на тракторы МТЗ-50 и МТЗ-52 — слева по ходу трактора к коробке передач, на место бокового вала отбора мощ­ ности.

114


При работе с тракторами МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС ходоуменьшитель включают рукояткой пере­ мены передач трактора установкой ее в положение зад­

него хода, а

при работе с тракторами МТЗ-50 и

МТЗ-52 — специальным рычагом, выведенным в кабину

трактора.

и

опускают наклонную часть элеватора

Поднимают

гидроцилиндром,

работающим от гидросистемы трактора.

Для догрузки передних колес тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 в передней части левого и правого лонжеронов устанавливают специальные косынки для навески гру­ зов — по две с каждой стороны.

Все основные узлы свеклопогрузчика монтируют на основной раме, а база для монтажа питателя, механиче­ ских вил и продольного транспортера — подвижная рама.

Трактор с навешенным свеклопогрузчиком задним ходом подают к кагату или куче свеклы, включают вал отбора мощности, рабочие органы свеклопогрузчика при­ водят в движение. Подвижную раму опускают на землю, включают ходоуменьшитель и при замедленном заднем ходе трактора секции питателя углубляют и забирают на себя свеклу; механические вилы подгребают корни на продольный транспортер, а с него на поперечный элева­ тор и передают в кузов автомобиля. Земля просеивается между прутками полотна поперечного элеватора. При большой высоте кагата свеклопогрузчик может не успе­ вать транспортировать корни из-за чрезмерного их поступлениня. В этом случае трактор останавливают, свек­ лопогрузчик разгружают, после чего вновь включают трактор в работу. При переездах свеклопогрузчика от кагата к кагату подвижную раму с продольным транс­ портером и питателем поднимают, трактор передвигается на нормальной транспортной скорости. Технологическая схема работы свеклопогрузчика СНТ-2ДБ показана на

рисунке 42.

Навесной свеклопогрузчик-очиститель ГРС-50 пред­ назначен для выполнения тех же работ, что и свеклопо­ грузчик СНТ-2,1Б. Его навешивают на те же тракторы «Беларусь». Привод механизмов свеклопогрузчика от вала отбора мощности трактора. Навесное устройство обеспечивает хорошую маневренность, высокую прохо­ димость и достаточную транспортную скорость. Схемы навески рамы на тракторы МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-50 и МТЗ-52 показаны на рисунке 43.

115


 

Направление дви­

 

жения автомоби­

 

ля при

 

работе

Направление движения автомобиля

свенло-

при переездах

погруз-

 

чина

неменее Направление движения сденлопогрузчина при работе

Рис. 42. Технологическая схема работы свеклопогрузчика СНТ-2,1Б.

На основной раме 2 (рис. 43) монтируют все обору­ дование свеклопогрузчика, за исключением масляного бака и привода, которые крепят на тракторе. Смонтиро­ ванное на поперечном участке рамы двухступенчатое очистительное устройство предназначено для доочистки корней свеклы от земли и ботвы, дообрезки ботвы с го­ ловок корней и транспортировки их на наклонный элева­ тор. В верхней его части гаситель для направления кор­ ней в кузов автомобиля. Гаситель регулируют так, чтобы при погрузке корни не перелетали через борта машины. Для этого раму гасителя перемещают назад или вперед по элеватору и соединительными планками изменяют угол наклона отражателя.

Подъем (и опускание) элеватора гидравлический. Угол наклона изменяется от 30 до 77°. Полотно элева­ тора из прутковых звеньев с шагом 41 мм, на котором через определенные промежутки закреплены съемные скребки. Для плавного перемещения полотна под веду­ щей ветвью установлены направляющие деревянные планки, а под ведомой, кроме того, резиновые ролики. Лоток обеспечивает подачу корней на очистительное устройство равномерным слоем. При варианте свеклопо­ грузчика без очистительного устройства корни с лотка

116

Рис. 43. Навеска свеклопогрузчика ГРС-50 на тракторы МТЗ-5ЛС; МТЗ-5М.С; МТЗ-52; МТЗ-50:

1 — башмак; 2 — рама; 3 — траверса.

попадают на горизонтальный прутковый транспортер. Кроме того, на лотке ворох частично очищается от земли и мелкой сорной растительности. При подборе корней из малых куч на грабли ставят специальные щитки.

Для плавного захода грабель на лоток к крайним их пальцам приваривают носки.

Копирующие колеса, установленные с обеих сторон приемной части лотка, позволяют ему легко приспосаб­ ливаться к микрорельефу. Заглубление его регулируют перестановкой кронштейна колеса в соответствующее отверстие на стойке рамы лотка. Для удобства навеши­ вания свеклопогрузчика в собранном виде и для его хранения сделаны опорные винтовые башмаки, шарнирно прикрепленные к четырем кронштейнам, приваренным к основной раме. Грабельный побудитель позволяет вы­ полнять погрузку корнеплодов во всех зонах свеклосея­ ния СССР независимо от почвенно-климатических усло­ вий и чистоты вороха корней.

При погрузке свеклы без доочистки вместо очисти­ тельного устройства механизаторы ставят сменный прут­ ковый транспортер, он бывает в комплекте со свеклопо­ грузчиком. Трансмиссця свеклопогрузчика состоит из привода, редуктора с насосом, редуктора центрального, конического и цепных передач.

Кинематические схемы свеклопогрузчика ГРС-50 в вариантах с очистительным устройством и с горизон­ тальным транспортером показаны на рисунках 44, 45.

Гидравлическая система свеклопогрузчика (рис. 46) состоит из двух самостоятельных гидроприводов трак­ тора и свеклопогрузчика. У каждого свой источник пита­ ния (насос), механизм управления (распределитель) и определенная группа силовых гидроцилиндров. В гидро­ системе свеклопогрузчика . используют шестеренчатый насос НШ-46, цилиндры одностороннего и двухсторон­ него действия. Привод от ВОМ трактора. Управление гидроцилиндрами стрелы, рукояти и грабель со специ­ ального пульта с дроссельным устройством.

При работе свеклопогрузчика ГРС-50 корни из куч или кагатов подают грабельным побудителем на прутко­ вые транспортеры лотка. Здесь они частично доочи­ щаются от земли и сорной растительности. Затем корни выравненным по толщине и ширине слоем попадают на парные рифленые валики очистительного устройства, где окончательно доочищаются: удаляются сорная раститель-

118