Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каждому работнику следует проходить повышение квалифика­

ции через 5 лет, то ежегодно обучением в-отрасли должно быть охвачено 5 тыс. человек.

Повышение квалификации кадров связано с определенными затратами средств1. Затраты на повышение квалификации сла­ гаются, во-первых, из расходов учебного заведения, при котором организовано повышение квалификации специалистов; во-вто­ рых, из заработной платы, получаемой специалистами в период обучения, стоимости их проезда к месту учебы и обратно и су­ точных за время нахождения в пути.

Учебное заведение, при котором организовано повышение квалификации специалистов, расходует средства на оплату тру­ да профессорско-преподавательского состава и обслужавающего персонала, на содержание общежития, которое предоставляется специалистам в период нахождения на учебе, и на другие нуж­ ды. По опыту работы факультета повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников при Ленин­ градском технологическом институте ЦБП, перечисленные за­

траты за месяц обучения каждого слушателя составляют в сред­ нем 90 руб.

Размер заработной платы слушателям определен постановле­ нием Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. «О совершенст­ вовании системы повышения квалификации руководящих ра­ ботников и специалистов промышленности, строительства, транс­ порта, связи и торговли». За слушателями сохраняется средняя заработная плата за весь период обучения. При этом иногород­ ним слушателям курсов с высшим образованием минимальный размер зарплаты в период обучения определен в сумме 140 руб.,

а

слушателям, не имеющим

высшего образования,—100 руб.

в

месяц.

учебы и обратно

вместе с суточ­

 

Стоимость проезда к месту

ными за время нахождения в

пути составляет,

по нашим под­

счетам, в среднем около 30 руб. на каждого слушателя. Таким образом, общая сумма затрат на повышение квалификации ра­ ботника в зависимости от его образования составляет от 220 до 260 руб. в месяц.

На основе этих данных создается возможность определения общей суммы средстз, которые необходимо ежегодно выделять на повышение квалификации того или иного количества спе­ циалистов в целлюлозно-бумажной промышленности.

1 В литературе в ряде случаев затраты на подготовку кадров сравнивают с капитальными вложениями в новое строительство. Если исходить из этой аналогии, то затраты на повышение квалификации кадров можно считать аналогичными затратам на капитальный ремонт и модернизацию обору­ дования.

104


5.РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

На целлюлозно-бумажные предприятия ежегодно направля­ ется несколько тысяч молодых специалистов. Молодые специа­ листы — это основной источник восполнения убыли с предпри­ ятий квалифицированных кадров. Особенностью молодых спе­

циалистов является то, что они еще не обладают необходимым практическим и особенно жизненным опытом. Отсюда вытекают

и особенности в работе

с

ними.

В зависимости от того,

в какие условия с первых дней пре­

бывания на предприятии

попадает молодой специалист, какое

внимание ему уделяется, формируется его отношение к данному предприятию, к выполнению возложенных на него обязанно­ стей. От этого зависит его производственная и общественная ак- / тивность.

Многие предприятия целлюлозно-бумажной промышленно­ сти придают работе с молодыми специалистами важное значе­ ние. Однако в целом работа с ними находится еще на недоста­ точном уровне и требует дальнейшего совершествования. Об имеющихся упущениях в работе с молодыми специалистами свидетельствуют приводимые ниже данные анкетного опроса молодых специалистов, работающих на ряде целлюлозно-бу­ мажных предприятий и в организациях отрасли (табл1. 17—18).

Отношение специалиста к месту своего назначения

По истечении 3-х лет останутся работать по месту распределения

Сменят место работы Не дали определенного ответа

Ит ог о : . . .

 

Т а б л и ц а 17

Число опрошенных, %

специалистов с

специалистов со

средним специ­

высшим образо­

альным образова­

ванием

нием

46,2

31,3

25,6

18,7

28,2

50,0

100,0

100,0

Как видим, лишь 7з молодых специалистов со средним спе­ циальным образованием и менее половины специалистов с выс­ шим образованием выразили свое желание продолжить работу по месту своего распределения. Основные мотивы, побуждающие молодого специалиста сменить должность и место работы, это от­ сутствие нормальных жилищных условий, перспектив роста и неудовлетворенность своей работой. Однако выявилось и дру­ гое: почти все молодые специалисты, которые после окончания учебного заведения вернулись на работу по месту своего

105


 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

 

 

Число опрошенных, %

Мотивы предстоящего ухода на другую работу

специалистов с

специалистов со

средним специ­

 

 

 

высшим образо­

альным образова­

 

 

 

ванием

нием

Отсутствие прспектив роста

14,3

33,4

Продолжение

учебы

9,5

16,6

По семейным обстоятельствам

9,5

Из-за отсутствия нормальных жилищных

23,8

16,6

условий

 

 

Не нравится работа

23,8

33,4

Низкая

зарплата

9,5

Живет

далеко

от дома

4,8

Скучно

 

 

4,8

 

И т о г о :

100,0

100,0

рождения, высказали желание остаться работать на этом же предприятии.

Из общего числа опрошенных перспективу свего роста видят менее 50% молодых специалистов. Особенно низок процент по­ ложительных ответов на поставленный вопрос у специалистов со средним специальным образованием (техников). Использова­ ние некоторой части техников на рабочих местах в первые годы после окончания учебного заведения дает повод для появления у них сомнений в отношении перспектив роста на производстве. Лишь постоянная работа с молодыми специалистами, показ на конкретных примерах роста молодых инженеров и техников мо­ жет рассеять такие сомнения и развить их активную деятель­ ность.

Важную роль в этом деле призваны сыграть советы молодых специалистов. Советы должны проводить мероприятия по оказа­ нию помощи молодым специалистам в освоении ими производ­ ства и в скорейшем приобретении практических навыков; при-

'влекать их к работе в научно-технических обществах.

Советы должны проводить работу по мобилизации молодых специалистов на активную пропаганду технических и экономи­ ческих знаний среди трудящихся и молодежи. Важной стороной деятельности совета должна быть забота о повышении молоды­ ми специалистами своих идейно-теоретических знаний. В центре его внимания должны находиться также вопросы быта и отдыха молодых специалистов.

Оправдывает себя и такая форма работы с молодыми специ­ алистами, как прикрепление к молодому специалисту в качест­ ве руководителя квалифицированного работника.

106


Есть и другие формы работы. Но все они должны в конечном счете помогать молодым специалистам быстрее освоиться, обре­ сти веру в себя, с первых же дней включиться в большую жизнь трудового коллектива.

Г Л А В А VI

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Процесс создания и совершенствования организации управ­ ления в целлюлозно-бумажной промышленности отражает об­ щие принципы и закономерности, присущие всей советской про­ мышленности. Этот процесс на каждом этапе имел целью найти такие организационные формы, которые наиболее полно соответ­ ствовали бы достигнутому уровню развития отрасли. Вместе с тем в целлюлозно-бумажной промышленности он имел и свои особенности. На протяжении многих лет целлюлозно-бумажная промышленность включалась в число подотраслей лесной, бу­ мажной и деревообрабатывающей промышленности. Это обстоя­ тельство налагало свой отпечаток как на общее состояние и раз­ витие отрасли, так и на организацию управления ею.

Указом Преизидума Верховного Совета СССР от 11 июня 1968 г. создано общесоюзное Министерство целлюлозно-бумаж­

ной промышленности. Оно объединяет

около 200

предприятий,

на которых занято 260 тыс. человек.

 

 

Главные задачи и функции, которые должно решать Мини­

стерство

целлюлозно-бумажной промышленности,

определены

«Общим

положением о министерствах СССР», утвержденным

постановлением Совета

Министров СССР № 640

от 10 июля

1967 г.1.

 

Положением

Минбумпром СССР при­

В соответстии с этим

зван обеспечивать: выполнение всеми предприятиями отрасли заданий государственного плана по производству высококачест­ венной продукции для нужд народного хозяйства и населения; рациональное использование капитальных вложений, повыше­ ние их эффективности, своевременный ввод в действие производ­ ственных мощностей и освоение их в установленные сроки; про­ ведение единой технической политики и достижение высокого технико-экономического уровня производства.

Министерство обеспечивает предприятия и организации, от­ расли квалифицированными кадрами работников и осуществля­ ет контроль за правильным их использованием; проводит меро­ приятия по улучшению организации труда в промышленности. На министерство возложена ответственность за материальнотехническое снабжение подведомственных ему предприятий

1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам

(1917—1967 гг.)». Т. 6. М., 1968, с. 494—506.

1 0 7


и организаций. Оно определяет потребность предприятий в ма­ териалах и оборудовании, распределяет выделенные фонды по

потребителям, осуществляет контроль за

реализацией

фондов

и решает многие другие задачи.

созданы

управления:

проек­

В составе Минбумпрома СССР

тирования и капитального строительства, материально-техниче­ ского снабжения, производственное, техническое и планово-эко­ номическое.

Наиболее важные вопросы развития промышленности, воп­ росы практического руководства предприятиями, подбора и ис­ пользования кадров рассматриваются на заседаниях коллегии Минбумпрома СССР.

На правах совещательного органа в Министерстве создан и действует научно-технический совет, основными задачами ко­ торого является разработка рекомендаций в области техниче­ ской и экономической политики и основных направлений науч­ ных исследований в отрасли.

Руководство целлюлозно-бумажными предприятиями, распо­ ложенными на территории РСФСР, до последнего времени осу­ ществлялось: Главным управлением целлюлозно-бумажной промышленности западных районов (Главзапбумпром); Глав­ ным управлением целлюлозно-бумажной промышленности вос­ точных районов (Главвостбумпром); Главным управлением цел­ люлозно-бумажной промышленности центральных районов (Главцентробумпром); Главным управлением картонно-бумаж­ ными предприятиями (Главкартонбумпром) и производственным объединением Сахалинбумпром.

Для руководства предприятиями целлюлозно-бумажной про­ мышленности в союзных республиках созданы союзные произ­

водственные

объединения:

белорусское — Союзбелбумпром,

литовское — Союзлитбумпром,

латвийское — Союзлатбумпром,

а также украинский союзный

трест — Союзукрбумпром.

Создание

Министерства целлюлозно-бумажной промышлен­

ности безусловно является одним из важнейших мероприятий последнего времени по улучшению руководства данной отрас­ лью. Однако процесс совершенствования руководства данной от­ раслью нельзя считать на этом законченным. Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС призвал все министерства как мож­ но скорее овладеть научно обоснованными методами управления, действенного и гибкого руководства соответствующей отраслью, стать главными организаторами борьбы за научно-технический прогресс, рост эффективности производства и капитального строительства1. Эти указания ЦК для Министерства целлюлознобумажной промышленности как для вновь созданного министер­ ства имеют особое значение.

Совершенствование отраслевого управления, как и управле­

ния всем

народным хозяйством в

целом, является процессом

1 См.

«Правда». 1970, 13 января,

с. 1.

108