Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
относительным скольжением сопряженных тел без заметной пласти ческой деформации поверхностных слоев металла.
На II этапе начинается пластическая деформация металла, про исходит разрушение поверхностных пленок под действием нормаль ных и тангенциальных усилий. В результате этого в зоне контакта образуются ювениальные поверхности с контактированием чистых металлов, что приводит к возникновению узлов схватывания.
Развитие процессов схватывания на I и II этапах существенно зависит от микропрофиля поверхности и от механических свойств
0,!^_ О 0,1 |
'0,2 |
ол 0,5 |
0,6 |
|
|
Металл |
Металл навара |
|
|
|
|
валка |
|
|
|
|
|
Рис. 114. Изменение интегральной |
интенсив |
Рис. 115. |
Зависимость силы трения F Tp от |
||
ности I н полуширины В линии (П 0)а |
нагрузки |
Р в процессе схватывания |
|||
|
|
|
|
(ВТМПО, |
алмазное шлифование) |
контактирующих металлов. Контактирование металлических тел
сшероховатыми поверхностями происходит не по всей поверхности,
ана отдельных участках, в местах выступов и неровностей. В тех случаях, когда в результате приложения нормальных усилий в от дельных точках контакта возникающие напряжения превышают предел текучести металла, происходит интенсивная пластическая деформация разрушение поверхностных пленок и выход ювениальных
поверхностей в зону контакта. Таким образом, протяженность I и II этапов схватывания обусловлена качеством шлифования поверх ности и механическими свойствами поверхностных слоев испытуе мых металлов.
На III этапе развиваются и упрочняются узлы схватывания в по верхностных слоях, а глубинные слои металла подвергаются пласти ческой деформации. В процессе развития схватывания происходит перераспределение напряжений, сильное охрупчивание металла в зоне схватывания и разрушение узла схватывания в металле, обла дающем меньшей прочностью. В результате на образцах из стали 9Х образуются микронавары стали СтЗ (см. рис. 113, а, б).
Сопоставление зависимостей силы трения F от нагрузки Р для разных режимов термической обработки и шлифования показало, что для образцов, обработанных по схеме ВТМПО с последующим алмазным шлифованием, III этап процесса схватывания, т. е. обра
165
зование и развитие узлов схватывания, начинается при нагрузках, значительно превышающих эти значения для образцов, испытан ных после закалки ТВЧ, ВТМПО и абразивной шлифовки. В первом случае значения нагрузок, при которых начинается образование
Рнс. Мб. Зависимость силы |
трения |
FTр от нагрузки Р при испытании па |
|
схватывание образцов после |
ВТМПО |
н алмазного шлифования (7), ВТМПО и абразивного шлифования (2), закал ки ТВЧ и абразивного шлифования (3). Прямоугольниками отмечены соответ ствующие интервалы нагрузок и сил трения, в которых начинается схваты вание
о |
ю |
го |
so |
|
|
Р, КС |
|
зон схватывания, лежат в интервале 18—24 кгс. Во втором случае для обоих видов обработки Р = 11 -н 16 кгс (рис. 116).
Один из факторов, обусловливающий повышенное сопротивление схватыванию после ВТМПО и алмазного шлифования, — улучшение профиля поверхности, достигнутое в результате применения шлифо вальных кругов с синтетическими алмазами.
Рис. 117, Профнлограмма поверхности образцов после алмазного (7) и абразивного (2) шли фования
На рис. 117 приведены профилограммы, полученные после алмаз ного 1 и абразивного 2 шлифования указанных образцов. Хотя в обоих случаях чистота поверхности различалась мало (V9), про филь гребешков при алмазном шлифовании менее острый, чем при абразивном, что снижает площадь фактического контакта и умень шает возможности пластической деформации гребешков. Вследствие
этого |
в случае алмазного шлифования, очевидно, увеличиваются I |
и II |
этапы развития процесса схватывания и образование зон схва |
166
тывания |
наступает при более высоких значениях нагрузок Р, чем |
в случае |
абразивного шлифования. Кроме того, после абразивного |
шлифования по сравнению с алмазным ухудшаются прочностные
свойства |
поверхностных |
слоев. |
|
|
|
|||
Измерение |
микротвердости |
|
|
|
||||
(рис. |
118) показало, |
что шли |
|
|
|
|||
фование |
абразивными кругами |
|
|
|
||||
приводит к понижению уровня |
|
|
|
|||||
микротвердости на 100 единиц. |
|
|
|
|||||
Аналогичный |
характер |
имеют |
|
|
|
|||
кривые микротвердости, изме |
|
|
|
|||||
ренной |
в образцах |
на |
разной |
|
|
|
||
глубине (рис. 119, а). |
|
|
|
|
||||
Изменение полуширины рент |
|
|
|
|||||
геновской линии (1Ю)а по глу |
|
|
|
|||||
бине образцов имеет |
обратный |
|
|
|
||||
характер (рис. 119, |
б). |
В по |
|
|
|
|||
верхностных |
слоях |
на глубине |
|
|
|
|||
до 0,05 мм полуширина |
В в об |
Рнс. 118. Распределение микротвердостн |
по |
|||||
разцах после шлифования алмаз |
поверхности■ образцов после алмазного |
(/) |
||||||
ными кругами (рис. 119,6, штри |
и абразивного [2) |
шлифования |
|
|||||
|
|
|
||||||
ховая |
кривая |
1) имеет |
меньшее значение, чем после абразивного |
|||||
(рис. 119, б, штриховая |
кривая 2). |
На глубине |
> 0 ,0 5 мм полуши |
|||||
рина |
линии (110)а для |
обоих видов обработки |
одинаковая. |
|
Рис. 119. Изменение микротвердостн (а) и полуширины В линии (1Ю)а (б) по глубине
образцов после ВТМПО и аЛмазного шлифования.(/) и ВТМПО и абразивного шлифования (2): штриховые линии — до испытаний на схватывание; сплошные — после испытаний
Снижение микротвердостн на 100 единиц после абразивного шли фования свидетельствует о протекании процессов отпуска закален ной структуры в поверхностных слоях металла. Исследование физи ческого состояния поверхностного слоя закаленной стали после шлифования абразивом показало, что шлифование характеризуется
167
повышенным давлением круга на выступы поверхности и, следова тельно, локальным импульсным воздействием тепла, а высокие ско рости резания и неблагоприятная геометрия абразивных зерен приводят к пластической деформации металла в зоне резания и к раз витию мгновенных температур выше Асх.
Практикой доказано [10], что вследствие уменьшения коли чества выделяемого тепла при алмазном шлифовании развиваются значительно менее высокие температуры, чем при абразивном, что обеспечивает высокую исходную твердость материала. Результаты измерения полуширины линии (110)а свидетельствуют также о том,, что степень наклепа и уровень внутренних напряжений при абра зивном шлифовании в поверхностных слоях металла выше, чем при алмазном шлифовании, что, очевидно, обусловлено неблагоприят ной геометрией абразивных зерен.
Таким образом, в результате ухудшения структуры при абразив ном шлифовании происходит снижение прочностных свойств поверх ностных слоев металла. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что образцы, упрочненные термомеханической обработкой
споследующим абразивным шлифованием, имели ту же склонность
ксхватыванию, что и образцы, закаленные нагревом ТВЧ. Структурные исследования образцов после испытания на схваты
вание показали, что под этой областью образуется зона отпуска, в которой микротвердость снижается на 300 — 400 единиц (см. рис. 119,а, сплошные кривые / и 2). Аналогично уменьшается и значение полуширины линии (110)а (см. рис. 119, б, сплошные кри вые / и 2). Вследствие локальности процесса образования зон схва тывания глубина зоны отпуска, определяемая по изменению микро твердости (см. рис. 119, а), имеет разные значения (от 0,1 до 0,5 мм). Наименьшая глубина зоны отпуска наблюдалась в образцах, обра ботанных по схеме ВТМПО с последующим алмазным шлифованием, которые обнаружили наименьшую склонность к схватыванию при испытаниях. Это свидетельствует о более низком уровне темпера тур, возникающих в зоне схватывания, по. сравнению с другими случаями. Глубина зоны отпуска, определенная по изменению ши рины линии (110)а для всех видов обработки, составляет 0,1 мм (см. рис. 119, б), что обусловлено усреднением по всей площади пучка.
После испытания на схватывание не обнаруживается зоны вто ричной закалки, наблюдавшейся при образовании наваров; следо вательно, в зоне контакта температура не превышала значения Асх.
Исследованиями установлено, что наибольшее сопротивление к схватыванию достигается после ВТМПО с последующим алмазным шлифованием.
В этом случае повышенное сопротивление схватыванию обусло влено упрочнением поверхности вследствие термомеханической обра ботки, улучшением микропрофиля поверхности в результате алмаз ного шлифования, отсутствием пережогов поверхности и снижением уровня внутренних напряжений по сравнению с абразивным шли фованием.
168
Г л а в а V
ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ
1. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОЧАГА ДЕФОРМАЦИИ
При проведении экспериментов на стане кварто 500 (205/360-500)
измеряли |
следующие параметры: 1) усилие прокатки; 2) крутящие |
|
моменты |
на шпинделях; 3) переднее и |
заднее натяТкеНия полосы; |
4) усилия противоизгиба рабочих валков; |
5) контактные напряжения |
в продольном и поперечном сечениях очага деформации и участка контакта рабочего и опорного валков; 6) радиальную деформацию рабочего валка; 7) профиль полос до и после прокатки; 8) прогиб опорного валка; 9) сближение осей рабочего и опорного валков; 10) отметку момента времени, соответствующего прохождению месдозой линии центров рабочих валков.
Прокатку проводили в цилиндрических рабочих и опорных валках. Чистота обработки поверхности бочек опорных и рабочих валков составляла V8. Для исследования влияния выпуклости рабочих валков на распределение контактных напряжений по ширине полос и распределение обжатий применяли устройства принуди тельного изгиба (противоизгиба) рабочих валков. Скорость прокатки
в среднем составляла 0,07 м/с. |
|
|
|
|
|
|||
Прокатывали полосы |
из стали и алюминия: |
|
||||||
|
|
0,8кп |
|
СтЗ |
A IM |
|
||
Нъ мм . . . . |
|
|
1,2 |
2,5; |
4 |
2; 4; |
6 |
|
В, мм . . . . |
240; |
380; 400 |
240; 380; |
400 |
240; 300; |
380; |
||
BIL |
0,48; |
0,76; |
0,48; |
0,76; |
440 |
|
||
0,48; 0,60; |
||||||||
|
|
0,80 |
0,80 |
|
0,76; 0,88 |
Длина карточек, прокатанных без натяжения, составляла 800 мм, прокатанных с натяжением 1200 мм. Предварительно, очищенные ацетоном полосы прокатывали на сухих, тщательно протертых ацетоном валках.
При прокатке полос шириной 240 и 300 мм контактные напряже ния и деформации рабочего валка на участке контакта его с полосой фиксировали в двух, полос шириной 380 мм — в трех и полос 400 и 440 мм — в четырех сечениях одновременно. В контакте рабочего и опорного валков напряжения и деформации фиксировали в четырех сечениях по длине бочки валков.
Предел текучести образцов из алюминия и стали 08кп определяли на пластометре конструкции УЗТМ по методике, изложенной в ра боте [117]. Скорость деформации при испытании составляла 10 с -1,
Учто соответствовало средней скорости деформации металла при прокатке. Кривые упрочнения алюминия AIM и стали 08кп при холодной деформации приведены на рис. 120.
516 |
169 |
Усилие прокатки измеряли с помощью магнитоупругих месдоз [118] трансформаторного типа конструкции КБ ЦМА, разме щенных на стане под подушками нижнего опорного валка. Тари ровку месдоз проводили на стане, а также на испытательном гидра влическом прессе ПММ-500 (максимальное усилие 500 тс).
Крутящий момент измеряли по усилительной схеме с помощью проволочных тензодатчиков, наклеенных на тело шпинделей.
Экранированные провода от датчиков сопротивления проходили по наружной поверхности шпинделей сквозь универсальные шарниры и через осевые каналы в валках выходили на сторону, противопо ложную приводу.
Тарировку месдоз шпинделей производили при помощи рычага. Момент М, фиксируемый на шпинделях валков, при установив шемся процессе прокатки сострит из момента прокатки Мпр, момента сил, расходуемых на трение в подшипниках валков и в контакте рабочего и опорного валков Мтр и момента холостого хода Мх_х (т. е. момента на шпинделях при разведенных валках и отсутствии
полосы).
Запись осциллограммы после выхода полосы из валков позволила выделить Мпр из общего момента.
Если полосы прокатывали без предварительного поджатая вал ков, то отклонения шлейфов гальванометров от нулевых отметок позволяли найти сумму моментов холостого хода на верхнем и нижнем шпинделях 2 Мх. х. При этом усилие прокатки, фиксируемое месдозами, было равно нулю.
Прокатку тонких полос вели с предварительным поджатием вал ков. При выходе полосы из валков также измеряли моменты на шпинделях и усилие предварительного поджатая валков. Подобная запись позволяет найти момент добавочных сил, расходуемых на трение, при различных усилиях предварительного поджатая валков,
Рис. 120. Кривые упрочнения алюминия (а) и стали марки 08кп (С)
если исключить момент на трение перекатывания рабочего валка по рабочему. Учет .этого дополнительного момента выполнен в соот ветствии с рекомендациями работы [70].
Переднее и заднее натяжения полосы при прокатке измеряли при помощи специальных устройств. Для создания натяжения были
170