Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
производится по уровням с подачей на более высокий уровень той ее части, в которой содержатся задачи, не решаемые нижестоящими уровнями.
В автоматизированной системе создается информаци онно-вычислительный центр. Помимо ИВЦ в системе глав ка могут создаваться машиносчетные станции или ВЦ на уровне крупных ДСК и трестов квартальной застройки.
Автоматизированная система взаимодействует с други ми системами, непосредственно участвующими в застрой ке,— системой планирования строительства города, систе мой проектирования, материально-технического обеспече ния, производства строительных материалов, транспорта и др. В автоматизированной системе должна быть значи тельно повышена ответственность и заинтересованность всех исполнителей в результатах работы.
Для автоматизированных систем планирования, органи зации и управления строительством в крупных городах определен состав задач и вопросов разработки: экономи ческие и организационные основы, оптимальное планиро вание, управление, техническое и математическое обеспе чение, создание нормативной базы, технико-экономиче ская эффективность создания систем.
Экономические основы, разрабатываемые в составе си стем планирования, организации и управления жилищ ным строительством, базируются на прогрессивных тен денциях в области экономики жилищно-гражданского строительства, которые характеризуются следующим:
предоставлением большой самостоятельности строитель ным организациям, снижением числа показателей, плани руемых сверху;
расчетной системой за объект в целом после сдачи его
вэксплуатацию; системой расчетов между заказчиками и поставщиками
за комплект конструкций и материалов на объект или этаж;
системой расчетов с бригадами конечной продукции по стоимости всего объекта или комплекса работ;
предоставлением долгосрочных кредитов строительным организациям и переходом на новую систему планиро вания и экономического стимулирования;
широким внедрением хозрасчета.
Внедрение автоматизированных систем намечается про вести в три этапа. В настоящее время осуществляется
6 Н. В- Махров |
161 |
первый этап, который характеризуется проведением по исковых работ, подготовкой к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования, совер шенствованием организационных структур и нормативной базой, применением сетевого планирования и управления (СПУ), средств вычислительной техники и диспетчериза ции, разработкой отдельных методов, моделей, алгорит мов и программ для формализации процессов планиро вания, организации и управления.
На втором этапе предполагается широкое внедрение автоматизированных процессов сбора, обработки и пере дачи информации, дальнейшее развитие принципов пла нирования, организации и управления, переход к новым организационным структурам, создание новой, более со вершенной экономической и юридической основы систе мы, создание нормативной базы.
Третий этап в перспективе характеризуется дальней шим развитием автоматизированных систем, переходом к саморегулируемым системам с использованием управляю щих вычислительных машин.
Г л а в а ш'е с т а я
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ РАЗРАБОТКИ АСУП НА ОБЩЕСОЮЗНОМ УРОВНЕ
1.Характеристика условий свидания АСУП (в НМЮ—1970 гг.)
Внашей стране созданию и совершенствованию АСУП придается важное значение. Уже сейчас поставлена за дача решения вопроса всеобщей и полной автоматиза
ции всех предприятий народного хозяйства. Это диктует необходимость перехода от кустарных методов создания АСУП к индустриализации процесса их распространения во вое большем числе отраслей. Естественно, что в та ких условиях становятся особо актуальными попытки из учения складывающихся тенденций, отраслевых и терри ториальных особенностей.
Изучение практических, научных и методических ас пектов работ по созданию АСУП, проводимых в СССР, призвано решить задачу выбора и оценки путей даль нейшей автоматизации управления.
В соответствии с этим рассмотрим, что представляют собой проекты современных АСУП в их реализации, ка ковы фактические их важнейшие параметры. Цель на шего исследования — показать наиболее характерные, типичные черты АСУП, разрабатываемых до 1970 г., что бы наметить новые пути и составить планы последую щего развития. Рассмотрим проекты тех АСУП, которые соответствовали представлениям научных и практических работников.
Главными требованиями эффективного использования электронной вычислительной техники и экономико-мате
матических |
методов |
при создании АСУП считались: |
|
1) |
организация |
такой системы управления, в которой |
|
разделение |
труда между человеком и ЭВМ составило бы |
6* 163
единый комплекс, включающий набор функций управ ления;
2)необходимость научно обоснованного распределения функций управления между подразделениями аппарата управления с тем, чтобы обеспечить прямолинейное дви жение информации по наиболее короткому пути;
3)создание вначале интегрированных, а позже элек тронных и автоматизированных систем обработки данных
исистем, функционирующих в реальном масштабе
времени.
При этом имелось в виду, что в ходе подготовитель ных этапов на предприятии тщательно изучается суще ствующая система обработки информации и на ее основе создается новая система (пока еще без ЭВМ), так назы ваемая интегрированная, при которой действуют выправ ленные потоки информации, единый центр ее обработки и т. п. В последующем по мере отладки механизма и процедур обработки данных и установки ЭВМ, образуется электронная система обработки данных. Здесь с помощью ЭВМ пока еще решаются отдельные, частные задачи уп равления. Наиболее прогрессивной системой является ав томатизированная система, работающая в реальном мас штабе времени, где комплексно осуществляется обработка всех планово-экономических данных на основе единого нормативного хозяйства — «памяти» системы, хранящей постоянные или условно-постоянные данные. И наконец, наличие экономико-математических моделей, которые да ют четкое, однозначное представление о структуре, свой ствах и закономерностях в изменении функции планиро вания и управления и представляют собой четкую про грамму последовательных действий в процессе решения каждой задачи управления.
В 1965—1970 гг. считалось, что только при соблюде нии этих и ряда других требований возможно в принципе создание АСУП и эффективное использование ЭВМ в уп равлении. Между тем первые попытки предвидения дан ных идей в создававшиеся АСУП встретило значитель ные трудности, многие из которых невозможно было про гнозировать.
Изучение с позиций этих требований фактически дей ствующих систем управления на предприятиях опреде лило задачи в области научно-методического обеспечения работ по автоматизации управления. Подводя первые,
164
наиболее общие итоги, можно сказать, что отличительной особенностью периода 1966—1970 гг. является локальный подход в работах по созданию АСУ. Это проявляется в том, что главное внимание во всех проектных, научных, методических и практических работах уделяется пробле мам изучения и методического оснащения работ по соз данию одной, конкретной, локальной автоматизированной системы. Поэтому во всех отраслях появилась масса вся ких руководящих и методических материалов и работ, с разной степенью полноты и глубины трактующих про блемы автоматизации управления на предприятиях, в от раслях и других подразделениях.
Однако все эти работы не могли ответить на уже ост ро стоящий вопрос о путях массовой автоматизации уп равления, о взаимодействии автоматизированных систем разных уровней иерархической структуры народного хо зяйства. К началу девятой пятилетки возникли новые, исключительные по своей сложности и многомерности проблемы: наиболее целесообразные направления авто матизации управления; предпочтительность в выделении ресурсов (материальных, трудовых, технических и т. и.); взаимодействие друг с другом автоматизированных систем управления всех уровней, рангов и ступеней; научно-ме тодическое объединение всех разработок в области авто матизации управления предприятий.
В настоящее время при решении задач нового пятилет него плана возникает необходимость многостороннего ис следования возникающих тенденций и направлений, а так же отраслевых и территориальных особенностей создания АСУП. Развитие и организация работ, связанных с соз данием АСУП, должны:
1) учитывать реально существующие ограничения по материальным (техническим), финансовым и трудовым ресурсам;
2) отражать степень подготовленности по уровню раз вития научно-методического, материального (техническо го) обеспечения;
3)сочетать общегосударственные интересы с интере сами отдельных предприятий;
4)осуществлять балансирование ресурсов.
Данные требования играют роль некоторых критериев при выборе объектов первоочередной автоматизации управления.
165
Изучение фактических данных о достижениях в этой области показывает, что сложившаяся практика созда ния автоматизированных систем управления и научные исследования ее проблем на промышленных предприяти ях существенно обогатились и получили новое развитие.
Однако в настоящее время нельзя утверждать, что отли чительными чертами современных АСУ является созда ние их как комплексных систем обработки данных. Вме сте с тем нельзя ни в коей мере преуменьшить тот положительный опыт, который был получен в 19бо— 1970 гг. Именно он помог найти новые источники ро ста и развития АСУГ1, которые заключены в экстенсифпкацшг этого процесса, т. е. в расширении числа объек тов, отраслей и других областей человеческой деятель ности, подвергающихся автоматизации, и в интенсифика ции, т. е. в углубленном проникновении в сущность и тонкости экономического содержания автоматизируемых функций и решения с помощью ЭВМ в АСУП принци пиально новых, ранее никогда не имевших места задач управления. Оба направления имеют своим следствием повышение экономической эффективности использования вычислительной техники и экономико-математических ме тодов в управлении на промышленных предприятиях, ко торая заметно возросла за последние годы.
Предварительные исследования показали, что эффект от АСУП может быть еще большим, если автоматиза ция затронет значительно большее число задач и под систем процесса управления, анализа, планирования, уче та, принятия решений, будет ставить и решать задачи оптимизации экономической деятельности.
Актуальность задач повышения эффективности управ ления производством вообще и особенно в 1971 — 1975 гг. и на предстоящих этапах развития работ в этом направле нии очевидна. Если в текущем пятилетии на автомати зацию управления расходуются миллиарды рублей, то в следующие пятилетия на эти цели расходы увеличатся до нескольких десятков миллиардов рублей. Соответствен но росту объемов расходов на создание автоматизирован ных систем управления должен расти экономический эффект от использования вычислительной техники во всех подразделениях народного хозяйства.
Как и прежде, главным источником роста экономиче ской эффективности является дальнейшее совершенство
166
ванне методов и организации проектных работ по созда нию АСУП, проведение более глубоких научных иссле дований при создании АСУП, ибо они все еще в значи тельной степени остаются не столько проектными, сколько научно-поисковыми разработками. Это заставляет искать и применять все новые научно обоснованные методы раз работки в каждой конкретной АСУП, поскольку конечный эффект их функционирования существенно зависит от исходного научного фундамента.
Таковы в общих чертах характеристики условий созда ния АСУП в восьмой пятилетке. Они дают нам возмож
ность |
оценить не только научные замыслы, |
проверить |
их на |
массовых процессах развития АСУП, |
но и на |
учиться достаточно точно измерять и соизмерять замысел со свершением. Последнее обстоятельство — естественное порождение использования индустриальных методов соз дания АСУП. В новых условиях девятой пятилетки ока залось уже необходимым установить перечень показате лей — параметров АСУП, зная числовые значения кото рых можно было бы регулировать их в ходе плановой деятельности государственных органов (Госплана СССР, Госкомитета по пауке и технике).
Это означает необходимость дать каждому замыслу, по нятию и представлению в АСУП точное количественное описание, ибо индустриальные методы создания в СССР
АСУП не приемлют расплывчатости и неконкретности. Сегодня мы можем, следовательно, реализовать в АСУП то из наших замыслов, что можно точно измерить, за планировать, проконтролировать, учесть и т. и.
Опыт 1966—1970 гг. подсказывает, что достигнуты важ ные рубежи в создании АСУП. Дальнейшее продвижение на этом пути требует, чтобы: 1) научные работники и раз работчики АСУП умели на самых ранних стадиях наме чать конкретные значения параметров АСУП; 2) практи ческие работники руководящих органов Госплана СССР, министерств и предприятий планировали числовые значе ния этих параметров и добивались их реализации.
167
2.Продолжительность, трудоемкость
истоимость разработки АСУП
Экономическое управление работами по созданию АСУП требует знания их стоимостных параметров, опре деления трудоемкости и продолжительности работ. Пла нирующим органам — Госплану СССР, Госкомитету по науке и технике, главкам и отделам министерств, кури рующим АСУ, а также руководящим работникам пред приятий эти данные необходимы для того, чтобы эффек тивно руководить работами в области АСУП. Естествен но, что степень точности, мера репрезентативности, характер нормативности или эталонности параметров раз работки АСУП на каждом из вышеперечисленных уров ней различны. Лучше всего было бы иметь данные о параметрах разработки АСУП и на общесоюзном уровне, и на отраслевом, точно отражающие их специфику, но пока решение такой задачи — дело будущего.
Ниже будут рассмотрены усредненные межотраслевые значения параметров разработки АСУП, что дает возмож ность использовать их в общегосударственных расчетах.
Такое использование межотраслевых значений АСУП делает крайне актуальными исследования, анализирую щие и обобщающие опыт работы первых предприятий, вступивших на путь создания АСУП. Объектом изуче ния здесь должны быть затраты на проектирование АСУП, капиталовложения на вычислительную технику, экономи ческие последствия и результаты эксплуатации АСУП, трудоемкость и сроки проектирования, уровень автома тизации и др.
Чтобы получить ответ на эти и многие другие вопро сы, ЦЭМИ АН СССР совместно с ведущими отраслевыми научными и исследовательскими институтами было про ведено обследование 87 АСУП девяти министерств по специально разработанной программе и методике. Сбор, анализ и обобщение данных позволили дать качествен ную и количественную оценку их фактических значений
вАСУП. В группировку были включены перечисленные
втабл. 6.1 отрасли.
Если учесть, что по данным в стране к 1970 г. центра лизованно создавалось 200 АСУП, то статистическая обра ботка данных 87 из них позволяет судить с достаточно высокой степенью достоверности обо всех АСУП образ ца 1970 г.
168