Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
В качестве примера того, как решаются вопросы со здания АСУП в отдельной отрасли, рассмотрим сведения об АСУП автомобильной промышленности по данным 1970 г. Как видно из табл. 6.1, в первую пятилетку соз дания АСУ в отрасли проектировались девять систем
Т а б л и ц а 6,1. |
Состав отраслей, |
создавших АСУГ1 |
||
в 1966—1970 гг. |
|
|
|
|
|
Министерство |
|
|
J Чис ло обследо-; |
|
|
|
ванных АСУП |
|
|
|
|
|
|
Приборостроения, средств автоматизации и сис |
13 |
|||
тем управления |
|
|
|
|
Станкостроения и инструментальной промывшей |
14 |
|||
ности |
|
|
|
|
Тракторного и |
сельскохозяйственного машино |
8 |
||
строения |
|
|
|
|
Строительного, дорожного и коммунального |
ма |
3 |
||
шиностроения |
|
|
|
|
Тяжелого, энергетического и транспортного |
ма |
15 |
||
шиностроения |
|
|
|
|
Автомобильной промышленности |
|
|
9 |
|
Машиностроения для легкой и |
пищевой |
про |
4 |
мышлеяности |
|
Химического и нефтяного машиностроения |
9 |
Электротехнической промышленности |
12 |
В с е г о |
87 |
управления. В основном все разработки АСУП начаты с 1967 г., и поэтому к 1970 г. их создание было лишь на уровне технического проектирования и частичного внед рения. Но и по этим данным можно судить об основных направлениях работ по автоматизации управления на каждом из заводов в отдельности и в автопромышлен ности в целом. Анализ показывает, что проектные ра боты в автопромышленности ведутся на уровне других отраслей с незначительными отклонениями.
В итоге анализа оказалось, что срок разработки и внед рения задач первой очереди или, как их еще называют,
169
пускового комплекса составил:
Продолжительность |
% К |
|
разработки |
и внедре |
итогу |
ния только |
пусково |
|
го комплекса, лет
Иродолжптель ность разработки и внед рения только пуско вого комплекса, лет
0/ г> /о К
итогу
2 |
2,3 |
6 |
15,0 |
3 |
26,4 |
7 |
2,3 |
4 |
33,3 |
8 |
3,5 |
5 |
17,2 |
|
|
|
|
И т о г о |
100 |
Срок проектных работ по созданию и внедрению пуско вого комплекса автоматизированной системы управления
по 57,9% |
предприятий колебался от трех до четырех |
лет, а на |
32,2% предприятий — от пяти до шести лет. |
Крайне продолжительным определен срок от семи до вось ми лет на таких предприятиях, как «Ростсельмаш», Алтай ский моторный завод, Уральский автозавод (Миасс) и ряде заводов Министерства электротехнической промыш ленности.
Срок создания автоматизированных систем управления на всех обследованных 13 предприятиях Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управ ления колебался от двух до трех лет, а на семи предприя тиях Министерства автомобильной промышленности он повсеместно был равен четырем годам.
Однако характеристика данных лишь о сроках разра ботки и внедрении задач пускового комплекса АСУП еще не дает представления об объеме работ, поэтому тщатель ному изучению подвергались сведения о трудоемкости этих работ.
Статистическая группировка и анализ результатов об следования 63 предприятий позволили выявить следую щие тенденции:
Трудоемкость |
проектных |
% к итогу |
работ по пусковому комп |
|
|
лексу задач |
управления, |
|
человеко-лет |
|
|
До 100 |
33 |
|
101—250 |
48 |
|
251—500 |
8 |
|
501—1000 |
8 |
|
1001 и более |
3 |
Важно подчеркнуть, что в данном случае речь идет о трудоемкости проектных работ, учитывающих число раз работчиков специализированной организации министерств и привлекаемых для этих целей работников сторонних организаций, (например, вузов, институтов, Академии наук и др.).
На 80% предприятий трудоемкость разработки задач пускового комплекса не превышала 250 человеко-лет. На тех предприятиях, где срок проектирования превышает 4—5 лет, трудоемкость работ выше. Если же учесть всех разработчиков, участвующих в создании пускового комп лекса АСУП (в том числе работников данного предприя тия), то общая картина может быть охарактеризована данными табл. 6.2.
Поскольку методология организации проектных ра бот — сложный и принципиальный вопрос, здесь очень важно выявить меру разделения проектного труда между исполнителем — проектной организацией и работниками самого предприятия, его отдела (лаборатории) АСУП.
Работники |
данного |
% к итогу |
Работники |
данного |
% к итогу |
предприятия, участ |
|
предприятия, участ |
|
||
вующие в |
создании |
|
вующие в |
создании |
|
проекта АСУП, чело |
|
проекта АСУП, чело |
|
||
веко-лет |
|
|
веко-лет |
|
|
До |
25 |
52,1 |
76—100 |
8,3 |
|
26—50 |
27,1 |
101—125 |
2,1 |
||
51—75 |
8,3 |
126-150 |
2,1 |
||
|
|
|
Итого |
100,0 |
Как видпо из приводимой и предшествующей группиро вок, число работников, участвующих в создании АСУП со стороны отраслевых НИИ-систем, привлекаемых работни ков вузов, НИИ и подобных организаций и работников самого предприятия примерно одинаково и в 60—70% случаев не превышает 50 человек.
Проектирование АСУП — сложный и длительный про цесс, требующий участия большого количества специали стов. Коллектив разбивается на две главные группы. Та кое деление обусловлено сложившейся методологией и практикой проектирования. Первая группа — это собст венно проектировщики, осуществляющие проектные об следования, техническое и рабочее проектирование. Вто рая группа — работники предприятия — заказчика АСУП,
К1
Т а б л и ц а 6.2. |
Разработчики, участвующие |
в создании |
|||
проекта одной АСУП (в |
%) |
|
|
|
|
|
|
В том |
числе |
|
|
Число разработ |
|
в отраслевой |
привлекае |
|
|
чиков |
всего |
специализи |
мых |
из |
работников |
рованной |
вузов, |
НИИ |
предприятий |
||
|
|
проектной |
и организа |
|
|
|
|
организации |
ций |
|
|
До 10 |
5,4 |
10,5 |
26,8 |
18,7 |
|
11-25 |
13,5 |
28,1 |
2 0 ,0 |
33,4 |
|
26—50 |
23,9 |
42,2 |
40,0 |
29,2 |
|
51—100 |
37,8 |
10,5 |
6 ,6 |
14,6 |
|
101—250 |
9,6 |
7,0 |
6 ,6 |
4,1 |
|
251 и более |
10,7 |
1,7 |
— |
— |
силами которого проводится вся подготовительная работа к внедрению АСУП, в том числе шифровка, кодирование, нормирование и тому подобные работы.
Затраты по оплате труда работников этих двух групп различны. Если первые финансируются из централизо ванных фондов, то затраты по оплате труда работников предприятий списываются в цеховые или общезаводские расходы.
Поэтому ниже расчет и анализ стоимости одного чело веко-года ведется только по проектным работам, выполня емым специализированной отраслевой организацией. Та кие данные, приведенные к одной задаче, по нашему мне нию, должны дать ответ на вопрос о том, как планиро вать финансирование по годам разработки и по каждой задаче управления. Группировка и статистическая обра ботка данных 60 АСУП дает на этот вопрос следующий расчет:
Стоимость 1 чел.-года |
% к итогу |
Стоимость |
1 чел.-года |
% к итогу |
|
проектных работ, |
|
проектных |
работ, |
|
|
тыс. руб. |
|
|
тыс. руб. |
|
|
До 1,0 |
|
5,0 |
4 . 1 - |
5,0 |
11,7 |
1.1— |
2,0 |
13,3 |
5 .1 - 6,0 |
13,3 |
|
2.1— |
3,0 |
21,7 |
6 . 1 - |
7,0 |
8,4 |
3.1— |
4,0 |
13,3 |
7,1 и |
более |
13,3 |
|
|
|
И т о г о |
100,0 |
172
Проектирование только одной задачи обходилось от 1 тыс. до 6 тыс. руб. примерно на 75% АСУП и на 25 % — 6—7 и более тыс. руб.
Уместно показать, каким же был перечень задач пуско вого комплекса в АСУ11 1970 г.:
Число задач |
% к итогу |
Число задач |
% к итогу |
пускового |
|
пускового |
|
комплекса |
|
комплекса |
|
До 2 |
24,3 |
21-30 |
8,1 |
3—5 |
37,9 |
31-50 |
2,7 |
6—10 |
8,1 |
51 и болсо |
13,5 |
11-20 |
5,4 |
|
|
|
|
Ит о г о |
100 |
Как видно, в 62% перечень задач пускового комплекса не превышал пяти задач. Пусковой комплекс не превышал пяти внедренных задач по Министерству приборострое ния— завод «Вибратор» (Ленинград), завод «Электроточприбор» (Омск), Минский часовой завод; по Министерст ву тракторного и сельскохозяйственного машинострое ния — Харьковский тракторный завод, Челябинский трак торный и др.
Вместе с тем имеется значительная группа предприя тий, где этот список превышал 100 и более автоматизи рованных задач управления. Например, Донецкий завод — 125 задач, Харьковский турбинный завод — 118, Ижорский завод — 80, Ново-Краматорский завод — 70 и др.
С учетом приведенных данных интересно вновь рас смотреть интервальные значения стоимости 1 чел.-года про ектных работ, но уже отнесенные к одной условной за даче управления пускового комплекса. Группировка и расчет показывают следующую картину:
Стоимость чел.-года |
% к итогу |
проектных раб от,отне |
|
сенная к одной задаче, |
|
тыс. руб. |
|
До 0,25 |
23,1 |
0,26—0,50 |
19,3 |
0,51-0,75 |
11,5 |
0,76 -1,0 |
3,8 |
Стоимость чел.-года |
% к ит:>гу |
|
проектных работ, отне |
|
|
сенная к |
одной зада- |
|
че, тыс. руб. |
|
|
1 ,1 -1,5 |
11,5 |
|
1,6-22,0 |
7,7 |
|
2,1—2,5 |
7,7 |
|
2,6 |
и более |
15,4 |
И Т о г о |
|
100,0 |
173