Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

распределения) и сводный план внедрения вычислитель­ ной техники в народное хозяйство (блок сводного плана внедрения).

Сводный план производства средств вычислительной техники и сводный план внедрения представляются в сводный отдел народнохозяйственного плана Госплана

СССР, баланс планов производства и распределения средств вычислительной техники представляется в отдел балансов и планов распределения оборудования Госплана

СССР, а план распределения — в «Союзглавприбор» Гос­ плана СССР.

Характеристика задач, решаемых подсистемой АСПР-ВТ.

В блоке определения эффективности решаются следую­ щие задачи.

1. Делается расчет эффективности внедрения вычисли­ тельной техники по различным классам объектов внедре­ ния на основе обработки статистических данных прошлых лет об эффективности систем управления по министерст­ вам, ведомствам, отдельным объектам внедрения, а также по отдельным задачам, принятым ведомствами и меж­ ведомственными комиссиями. Периодичность решения этой задачи — один раз в квартал. Результаты его будут ис­ пользованы сотрудниками отраслевых подотделов и свод­ ного подотдела в процессе планирования, составления отчетов и справок. Входной информацией для решения задачи служат отчеты ЦСУ СССР о выполнении плана внедрения вычислительной техники в народное хозяйство, акты межведомственных и ведомственных комиссий по приемке автоматизированных систем управления различ­ ного класса объектов, а также отдельных решаемых за­ дач. В этом же блоке производится корректировка рас­ чета производства один раз в квартал, после получения новых данных об эффективности вновь вводимых объек­ тов внедрения вычислительной техники, а также реше­ ние новых задач в действующих системах управления.

Необходимо на базе этой методики разработать отрасле­ вые и ведомственные методики расчета эффективности от внедрения вычислительной техники.

2. Делается расчет агрегированных нормативов эффек­ тивности капитальных вложений при внедрении вычисли­ тельной техники в различных отраслях. Периодичность решения задачи — один раз в год, данные будут исполь­ зованы для дальнейших расчетов при составлении теку-

36

щих и пятилетних планов всеми сотрудниками отдела. Исходной информацией будут служить данные расчета эффективности внедрения вычислительной техники по раз­ личным классам объектов и данные по капитальным за­ тратам при внедрении вычислительной техники на этих объектах. Входная информация — отчеты ЦСУ СССР и данные министерств и ведомств. Основной методический материал — «Временная методика определения эффектив­ ности капитальных вложений».

3. Определяется коэффициент эффективности (приори­ тет по степени эффективности внедрения вычислительной

техники) отраслей, объектов

на

основе

агрегированных

нормативов

эффективности.

Периодичность

решения

один раз в год, исходная информация — та

же,

что

и

при расчете

агрегированных

нормативов

эффективности

капитальных

вложений

при

внедрении

вычислительной

техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

В блоке определения

объектов

автоматизации

пред­

усмотрены следующие задачи.

 

 

 

 

 

 

1. Классифицируются объекты внедрения вычислитель­ ной техники по уровням, типам и размерам предприя­ тий. Задача разовая, корректировка целесообразна при накоплении изменений в структуре управления отрасля­ ми, в размерах предприятий. Классификация объектов внед­ рения вычислительной техники рассчитана на использова­ ние всех подразделений отдела. Задача представляет со­ бой группировку объектов внедрения вычислительной техники по классам в зависимости от объемов перераба­ тываемой, хранимой информации, информации, подлежа­ щей передаче и приему, от числа пунктов возникновения информации и ее объема. Исходной информацией для со­ ставления классификации объектов внедрения вычисли­ тельной техники может быть специфика отрасли, пред­ приятия, уровни управления, численность работающих, основные фонды, валовой продукт (реализация), число пунктов возникновения информации (цехов, производств и т. д.) — для промышленных объектов; кроме этого, для строительства — освоение капитальных вложений, для тор­ говли — товарооборот, занимаемая площадь, для транс­ порта — грузооборот и т. д.

2. Отнесение того или иного объекта внедрения вычис­ лительной техники к определенному классу по его харак­ теристикам (численность, основные фонды, валовой про-

37


дукт и т. д.). Задача решается в период очередного со­ ставления плана и типична для всех отраслевых подотде­ лов. Входной информацией служат планы министерств и ведомств на соответствующий плановый период, а также заявки министерств и ведомств на вычислительную тех­ нику, содержащие информацию об объекте внедрения и требуемые для него технические средства.

Результатом решения должно быть определение числа объектов того или иного класса по ранее установленной классификации по отдельным министерствам и ведомст­ вам, а также в целом по народному хозяйству.

В блоке определения потребности решается группа задач по определению потребности: в электронно-вычис­ лительной технике; в оборудовании вычислительных цент­ ров— дополнительном, вспомогательном, периферийном, средствах связи; в эксплуатационных материалах: маг­ нитной ленте, бумаге (перфолента, перфокарты, бумага для печати, копировальная); в кадрах для разработки ЭВМ и их эксплуатации.

Задача решается в период предплановой подготовки и типична как для отдельных подразделений отдела, так и для сотрудников, курирующих отдельные министерст­ ва и ведомства.

Входной информацией для решения этих задач будут: 1) классификация объектов внедрения вычислительной техники в части набора технических средств для каждо­ го класса, 2) число объектов данного класса для мини­

стерства, ведомства и в целом

по народному хозяйству,

3) потребности (нормативы) в

эксплуатационных мате­

риалах различных видов оборудования вычислительных центров, 4) этапность и трудоемкость разработки различ­ ных видов автоматизированных систем управления, 5) ко­ личество ранее установленного оборудования данного вида, 6) нормы по численности для обслуживания, обо­ рудования данного типа.

Потребителями получаемой в результате расчета ин­ формации являются подотделы сводного отдела вычисли­ тельной техники, а также отраслевые отделы Госплана

СССР, планирующие выпуск технических средств, экс­ плуатационных материалов и кадров (радиопромышленно­ сти, приборостроения, химической промышленности, лес­ ного хозяйства, культуры и образования, балансов и планов распределения оборудования, внешней торговли).

Г л а в а т р е т ь я

ПРОГРАММЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИИ

1.Обследование как метод сбора исходных данных и программы обследования

Для претворения в жизнь задач коммунистического строительства крайне важны исследования, позволяющие определить: каков качественный уровень созданных АСУ и объем затрат, каковы сроки проектирования АСУ и отдельных ее этапов, какова должна быть численность и каков состав специалистов, участвующих я разработке автоматизированной системы управления? Для того чтобы ответить па эти вопросы, необходимо было обобщить опыт создания первых АСУ на предприятиях страны и в пер­ вую очередь выявить общие тенденции и особенности раз­ вития АСУП в крупнейших научных центрах, какими являются Москва и Ленинград. Исследование АСУП, как и любой другой системы, необходимо было начинать с изу­ чения основных параметров АСУ предприятий. Под пара­ метрами АСУП понимаются установленные определенным образом (планом, расчетом, теоретическими и т. и. исследо­ ваниями) величины, определяющие на какой-то отрезок времени (квартал, год, пятилетку) допустимое значение затрат ресурсов на выполнение комплекса работ, пред­ усмотренных общеотраслевыми руководящими методиче­ скими материалами (ОРММ) '.

В общем виде параметры АСУП могут быть сгруппи­ рованы следующим образом:

1«Общеотраслевые руководящие методические материалы по созда­ нию автоматизированных систем управления предприятиями».

«Автоматизированные системы управления». М., изд-во «Эконо­ мика», 1972, стр. 295—329.

39


затраты на разработку АСУП; оценка (качества) проекта АСУП;

обеспечение АСУП кадрами, их состав, численность п структура;

программно-математическое обеспечение; технические средства, ЭВМ и периферийное оборудо­

вание; эффективность затрат на АСУП.

В зависимости от уровня управления разработками АСУП (Госплан СССР, ГКНТ, отрасль, предприятие) сле­ дует различать общесоюзные отраслевые и заводские значения параметров. Для целей хозяйственного руковод­ ства развития работ по созданию АСУП в народном хо­ зяйстве в целом и в отдельных его отраслях используют­ ся укрупненные расчеты параметров. Каждый из этих уровней отличает различная мера усреднения агрегации. Естественно, что при определении числовых значений параметров учитываются отечественный и зарубежный опыт в области создания АСУП и систем обработки данных, особенности использования ЭВМ и другой вы­ числительной техники, достижения науки в области теории и методической разработки вопросов создания АСУП.

Параметры АСУП носят характер общепризнанных норм и нормативов. Равно как и другие нормы и норма­ тивы, параметры АСУП являются средством обоснования планов развития работ в СССР по созданию АСУ. Они способствуют распространению опыта научно-исследо­

вательских

институтов

и передовых предприятий, ра­

нее других

начавших

работы по

использованию ЭВМ

в управлении, а также

снижению

затрат на разработ­

ку АСУП и повышению их экономической эффектив­ ности.

Благодаря знанию и использованию параметров АСУП оказывается возможным планирование и распределение средств и необходимых ресурсов, установление необходи­ мых пропорций в народном хозяйстве и отдельных его отраслях, осуществление контроля по созданию и внед­ рению АСУП. Числовые значения параметров АСУП уста­ навливаются путем сбора данных методом анкетирования и обработки полученной исходной информации методами математической статистики. Впервые исходные данные, характеризующие основные параметры АСУП за период

40



с I960 по 1969 г., были собраны по форме 1 (см. прило­ жение 1). Форма анкетирования включает 11 основных параметров, позволяющих определить такие (основные) показатели, как срок разработки и внедрения АСУП, стои­ мость разработки, капиталовложения, экономический эф­ фект (расчетный), срок окупаемости, число разработчиков (в организациях министерства, сторонних организациях, на предприятиях), число внедренных задач, тип используе­ мой ЭВМ. По этой форме были собраны сведения об автоматизированных системах управления предприятиями, разрабатываемых машиностроительными министерствами по состоянию на 1 января 1969 г. Обследование было проведено для девяти министерств машиностроения по 87 предприятиям.

Естественно, что перечень рассматриваемых вопросов по форме анкетирования (см. приложение 1) охватывает далеко не все параметры, характеризующие как отдель­ ные этапы создания АСУП, так и создание системы управления в целом.

В связи

с этим по инициативе

Госкомитета по

науке

и технике

сотрудниками ЦЭМИ

была составлена

анкета

обследования предприятий, создающих автоматизирован­ ную систему управления. Анкета (см. приложение 2) включала 37 вопросов и представляла собой определен­ ную форму регистрации исходных данных. Несмотря на то, что анкета включала вопросы, позволяющие опреде­ лить основные количественные и качественные параметры АСУП, порядок их следования был подобран не совсем удачно. В приложении 3 приводится форма регистрации исходных данных по обследованию предприятий, создаю­ щих автоматизированную систему управления. Эта анке­ та также включает 37 вопросов, но порядок их следования изменен таким образом, что позволяет весь перечень во­ просов представить в виде семи групп, характеризующих различные стороны создания АСУП. Это следующие группы.

1.Характеристика объекта, на котором внедряется АСУ (вопросы 1—3).

2.Характеристика ИВЦ и использование вычислитель­

ной техники (вопросы 4—10).

3. Характеристика справочно-нормативного хозяйства и применяемая система обработки экономической инфор­ мации (вопросы 11—17).

41