Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ристики,

где

дН

Ои

дЦНО)

 

< 0 , И,

дНСа

dQ

dQ2

 

 

 

 

 

’ дСа

обеспечивает абсолютную устойчивость

 

потока.

 

 

 

 

 

 

 

В точке 1 возникают условия для

 

возникновения жесткого помпажа, а даль­

 

нейшее дросселирование вызывает пере­

 

ход к режиму, начинающемуся

с

точ­

 

ки 2, где наступает абсолютная неустой­

 

чивость движения, т. е. возникает

мяг­

 

кий помпаж.

 

рассматривает

вопрос

 

Далее

автор

 

об образовании зон срыва.

 

преды­

 

Из сравнения с материалами

 

дущих глав очевидна ошибочность полу­

 

ченных в работе [15] результатов.

 

 

 

В работе [35] несколько страниц по­

 

священо вопросам помпажа, которые

 

рассматриваются на неправильных

предпосылках, поэтому да­

ются ошибочные выводы и рекомендации. В частности утверж­ дается, что помпаж может возникнуть только при достаточно больших развиваемых давлениях. Однако, как было показано выше, величина давления играет подчиненную роль и помпаж может появиться при любых его значениях. Также неверно ут­ верждение о том, что при наличии восходящего участка харак­ теристики компрессора помпаж неизбежен. Приводятся необо­ снованные соображения об устойчивости работы компрессора.


РАЗДЕЛ II

ПОМПАЖ В СИСТЕМАХ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОМПАЖ

ГЛАВА 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОМПАЖА В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМАХ

До снх пор мы рассматривали колебательные процессы в си­ стемах, включающих компрессоры с сетью, в предположении, что сложная распределенная акустическая система может быть аппроксимирована системой с одной степенью свободы.

Разработанная в этом предположении теория позволила объяснить ряд основных явлений, наблюдающихся при помпаже, вывести критерий устойчивости «в малом» и «большом», ус­ тановить возможность мягкого и жесткого возникновения коле­ баний, определить их частоту и амплитуду, указать причину гистерезисного характера колебаний, часто наблюдающегося на практике. С ее помощью предсказан ряд явлений, которые могут происходить при помпаже, в частности, возможность потери ус­ тойчивости на нисходящих участках характеристики компрессо­ ра, а также целенаправленного выбора параметров сети.

Сравнение теоретических исследований с экспериментальны­

ми результатами показывает, что пока основная

предпосылка

работы — возможность замены распределенной

системы систе­

мой с одной степенью свободы — оправдывается,

результаты

упрощенной теории

подтверждаются экспериментом

с хорошей

точностью. В то же

время, как видно из работ [39]

и, частично,

[1], в ряде случаев наблюдаются скачкообразные изменения час­ тоты и амплитуды колебаний, форма колебаний часто далека от гармонической, встречаются постепенные переходы от одной частоты к другой.

Все эти существенные обстоятельства не получают должного объяснения в рамках теории систем с сосредоточенными посто­

янными, между тем как они имеют важное значение

с научной

и прикладной точек зрения.

можно, лишь

Выяснить причины указанных особенностей

рассматривая систему, включающую компрессор

с

сетью, как

распределенную систему. Такой анализ позволяет указать гра­ ницы применимости упрощенной теории, а также дает возмож­ ность теоретически изучить те особенности, которые характери­ зуют распределенные свойства компрессорных систем.

Исследование распределенной системы, включающей ком­

1 2 4


прессор с коммуникациями в рамках линеаризованного прибли­ жения, выполнено в работах (5 и 6], по которым и ведется даль­ нейшее изложение с необходимыми дополнениями и изменениями. Кроме того, развивается приближенный метод исследо­ вания нелинейной распределенной системы, учитывающий нелинейные свойства характеристики компрессора. В результате выводятся соотношения, определяющие амплитуды и частоты периодических колебаний, находятся условия существования мягкого или жесткого режима возбуждения автоколебаний, оп­ ределяется характер устойчивости периодических движений и даются аналитические условия, накладываемые на характеристи­ ку компрессора, при выполнении которых возможно возбужде­ ние колебаний на нисходящих ветвях характеристики компрес­ сора.

4.1. УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ

При выводе уравнений сделаем некоторые упрощающие пред­

положения.

Примем, что в рассматриваемую акустическую систему вхо­ дят компрессор с присоединенным к нему трубопроводами, объемами, дросселями и др. При этом трубопроводы представ­ ляют собой одномерные распределенные системы, а объемы и дроссели — сосредоточенные сопротивления. Как и раньше, ком­ прессор заменим эквивалентным активным нелинейным сопро­ тивлением, свойства которого определяются характеристикой компрессора. На концах трубопроводы нагружены на акустичекие сопротивления. Такая модель справедлива для компрессоров небольшой осевой протяженности. Примем, что скорость потока мала по сравнению со скоростью звука.

На рис. 4.1 представлена схема рассматриваемой системы. Ко входу и выходу компрессора присоединены трубопроводы со­ ответственно длин /i и /2 и поперечных сечений Si и S2-

Поведение системы может быть описано посредством уравне­ ний гидродинамики в форме Эйлера и уравнений состояния

(4.3)

где U, р и р — скорость, плотность и давление, являющиеся функциями времени t и координаты х;

у— показатель диабаты;

аи т — коэффициенты внутреннего и турбулентного

трения;

d — диаметр трубопровода.

125

 

 

St

St

Рис. 4.1

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

A

 

X

 

 

 

 

T

( t

LA

 

*

 

 

x

 

 

Уравнения (4.1) — (4.3)

должны быть взяты для каждого из

трубопроводов системы.

Начало координат поместим в начале

входного трубопровода, а ось направим по оси трубопроводов. Если предположить, что трубопроводы отделяются один от

другого компрессором и на их концах помещены акустические сопротивления Z\ и Z2, то для граничных условий задачи получа­ ем выражения

 

Pi =Poi — 4\Z\ при * = 0;

(4.4)

 

P2 = PiF(Q2)

 

(4.5)

 

v - ^ - = QiPi- Q 2P2 }при

Х = 1и

(4.6)

 

р2 = Р02 + Я2%2 ПРИ X= /, + /2,

(4.7)

где р1

и р2— полные давления во входном и выходном трубо­

Poi

проводах;

 

 

и ро2 — постоянные составляющие тех же давлений;

Qi

и Q2 — объемные расходы;

объемные

скорости

Я\ и <7г — избыточные колебательные

 

(расходы).

и граничные условия

Уравнения гидродинамики (4.1) — (4.3)

(4.4) — (4.7) нелинейны. Однако при рассмотрении устойчивости

и автоколебаний уравнения движения (4.1) — (4.3)

можно взять

в линеаризованном виде.

 

 

 

 

 

 

Полагая, как обычно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pi = Poi + Pil

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ut= U0l + U',;

 

 

 

(4.8)

 

 

 

 

 

 

Pi =

Poi + pi;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qi = Qoi + <7i

 

 

 

 

(здесь p'. , p /,

UI и q[

— малые приращения соответствующих

величин)

 

и подставляя эти значения в уравнения

(4.1)— (4.3),

после очевидных преобразований получаем

дифференциальные

уравнения в приращениях:

 

 

 

 

 

 

д%_

 

dqi

,

ОП

62qi ,

О„11

6qi

 

П2 \ д2Я\

(4.9)

■26,

dt

+

2 UQi-

dtdx

2a^ 0i

дх

= ( c l - u U

dx2

dt2

 

 

 

 

 

 

dqi

+ 26,91-

U2 —с2

9qi

 

dPi

(i =

1.2), (4.10)

u 0i

ci

 

dt

 

 

 

U,i

 

dx

PoiU0i dt

 

 

 

126


где <7t и pi — приращения объемной скорости .(<?» = Sif/») и дав­ ления (штрихи у pi и U{ отброшены); U0i и ро,-— постоянные со­

ставляющие

скорости

и плотности; 26,= а, + -^ -.

Индекс i

 

 

 

 

 

<%i

 

указывает номер трубопровода (1 — ввода, 2 — выхода).

Введем в уравнениях (4.9) и (4.10) безразмерное время и

координату, полагая

 

 

 

 

 

т =

yi = -2-\

/ = /, +

/»; c2 = V c l - U h .

(4.11)

Производя преобразования координат в уравнениях (4.9) и

(4.10), получаем

 

 

 

 

 

d2q.

d2q.

 

d2q,

dt>i ,

de>t

 

 

+ — 11----2a,— -4i-

(4Л2)

dy2

dx2

 

dy dx "

Ц| {~5Г+а'~£г) ;

dqt

i

d4(

Si

dp{

( i = l , 2),

(4.13)

- r 1— M

i -----

dy

PoAii

dx

dx

a

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

ci

 

ai— Ui

 

 

 

 

c.

 

 

Из уравнения (4.12) определяется объемная скорость <?,• как функция времени т и координаты у , т. е. qi — qi{x, у ) . Давление P i ( т, у ) найдется из уравнения (4.13) по известному qi(x, у). В самом деле, из уравнения (4.13) следует

о

Преобразуем также граничные условия (4.4) — (4.7), выразив входящие в них переменные через приращения. Не следует, од­ нако, думать, что при таком преобразовании граничные условия во всех случаях будут рассматриваться как линейные. При ис­ следовании устойчивости и условий самовозбуждения граничные условия будут приниматься как линейные с постоянными коэф­ фициентами. При исследовании автоколебаний необходимо учи­ тывать существенные нелинейности в характеристике компрес­ сора. Этот учет можно осуществить тем, что коэффициенты линеаризованных уравнений (граничных условий) будем прини­ мать зависящими от основных переменных.

• Выражения (4.4) и (4.7) могут быть записаны в виде

P i --P o i = Z’ \ q \ , /?2

Р02 = ^2?2>

причем в дальнейшем разности р\— /?ш и р2— р<я, представляю­ щие собой избыточные давления, будем обозначать соответст-

127


венно р\ и р2. При линеаризации уравнений компрессора (4.5)

и (4.6) воспользуемся соотношениями (4.8). Находим

Рог + Рг = (ро\ + pi) F(Qq2 + 92) —

 

= (ро\ + pi) ^ (Q o2) +

Я2 +

••• ;

(4.15)

У ——(рог + Р2) + (Q01 + <7 i)(P o i +

P i ) — (Q02 + ?г)(Ро2 + р г ).

a t

 

 

 

 

Производя вычисления и ограничиваясь первыми степенями

приращений, получаем

 

 

 

Р02 + Р2 = Poi^(Qo2) + Р01

dQ2Я2 + F { Q

02) p i- ,

dH

 

 

 

(4.16)

= Q oiPoi---Q02P02 +

P01<7l + Q o iP l--- Q02P2--- P02^2-

dt

 

 

 

 

Поскольку для установившегося режима справедливы соот­

ношения

 

 

 

 

Р02 = PoiF(Q 02y,

(4.17)

 

Q01P01 — Q02P02 =

О,

то вместо выражений (4.16) находим (штрихи у р и р опускаем)

 

 

 

AF

(4-18)

 

 

 

Р2 = Poi-rp— Ч2 + F(Q02)pi',

 

 

 

0Q2

 

 

 

У ~ ~

= Poi<7l + Q o iP l---Q02P2--- Р02<7 2 -

(4 . 1 9 )

 

 

a t

 

 

Исключим из уравнения (4.19) величину р, воспользовавшись

уравнением состояния (4.3), которое в линеаризованном

виде

будет

 

 

 

(4.20)

 

 

 

Pi = CiPh

где с

 

Рос

—скорость звука в соответствующей

среде.

у —- -

 

 

рог

 

 

Следовательно, уравнение (4.19) с учетом выражения (4.20)

принимает вид

Q01

 

V

dpi

(4.21)

 

2

dt

Р01Р1 + “ ~ P l — P02P2

с

Cl

 

2

 

 

Представим уравнения (4.18) и (4.21) в виде уравнений че­ тырехполюсника. Для этого1решим их относительно переменных

Р \ и q2. Находим

 

_ 1

Р 01

Р01

 

 

Pi = (

Я1 +

 

Ai

Р 02

Р о 2

 

+ 4 -

•—

Г 1 + f ^

+ У Р о г

/) рпр/]w

(4 •22)

Ai

Рог

L

\

 

J

 

128