Файл: Кононов, Н. И. Газовые турбины. Теория и расчет учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
по надежности работы, экономичности, весам и габаритам. Тогда приходится идти на компромисс и обороты компрессор ной турбины уточнять или изменять в зависимости от харак тера требований, которые желательно удовлетворить при проектировании компрессора.
Учитывая трудности, которые иногда возникают при созда нии компрессоров на заданное число оборотов, число оборо тов турбины может выбираться из условий работы компрессо ра. Если турбина работает на гребной винт, то при выборе числа оборотов турбины учитываются особенности редуктора и его габариты при известной характеристике гребного вин та.
При расчете турбины может потребоваться изменить при нятое число оборотов для получения более благоприятных
данных по |
к .п .д . и габаритам турбины или по соображениям |
||
обеспечения прочности и веса. |
|
|
|
8. |
Величины, характеризующие физические |
свойст |
|
за (газовая постоянная R , теплоемкость Ср) и материалов, |
|||
которые можно использовать для |
изготовления сопловых |
и |
|
рабочих лопаток (плотность |
9л » предел длительной проч |
||
ности б* |
, предел ползучести |
ба/^и т .д .) . |
|
Иногда вместо значения мощности N , передаваемой на вал, для расчета турбины могут быть заданы и другие вели чины, связанные с мощностью, например внутренняя работа и
др.
Отдельно в требованиях к турбине и в исходных данных могут отмечаться габаритные и конструктивные данные тур бины: предельный наружный диаметр, число ступеней и вес турбины и др.
190
§ 2. Обоснование и выбор параметров и характеристик потока и
облопатывания
В основе различных методов теплового расчета газовых турбин лежит совместное решение уравнений энергии, коли чества движения и сплошности с использованием уравнений состояния газа и процесса. С этой точки зрения все методы тепловых расчетов равноценны и нет необходимости подробно рассматривать каждый из них.Ниже излагается метод теплово го расчета с использованием треугольников скоростей, ко торый при достаточной наглядности, точности и простоте позволяет глубже понять и изучить сущность работы турбины.
Указанная выше система уравнений не является замкнутой и поэтому при тепловых расчетах необходимо задаваться це лым рядом параметров и характеристик облопатывания и пото ка, к которым относятся в первую очередь отношение скоро
стей -У - , степень реактивности п , |
углы выхода потока |
|
с* |
и рабочих |
Ji2 лопаток, профи |
газа из каналов сопловых |
ли сопловых и рабочих лопаток и др.
Качество используемых для этой цеди материалов оказы вает существенное влияние на точность и надежность поду
ченных результатов.
Учитывая количество и разностороннее влияние перечислен ных параметров на характеристики турбины, расчет ведется одновременно в нескольких (2-4) вариантах, задаваясь раз
личными значениями и др. Окончательно выбирается такой вариант, при котором наиболее полно удовлетворяются предъявляемые к турбине требования и обеспечивается полу чение необходимых экономических и конструктивных ее харак
теристик.
При выборе параметров и характеристик потока и оодопатывания необходимо учитывать их влияние на экономические
19Г
и конструктивные характеристики турбины, что позволит сократить число вариантов расчета. С этой целью ниже при водятся основные соображения по выбору указанных величин.
Отношение скоростей |
и~степень реактивности р . Отно |
||
шение скоростей |
является важнейшей характеристикой |
||
турбины. Оно, главным образом, определяет |
к .п .д . турбины, |
||
а также влияет на габариты и вес турбины и температуру |
|||
рабочих лопаток. |
Зависимость к .п .д . от — |
и п известна |
|
|
|
Ct |
|
(рис. 40). Выбор |
того или |
иного значения |
обусловлива |
ется, в первую очередь, необходимостью обеспечить задан ные или принятые значения к .п .д . турбины.
Вели требуется обеспечить к .п .д . ступени, равный макси мальному его значению при данной степени реактивности, то выбирается оптимальное отношение скоростей. В большинстве случаев необходимое значение к .п .д . меньше максимально возможного при данной степени реактивности и потому оно может быть обеспечено не при одном, а при всех отношениях
скоростей, лежащих в интервале, например от 0,8
(рис. 72).
В этом случае оптимальное отношение скоростей нахо дится внутри этого диапа зона, а минимальное и максимальное отношения скоростей отличаются от него на 15-20%. С увели чением степени реактивно сти интервал отношений скоростей, при которых обеспечивается необходимое
192
значение к .п .д ., расширяется и перемещается в сторону больших их значений,
С точки зрения обеспечения к .п .д . только одного расчет ного режима можно принимать любое отношение скоростей внутри указанного интервала.
Кроме к .п .д . расчетного режима целесообразный выбор отношения скоростей должен учитывать необходимость обеспе чения желательного изменения к .п .д . на промежуточных ре жимах, возможность снижения веса и габаритов турбины, облегчение условий работы облопатывания (уменьшение темпе ратуры рабочих лопаток) и повышение прочности облопатыва ния. Для этого необходимо учитывать условия и характер работы турбины на расчетном и переменных режимах и рас положение турбин по линии расширения газа.
Известно, что переход с режима работы ГТУ, соответст вующего полной мощности, на режимы менвшей мощности сопро вождается уменьшением теплоперепадов, приходящихся на сту пени турбины. Это изменение обычно начинается с последней по ходу газа ступени турбины. Учитывая условия работы тур
бин на переменных режимах, целесообразно для |
ТВД и ТСД |
|
принимать |
равным оптимальному или меньше |
его, а для |
ТНД меньше |
оптимального. |
|
Повышенные отношения скоростей требуют повышенных окруж ных скоростей, которые можно получить за счет увеличения числа оборотов или диаметра облопатывания, либо за счет одновременного увеличения обоих величин. Увеличение числа оборотов повышает напряжения в рабочих лопатках и затруд няет обеспечение прочности облопатывания и дисков и, в конечном итоге, требует увеличения веса. Увеличение диа метра приводит к росту габаритов и веса. Кроме того, повы шение отношения скоростей приводит к повышению температу ры рабочих лопаток и при прочих равных условиях снижает
запас прочности |
их. С этой точки зрения |
нельзя рекомендо |
вать применение |
учетом |
изложенного рацио- |
193
яально принимать |
II |
, |
при которых обеспечивается |
|
значения |
||||
необходимое значение к .п .д ., |
в |
следующих диапазонах: |
||
а) |
для ТВД |
и ТСД |
|
|
б) |
для ТНД |
|
|
|
Обоснованный выбор степени реактивности на среднем диапазоне должен предполагать, во-первых, получение необ ходимого значения к .п .д . турбины и, во-вторых, обеспече ние. надлежащей прочности облопатывания.
Покажем возможности и пути решения указанных требова ний. Из теории газовых турбин известно, что для обеспече ния высоких значений к .п .д . турбины необходимо:
а) согласованно и взаимосвязанно выбирать степень реактивности и отношение скоростей;
б) обеспечить работу турбины без отрицательной сте пени реактивности у корня рабочих лопаток;
в) иметь рациональное соотношение высот сопловых и рабочих лопаток, т .е . благоприятный профиль проточной части.
Используя зависимости, представленные на рис. 51,можно выбрать значение степени реактивности на среднем диаметре 9т1пи обеспечить нулевую или незначительную положительную степень реактивности у корня лопаток.
Для повышения к .п .д . часто принимают более высокие (по сравнению cpmin) значения степени реактивности, что вполне обоснованно при нулевом радиальном зазоре. Дело в том,что увеличение степени реактивности оказывает двоякое влияние на к .п .д . С одной стороны, увеличение степени реактивно сти несколько повышает окружной к .п .д . в зоне оптимально го отношения скоростей, с другой стороны, при этом проис ходит увеличение потери от радиального зазора, в резуль-
194
гате чего |
внутренний к .п .д . может |
не только не увел; |
ти- |
ваться, но и уменьшаться. Поэтому с точки зрения поз |
е- |
||
ния к .п .д . |
рациональные значения |
степени реактивное:: |
■ |
зависимости от величины радиального зазора ограничиваются значениями от 0,35 до 0,50, где большему зазору соответ ствует меньшее значение степени реактивности. Повышать значение степени реактивности выше указанных пределов для повышения к .п .д . нерационально.
Однако в процессе расчета для улучшения профиля прот ч- ной части иногда приходится изменять ранее принятое зна' е- ние степени реактивности в сторону ее увеличения. Для этих целей допускаются значения степени реактивности до 0,50 и более независимо от величины радиального зазора. Особенно часто это используется в турбинах низкого давле ния, где нет возможности существенно изменять профиль проточной части турбины за счет увеличения угла jb2-
При выборе степени реактивности необходимо учитывать
и зависимость температуры газа перед турбиной от |
Cfc |
и Q |
|
|
при условии поддержания одинакового запаса прочности ра
бочих лопаток |
и ha= const |
(рис. |
73). С учетом |
прочностных |
||||
характеристик |
предпочтительные |
значения |
р |
лежат |
в преде |
|||
лах от 0,15 до |
0,30. На эти |
значения приходится |
ориенти |
|||||
роваться в том случае, когда возникают трудности при |
||||||||
обеспечении прочности лопаток и ресурса турбины. |
|
|||||||
Рекомендуемые значения |
|
и р указаны |
в |
следующей таб |
||||
лице, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Турбина |
|
Я |
|
|
|
|
9 |
|
|
Ct |
|
|
|
|
|
||
твд |
0,45 |
- |
0,60 |
0,15 |
- |
0,40 |
||
тсд |
0,45 |
- |
0,65 |
0,25 |
- |
0,45 |
||
тнд |
0,50 |
- |
0,65 |
0,30 |
- |
0,50 |
195
а |
5 |
Puc.73
Выбор углов с*! и J32. Величина углов и Jb2оказывает значительное влияние на форму и размеры проточной части, пропускную способность турбины, к .п .д . и напряжения в лопатках, и не всегда сразу можно удачно задаться их зна чением. Поэтому полезно задаться двумя-четырьмя значения ми угла о<4 и дальнейший расчет вести одновременно дня
всех принятых значений £*i . Это особенно необходимо делать в том случае, когда предъявляется требование^ максималь ном сокращении габаритов и весов.
Характерными значениями для угла с<.i являются величины л 1 = 14+30°, при которых обеспечивается достаточная эконо мичность ступени. В отдельных случаях для уменьшения га
баритов возможно увеличение угла |
до 35°, |
но к .п .д . при |
этом будет ниже, чем при меньших значениях |
. Практиче |
|
ски для турбины высокого давления целесообразно иметь |
||
<*!= 15+23°, для турбины среднего |
давления |
сц = 20+30°, и |
для турбины низкого давления 04 = 25+35°. Большие значе ния углов характерны для турбин с большим расходом газа. При существенном увеличении средних диаметровтурбин воз можно принятие и меньших значений л* , чем указано выше.
Выбор значения угла |
Jbjтесно |
связан со степенью реак |
|
тивности. При ф я 0,00+0,05 для |
некоторого повышения |
||
к .п .д . при приемлемом профиле проточной части |
значения fy |
||
выбираются равными |
- (3+5°), |
где значение |
угла fii при |
нимается для отношения скоростей расчетного режима.
С увеличением степени реактивности увеличивается ско рость w 2 , а высота рабочей лопатки должна соответственно уменьшаться. Чтобы получить в этом случае необходимую вы соту рабочей лопатки или, как принято говорить, обеспе чить благоприятный профиль проточной части турбины и не сколько повысить к .п .д . потребуется существенное уменьше
ние значения угла jb2no сравнению |
с значением |
угла |
fii . |
Пределом уменьшения значения угла |
fi2 является |
угол |
04 . |
Принимать значение ]32<с<1 нецелесообразно. Поэтому |
при |
197
степени |
реактивности 9 |
= 0,4+0,5 угол |
jig принимается |
|||||
равным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким |
образом, |
значение |
угла Ji2 изменяется в |
пределах |
|||
от J V A |
- (3+5°) |
при |
9 |
= 0,0°+0,05 |
до |
для |
||
9 |
= 0,4+0,5, |
что |
практически соответствует его |
изменению |
||||
от |
a d + |
;10+15°) до cxd . Правильность выбора углов |
||||||
проверяется в процессе расчета и при необходимости их |
||||||||
значения |
могут |
быть откорректированы. |
|
|
Выбор или построение профилей сопловых и рабочих лопа ток. На определенной стадии расчета производится подбор профилей сопловых и рабочих лопаток и геометрических характеристик решеток, составленных из этих профилей. При этом главное внимание уделяется обеспечению работы ступе ни турбины с малыми потерями при условии, что выбранное облопатывание будет удовлетворять также требованиям проч ности и простоты технологии изготовления лопаток.
Недооценка указанных обстоятельств может привести к большим потерям, снижению экономичности турбины и ее на
дежности. |
|
|
|
Параметры решеток, |
образующих проточную часть турбины, |
||
выбирают |
на основании |
опытных данных, которые можно найти |
|
в "Атласе |
рекомендуемых турбинных |
пг зфидей направляющих |
|
аппаратов |
и рабочих колес паровых |
турбин" [л .1 4 ]. В этом |
атласе приводятся геометрические характеристики профилей, геометрические и аэродинамические характеристики решеток этих профилей, -обеспечивающих углы выхода потока газа от
IIдо 40-43°.
Выбор профилей сопловых лопаток производится на той
стадии расчета, когда уже известны угол сх* , степень
реактивности 9 , режим истечения и отношение скоростей
~ |
. При выборе используются зависимости |
f |
(I) |
и |
|
Ct |
|
. По принятому значению угла выхода |
потока |
газа |
|
<*l= f(t) |
|||||
из |
сопел |
o.d и зависимости профильных потерь |
от |
относитель |
196