Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работы. Зависимость к .п .д . на окружности т^а от отношения

скоростей -jr- имеет вид, изображенный на рис. 40. Эта за-

ct

висимость представляет особый практический интерес, так как она является основанием для правильного выбора окруж­

ной

скорости. Ясно видно, что с ростом ~

к .п .д ,

на

t

и

фсоза,

окружности увеличивается, достигая при— = — ^ — макси'

 

 

"*■

ц.

мального значения Ц,итах.Дальнейшее увеличение

приводит

к уменьшению к .п .д .

Для установления роли каждой из потерь на окружности в создании максимума к .п .д . по отношению проанализируем

влияние -х- на относительные потери энергии в ступени и в

соответствии с формулой (5 .7) представим результаты тако­ го анализа графически (рис. 41).

94

На основании (4.23) за­ ключаем, что относительная

потеря в.соплах q c OT ^

не зависит. Относительная

потеря £Лс увеличением -^г

непрерывно уменьшается,так

как скорость w,

уменыпает-

ся при изменении

u

_

 

от О

до ipcosq4, когда w, при­ обретает осевое направле­

ние (Д = Дг = 90°) и riu= 0.

Относительная потеря с выходной скоростью определяется по формуле

(5.17)

а

Полагая для простоты рассуждений при изменении-г- ]^=\Р»г

и неизменными значения коэффициентов скорости ц> ицг , по­ лучим:

c2a=w 2a= 'JV2slni!)2='lV'wisit1^ = 'lV't <s'Li1« 1=4J'4>cr tsm(x1

Тогда

 

 

 

/ цп)г$1п « <V

 

 

 

 

 

 

 

 

V SIY1OU

)

 

 

 

 

(5.18)

и становится очевидной зависимость ^

от угла

а 2 ,

кото­

рый изменяется

с изменением

. При значениях

 

, рав-

ных 0 и lycosa,,

величины углов <хг и ( 180- 0^ )

будут

мини­

мальными и поэтому

относительные

потери %.при этих зна-

u

будут максимальными.

Минимальная потеря

у

чениях -у

 

будет при

значении

0. ^ 90°.

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

учитывая изложенное

и

рис.

41,

с измене-

ц.

 

 

 

 

 

потеря

с выходной

нием — в наибольшей степени изменяется

Ч

95


скоростью, которая в

основном и определяет характер

зави-

 

u

 

 

 

 

 

 

СИМОСТИ Т[и от — •

 

 

 

 

 

 

Выясним, как влияют остальные величины, входящие в

формулу

(5 .I I ) , на величину

к .п .д .

на

окружности при

опре-

деленном

и.

 

 

 

 

 

значении —

 

 

 

 

 

 

'■'t.

 

на

численное

значениеоказываю т

Существенное влияние

величины

коэффициентов

скоростей ц>

и Цг .И х значения

же­

лательно иметь возможно большими. Это значит, что при из­ готовлении сопловых и рабочих лопаток надо следить за тщательностью обработки их поверхностей, а в процессе эксплуатации не допускать ухудшения рабочих поверхностей, следить за их состоянием.

Как видно из формулы (5 .I I ) , с уменьшением сх4 окружный к .п .д . возрастает. Причиной этого является уменьшение ско­ рости с2 и соответственно потери с выходной скоростью.

Очевидно, что наивыгоднейшим углом к 4 является 0°. Однако

трудно изготовить

сопла с

8+10°.При малых углах оцуве­

личиваются потери

в соплах

(уменьшается Ц> ), увеличиваются

потерн на рабочих лопатках,

так как

уменьшение с<4 ведет

к уменьшению Д и Д и ,

следовательно,

к уменьшениют|г . По­

этому в практике

газотурбостроения углы ос4 не делают мень­

ше 10-12°. Обычно принимают оц

= 14*25°-30°.

Совершенно очевидно также,

что г \а будет иметь большее

значение, когда величина (I

 

cos fix

) б№ет наибольшей.

+Чг созД

Значение этого числа

будет

возрастать,

если угол jb2 сде­

лать в разумных пределах меньше углаfi{. Чрезмерное увели­ чение разности углов Д ~ Д сопровождается увеличением уг­ ла поворота потока в каналах и соответственным уменьшени­

ем коэффициента

с к о р о с т и . Кроме того, большая разница

в углах Д и jb,

может повести к чрезмерному

росту высоты

рабочих лопаток. Поэтому обычно при выборе

4= 14*20°

допускают fit =

Д - (3*5°). При больших углах о(4 разность

96


pt-fiz

может быть больше 5°

и иногда доходит до

15-25°.

Однако в этом случае уже будет q> 0.

 

 

 

Выясним значение для окружного к .п .д . г^а ступени

с

q = 0

коэффициентов скорости ц> и \|г .

Допустим,

что

в

формуле

 

(5 .I I )

сохраняются

неизменными

все величины,

кро­

ме коэффициента

скорости ц>

, который изменяется

на малую

величину

. Разложим в ряд Тэйлора и

отбросим

все

члены

второго и выше порядков малости по отношению кДц>. В ре­

зультате получим изменение

к .п .д . на величину

Дти = ! ^

Ф .

 

Так как

 

 

Эп

 

 

то

 

 

АДи

Дф_

Па

L

(5.19)

ф

Следовательно, изменение коэффициента скорости ip на I %

вызывает изменение к .п .д .

ступени приблизительно на 2%.

Если точно таким же путем исследовать влияние измене­

ния коэффициента скорости ф-

на малую величину, то окажет­

ся, что

 

 

 

 

 

 

 

 

й П и - ^ А Ч Г .

 

 

 

Значение производной

 

найдем

из

выражения

2

 

 

 

 

 

 

cosjba

0ф-

2 -£-(«pcoso<

V c o s fo

Пц

 

V 9

и

| + ■ C05jbt

Так как для

ступени с

q

= О

 

 

1

v cosfr

 

 

 

 

 

cosjig

 

 

cosjL

 

 

 

 

 

 

_______ J _

 

 

COS

 

г

 

то

 

 

cosJbH% ф

 

 

 

 

 

 

 

 

0ф ~

2.ф

 

 

 

 

97


и

&Па= 1 _AUf

(5.20)

Па 2- У

Следовательно, изменение коэффициента скорости"^ на 1% вызывает изменение к .д .д . ступени приблизительно на 0,5$. Сравнение равенств (5 .II) и (5.20) приводит к заключению, что л активной ступени изменение коэффициента скорости ф сказывается приблизительно в 4 раза сильнее, чем такое же изменение коэффициента скорости ijr . Это не должно вызы­ вать недоумения, так как скорость газа с, на выходе из со­ пел значительно превышает относительную скорость газа в рабочем колесе и роль относительной потери в соплах более существенная по сравнению с относительной потерей на рабо­

чих

лопатках.

 

 

 

 

 

 

 

Выражение (5.13) представляет собой также непрерывную

функцию,

которая дважды пересекает ось абсцисс

(ria = 0):

при

Yj. =

0 и

•^= 4»^2co50iJ. Это

означает, что

при измене­

нии

-|г ^обращается в нуль при

значениях

 

= 0 и

^r=4>i/2o»<x„no указанным ранее причинам.

 

 

*fc

 

 

 

 

 

ц

при котором

Для определения отношения скоростей -jr_ ,

к .п .д .г ц

достигает

максимального

значения,

возьмем произ­

водную п

о

OTY1

и приравняем

ее

нулю, т .е .

 

 

 

Ci

*^

 

 

 

 

 

't

откуда

(5.21)

Ясно, что

98


Соответствующая этому случаю окружная скорость

_ ц>cosot^

Lopt'

\ГТ "ct

^u.

 

 

Поэтому

 

 

 

 

сги=wzt05K ~ uV

=c<cosV uV

=0

,

и при оптимальном

отношении скоростей

для

q = 0,5 обеспе­

чивается осевой выход потока газа из ступени. Это обстоя­ тельство позволяет оптимальное отношение скоростей нахо­

дить из

условия

обеспечения

осевого выхода потока газа,

т .е .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W , COSf i n — u . .

 

 

 

 

/UN

Это условие

 

 

 

J -

 

 

 

 

 

позволяет объяснить причину в о з р а с т а н и я ^

при увеличении 9 .

При неизменном располагаемом теплопере-

паде на ступень увеличение q

вызывает

соответствующее

возрастание \nz , что, в свою очередь, для обеспечения

осевого выхода потока газа из ступени

( « 2 = 90°)

требует

повышения окружной

скорости.

 

 

 

 

 

Зависимость

 

 

от -jr_ для

q

= 0,5 изображена

на

рис.40.

 

 

 

 

И

(pCOS^Aj

на

окружности воз­

При увеличении -ц-

от 0 д о - ^ г

к .п .д .

растает и достигает своего максимума

 

 

 

 

а

4>cos«,

 

П атах=фгс05е « 1

 

 

(5.22)

,

 

увеличение -=-

влечет

за

собой

прит

■7 _

 

дальнейшее

t

\Г Т

 

 

Важно указать, что в

-t

 

q

= 0,5

уменьшение к .п .д .

ступени с

влияние изменения коэффициента скорости ф на величину^ возрастает, а для случая ц>=т|г становится равноценным. Объясняется это возросшей относительной величиной потери

энергии

на рабочих лопатках. Как и в случае ступени

с

9 = 0

в

ступени с (о

= 0,5 уменьшение

углов а { и

при­

водит

к повышению к .п .д ., так

как это

вызывает

уменьшение

скорости

и соответствующее

снижение потери

с выходной

скоростью. Но по указанным ранее причинам

углы сх., прини­

мают в пределах от 14

до 50°. Угол

не

следует допускать

99