ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
зовался таблицей логарифмов, которую приобрел на собст венные карманные деньги у торговца книгами на базар ной площади. Он очень берег эту маленького формата книжечку, а теперь она как дорогая реликвия хранится его потомками.
4
Школу Тиммера Лоренц окончил в 1866 г., тринадцати лет. В Арнеме как раз открывалась первая так называе мая «высшая гражданская школа», соответствующая при мерно гимназии. Во время вступительных экзаменов Гендрик познакомился с Германом Хагой, который был годом старше его. Их дружба, начавшаяся в те дни, длилась более шестидесяти лет. Хага потом стал тоже известным физиком. Мальчики, успешно сдавшие экзамены, были приняты в третий класс. Поскольку такие школы были внове — «пробные», то и учеников в них набиралось не много. Класс Лоренца состоял всего из трех человек: кро ме них с Хагой был еще де Йонг. Им предстояло учиться вместе четыре года.
В школе было несколько хороших учителей. Впослед ствии Лоренц вспоминал: «Мой преподаватель в Высшей гражданской школе X. Ван-дер-Стадт был энтузиастом своего дела, и благодаря ему мы довольно рано и, вероят но, в большей степени, чем это возможно теперь, позна комились с популярными лекциями Гельмгольца, работа ми Тиндаля «Теплота, рассматриваемая как вид движения»
иБоша «Сохранение энергии гальванического потока» ®. Ван-дер-Стадт написал несколько хороших учебников
по физике («для промежуточного образования»), которые, е дополнениями, переиздавались в Голландии более по лувека.
Химию преподавал заведующий школой Якоб Мартин ван Беммелен, ставший потом известным ученым, тоже большой энтузиаст педагогического дела. В Арнем он переехал из Гронингена, где в числе его учеников были Гейке Камерлинг-Оннес и Бакхейс Роозебом; первый по том прославился как физик, второй стал известным фи- зико-химиком. «У Беммелена,— говорил Лоренц,— мы научились многому и под его руководством я провел мое6
6 Лоренц. Старые и новые проблемы фнзнки, стр. 175.
11
первое исследование. Оно состояло в следующем: с при вязанным к длинной рейке анемометром я должен был как можно быстрее обежать вокруг концертного зала и за тем, насколько позволяли мои тогдашние математические познания, вывести формулу зависимости между показа ниями измерительного прибора и скоростью моего бега» 7.
В жизни Гендрика Антона наступила счастливая по ра: начиналось служение науке, которой он отдал себя сполна. Его интерес к школьным предметам возрастал, Все давалось ему легко и как бы само собой. Развилась столь характерная для него спокойная уверенность в соб ственных силах. Голова его постоянно была занята раз мышлениями о науках. Если он получал задание по хо зяйству (например, сходить в магазин), то чувство ответ ственности, всегда ему свойственное, и боязнь сделать что-то не так заставляли его твердить по дороге список покупок, как стихотворение.
Когда позволяли тема и переменчивая голландская погода, уроки проводились на лоне природы — в одном из живописных уголков, которыми богаты окрестности Арнема. «Хаге, должно быть, хорошо запомнились,— говорит Лоренц,— наши оживленные дискуссии во время прогулок по арнемским рощам, совместные и зачастую чересчур дерзкие опыты и тот день, когда мы, к нашему полному удовлетворению, выяснили, что^же, собственно, представляет собой электричество».
Друзья, кроме того, интересовались историей, много читали. Гендрик, увлекавшийся историей Реформации, прочел «Историю Англии» Маколея, «Историю подъема Голландской республики» Мотли, «Герои и героическое в истории» Карлейля... Он был большим поклонником английских писателей — Вальтера Скотта, Теккерея и особенно Диккенса, любовь к которому разделял со своим отцом, знавшим Диккенса назубок. Из французов он чи тал Вольтера и Эркмана-Шатриана; из немцев, помимо Гёте и Шиллера,— Фрица Рёйтера и Феликса Дана. У. Рёйтера Лоренца интересовали повести из цикла «Старые истории», а Дан к тому времени написал несколько ис торических романов и выпустил первые тома своего мно готомного сочинения «Короли германцев». Таким образом,
7 Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 184—185.
12
юного Гендрика влекли прежде всего книги историче ские.
Гертруда Луберта, дочь ученого, сообщает такое се мейное предание. Дед Лоренца по возвращении из церкви имел обыкновение дословно записывать (благодаря вели колепной памяти) услышанную проповедь. Потом эти записи помогали ему изобличать пастыря, когда тот подда вался искушению повторить одну из старых проповедей. Не жаловался на память и Геррит Фредерик, отец Лорен ца, однако считается, что свою исключительную память Гендрик унаследовал именно от деда. Для Гендрика не составляло особой сложности, помимо всех школьных дел, изучать еще и несколько иностранных языков: сна чала это были английский, французский и немецкий. Перед поступлением в университет к ним прибавились греческий и латынь. Их он изучал самостоятельно и в те чение всего лишь восьми месяцев; причем латынь он ус воил настолько прочно, что даже в старости легко пи сал на ней стихи. Учитель английского языка, восхи щавшийся лингвистическими способностями Гендрика, подметил, однако, что его обороты речи сильно отдают Диккенсом.
Чтобы упражняться в языках, Лоренц стал посещать французские и немецкие церкви, где слушал проповед ников. Что же касается его религиозных убеждений, то Гертруда Луберта, особа весьма религиозная, не без со жаления констатирует, что «он лишен был веры в божью благодать... Вера в высшую ценность разума... заменяла ему религиозные убеждения. А высшей целью жиз ни для него было прежде всего правильное применение разума — если можно, то в творческой работе... И стрем ление давать другим свободно развивать свой интеллект» 8. Она даже пытается подыскать этому объяснение: «Орто доксально-протестантские круги, в которых воспитывался и рос мой отец, вселили в него дух умственной независи мости». У Лоренца, продолжает она, никогда не было склон ности к мистицизму; кроме того, он просто стеснялся го ворить, а тем более публично, о своих религиозных убеж дениях, как и о своих душевных переживаниях вообще. В этом смысле его, человека очень общительного, можно
8 «Воспоминания о Лоренце», стр. 82 и след.
ІЗ
считать скрытным и замкнутым, что отчасти для голланд цев типично.
Даже дочери своей о себе и о своей жизни он рассказы вал не так уж много; это она отмечает неоднократно. «Вы, вероятно, спросите, почему я ничего не говорю об изучении моим отцом математики и физики в школьные годы? Увы, я ничего не могу сказать об этом!» Лоренц всегда отличался по этим предметам, как, впрочем, и по остальным. Но как и когда случилось, что он решительно превзошел всех своих сверстников? Гертруда Луберта продолжает: «Он развил свое великое дарование в области физики без известных нам контактов с другими». Однако это замечание следует отнести к более позднему времени, а не к школьным годам, когда Лоренц впервые почувство вал, что его призвание именно в физике. И решающую роль здесь сыграли уроки Ван-дер-Стадта, о чем Лоренц рассказывает сам. «Какой предмет наиболее интересен? Вот вопрос, который вызывал во мне мучительные сомне ния. Но он определенно решился в пользу физики, когда мы, поступив в Высшую гражданскую школу, получили возможность наслаждаться превосходными лекциями Ван-дер-Стадта. Только что защитивший докторскую дис сертацию в Лейденском университете, Ван-дер-Стадт за разил нас энтузиазмом, которым сам он прежде всего был обязан Кейзеру» 98. В другом месте Лоренц свидетель ствует еще более определенно: «Это Ван-дер-Стадт привил мне любовь к физике» 10.
8 Г. А. Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 184. 10 «Воспоминания о Лоренце», стр. 29.
II
Лейденский университет. Первые шаги в науке
1
Сохранилась фотография, на которой Лоренц снят со своими друзьями — Хагой и де Йонгом. Они очень раз ные, но вместе с тем чем-то похожи друг на друга. Печать задумчивости лежит на их лицах. Кажется, фотограф за печатлел их в такую минуту, когда они беседовали о чем-то, для себя необыкновенно важном. Под фотографией нет даты, но, наверное, она сделана в последний школь ный год. Друзьям вскоре предстояло расстаться. А то, что де Йонг стоит по другую сторону ограды,— даже не сколько символично: он решил сделаться чиновником ко лониального правительства на Яве.
И сам Лоренц, и его друзья были озабочены не только собственным будущим, но и будущим своей родины.
Между Фрисландией и Шельдой Лежит пиратская странаі —
так Мультатули заклеймил свою родную Голландию. Друзья, конечно, знали его роман. Нет оснований пола гать, что де Йонг избрал бы для себя путь Макса Хавелаара и Мультатули, но он, наверное, стал бы чиновником честным и справедливым. Порукой тому — его дружба с Лоренцем и Хагой, которые всегда оставались кристаль но честными. Но жизнь де Йонга оборвалась в самом начале карьеры...
Лоренц в 1870 г. поступил в Лейденский университет.
Хага поступал вместе с ним, но не выдержал |
экзамена, |
||
и ему пришлось через год сдавать снова. |
городов |
||
Лейден — один |
из |
старинных голландских |
|
(упоминается с IX |
в.). |
Он расположен на северном рукаве |
дельты Рейна, делящем его на несколько островов, ки-
15
Г. Хага, де Йонг и Г. А . Лоренц
лометрах в десяти от моря, а его название означает «со единение каналов». В нем много воды, миого мостов; ули цы расположены вокруг невысокого замкового холма кон центрическими кольцами.
В 1574 г., во время Нидерландской буржуазной рево люции Лейден, в ту пору центр цехового сукноделия и про изводства шерстяных изделий, был в течение почти четы рех с половиной месяцев осаждеи войсками герцога Аль бы. Голод не сломил лейденцев. Открыв шлюзы плотины и затопив окрестные города и деревни, они вынудили испан цев отступить. В награду за героизм Вильгельм Оранский предложил Лейдену выбор: либо освобождение на длитель ный срок от налогов, либо университет. Лейденцы выбра ли университет, который и был открыт в 1575 г. В XVII в. были основаны еще три университета: в 1614 г. — Гронин генский, в 1632 г.— Амстердамский и в 1636 г.— Утрехт ский. Но главным всегда оставался Лейденский. «Универ ситет этот,— писал Реклю,— скоро стал одним из самых знаменитых в Европе. Во времена, когда здесь читали свои
16
курсы Юстус Лапсиус, Скалигер, Стевин, Гуго Гроций, Фоссиус, Гейнсиус и Бургаве, в нем насчитывалось до двух тысяч студентов, собиравшихся сюда со всех кон дов Европы. В настоящее время Лейденский университет, пришедший в некоторый упадок, является все-таки пер вым университетом Голландии по числу своих слу шателей Г В его библиотеке хранится более 15 тысяч рукописей, из которых многие — очень редкие. Другие драгоценные коллекции делают из Лейденского универ ситета одно из наиболее интересных учреждений Голлан дии, однако рутина сильно уменьшила научное значение этого учреждения; еще не так давно некоторые курсы в Лейденском университете читались на латинском языке» 2.
Кроме только что названных профессоров Гуго Гроция и Бургаве, в Лейденском университете учился Христиан Гюйгенс. С университетом был связан Рене Декарт, жив ший одно время и в Лейдене, и в замке Эмгегест, под Лей деном. В июне 1630 г. Декарт собственноручно внес свое имя в списки студентов Лейденского университета.
2
Весть о необыкновенных способностях Лоренца до стигла Лейденского университета еще до того, как он там появился. Школьный учитель Гендрика, Ван-дер-Стадт, учился у профессора Кейзера. Он-то и сообщил профес сору о своем одаренном ученике, собиравшемся изучать в Лейдене физику и математику.
Астроном Фредерик Кейзер своими наблюдениями ко мет и двойных звезд был известен далеко за пределами Голландии. Старая обсерватория помещалась на крыше университетского здания и была весьма скудно оснащена инструментами. В 1858 г. после больших хлопот Кейзер добился ассигнований для новой обсерватории. Ее по строили на юго-западной окраине города, в громадном ботаническом саду университета. Яркий и самобытный человек, блестящий лектор, Кейзер сумел разжечь эн тузиазм молодежи до такой степени, что студенческая
1В 1882 г. в Лейденском университете числилось 47 профессоров и 520 студентов. В 90-х годах число студентов достигло 900 человек. Население Лейдена составляло 60 тысяч.
3 Э. Реклю. Голландия и Дания. М., 1910, стр. 46.
17
корпорация приняла деятельное участие в создании уни верситетской обсерватории, основателем которой в ее современном виде профессор Кейзер и считается.
Специально заниматься астрономией не входило в пла ны Лоренца, однако, говоря его словами, он «больше всего мечтал попасть к Кейзеру». Поэтому он и стал посещать лекции знаменитого астронома. Однажды тот пригласил его к себе домой. Это посещение обернулось для стесни тельного юноши своеобразным испытанием. Профессор был простужен и встретил его словами: «Лоренц, возь мите-ка сегодня на себя труд вести беседу, поскольку я вынужден щадить свой голос». Покидая в тот вечер го степриимный профессорский дом, Геидрик Антон чувст вовал такую усталость, как после тяжелой работы.
Интересно, что, познакомившись с Лоренцем, профес сор Кейзер возобновил чтение курса теоретической аст рономии, который прекратил было читать, так как, не за мечая у студентов живого к ней интереса, считал это «из лишним делом».
Кроме лекций Кейзера, Лоренц с высокой похвалой отзывался о лекциях Рейке и ван Геера. Питер Леонард Рейке, получивший известность работами по индукцион ным токам, был тогда в Лейдене единственным профессо ром физики. Лоренц о нем потом говорил: «...профессор Рейке, казавшийся студентам неприступным, имел, од нако, доброе сердце, в чем впоследствии я мог вполне убе диться. Нас, студентов, больше всего восхищала его скру пулезность. Рейке, который постоянно стремился разви вать у студентов практические навыки, не мог допустить, чтобы какой-либо из его демонстрационных опытов не удался. Поэтому он всегда подготавливал их с особой тща тельностью и неиссякаемым терпением. Позднее, когда я читал те же самые лекции, часто случалось, что мой ассистент — в прошлом он помогал Рейке — говорил: «Профессор, это должно быть так». Я считал за лучшее придерживаться указаний Рейке и не вводить никаких новшеств» 3.
Питер ван Геер читал курс аналитической геометрии. «Ван Геер,— вспоминал Лоренц,— в своих увлекатель ных лекциях давал нам почувствовать поэзию матема тики».
8 Лоренц. Старые и новые проблемы физики, стр. 183.
18