Файл: Казакевич, В. В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В = p agS\S2', C = p aR 2g s 2l2,

aXs0*1

D =

R2lt

Решение уравнения (6.11) возьмем в виде

х = o c o s (t + ф),

(6.15)

где а и ф предполагаются медленно изменяющимися функциями времени, в связи с чем их первые производные малы й ими мож­ но пренебречь.

После подстановки выражения (6.15) в дифференциальное уравнение (6.1 1 ), отбрасывания малых высокого порядка и усреднения за период колебания, получаем укороченные уравне­ ния в виде

da

р„

cos ф-

k 0a

 

k2a 3 .

---- =

2

 

 

8

dx

 

 

 

 

diр

 

 

 

 

 

(6.16)

 

 

- sin ф +

 

3m3ag

 

2

2

8

d x

 

 

т

Положениям равновесия соответствуют особые точки систе­ мы, которые находятся из решений системы уравнений

 

^2а0

0;

 

 

РоCOS фо— &оаО'

 

 

 

З т 3а 0

= 0.

 

(6.17)

— Роsin фо+ фПо+ ■

 

Отсюда получаем

 

 

 

 

 

3m3ag

 

kna,

 

sin фо:

COS фо =

 

2U0

(6.18)

р о

4р0

Ро ■

4р0

 

Уравнение резонансной кривой, определяющей значения а0, имеет вид

(k\ + 9тз) а6+ (8 ^ 2 + 24т3ф)а4 +

16(kl + ф2) а2— 16ро = 0

 

 

 

(6.19)

и получается возведением в квадрат равенств

(6.18) и почлен­

ным складыванием.

 

колебания

соответствуют

Установившиеся вынужденные

устойчивым ветвям резонансной кривой.

 

Пусть найдены решения а =

Оо и фо уравнений (6.16). Устой­

чивость их найдем следующим образом. Возьмем

 

а = а0+ у ;

ф = ф0+ г.

(6.20)

194


Подставляя выражение (6.20) в уравнения

(6.16), упрощая

и отбрасывая члены выше 1-й ступени, получаем

 

 

dy _

_

( ко

, ЗД>0а0 \

( Ро вшфо^г;

 

dx

 

 

U

+

8

)

y- ( i r

 

 

dz _

/

ро

sin фоН

6т 3а„ >

 

•cos ф0^ г,

 

di

( 2а?

 

 

8

 

) у~ ( i ^

 

 

Запишем

характеристическое

уравнение

системы

(6.21)

в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а 2 + р а + <7 = 0 ,

 

 

( 6 . 2 2 )

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ft0 ,

Щ а1

,

р о __

 

 

(6.23)

 

р = -— Н----- -—

+ -£2-co s ср0;

 

 

 

 

 

8

 

2а0

 

 

 

, _ J L . C 0 S T, ( - V + “ Л

 

Ро

sin'P » ( - f r sin4,» + 6 ii r ) -

 

2

2а0

 

 

 

 

 

Решения Со и <ро являются устойчивыми, если

 

(6.24)

 

 

 

 

Р >

0,

д > 0 .

 

 

На основании уравнения (6.18) условия устойчивости (6.24)

будут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^2ао + 2&о

0;

 

 

(6.25)

(3&2 + 27/пз) +

16(^о^2 + 3/71з\|))йо +

16(Ао+ ф2) > 0 .

(6.25а)

Все значения а0 из уравнения

(6.19),

удовлетворяющие усло­

виям (6.25) и (6.25 а), определяют амплитуды

устойчивых вы­

нужденных колебаний при данной амплитуде возмущения ро и

расстройке частоты ор.

системы

с параметрами:

Рассмотрим практический пример

ра =

Ю 000 кгс/м2; а0 = 400 м/с: =

4 м; 12 =

6

м; s, = s2 =

= 0,1

м2.

 

 

(см. рис. 6.1)

Пусть характеристика компрессора имеет вид

eK= F(Q) = 1,8 + 24 ■10“ 3Q2— 0,8- 103Q3.

Расчеты выполнялись для точек I и / / характеристики, соот­ ветствующих работе на восходящей и нисходящей ветвях.

На рис. 6.2 в координатах а2, ар сплошными линиями показа­ ны резонансные кривые для различных амплитуд внешнего воз­

мущающего воздействия^р = -^ - = 0,15; <7= 0,10 и q = 0,075^.

Величина А2 квадрата амплитуды А помпажных автоколебаний, которые возникли бы в системе при отсутствии возмущений,

13*

195


 

 

Q *

 

 

представлена

горизон­

 

 

Ц П

 

 

тальной штриховой ли­

 

 

« о

 

нией.

Заштрихованным

 

 

/

 

 

 

 

 

 

областям

соответству­

 

 

 

 

 

ют неустойчивые режи­

 

 

 

 

075

мы биений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из рис.

6.2

можно

 

 

 

 

 

/

/

/ ц п

 

 

сделать вывод, что при­

 

 

 

 

 

менение внешнего

пе­

~ ~ ~ Z s ^ ~

s

~ 1 £ 6 8

 

 

риодического

воздейст­

 

 

 

 

 

вия

позволяет

создать

 

 

 

 

 

в системе

вынужден­

 

 

К

ш

 

ные

колебания,

квад­

0 ,6 0,6-

 

0 ,7 о - 0 ,2

~ 0 ,Ь

ш /

рат

амплитуды

кото­

 

 

 

 

 

рых вдвое меньше ква­

Рис. 6.2

 

 

 

 

драта амплитуды

сво­

 

 

 

 

бодных помпажных ко­

лебаний.

На рис. 6.3 представлена плоскость а2, ф для устойчивой точ­ ки II характеристики компрессора. Здесь условия устойчивости (6.25), (6.25а) выполняются автоматически, поэтому, выбирая

амплитуду внешнего воздействия q, можно навязать системе вынужденные колебания с достаточно малыми амплитудами, которые не будут сколь-нибудь сильно влиять на функциониро­

вание системы. Из характера кривых для q — const следует, что при возрастании частоты ш внешнего воздействия, что ведет к уменьшению координаты ф, амплитуда вынужденных колебаний стремится к нулю.

Оценивая эффект от внедрения рассматриваемого внешнего воздействия, нужно учесть, что кинетическая энергия потока примерно пропорциональна квадрату амплитуды весового рас­ хода воздуха. Это позволяет считать, что надлежащим выбором параметров воздействия на систему можно уменьшить колеба­ тельную составляющую кинетической энергии примерно вдвое.

Что касается колебаний статического давления в системе, то, как следует из уравнения (6.6), оно определяется первой сте­ пенью амплитуды колебаний весового расхода; достигаемое зна­ чение уменьшения ампли­ туды колебаний статиче­ ского давления оказыва­ ется не меньше 30%•

Воздействие на темпе­ ратуру воздуха. Рассмот­ рим теперь систему, неко­ торой обеспечивается пульсирующая •. подача топлива в камеру сгора-

196


ния ТРД. При этом полагаем, что.к нагнетающему трубопрово­

ду между компрессором и дросселем подключена

камера сго­

рания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура газов в потоке будет изменяться по закону

 

 

 

 

Тк = T0 + qsin®t.

 

 

(6.26)

 

Полагая амплитуду колебаний q малой, будем пренебрегать

их влиянием на характеристику дросселя.

 

 

 

Движение в системе может быть описано системой уравнений

 

 

f J - A . + J L .\ ^ . = Pa,F{Q)^

Po.

 

 

 

\

gs,1

gs2l

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

dy,

 

 

 

Д»

 

 

 

 

(6.27)

 

 

 

K = Q - Q

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P* = P.^l+Patf2(Qn— Q j f

 

 

 

где

W * — объем нагнетательного участка;

 

 

 

 

Yk— удельный вес воздуха за компрессором.

 

 

По уравнению состояния имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рд= 7кЯ7'к,

 

 

 

где

Тк описывается зависимостью (6.26). Тогда

 

 

 

 

 

 

у

__

Рд

___ГкРд

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

RT*

RTl

 

 

 

 

 

РвДЧ>cosmt

^

j?(r0+ qsinm/)^

__q ^

 

 

 

 

 

 

 

Рд

T0 + q s i n m t

 

 

 

l2s 2

 

д

 

 

В малых отклонениях от равновесного режима система запи­

шется в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x + mlx = f{xlx) +q>i(x, х, jc)sint + <p2(j:1x)cosт,

где т = out;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f(x, х) = — (ko— kiX + ktf?)x + m2x2— m3x3\

 

<Pi(jc,x, х)=‘ (по+ п1х—п2х2)х—рбХ—р1х + р2х2—р3х3;

 

 

ф2 ( х , X ) =

Г &

Г0— Г iX ТуХ2 +

Г3Х 3,

 

а безразмерные коэффициенты

определяются из

параметров

системы. Полагая

 

х = а sin(x + 0),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

получаем уравнения движения

 

 

 

 

 

М э .

 

dx

\

8

lV os е—^

sin0

 

2

)

 

 

- 8

 

 

2

8 ’

 

a

 

 

M

sin

0 —

cos 0 +

3msa3

 

\

8

~ 8 ~ '

 

dx

2 )

 

 

 

8

- 2

где ф = m, — 1 — расстройка частот.

197


Аналогичным предыдущему способом получается уравнение резонансной кривой и определяются условия устойчивости. Ка­ чественный анализ полученных уравнений приводит к выводу, что указанный способ обладает большими возможностями по сравнению с предыдущим.

6.4.ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОМПАЖ

'Рассмотрим еще некоторые пути расширения области устой­

чивой работы компрессора, описанные Л. Е. Ольштейном и Е. А. Локштановым [26].

Для увеличения устойчивости компрессора на испытательных стендах предлагается применять второй (дополнительный) вы­ ходной дроссель. Суммарная характеристика обоих дросселей должна в рабочей области идти круче характеристики компрес­ сора, что необходимо для обеспечения статической устойчивости. Характеристику дополнительного дросселя выбирают такой, чтобы рассеяние энергии колебательного процесса превышало поступление дополнительной энергии из компрессора.

Дроссели можно устанавливать как с обеих сторон компрес­ сора, так и с одной (рис. 6.4, а, б). Если они расположены с од­ ной стороны, то, по рекомендации авторов, их следует разделять возможно большим объемом, причем основной дроссель, на ко­ тором происходит больший перепад давления, нужно распола­ гать дальше от компрессора. Для того чтобы рассеяние энергии на дополнительном дросселе было большим, объем, отделяющий дополнительный дроссель от компрессора, рекомендуется выби­ рать по возможности малым и меньшим объема, примыкающего к основному дросселю.

Если испытания ведутся на пониженных числах оборотов, дополнительный дроссель целесообразно устанавливать перед компрессором так, чтобы объем, отделяющий дроссель от ком­ прессора, незначительно превышал внутренний объем компрес­ сора. При этом характеристика дросселя должна быть такой, чтобы ее наклон был близок к наклону восходящего участка ха­ рактеристики первых ступеней компрессора.

Рис. 6.4

198

Для увеличения статической устойчивости при испытаниях низконапорного компрессора рекомендуется подключать к сис­ теме дополнительный компрессор, который обеспечивает повы­ шение расхода через основной дроссель и, следовательно, в связи с квадратичной характеристикой дросселей, увеличение на нем перепада приращения давления, т. е. увеличения крутизны ха­ рактеристики в рабочей точке.

Для проверки указанных рекомендаций авторами был прове­ ден эксперимент, в котором испытывалась компрессорная сту­ пень с характеристиками, показанными на рис. 6.5. Проверялись следующие варианты расположения дросселей: а) дроссель пе­ ред ступенью; б) дроссель за ступенью; в) дроссель и на входе и на выходе, причем на выходном дросселе обеспечивается сверх­ критический перепад давления путем подсоединения вспомога­ тельного компрессора, отсасывающего воздух за ним.

В последнем случае граница устойчивой работы сместилась на меньшие расходы от С1а = 0,51 (порог 1) до Си = 0,37 (по­

рог 2), при Си от = 0,61, что соответствует увеличению области устойчивости на 23%.

Во многих случаях введение дополнительного гидравлическо­ го сопротивления нежелательно. Р. А. Шипов предлагает инте­ ресный вариант демпфера, который может оказаться полезным в таких случаях (рис. 6.6).

Здесь дополнительный дроссель, на котором теряется энергия и дополнительный объем, располагается не последовательно ос­ новному воздушному тракту, а параллельно. Очевидно, что в стационарном режиме они не вносят дополнительных потерь, поскольку давления в воздушном тракте и дополнительномгобъеме одинаковы. В случае же помпажа давления будут различать­ ся: воздух будет перетекать через дроссель, создавая дополни­ тельные потери энергии, что, в общем, должно способствовать увеличению устойчивости. Выполним исследование такой систе­ мы, следуя Р. А. Шипову, назвавшему ее резонансным аэроди-

199