ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Студенты, которые собирались получить степень ма гистра, должны были изучать еще и философию, точнее, посещать лекции по философии, ибо экзамена не было. Если студент посещал лекции, зачет был ему обеспечен. Неудивительно, что на этих лекциях занимались кто чем хотел, к большому огорчению Лоренца, любившего в де лах порядок и четкость.
Лоренц уже был студентом второго курса, когда в университете появился Герман Хага. Их разделял целый год, но они остались друзьями. На правах старшего Ло ренц помогал Хаге войти в новую для него колею. Чему посвятить себя — физике или математике — вопрос, ко торый их больше всего в то время волновал. Помимо Хаги, у Лоренца было еще несколько друзей. Общался он с ними преимущественно на прогулках, являвшихся, соб ственно, его единственным отдыхом. Но зачастую он и гу лять предпочитал в одиночестве, чтобы поразмыслить над занимавшими его проблемами.
Гендрик Антон, юноша веселый и общительный, не из бегал своих сверстников. Он даже стал членом студенче ской корпорации.'Однажды в большой компании студен тов, с которыми его только что познакомили, он немало всех изумил тем, что тут же стал называть новых товари щей по именам и фамилиям, ни разу не ошибившись. Од нако из студенческой корпорации Лоренц вышел, не про быв в ней и года. Луи де Бройль отмечает: «...ему казалось, что у него не хватает вкуса к работе в коллективе и пре обладает влечение к размышлениям в одиночестве, ко торое, впрочем, сохранилось у него иа всю жизнь» 4. Лоренц же утверждал, что сборища его размагничивают, мешают сосредоточиться. И это была не пустая отговорка. Произошло событие, определившее его судьбу как ученого: он познакомился со статьями Максвелла. Джемс Клерк Максвелл писал .очень трудно. Даже много позже о его сочинениях отзывались как об «интеллектуальных джунг лях, почти непроходимых в своем буйном нетронутом ве ликолепии». Лоренц был одним из немногих, кто стал по нимать Максвелла. Подобрать к нему ключ помог Гельм гольц, опубликовавший несколько статей по тем же
4 Л. де Бройль. Жизнь и труды Гендрика Антона Лоренца (доклад, прочитанный на открытом ежегодном заседании Академии наук 10 декабря 1951 г.).— В кн.: Л. де Бройль. По тропам науки. М., 1962, стр. 14.
19
вопросам, а также статьи Френеля и «Эксперименталь ные исследования» Фарадея. «Тогда еще хватало времени на чтение объемистых трудов»,— иронически замечает Лоренц.
В ноябре 1871 г. он с отличием сдал экзамены на сте пень магистра. Правда, профессор ван Геер, экзаменовав ший его по математике, был несколько разочарован. Но вскоре выяснилось, что он по рассеянности экзаменовал Лоренца на степень доктора! Получал он зачет и у профес сора Кейзера. «Однако,— вспоминал потом Лореиц,— я не очень преуспел в элементарной астрономии и па зачете часто отклонялся от темы. Несмотря на это, Кейзер ободрил меня, тогда еще молодого и робкого студента, о чем я вспоминаю всегда с благодарностью».
Из-за плохого здоровья профессор Кейзер перестал читать теоретическую астрономию. Это обстоятельство, видимо, оказалось главным в решении Лоренца уехать из Лейдена, поскольку к докторским экзаменам можно было готовиться и самостоятельно. В феврале 1872 г. ои поки нул Лейденский университет, чтобы в качестве студента туда уже не возвращаться. То был шаг глубоко продуман ный, свидетельствовавший как о большой самостоятельно сти Лоренца, так и о его дальновидности.
3
Он вернулся в Арнем и стал учителем вечерней школы. , Дело для него не совсем легкое — учить почти что своих ровесников, не проявлявших притом к математике осо бого интереса. Трудпости неопытного педагога усугубля лись врожденной стеснительностью. Однако довольно скоро Гендрик Антон все это преодолел. Его репутация укреплялась, ученики его любили. С особенным удоволь ствием он преподавал в школе Тиммера, где около года заменял больного коллегу. Ученики здесь интересовались математикой больше, а это для Лоренца было главным.
Работа в вечерией школе оставляла много свободного времени. Лоренц этим дорожил и не искал места более выгодного. Ои не только зарабатывал свой хлеб, но и по могал отцу, а поэтому со спокойной совестью отдавал весь досуг науке. Он знал, что ему нужно и знал себя. За дело он взялся без спешки, но и не теряя времени допусту.
20
Гендрик Антон никак не мог свыкнуться с мыслью, что он равноправный коллега своих бывших учителей — Ван Беммелена и Ван-дер-Стадта. Между тем их отношения ста новились все более тесными и дружественными. Старые учителя в меру своих возможностей ему содействовали. Однако у Ван-дер-Стадта, например, не было достаточных знаний, чтобы чем-то реально помочь становлению тако го недюжинного ума, как Лоренц. Правда, ои в течение многих лет возглавлял Общество любителей естественных наук, которое не без пользы для себя посещал Гендрик Антон. Будучи «красноречивым оратором на научно-по пулярные темы по физике», Ван-дер-Стадт, по свидетель ству одного из членов общества, являлся вместе с тем и его душой; без него общество долго не просуществовало бы. Интересно также, что «на этих увлекательных собраниях всегда присутствовал отец Лоренца — веселый, распола гающий к себе человек, который (это случилось позже) вел себя как герой, когда у него ампутировали ногу без применения анестезии».
Ван Беммелен познакомил Гендрика Антона с бывшими своими учениками: Камерлингом-Оннесом и Роозебомом. О роли учителя химии в его судьбе Лоренц впо следствии рассказывал: «... ои часто просил меня остаться после работы и интересовался, чем я занимаюсь. Его вопросы всегда заставали меня врасплох, но в ходе наших бесед Беммелен познакомил меня со своими идеями и исследованиями коллоидного и химического равновесий. Таким образом он пробудил во мне интерес к проблемам физической химии, благодаря чему я вместе с Бакхейсом Роозебомом и Схрейнемакерсом смог более детально изучить теорию фаз» 5.
Было известно, что молодой учитель не только готовит ся стать доктором, но и занимается самостоятельной ис следовательской работой. Ои и других побуждал занимать ся ею, предлагая самые актуальные темы и свою помощь. Однажды некто ван Ройен пригласил членов общества осмотреть модель сконструированной им «машины горя чего воздуха», на которую надеялся получить во Фран ции патент. Лоренц вызвался разработать теорию действия машины. Патента ван Ройен не получил, но разработан-
5 Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 185.
21
ная Лоренцем теория, как рассказывал сам изобретатель, вызвала восхищение экспертов.
У себя дома Гендрик Антон устроил небольшую лабо раторию, оборудовать которую ему помог школьный ла борант Отто Линкер. Земляк Лоренца и старший его то варищ по университету Г. Я. Михаэлис, получивший док торскую степень в 1872 г., а потом до конца жизни учитель ствовавший в Арнеме, вспоминает: «В то время голова Лоренца была полна новыми идеями, относящимися к физике. Он догадывался о существовании неизвестных дотоле физических явлений и стремился раскрыть их суть...
Иногда по воскресеньям мы ходили в лабораторию той школы, где преподавал Ван-дер-Стадт (позже он стал за ведовать этой школой). Мы не спрашивали разрешения, заботясь лишь о том, чтобы после нас все оставалось в должном порядке. Оптические опыты обычно проводились с помощью моего телескопа. В медной крышке, где закреп лялась линза, было просверлено отверстие, пропускаю щее тонкий луч света. Таким способом исследовалось яв ление рефракции. Лоренц был убежден в существовании электромагнитных волн и пытался узнать о них что-либо, изучая разряды лейденской банки. Иногда ему казалось, что он открыл нечто новое, но уже обычно на следующий день он говорил, что то, что он обнаружил, можно объяс нить и с помощью старой теории. В этих опытах он не добился успеха из-за недостаточно, по-видимому, точной аппаратуры» 6.
Таким образом, как далее утверждает Михаэлис, эти юношеские опыты Лоренца предвосхищали гениальные эксперименты Генриха Герца, доказавшего в 1888 г. (через пятнадцать лет после попыток Лоренца) существо вание электромагнитных колебаний, возникающих при электрическом разряде, и таким образом подтвердив шего теорию Максвелла.
Уезжая из Лейдена, Лоренц захватил с собой все ста тьи Максвелла, какие нашлись в библиотеке физической лаборатории. На них там не было спроса— пакеты со стать ями гениального английского физика подчас даже не рас
печатывались. |
Так |
что |
Лоренцу — единственному их |
читателю — все |
это |
было |
отдано с удовольствием. |
• «Воспоминания |
о Лоренце», |
стр. 28. |
22
Теорией Максвелла Лореиц настойчиво занимался
все арнемские годы. При этом он ие только оттачивал свой зреющий ум теоретика и пе только развивал его гиб кость, но, что поистине удивительно, фактически сразу же — без проволочек и прицеливаний — приступил к тому делу, которое в его жизни стало основным.
Иногда из своих скромных средств Гендрик Антон выкраивал несколько гульденов па покупку книг. Осо бенно драгоценными стали для него тома Френеля. Вот как он сам рассказывает об этом: «...когда средства по зволили мне купить книгу по физике, более обширную, чем обычные учебники, я приобрел изданное Эмилем Верде полное собрание сочинений Огюстена Френеля. Когда я прочитал написанное Верде введение, мое восхищение и уважение переплелись с любовью и привязанностью; как велика была радость, которую я испытал, когда смог прочитать самого Френеля...» 7
Так вслед за Максвеллом у Лоренца появился еще один великий учитель — Огюстен Шан Френель.
Это были счастливые для Гендрика Антона годы. Он жил с отцом и мачехой на тихой улице Стен в доме, где прошло его детство. Работа учителя приносила ему боль шое удовлетворение. Ничто не отвлекало его от занятий науками. А если, бывало, Лоренц и сожалел о чем, так только о том, что Гендрик Ян Якоб, его сводный брат, назначенный почтмейстером в Буссум, был не с ними.
4
Ясно представляя, гдё проходит передний край нау ки, молодой Лоренц безошибочно нашел и свое место в ней, выступив как убежденный сторонник электромагнит ной теории Максвелла, к которой до опытов Герца почти все физики относились откровенно скептически.
Гендрику Антону было восемнадцать лет, когда он познакомился со статьями Максвелла, двадцать — когда вышел знаменитый максвелловский «Трактат». Потом Лоренц говорил: «Его «Трактат об электричестве и маг нетизме» произвел на меня, пожалуй, одно из самых силь ных впечатлений в жизни; толкование света как электро
7 Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 172.
23
магнитного явления по своей смелости превзошло все, что я до сих пор знал. Но книга Максвелла была не из легких! Написанная в годы, когда идеи ученого еще не получили окончательной формулировки, она не представ ляла законченного целого и не давала ответа на многие вопросы» 8.*
Уже на закате жизни Лоренц рассказывал академику А. Ф. Иоффе о таком казусе. Столкнувшись впервые с урав нениями Максвелла, он не мог понять их физического смы сла и обратился к парижскому переводчику сочинений Максвелла. Однако тот заявил, что никакого физического смысла эти уравнения не имеют п понять их нельзя; их следует рассматривать как чисто математическую абст ракцию. «Но понемногу электромагнитное поле стало об лекаться для Лоренца в живые образы, стало для него физической реальностью, не нуждавшейся в эластичных трубках Фарадея н максвелловых пружинках. Тогда его внимание направилось к источникам электрического по ля — к зарядам»0.
В первой своей работе — докторской диссертации — Лоренц, опираясь на теорию Максвелла, объяснил яв ления отражения и преломления света на границе двух прозрачных сред. Диссертация так и называлась: «К тео рии отражения и преломления».
Диссертацию Лоренц защищал 11 декабря 1875 г. Его научным руководителем был профессор Рейке. На защите присутствовали и ван Геер, и Бирепс-де-Хааи, и, конечно, друзья соискателя — Камерлинг-Ониес, Роозебом, Хага. Лоренц вспоминал: «Преподаватели универси тета, присутствовавшие на защите моей диссертации, были такими же объективными, как и Рейке». Соискатель побаивался защиты, но она прошла блестяще: он был удостоен высшей похвалы — magna cum laude. Так был завершен его трехлетний подвижнический труд. Диссер тация была напечатана, через два года появился ее со кращенный перевод в немецком журнале. Имя молодого ученого получило известность. Впоследствии Макс Планк, подчеркивая историческое значение диссертации Лорен ца, содействовавшего решению острого для той эпохи вопроса об «упругом или электромагнитном эфире», го
8 Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 175.
8 А. Ф. Иоффе. Встречи с физиками. М., 1962, стр. 57—58.
24
ворил: «В те времена классическая механика Ньютона достигла своего высшего предела завершенности. А так как механика... заняла центральное положение в физике, то, собственно, задачу теории видели в том, чтобы свести все физические процессы к движениям. Что касается оп тики, то... после того как Френель доказал поперечность световых воли, дело состояло в том, чтобы истолковать эти волны как упругие колебания несжимаемого твердого тела — светового эфира. Однако... оставался ряд серьез ных трудностей, прежде всего —невозможность вывести из механики законы преломления и отражения света...
Эту основную трудность Лоренц разъяснил в своей дис сертации, переведя всю проблему на новые рельсы» 10.1
«Двадцатилетний Лореиц, — отмечал Эренфест, — дол жен был исключительно глубоко проникнуть в сущность работ великих предшественников — Френеля, Максвелла и особенно Гельмгольца, чтобы написать свою диссерта цию так, как он это сделал! Для нее характерен прежде всего четкий и вместе с тем осторожный критицизм: если световые волны являлись механическими колебаниями «уп ругого эфира» (в соответствии с идеями Френеля, Нейма на или Коши), то при их отражении, например, от поверх ности стекла, наряду с уже известными явлениями и в дополнение к ним, должны были возникать и специальные явления... Лоренцу удалось показать, что противоречие с опытом совершенно устраняется, как только световые волны начинают рассматриваться как электромагнитные, а не как механические, — в согласии с теорией Максвелла. Волновая теория света, плодотворность которой была столь блестяще продемонстрирована в исследованиях Христиана Гюйгенса (1678), Томаса Юнга (примерно 1800 г.) и Огю стена Френеля (в десятилетие 1815—1825), тем самым была освобождена от подстерегавших ее опасностей» 11.
Вернувшись после защиты диссертации из Лейдена в Арнем, новоиспеченный доктор продолжал обычную тру довую жизнь учителя вечерней школы.
Летом 1876 г. Гендрик Антон вместе с Ван-дер-Стадтом и еще одним их общим другом совершили пеший переход по Швейцарии. Это была первая поездка Лоренца за пре
10М. Планк. Единство физической картины мира. М., «Наука», 1966, стр. 153—154.
11П. Эренфест. Относительность. Кванты. Статистика. М., «Нау ка», 1972, стр. 196—198.
25
делы Голландии. Живописные ландшафты Швейцарии, снеговые вершины ее гор, словно штурмующие небеса, произвели иа молодых голландцев неизгладимое впечат ление — призывали их дерзать п стремиться ввысь.
Во время путешествия |
обсуждался |
важный вопрос: |
|
не переключиться ли Лоренцу всецело на |
математику? |
||
Геидрик Антон всегда ее |
любил, много |
ею |
занимался н |
снискал славу талантливого преподавателя математики. И его, по верным слухам, намеревались пригласить имен но в качестве математика... Так и случилось: Утрехтский университет предложил ему место профессора математи ки. Однако в это же время появилась падежда иа место в Лейденском университете. Геидрик Антон, не приняв предложения Утрехта, подал заявление на должность учителя физики в лейденскую классическую гимназию. Профессора университета обещали ему (если он будет принят в гимназию) рекомендовать его иа должность при ват-доцента в Лейденский университет. Гимназия играла роль как бы предварительной ступеньки, причем —на дежной: в списке претендентов Лоренц был несомненно первой кандидатурой.
Шесть лет, проведенных в родном Арнеме, дали хо рошие плоды. Вместе с тем начальный этап в деятельно сти молодого ученого был завершен. Лоренц понимал это и готов был, покинув арнемское уединение, начать дея тельность более широкую и на уровне более высоком.
В это время, к его удаче, в голландских университетах произошли изменения: в частности, в Лейденском универ ситете кафедра профессора Рейке была разделена иа две: кафедру экспериментальной физики и физики теоретиче ской. Кафедру теоретической физики предложили вхо дившему тогда в славу Яну Дидерику Ван-дер-Ваальсу. Ван-дер-Ваальс был старше Лоренца на пятнадцать лет, физику он изучил самостоятельно, но за работу «О не прерывности газового и жидкого состояния» Лейденский университет в 1873 г. присвоил ему степень доктора. Возможно, Ван-дер-Ваальс принял бы предложение, но одновременно он был приглашен в Амстердам, где ему обеспечивали большую самостоятельность на неразделен ной кафедре. И он на тридцать лет связал свою судьбу с Амстердамским университетом.
Тогда профессором теоретической физики Лейденско го университета был назначен Лоренц.
Ill
Профессор теоретической физики
1
То, что Лейденский университет основал у себя ка федру теоретической физики, свидетельствовало о его про грессивных тенденциях. Ведь в ту пору теоретическая физика «в чистом виде» не признавалась самостоятельной областью, ие было, как таковых, и физиков-теоретиков. Лейденский университет одним из первых в Европе уч редил кафедру теоретической физики, Лоренца же сле дует считать одним из первых в истории науки физиковтеоретиков. Правда, он никогда не был теоретиком «сто процентным» (таким, например, как Макс Планк), однако теоретическая физика в его трудах всегда занимала глав ное место.
Процедура вступления в звание профессора была ос вящена в Лейдене традициями и состояла в следующем. Сначала будущий профессор, облаченный в черную ман тию, произносил вступительную речь-доклад на тему по собственному выбору, однако достаточно популярную, поскольку аудитория собиралась пестрая: совет курато ров (попечителей) университета, его ученый совет, пре подаватели (все тоже в черных мантиях), студенты и боль шое число приглашенных лиц. После доклада, длившего ся примерно час, новый профессор присягал королю и давал обещание почитать и исполнять законы. «И да по может мне в этом всемогущий бог!» — подняв правую руку с разведенными указательным и средним пальцами, тор жественно провозглашал он.
Вступительную речь Лоренц произнес 25 января 1878 г. (этим днем и датируется начало его деятельности в Лей денском университете). Она называлась «Молекулярные
27
теории в физике» и была посвящена подробному анализу роли молекулярной теории в физике — вопросу тогда чрезвычайно актуальному. Эта речь Лоренца, как отме чал Эренфест, «свидетельствовала о том, какое очаровываю щее воздействие оказали на него блестящие исследования Максвелла, Больцмана (1870-е годы) и Ван-дер-Вааль са...»
В Лейден Лоренц переехал в начале 1878 г. К этому времени его школьный друг Герман Хага, защитив док торскую диссертацию полутора годами ранее, уже поки нул университет. Сперва он подвизался в качестве ассис тента в Страсбурге, потом был учителем в Апелдорне и Дельфте (где началась его дружба с Камерлингом-Онне- сом), а в 1886 г. получил профессуру в Гронингенском уни верситете.
Первым курсом лекций, прочитанным Лоренцем в Лей дене, была теория капиллярности по Ваи-дер-Ваальсу. Один из его студентов (а их было всего человек десять) — ван Рейн ван Алкемаде, довольно известный потом фи- зико-химик — тщательно их законспектировал и хранил как большую драгоценность; вследствие досадной ошиб ки они были уничтожены после его смерти — как раз когда их намеревались опубликовать...
Гертруда Луберта, дочь Лоренца, пишет: «Доктор ван Рейн ван Алкемаде рассказывал мне, что отец, которо му тогда было двадцать пять лет, обладал своеобразным даром, несмотря на всю свою доброту и простоту, сохра нять определенную дистанцию между собой и своими студентами, нисколько не стремясь к тому и сам того не замечая».
Перед занятиями молодой профессор имел обыкнове ние беседовать со студентами, стоя возле натопленной ка фельной печи. Он беззлобно подшучивал над ними, сту денты отвечали в том же духе. Наконец, вынув из жилет ного кармана часы, Гендрик Антон произносил: «Ну, господа, не пора ли нам начинать?» — и сразу становился из товарища преподавателем. После лекции он опять присоединялся к студентам и, непринужденно беседуя, направлялся на Туфмаркте, где над лавкой табачных из делий находилась его квартира. Он не возражал, если кто-либо из студентов запросто, но безусловно по делу являлся к нему домой. В таких случаях разговор мог кончиться даже за бутылкой вина.
28