Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
откуда |
|
l*i |
Pi = Я V; I * ,!----- |
|
Ро |
Связь между F' и |
мы уже установили: |
1*1 = ^ .
Подставляя в выражение (3.33) значения отдельных членов, получаем:
для случая дросселя на выходе
|
|
|
|
|
Г |
/,я |
|
0,5/2 |
|
||
|
|
|
On |
h* |
' |
------ |
|
||||
|
и |
|
I • |
--- |
Рксо |
||||||
F '< |
|
Ро |
L |
|
s. |
+ - s2 |
|||||
kCa |
|
|
|
|
|
|
kO 15/2^2 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ft Г / l i t |
r |
|
|
0 , 5 /2 1 |
9 |
|
||||
|
p° b |
|
|
+~ irJ c°" |
|
||||||
|
|
|
|
k0,5l2s2 |
|
|
|
||||
для случая дросселя на входе |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
F' |
|
^ |
ЬщХ |
|
|
||
|
|
|
|
я2 |
|
|
k\Ca1 |
|
|
||
или |
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ро |
0,5/. |
|
+ |
h |
|
2 |
|
|||
|
|
|
с |
|
$2^ |
Росо |
|
||||
|
|
L Tisi |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
б.О.б/.в.я |
|
|
|
||||
Образуем отношение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
А/_ |
|
0,5/. |
+ |
h |
I |
l 2S2 |
|
|||
|
|
|
s. |
|
|
ЬП |
J |
|
N\ |
||
|
А |
|
/.я |
|
|
0,5/2 |
I |
/fS, |
|||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
s, |
|
|
|
s2 |
J |
|
|
тогда A' = AN.
Если дробь N в правой части больше единицы, то система с дросселем на входе будет устойчивее системы с дросселем на выходе; если N < 1, то менее устойчивой. Легко видеть, что всег да можно указать такие значения /. и 12, при которых система с дросселем на входе будет устойчивее, чем с дросселем на вы ходе. В частности, всегда можно указать такое, достаточно боль шое 12/1и чтобы обеспечить (при данном я) большую устойчи вость системы с дросселем на входе. С другой стороны, при достаточно малом l2/h система с дросселем на входе будет ме нее устойчивой, чем система с дросселем на выходе.
Если задано N > 1 при данном я = я., то, увеличивая я, мож но сделать N < 1, т. е. с увеличением степени сжатия при дан
102
ных геометрических размерах системы, систему, более устойчи вую при дросселе на входе, чем на выходе, можно сделать менее устойчивой.
3.8. УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ВОЗДУШНОГО ОБЪЕМА НЕ В КОНЦАХ ТРУБОПРОВОДА
Рассмотрим случай, когда емкость объемом V расположена в середине нагнетательного трубопровода.
Обозначим через ро, Р" , Рк >Рв и Р д — абсолютные давле ния на входе в трубопровод, перед и за компрессором, в емкости и перед дросселем. Длины и сечения участков трубопроводов — соответственно 1и /2, /з, Sj, s2, s3. Объемные расходы через на гнетатель и выходной дроссель — QK и Qa. ' Эти расходы, отне сенные к давлению ро, будем обозначать через Qо и Qaо- Тогда уравнения для каждого из участков воздушного тракта будут:
^alQo=-Po— Рй
Pk= PM Q0);
Рб ~ Р к L a2Q.K, С аРб = Qk Qx>
^а<2д = Рб— Рд, Рд— РО = ф(Одо)-
Если учесть уравнения неразрывности
PoQo= PkQk'i PoQAo= PkQa>
то, имея в виду, что
|
^ о Р о |
. |
г ' |
|
^ г Р к |
. |
|
|
|
J |
Ь |
а 2 |
= |
|
, |
|
« 1 |
|
|
|
|
S t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ з Р к |
. |
С |
' |
- |
v |
|
A - * a d |
т |
9 |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
|
S 3 |
|
|
|
Р |
к с к |
|
|
|
|
|
|
|
получаем систему трех нелинейных дифференциальных уравне ний 1-го порядка:
^•aQo = F(Qo) Рб' CzPq—Qo |
Qfloi |
^asQuo = Рб ф(Фдо)> |
|
где |
|
|
|
|
= Ро (' ± |
+ |
1 |
|
\ s2 |
«1 |
|
- а З ■ |
^зРо . с |
— |
V |
9 |
|
|
|
|
SZ |
Роск |
Пусть Q о , о *0, р *— значения, соответствующие стационар ному режиму и определяемые из условий
F{Q0) — рб = 0; Q0— (2ДО= 0; рб— ф1(РдО) = 0-
103
Положим,
Qo = Qo+x', Рб — рб + у, Qao — Qflo + z.
Тогда получаем, в линейном приближении, систему трех уравнений 1 -го порядка:
Lax = F’x — y,
Cty = x — z\
La%z = у — kz,
где |
k — |
.. |
dQ*о
Характеристическое уравнение этой системы будет
LaLa3Cav3 + Ca(Lak— La3F')v2 + {La + La3— CaF'k)v + (k— F') = 0.
Условия устойчивости Гурвица для данной системы будут иметь вид
р , ^ |
Lak |
F '< |
H“ Z/aa . |
" |
; |
kCa ’ |
|
La3 |
|
||
р/ / |
La3 |
, kLa \ . |
4 |
V |
|
La3 ) ' |
La3Ca |
Система будет устойчивой, если выполняются одновременно все эти неравенства. Она отличается от рассмотренных ранее наличием трубопровода между емкостью и выходным дросселем. Нетрудно видеть, что добавление этого трубопровода уменьшает устойчивость при больших La3 и увеличивает ее при малых La3.
3.9. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМАХ ПРИ НАЛИЧИИ ГИСТЕРЕЗИСНЫХ И РАЗРЫВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОМПРЕССОРА
Опыт показывает, что в высоконапорных компрессорах ха рактеристики часто бывают разрывными и неоднозначными на некоторых участках. На рис. 3.6 приведен пример такой характеристики, представленной уча стками FB и СЕ. Здесь в полосе,
|
|
в |
ограниченной вертикалями, про |
||||
C |
|
ходящими через точки С я В, ха |
|||||
|
|
||||||
|
|
|
рактеристика двузначна. |
При |
|||
|
в |
|
этом, если |
режим |
изменяется, |
||
F |
|
начиная с |
малых |
расходов, то |
|||
Af |
|
||||||
|
|
при возрастании расхода |
давле |
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
ние вначале меняется в соответ |
||||
Qi Q'i |
0„ |
ствии с участком АВ\ при даль |
|||||
нейшем возрастании расхода про |
|||||||
|
|
|
|||||
Рис. 3.6 |
|
|
исходит разрыв непрерывности и |
104
давление описывается участком ED характеристики. Если теперь начать уменьшать расход от значений, больших Q" , то давление
будет меняться по закону, определяемому ветвью CD вплоть до достижения расхода Q ^ . Затем происходит переброс давления
в точку F, и в дальнейшем оно изменяется по кривой FA.
Таким образом, при очень медленном колебательном измене нии расхода, охватывающем интервал Q ' — Q " , точка, харак
теризующая состояние системы, будет описывать петлю гистере зиса FBEC.
Если характеристика сети имеет две точки пересечения с ха рактеристикой компрессора (на рис. 3.6 точки Ау и Л2), то обе эти точки могут соответствовать устойчивым состояниям равно весия. При этом будет поддерживаться тот расход, который оп ределяется предысторией явления. Если непосредственно предшествовавшими точками пересечения были точки, принадле жащие участку ED, то будет поддерживаться расход, соответст вующий точке А2; если же предшествовавшие точки пересечения лежали на участке AF, то будет поддерживаться расход, соот ветствующий точке А у. Для того чтобы с ветви CD перейти на ветвь АВ, необходимо обязательно предварительно уменьшить расход до величины, меньшей Q ^. А чтобы перейти на ветвь CD
с ветви АВ, необходимо предварительно увеличить расход до значения, превышающего Qк •
Наличие подобного типа характеристик можно объяснить существенными перестройками структуры потока при прохожде нии точки В, если режим соответствовал точкам участка АВ, и при прохождении точки С, если режим соответствовал точкам участка CD.
В работе [1], например, появление многозначных характерис тик компрессора, когда одному значению объемного расхода соответствует несколько значений давления за компрессором, объясняется следующим образом: предполагается, что происхо дит перестройка потока, вызванная тем, что ударные волны вбли зи передних кромок лопаток либо уменьшаются, либо сохраня ются неизменными, позволяя относительному потоку воздуха течь с меньшими или большими потерями.
Не будем останавливаться на, по нашему мнению, ошибочном предположении, что сам помпаж вызывается ударной волной. Перейдем к вопросу об исследовании движений в подобных сис темах.
Очевидно, что использование обычной фазовой плоскости в этом случае невозможно, так как в пределах вертикальной поло сы, ограниченной абсциссами QK' и Q" , нарушается свойство
однозначности.
Такие системы относятся к введенному нами [19] классу дина мических систем, движения в которых могут быть описаны под становками дифференциальных уравнений. Они были названы
105
нами многократными динамическими системами. Этот класс сис тем очень распространен. К нему относятся все типы часов и спусковых регуляторов, типы систем автоматического регулиро вания, в которых имеются элементы с гистерезисными свойства ми, а также другие системы, описываемые дифференциальными уравнениями с неоднозначными правыми частями.
Рассмотрим общий случай. Пусть дано уравнение
x = f(x,x), |
(3.35) |
в котором f(x, х) = fi = (х, х) в области Gt(x, х), (i = 1, 2, ..., т),
причем ни одна из областей G,- не заполняет всей плоскости х, х и каждая из них перекрывается не менее, чем одной из осталь ных областей.
Уравнение (3.35) можно записать в виде совокупности урав нений
x = fi(x, х), i= 1, 2 ,..., т. |
(3.36) |
Пусть функции fi в областях G,- непрерывны и удовлетворяют
условиям Липшица по х и х. Будем считать, что по меньшей ме ре для одной из функций fi вид ее или область определения от личны от таковых для других функций fi.
Рассмотрим теперь динамическую систему, движения в кото рой поочередно описываются уравнениями (3.36). Пусть в на чальный момент движение описывается t-м уравнением, причем
для подобласти Q,- начальных значений Хоь Х о через некоторый
промежуток времени, зависящий от х0,-, х0,-, точка (х, х) выходит из области G, (через участок границы этой области, являющийся дугой без контакта семейства траекторий t-го уравнения), и пусть дальнейшее движение требует для своего описания k-ro урав
нения. Далее, для области Q„ начальных значений хок, х01( через
некоторый-промежуток времени, зависящий от хок, хок движение начинает описываться р-м из уравнений (3.36), затем ^-м и т. д.
Характер движений в данной динамической системе опреде ляется, с одной стороны, видом и областями существования функций fi, а с другой — порядком замены уравнений совокуп ности (3.36). Не рассматривая общего случая, ограничимся предположением, что замена дифференциальных уравнений ди намической системы при всех начальных значениях циклическая
и определяется циклической подстановкой |
т |
функций f i : Т = |
||
= |
(/ рг , / 32, .... fpm), где р — числа |
последовательности 1, 2, ..., |
||
т. |
Системы подобного типа будут |
называться |
многократными |
|
динамическими системами кратности т. |
|
многократных |
||
|
Рассмотрим вопрос о фазовом пространстве |
|||
систем. Адэкватное фазовое пространство, |
дающее взаимно-од |
нозначное соответствие между точками фазового пространства
106