Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
Рко |
Рис. 3.4 |
Нужно еще раз подчеркнуть, что многозначность характерис тики, возникающая при таком ее построении, не имеет ничего общего с многозначностью нормальных характеристик высоко напорных компрессоров. В последнем случае наблюдаются всег да гистерезисные явления и помпаж должен возникать.
3.6. ФАЗОВАЯ ПЛОСКОСТЬ СИСТЕМЫ
На рис. 3.5 показано построение фазовой диаграммы для случая дросселя на входе. Равновесный режим определяется точ кой пересечения характеристик компрессора и дросселя.
Рассмотрим, как будет перемещаться на фазовой плоскости изображающая точка.
Пусть изображающая точка М\ находится в секторе I. Здесь
Pi — F! (Q2) |
положительно, поэтому С?2 > |
0 и Q2 — возрастает. |
|||||||
Далее Qi — Q2 < |
0, следовательно, р\ < 0 и р\ убывает. Поэтому |
||||||||
изображающая |
точка движется справа |
вниз |
налево. |
В сек |
|||||
|
|
торе II, |
как |
легко |
видеть, |
||||
|
|
Q2 и pi |
убывают, |
а следо |
|||||
|
|
вательно, |
изображающая |
||||||
|
|
точка движется справа вниз |
|||||||
|
|
налево. |
|
|
|
|
|
' |
|
|
|
В секторе III |
эта точка |
||||||
|
|
перемещается справа |
вверх |
||||||
|
|
налево, |
а в |
секторе |
IV |
— |
|||
|
|
слева вверх направо. Таким |
|||||||
|
|
образом, |
|
изображающая |
|||||
|
|
точка движется |
по часовой |
||||||
|
|
стрелке, т. е.. в сторону, об |
|||||||
|
|
ратную |
по |
сравнению |
со |
||||
Рис. 3.5 |
|
случаем |
дросселя на выходе. |
98
Легко заметить, что приведенный способ построения фазовых траекторий можно получить из построения для случая дросселя, расположенного на выходе, путем некоторых преобразований. Нужно уменьшить в я раз ординаты характеристик компрессора и сети, отложенные от прямой р = р0, и отложить их вниз от этой прямой. Следовательно, восходящим (нисходящим) участкам на нормальной характеристике компрессора соответствуют нисхо дящие (восходящие) участки характеристики при наличии дрос селя на входе. Однако характер устойчивости может существен но изменяться. Казалось бы, что поскольку в соответствующих точках наклоны касательных к характеристикам в рассматривае мом случае меньше наклонов касательных к нормальным харак теристикам, область устойчивости должна быть больше при установке дросселя на входе. Однако при этом необходимо учи тывать и изменение величин La и Са.
3.7. ВЫВОД УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОСТИ
Пусть Qj , р j — координаты точки пересечения характерис
тик компрессора и сети. Перенесем начало координат |
в точку |
|||
(q ; , p D • |
pi |
= р [ |
+ у. Тогда в новых коорди |
|
Положим Q2 = Q2 + х, |
||||
натах х и у, в предположении La = |
const и Са = const, получим |
|||
dx |
|
|
|
|
dt |
|
|
|
|
dy |
|
|
|
|
dt |
|
|
|
|
где |
|
|
|
|
P l = — |
MPl) = Qz- |
|
||
n(Q2) |
|
|
|
|
Производные F [ , F\ , |
..., ф', ф", ... взяты для значений QJ, |
|||
р\ . Уравнения 1-го приближения будут |
|
|||
dx |
■ ^ - ( — F' i X + уУ, |
|
||
dt |
|
|||
|
|
|
|
|
dy |
-5-(— x + ф'y). |
|
||
dt |
|
|||
Ca |
|
|
|
|
Условие динамической |
устойчивости — (a + d) > 0 |
примет |
||
вид |
|
|
|
|
F [ > ^ ~ , |
(3.32) |
где
7* |
99 |
Учитывая, что k\ < 0, можно условие (3.32) записать в виде
F, > |
(3.33) |
U|Ca |
Условие статической устойчивости примет вид
F i > - k l. |
(3.34) |
Здесь ki < 0, a F[ может принимать и отрицательные и по
ложительные значения.
Рассмотрим вначале случай F' < 0; тогда неравенство (3.34) запишется в виде
^ -” / 1■ + 1 > 0 или |F[ |< |kx|.
—I«i I
Если же F > 0, то
~I + 1 > 0 или - ^ - Н > 0 .
-|*.1 |*.1
Последнее неравенство выполняется всегда.
Следовательно, условие статической устойчивости полностью эквивалентно таковому для случая дросселя в нагнетательном трубопроводе.
Рассмотрим более подробно условия динамической устойчи вости (3.32).
Найдем
Но роп' = |
F', и тогда |
/ |
|
F' |
|
|
|
||
F\ — -------- . На участке, где возможно |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Я 2 |
< 0 . |
|
|
самовозбуждение, F' > 0 и поэтому F\ |
|
|
|||||||
Если одновременно изменить знаки F[ |
и k[ = — |
, то усло- |
|||||||
вие устойчивости примет вид |
|
|
|
+1 |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
F [< |
^*al |
|
|
|
|
|
|
|
|
^l^al |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где индексом |
1 |
обозначены |
величины |
для |
случая |
установки |
|||
дросселя на входе. Здесь |
|
|
|
|
|
|
|||
|
, |
Г |
0,5/, |
, |
/* |
1 _ . |
„ |
0 , 5 / , s , |
|
|
Lai = |
----------1-------- Pit Ц |
|
Pici |
|
||||
|
|
L «I |
|
SjJl |
J |
|
|
Рассмотрим случай адиабатического процесса в системе.
100
Для сравнения областей устойчивости при обоих вариантах установки дросселя одновременно будем учитывать условия ус тойчивости, когда дроссель установлен на выходе,
F'< А .
АСа
и когда он установлен на входе,
Abi .
л Ч AiCai
здесь
La = Po [ А + А М ; Са = ^ ^ ~ .
L s, S2 J р«С*
При адиабатическом процессе связь между параметрами да ется выражениями
|
4 |
|
( ^ r ' T- e p | - 4 y ) Vi |
||||
— |
= ( — ) 1 , T . e . |
Рк = Ро(— |
) 7 “ РоЯ~; |
||||
Ро |
V Ро |
/ |
|
t - i |
\ Ро |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
Y - I |
|
|
|
_ |
/ |
Рк |
> |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
\ |
Po |
) T , T . e. Т’к = Г 0Я V ; |
||
|
|
|
> |
|
i - v |
||
|
А |
|
|
|
v - i |
|
|
|
= |
( — |
) V , T . e. Г , = Г „ я V . |
||||
|
т 0 |
I |
|
|
|||
|
|
\ |
Po |
|
|
||
|
|
- |
|
|
|||
Отсюда имеем |
|
|
|
|
i —У |
|
|
|
|
|
d |
|
v—I |
|
|
|
|
|
= с\п у ; |
с\ = СрЯ v |
• |
Определим теперь величины к\ и к. Для случая малых я при ближенно имеем:
при дросселе на выходе
Рб Ро ~ ®дрРоСо»
при дросселе на входе
Ро— P i= s wp,Qi.
где 5др— эквивалентная площадь проходного сечения дросселя;
Qi — Qo — Q-
Следовательно,
* = - ^ г = 2s*PPoQ; dQ
Q,
dQ
101