Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Программно-математическое обеспечение АСУ
" 3
Общее программное обеспечение АСУ }-
Система программного |
Система |
програм |
||
управления |
АСУ |
много администри |
||
£ |
Система |
рования |
|
|
|
|
|||
Операционная |
|
|
||
система ОС |
диспетче |
Система |
програм |
|
|
ризации |
много разграни |
||
Диспетчер ОС |
Программное |
чения доступа |
||
|
|
|
||
Управление вы |
управление |
Система учета |
||
полнением за |
работой ком |
документов и |
||
казов к внешним |
плекса ЭВМ |
запросов |
||
устройствам |
|
|
|
|
|
Программное |
|
|
|
Повышение вы |
обслуживание |
|
|
|
числительной |
информацион |
|
|
|
устойчивости |
ных полей |
|
|
|
Библиотека ка |
Программное |
|
|
|
обслуживание |
|
|
||
нальных прог |
|
|
||
рамм |
рабочих мест |
|
|
|
операторов |
|
|
||
|
|
|
||
Стандартные прог |
Вспомогательные средства |
|||
раммы редактиро |
преобразования программ |
|||
вания информации |
|
|
I |
|
для устройств |
|
|
||
отображения и |
Средства автоматического |
Средства |
||
печати |
имитации |
|||
преобразования программ |
с одних ЭВМ на другие |
работы |
|
машины |
||
|
Система авто матизированно го контроля
(САК)
Ииспетчер САК |
Контролирующие
тесты
Контрольные
процедуры
Испытатель ные программы функционального контроля
Диагностические
тесты
Математическое обеспечения под готовки программ
Общая си |
1 |
|
Машинно |
||
стема прог |
ориенти |
|
раммиро |
рованная |
|
вания |
система |
|
t |
программи |
|
рования |
||
Языки ВСП |
||
|
||
+ |
1 |
|
Трансля- |
Языки сим- |
|
торы |
волическо- |
|
___ i ___ |
го кодиро- |
|
Программы |
вания |
|
отладчики |
t |
Т рансляторы ассем
Специализированные блеры языки программиро- •
вания
Программы-
отладчики
Трансляторы со спе циализированных ■ языков
Н. В. Махров |
Рис. 3 |
ный способ расширения возможностей творческой лично сти посредством использования средств интеллектуальной техники.
В методологическом аспекте АСПОС можно определить как комплекс научных методов исследования в области архитектурно-строительного проектирования с целью раз работки системы методик, математических моделей и ал горитмов, обеспечивающих наилучшее распределение функ ций между проектировщиком и машиной.
В соответствии с принципом «человек—машина», поло женным в основу построения АСПОС, в техническом ас пекте система рассматривается как комплекс информаци онного, математического и технического обеспечения, под чиненная единой методологии машинного проектирования. Организационный аспект системы требует решения вопро сов организации сети автоматизированных проектных цент ров, координации их деятельности и взаимосвязи с про ектными организациями.
Рассмотрим взаимосвязь АСПОС с внешними системами. К системам внешней среды можно отнести системы, ко торые могут быть созданы или уже создаются в народ ном хозяйстве в результате постепенной автоматизации умственного труда в различных сферах человеческой дея тельности народного хозяйства. Граница АСПОС охваты вает следующие области архитектурно-строительного про ектирования: районную планировку, градостроительство, генеральные планы промышленных и гражданских комп лексов, здания и сооружения для промышленного и граж данского строительства.
Эти группы объектов, каждая из которых относится к своей специализированной области деятельности, являют ся теми компонентами системы (в объектном аспекте), которые определяют ее внутреннюю структуру, а также очерчивают круг задач, решаемых в подсистемах АСПОС. Каждая подсистема объединяет в себе деятельность по проектированию всех объектов одного вида и относящих ся к одной определенной области архитектурно-строитель ного проектирования. В свою очередь подсистемы АСПОС делятся на субподсистемы, т. е. на взаимосвязанные зоны, специализированные по проектированию объектов различ ного назначения и определяющие тип объекта.
Начальной точкой для проектного процесса (или вхо дом в подсистему) является заказ на проектирование
154
объекта как результат деятельности другой подсистемы, выполняющей предварительную работу, или органов, ко торые заказывают проект. Конечным продуктом работы каждой подсистемы служит проектная документация, не обходимая и достаточная для ее реализации в процессе строительства.
На ранних стадиях разработки системы был применен метод ее логического моделирования с тем, чтобы ближе подойти к формализации изучаемых объектов и процес сов проектирования. На последующих стадиях разработки АСПОС широкое применение найдут математические мо дели — естественный переход от логического моделирова ния к точной количественной характеристике свойств объекта.
С позиций моделирования систему целесообразно рас сматривать как совокупность трех дополняющих друг дру га моделей: структурной, информационной и функцио нальной. Все эти модели должны характеризовать дея тельность в системе архитектурно-строительного проек тирования в двух ее основных аспектах — объекта и процесса проектирования.
Структурная модель предназначена для описания мно жества взаимосвязанных элементов системы (подсистемы) с указанием временных отношений их следования. Если под элементами системы подразумевать объекты проекти рования, то эта модель должна отразить состав объек тов, проектируемых в данной системе (подсистеме), а так же порядок их последовательного рассмотрения для выде ления и классификации тех групп задач, которые реша ются на различных уровнях при участии проектировщиков разных специальностей.
Информационная модель предназначена для описания состояний элементов системы (подсистемы), т. е. объек тов проектирования в процессе их преобразования, а так же тех информационных потоков, которые при этом воз никают в проектном процессе. С ее помощью можно клас сифицировать информацию, циркулирующую в системе.
Для того чтобы показать последовательность переработ ки информации, необходимо построить функциональную модель системы (подсистемы), которая предназначена для описания возможной последовательности элементарных операций в процессе проектирования с учетом всех ин формационных связей, существующих между ними.
155
Информационная и функциональная модели системы (подсистемы), представленные вместе, могут рассматри ваться как общая логическая схема процесса проекти рования, т. е. как его модель. Она отражает основные (общие) черты процесса машинного проектирования объ ектов строительства на различных этапах (в подсисте мах АСПОС) и ту последовательность, которая диктуется организацией деятельности в системе архитектурно-строи тельного проектирования.
При определении системы был выделен ее технический аспект, в котором рассматриваются три основных вида обеспечения автоматизированной системы проектирования: информационное, математическое и техническое. Это та содержательная часть системы, которая позволит разра батываемую методологию машинного проектирования прак тически применить в проектном деле.
Вся исходная информация, используемая в настоящее время проектировщиками, имеет формы и организацию, не соответствующие методике машинного проектирования. Необходимо создать информационно-поисковую систему, которая будет содержать и оперативно обеспечивать в процессе проектирования необходимой и достаточной ин формацией как человека, так и машину.
Учитывая специфику потребителей информации в ин формационно-поисковой системе, предусмотрено два блока (хранилища): информация, используемая человеком в процессе проектирования, и информация, необходимая для работы ЭВМ по машинным программам.
Основным носителем информации в справочно-информа ционном фонде (СИФ) может быть форматный микро фильм-микрокарта.
Носителями информации будут перфокарта, перфолен та, магнитная лента, магнитные диски и т. п. Классифи кация источников информации осуществляется по иерар хической системе (частные сведения подчинены более общим).
Такое упорядочение информации имеет целью в конеч ном счете разработку формализованного информационно поискового языка, посредством которого будет осущест вляться связь между человеком и информационно-поиско вой системой (ИПС) в процессе автоматизированного проектирования.
156
Под математическим обеспечением системы понимается
«библиотека |
программ строительного проектирования», |
т. е. такой |
формальный аппарат, который проектиров |
щик использует в процессе автоматизированного проек тирования с применением ЭВМ.
Это обеспечение должно содержать достаточно развитую номенклатуру программ, помогающих автоматизировать
•решение многих задач, возникающих в процессе проекти рования того или иного объекта строительства. Данная номенклатура должна иметь иерархическую структуру, так как сама система проектирования имеет подобную структуру. Но, очевидно, должны быть программы, при менение которых не ограничено рамками какой-либо из подсистем. К подобным программам относятся общемате матические программы, программы проверки качества ра боты технических устройств, программы автоматизации программирования (компилляторы, интерпретаторы, транс ляторы, автокодировщики и т. д.).
Создание такой технологии проектирования с примене нием кибернетических методов невозможно без соответ ствующего технического обеспечения, которое призвано обеспечить необходимый уровень автоматизации проект ных работ. Проектировщик будет использовать новую тех нику как средство, помогающее ему быстрее, точнее, а сле довательно, и эффективнее (по сравнению с ручным спо собом) получать результаты.
Обращение к техническим устройствам будет осуществ ляться на следующих этапах работы: при сборе и обра ботке исходной информации, проектировании объекта в целом или отдельных его частей, графическом воспроиз ведении результатов проектирования, фиксации, размно жении и передаче проектной документации.
Отсюда следует, что укрупненная схема технической части системы может быть представлена в виде совокуп ности информационно-поискового, счетно-решающего, ре- цепторно-воспроизводящего блоков, а также блока фикса ции, передачи и размножения информации, взаимодей ствующих между собой.
157
8.О направлениях применения ЭВМ
иэкономико-математических методов в планировании, организации и управлении предприятиями жилищного строительства
Основным направлением технической политики в жи лищном строительстве СССР является развитие индустри альных методов домостроения, применение прогрессивных градостроительных приемов при застройке жилых масси вов, коренное совершенствование принципов и методов организации, механизации и технологии производства, улучшение объемно-планировочных, конструктивных, ма териальных решений, повышение качества жилищ.
Преобладающая форма жилищного строительства в
СССР — территориально собранная застройка в виде мик рорайона, квартала и других крупных жилых образова ний, принципы построения которых определяются прежде всего условиями социально-бытовой организации и удоб ствами жизни населения.
Организационная структура строительно-монтажных ор ганизаций, осуществляющих жилищное строительство, по строена на следующих принципах. Низовой первичной организацией на самостоятельном балансе является строи тельное (строительно-монтажное или специализированное) управление. Следующий уровень — строительный (специа лизированный) трест. Домостроительные комбинаты — своеобразные структурные подразделения на уровне тре ста в жилищном строительстве. В крупных городах тресты и ДСК объединяются в главки (Главмос строй, Главленинградстрой, Главкавгорстрой, Главтбилстрой, Главташкентстрой). В Москве, где в связи с огром ными объемами работ организационная структура наибо лее развита, имеется еще один уровень — Управление жи лищного строительства (УЖС), объединяющее ряд специализированных трестов и домостроительных комби натов.
Вжилищном строительстве в результате роста объемов
итемпов возникли новые условия (развитие материаль но-технической базы, увеличение технической оснащен
ности; совершенствование архитектурно-планировочных и материально-конструкторских и градостроительных реше ний, развитие специализации, кооперирования, концент рации и комбинирования). Все это усложнило и увели чило число взаимосвязей между организациями, участвую
158
щими в жилищном строительстве, а также с другими отраслями народного хозяйства. В результате назрела необходимость в системном подходе к решению широкого круга взаимосвязанных вопросов индустриализации жи лищного строительства. Системный подход обеспечивает эффективное использование финансовых, материально-тех нических и трудовых ресурсов, дальнейшее развитие спе циализации, кооперирования, концентрации и комбиниро вания в жилищном строительстве.
Результаты проведенных исследований служат основой создания и дальнейшего развития автоматизированных систем планирования, организации и управления жилищ ным строительством. В частности, очень важный вывод этих разработок — положение о том, что значительное влияние на ход строительства оказывают условия местно сти, относительная кратковременность производства работ на одном и том же месте, изменения по ходу работ состава работающих (субподрядных организаций), слож ность и большое разнообразие условий материально-тех нического обеспечения, размещения кадров и т. д., а от сюда исключительно важна роль организации производ ства в такой отрасли народного хозяйства, как строи тельство. Указанные факторы, а также необходимость ускоренного развития и коренного совершенствования жилищно-гражданского строительства вызывают необходи мость разработки автоматизированных систем планирова ния, организации и управления (АСПОУС).
В жилищно-гражданском строительстве в силу его спе цифики важное значение имеет организация возведения жилых массивов, включающих ряд микрорайонов. На пе риод строительства одного или нескольких микрорайонов может быть создано управление (штаб) начальника комп лекса. При создании автоматизированных систем плани рования, организации и управления должна быть учтена эта особенность жилищного строительства и обеспеченонеобходимое взаимодействие структурных подразделений строительных организаций.
В крупных городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, автоматизированные системы планирования, орга низации и управления создаются для более высокого уровня — главных управлений по строительству. В пер спективе намечается разработка автоматизированных сис тем, включающих не только строительное производство,
159
но и работу плановых органов города, проектных и дру гих организаций и охватывающих застройку городов в целом.
Автоматизированная система планирования, организа ции, управления в строительстве — это сложная динами ческая система, действующая на основе широкого приме нения экономико-математических методов и вычислитель ной техники. Система включает в себя локальные систе мы организаций и предприятий и функционирует в увязке с другими системами, обеспечивающими строительство. Система создается по принципу «человек—машина». Ор ганизация, планирование и управление рассматриваются как составные части руководства строительством, но про водится четкое разграничение каждого из этих понятий.
Цель создания систем — обеспечение взаимодействия между заказчиками, планирующими, проектными, строи тельными и монтажными организациями, поставщиками для достижения наилучших технико-экономических пока зателей застройки городов. Система строится по иерархи ческой схеме и опирается на существующую организаци онную структуру и сложившиеся внешние связи.
В основу систем положены следующие предпосылки. Так как автоматизрованная система — информационная система с задачами планирования, организации и управ ления, то создается она с учетом введения в практику строительства новой системы планирования и экономиче ского стимулирования. Разработка и ввод системы прово дится поэтапно, начиная от более простых форм автома тизации с постепенным переходом к более сложным, и ба зируется на постепенном совершенствовании существую щей системы организации, планирования и управления строительством. Автоматизированные системы, их состав и структура совершенствуются при разработке и в про цессе функционирования. Автоматизированная система должна опираться на передовой опыт, способствовать внед рению новейших достижений науки и техники в обла сти строительства, обладать способностью быстро приспо сабливаться к новым условиям, которые обусловливаются техническим развитием строительного производства.
Автоматизированная система включает локальные си стемы для различных уровней руководства. Главк — пер вый уровень, строительные тресты и ДСК — второй, строи тельные управления — третий, Переработка информации
J60