Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
В = p agS\S2', C = p aR 2g s 2l2,
aXs0*1
D =
R2lt
Решение уравнения (6.11) возьмем в виде
х = o c o s (t + ф), |
(6.15) |
где а и ф предполагаются медленно изменяющимися функциями времени, в связи с чем их первые производные малы й ими мож но пренебречь.
После подстановки выражения (6.15) в дифференциальное уравнение (6.1 1 ), отбрасывания малых высокого порядка и усреднения за период колебания, получаем укороченные уравне ния в виде
da |
р„ |
cos ф- |
k 0a |
|
k2a 3 . |
|
---- = |
2 |
|
|
8 |
||
dx |
|
|
|
|
||
diр |
|
|
|
|
|
(6.16) |
|
|
- sin ф + |
|
3m3ag |
||
|
2 |
2 |
8 |
|||
d x |
|
|
т |
Положениям равновесия соответствуют особые точки систе мы, которые находятся из решений системы уравнений
|
^2а0 |
0; |
|
|
|
РоCOS фо— &оаО' |
|
|
|||
|
З т 3а 0 |
= 0. |
|
(6.17) |
|
— Роsin фо+ фПо+ ■ |
|
||||
Отсюда получаем |
|
|
|
|
|
|
3m3ag |
|
kna, |
|
|
sin фо: |
COS фо = |
|
2U0 |
(6.18) |
|
р о |
4р0 |
||||
Ро ■ |
4р0 |
|
Уравнение резонансной кривой, определяющей значения а0, имеет вид
(k\ + 9тз) а6+ (8 ^ 2 + 24т3ф)а4 + |
16(kl + ф2) а2— 16ро = 0 |
||
|
|
|
(6.19) |
и получается возведением в квадрат равенств |
(6.18) и почлен |
||
ным складыванием. |
|
колебания |
соответствуют |
Установившиеся вынужденные |
|||
устойчивым ветвям резонансной кривой. |
|
||
Пусть найдены решения а = |
Оо и фо уравнений (6.16). Устой |
||
чивость их найдем следующим образом. Возьмем |
|
||
а = а0+ у ; |
ф = ф0+ г. |
(6.20) |
194
Подставляя выражение (6.20) в уравнения |
(6.16), упрощая |
|||||||||
и отбрасывая члены выше 1-й ступени, получаем |
|
|
||||||||
dy _ |
_ |
( ко |
, ЗД>0а0 \ |
( Ро вшфо^г; |
|
|||||
dx |
|
|
U |
+ |
8 |
) |
y- ( i r |
|
|
|
dz _ |
/ |
ро |
sin фоН |
6т 3а„ > |
|
•cos ф0^ г, |
|
|||
di |
( 2а? |
|
|
8 |
|
) у~ ( i ^ |
|
|
||
Запишем |
характеристическое |
уравнение |
системы |
(6.21) |
||||||
в виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а 2 + р а + <7 = 0 , |
|
|
( 6 . 2 2 ) |
|||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ft0 , |
Щ а1 |
, |
р о __ |
|
|
(6.23) |
||
|
р = -— Н----- -— |
+ -£2-co s ср0; |
|
|||||||
|
|
|
|
8 |
|
2а0 |
|
|
|
|
, _ J L . C 0 S T, ( - V + “ Л |
|
Ро |
sin'P » ( - f r sin4,» + 6 ii r ) - |
|||||||
|
2 |
|||||||||
2а0 |
|
|
|
|
|
|||||
Решения Со и <ро являются устойчивыми, если |
|
(6.24) |
||||||||
|
|
|
|
Р > |
0, |
д > 0 . |
|
|
||
На основании уравнения (6.18) условия устойчивости (6.24) |
||||||||||
будут |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^2ао + 2&о |
0; |
|
|
(6.25) |
||
(3&2 + 27/пз) &о+ |
16(^о^2 + 3/71з\|))йо + |
16(Ао+ ф2) > 0 . |
(6.25а) |
|||||||
Все значения а0 из уравнения |
(6.19), |
удовлетворяющие усло |
||||||||
виям (6.25) и (6.25 а), определяют амплитуды |
устойчивых вы |
нужденных колебаний при данной амплитуде возмущения ро и
расстройке частоты ор. |
системы |
с параметрами: |
||
Рассмотрим практический пример |
||||
ра = |
Ю 000 кгс/м2; а0 = 400 м/с: 1г = |
4 м; 12 = |
6 |
м; s, = s2 = |
= 0,1 |
м2. |
|
|
(см. рис. 6.1) |
Пусть характеристика компрессора имеет вид |
eK= F(Q) = 1,8 + 24 ■10“ 3Q2— 0,8- 103Q3.
Расчеты выполнялись для точек I и / / характеристики, соот ветствующих работе на восходящей и нисходящей ветвях.
На рис. 6.2 в координатах а2, ар сплошными линиями показа ны резонансные кривые для различных амплитуд внешнего воз
мущающего воздействия^р = -^ - = 0,15; <7= 0,10 и q = 0,075^.
Величина А2 квадрата амплитуды А помпажных автоколебаний, которые возникли бы в системе при отсутствии возмущений,
13* |
195 |
|
|
Q * |
|
|
представлена |
горизон |
||||
|
|
Ц П |
|
|
тальной штриховой ли |
|||||
|
|
« о |
|
нией. |
Заштрихованным |
|||||
|
|
/ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
областям |
соответству |
||||
|
|
|
|
|
ют неустойчивые режи |
|||||
|
|
|
|
075 |
мы биений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из рис. |
6.2 |
можно |
||||
|
|
|
|
|
||||||
/ |
/ |
/ ц п |
|
|
сделать вывод, что при |
|||||
|
|
|
|
|
менение внешнего |
пе |
||||
~ ~ ~ Z s ^ ~ |
s |
~ 1 £ 6 8 |
|
|
риодического |
воздейст |
||||
|
|
|
|
|
вия |
позволяет |
создать |
|||
|
|
|
|
|
в системе |
вынужден |
||||
|
|
К |
ш |
|
ные |
колебания, |
квад |
|||
0 ,6 0,6- |
|
0 ,7 о - 0 ,2 |
~ 0 ,Ь |
ш / |
рат |
амплитуды |
кото |
|||
|
|
|
|
|
рых вдвое меньше ква |
|||||
Рис. 6.2 |
|
|
|
|
драта амплитуды |
сво |
||||
|
|
|
|
бодных помпажных ко |
лебаний.
На рис. 6.3 представлена плоскость а2, ф для устойчивой точ ки II характеристики компрессора. Здесь условия устойчивости (6.25), (6.25а) выполняются автоматически, поэтому, выбирая
амплитуду внешнего воздействия q, можно навязать системе вынужденные колебания с достаточно малыми амплитудами, которые не будут сколь-нибудь сильно влиять на функциониро
вание системы. Из характера кривых для q — const следует, что при возрастании частоты ш внешнего воздействия, что ведет к уменьшению координаты ф, амплитуда вынужденных колебаний стремится к нулю.
Оценивая эффект от внедрения рассматриваемого внешнего воздействия, нужно учесть, что кинетическая энергия потока примерно пропорциональна квадрату амплитуды весового рас хода воздуха. Это позволяет считать, что надлежащим выбором параметров воздействия на систему можно уменьшить колеба тельную составляющую кинетической энергии примерно вдвое.
Что касается колебаний статического давления в системе, то, как следует из уравнения (6.6), оно определяется первой сте пенью амплитуды колебаний весового расхода; достигаемое зна чение уменьшения ампли туды колебаний статиче ского давления оказыва ется не меньше 30%•
Воздействие на темпе ратуру воздуха. Рассмот рим теперь систему, неко торой обеспечивается пульсирующая •. подача топлива в камеру сгора-
196
ния ТРД. При этом полагаем, что.к нагнетающему трубопрово
ду между компрессором и дросселем подключена |
камера сго |
|||||||||||
рания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температура газов в потоке будет изменяться по закону |
|||||||||||
|
|
|
|
Тк = T0 + qsin®t. |
|
|
(6.26) |
|||||
|
Полагая амплитуду колебаний q малой, будем пренебрегать |
|||||||||||
их влиянием на характеристику дросселя. |
|
|
|
|||||||||
Движение в системе может быть описано системой уравнений |
||||||||||||
|
|
f J - A . + J L .\ ^ . = Pa,F{Q)^ |
Po. |
|
||||||||
|
|
\ |
gs,1 |
gs2l |
dt |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
dy, |
|
|
|
Д» |
|
|
|
|
(6.27) |
|
|
|
K = Q - Q |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
P* = P.^l+Patf2(Qn— Q j f |
|
|
|
|||||||
где |
W * — объем нагнетательного участка; |
|
|
|
||||||||
|
Yk— удельный вес воздуха за компрессором. |
|
||||||||||
|
По уравнению состояния имеем |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Рд= 7кЯ7'к, |
|
|
|
||||
где |
Тк описывается зависимостью (6.26). Тогда |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
у |
__ |
Рд |
___ГкРд |
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
RT* |
RTl |
|
|
|
|
|
|
РвДЧ>cosmt |
^ |
j?(r0+ qsinm/)^ |
__q ^ |
|
||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Рд |
T0 + q s i n m t |
|
|
|
l2s 2 |
|
д |
|
||
|
В малых отклонениях от равновесного режима система запи |
|||||||||||
шется в виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
x + mlx = f{xlx) +q>i(x, х, jc)sint + <p2(j:1x)cosт, |
|||||||||||
где т = out; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f(x, х) = — (ko— kiX + ktf?)x + m2x2— m3x3\ |
|||||||||||
|
<Pi(jc,x, х)=‘ (по+ п1х—п2х2)х—рбХ—р1х + р2х2—р3х3; |
|||||||||||
|
|
ф2 ( х , X ) = |
Г & — |
Г0— Г iX — ТуХ2 + |
Г3Х 3, |
|
||||||
а безразмерные коэффициенты |
определяются из |
параметров |
||||||||||
системы. Полагая |
|
х = а sin(x + 0), |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
получаем уравнения движения |
|
|
|
|
|
М э . |
||||||
|
dx |
\ |
8 |
lV os е—^ |
sin0— |
— |
||||||
|
2 |
) |
|
|
- 8 |
|
|
2 |
8 ’ |
|||
|
a |
|
|
M |
sin |
0 — |
cos 0 + |
3msa3 |
||||
|
\ |
8 |
~ 8 ~ ' |
|||||||||
|
dx |
2 ) |
|
|
|
8 |
- 2 |
где ф = m, — 1 — расстройка частот.
197
Аналогичным предыдущему способом получается уравнение резонансной кривой и определяются условия устойчивости. Ка чественный анализ полученных уравнений приводит к выводу, что указанный способ обладает большими возможностями по сравнению с предыдущим.
6.4.ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОМПАЖ
'Рассмотрим еще некоторые пути расширения области устой
чивой работы компрессора, описанные Л. Е. Ольштейном и Е. А. Локштановым [26].
Для увеличения устойчивости компрессора на испытательных стендах предлагается применять второй (дополнительный) вы ходной дроссель. Суммарная характеристика обоих дросселей должна в рабочей области идти круче характеристики компрес сора, что необходимо для обеспечения статической устойчивости. Характеристику дополнительного дросселя выбирают такой, чтобы рассеяние энергии колебательного процесса превышало поступление дополнительной энергии из компрессора.
Дроссели можно устанавливать как с обеих сторон компрес сора, так и с одной (рис. 6.4, а, б). Если они расположены с од ной стороны, то, по рекомендации авторов, их следует разделять возможно большим объемом, причем основной дроссель, на ко тором происходит больший перепад давления, нужно распола гать дальше от компрессора. Для того чтобы рассеяние энергии на дополнительном дросселе было большим, объем, отделяющий дополнительный дроссель от компрессора, рекомендуется выби рать по возможности малым и меньшим объема, примыкающего к основному дросселю.
Если испытания ведутся на пониженных числах оборотов, дополнительный дроссель целесообразно устанавливать перед компрессором так, чтобы объем, отделяющий дроссель от ком прессора, незначительно превышал внутренний объем компрес сора. При этом характеристика дросселя должна быть такой, чтобы ее наклон был близок к наклону восходящего участка ха рактеристики первых ступеней компрессора.
Рис. 6.4
198
Для увеличения статической устойчивости при испытаниях низконапорного компрессора рекомендуется подключать к сис теме дополнительный компрессор, который обеспечивает повы шение расхода через основной дроссель и, следовательно, в связи с квадратичной характеристикой дросселей, увеличение на нем перепада приращения давления, т. е. увеличения крутизны ха рактеристики в рабочей точке.
Для проверки указанных рекомендаций авторами был прове ден эксперимент, в котором испытывалась компрессорная сту пень с характеристиками, показанными на рис. 6.5. Проверялись следующие варианты расположения дросселей: а) дроссель пе ред ступенью; б) дроссель за ступенью; в) дроссель и на входе и на выходе, причем на выходном дросселе обеспечивается сверх критический перепад давления путем подсоединения вспомога тельного компрессора, отсасывающего воздух за ним.
В последнем случае граница устойчивой работы сместилась на меньшие расходы от С1а = 0,51 (порог 1) до Си = 0,37 (по
рог 2), при Си от = 0,61, что соответствует увеличению области устойчивости на 23%.
Во многих случаях введение дополнительного гидравлическо го сопротивления нежелательно. Р. А. Шипов предлагает инте ресный вариант демпфера, который может оказаться полезным в таких случаях (рис. 6.6).
Здесь дополнительный дроссель, на котором теряется энергия и дополнительный объем, располагается не последовательно ос новному воздушному тракту, а параллельно. Очевидно, что в стационарном режиме они не вносят дополнительных потерь, поскольку давления в воздушном тракте и дополнительномгобъеме одинаковы. В случае же помпажа давления будут различать ся: воздух будет перетекать через дроссель, создавая дополни тельные потери энергии, что, в общем, должно способствовать увеличению устойчивости. Выполним исследование такой систе мы, следуя Р. А. Шипову, назвавшему ее резонансным аэроди-
199