Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
каждому работнику следует проходить повышение квалифика
ции через 5 лет, то ежегодно обучением в-отрасли должно быть охвачено 5 тыс. человек.
Повышение квалификации кадров связано с определенными затратами средств1. Затраты на повышение квалификации сла гаются, во-первых, из расходов учебного заведения, при котором организовано повышение квалификации специалистов; во-вто рых, из заработной платы, получаемой специалистами в период обучения, стоимости их проезда к месту учебы и обратно и су точных за время нахождения в пути.
Учебное заведение, при котором организовано повышение квалификации специалистов, расходует средства на оплату тру да профессорско-преподавательского состава и обслужавающего персонала, на содержание общежития, которое предоставляется специалистам в период нахождения на учебе, и на другие нуж ды. По опыту работы факультета повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников при Ленин градском технологическом институте ЦБП, перечисленные за
траты за месяц обучения каждого слушателя составляют в сред нем 90 руб.
Размер заработной платы слушателям определен постановле нием Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. «О совершенст вовании системы повышения квалификации руководящих ра ботников и специалистов промышленности, строительства, транс порта, связи и торговли». За слушателями сохраняется средняя заработная плата за весь период обучения. При этом иногород ним слушателям курсов с высшим образованием минимальный размер зарплаты в период обучения определен в сумме 140 руб.,
а |
слушателям, не имеющим |
высшего образования,—100 руб. |
|
в |
месяц. |
учебы и обратно |
вместе с суточ |
|
Стоимость проезда к месту |
||
ными за время нахождения в |
пути составляет, |
по нашим под |
счетам, в среднем около 30 руб. на каждого слушателя. Таким образом, общая сумма затрат на повышение квалификации ра ботника в зависимости от его образования составляет от 220 до 260 руб. в месяц.
На основе этих данных создается возможность определения общей суммы средстз, которые необходимо ежегодно выделять на повышение квалификации того или иного количества спе циалистов в целлюлозно-бумажной промышленности.
1 В литературе в ряде случаев затраты на подготовку кадров сравнивают с капитальными вложениями в новое строительство. Если исходить из этой аналогии, то затраты на повышение квалификации кадров можно считать аналогичными затратам на капитальный ремонт и модернизацию обору дования.
104
5.РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
►На целлюлозно-бумажные предприятия ежегодно направля ется несколько тысяч молодых специалистов. Молодые специа листы — это основной источник восполнения убыли с предпри ятий квалифицированных кадров. Особенностью молодых спе
циалистов является то, что они еще не обладают необходимым практическим и особенно жизненным опытом. Отсюда вытекают
и особенности в работе |
с |
ними. |
В зависимости от того, |
в какие условия с первых дней пре |
|
бывания на предприятии |
попадает молодой специалист, какое |
внимание ему уделяется, формируется его отношение к данному предприятию, к выполнению возложенных на него обязанно стей. От этого зависит его производственная и общественная ак- / тивность.
Многие предприятия целлюлозно-бумажной промышленно сти придают работе с молодыми специалистами важное значе ние. Однако в целом работа с ними находится еще на недоста точном уровне и требует дальнейшего совершествования. Об имеющихся упущениях в работе с молодыми специалистами свидетельствуют приводимые ниже данные анкетного опроса молодых специалистов, работающих на ряде целлюлозно-бу мажных предприятий и в организациях отрасли (табл1. 17—18).
Отношение специалиста к месту своего назначения
По истечении 3-х лет останутся работать по месту распределения
Сменят место работы Не дали определенного ответа
Ит ог о : . . .
|
Т а б л и ц а 17 |
Число опрошенных, % |
|
специалистов с |
специалистов со |
средним специ |
|
высшим образо |
альным образова |
ванием |
нием |
46,2 |
31,3 |
25,6 |
18,7 |
28,2 |
50,0 |
100,0 |
100,0 |
Как видим, лишь 7з молодых специалистов со средним спе циальным образованием и менее половины специалистов с выс шим образованием выразили свое желание продолжить работу по месту своего распределения. Основные мотивы, побуждающие молодого специалиста сменить должность и место работы, это от сутствие нормальных жилищных условий, перспектив роста и неудовлетворенность своей работой. Однако выявилось и дру гое: почти все молодые специалисты, которые после окончания учебного заведения вернулись на работу по месту своего
105
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
|
|
Число опрошенных, % |
|
Мотивы предстоящего ухода на другую работу |
специалистов с |
специалистов со |
||
средним специ |
||||
|
|
|
высшим образо |
альным образова |
|
|
|
ванием |
нием |
Отсутствие прспектив роста |
14,3 |
33,4 |
||
Продолжение |
учебы |
9,5 |
16,6 |
|
По семейным обстоятельствам |
9,5 |
— |
||
Из-за отсутствия нормальных жилищных |
23,8 |
16,6 |
||
условий |
|
|
||
Не нравится работа |
23,8 |
33,4 |
||
Низкая |
зарплата |
9,5 |
— |
|
Живет |
далеко |
от дома |
4,8 |
— |
Скучно |
|
|
4,8 |
— |
|
И т о г о : |
100,0 |
100,0 |
рождения, высказали желание остаться работать на этом же предприятии.
Из общего числа опрошенных перспективу свего роста видят менее 50% молодых специалистов. Особенно низок процент по ложительных ответов на поставленный вопрос у специалистов со средним специальным образованием (техников). Использова ние некоторой части техников на рабочих местах в первые годы после окончания учебного заведения дает повод для появления у них сомнений в отношении перспектив роста на производстве. Лишь постоянная работа с молодыми специалистами, показ на конкретных примерах роста молодых инженеров и техников мо жет рассеять такие сомнения и развить их активную деятель ность.
Важную роль в этом деле призваны сыграть советы молодых специалистов. Советы должны проводить мероприятия по оказа нию помощи молодым специалистам в освоении ими производ ства и в скорейшем приобретении практических навыков; при-
'влекать их к работе в научно-технических обществах.
Советы должны проводить работу по мобилизации молодых специалистов на активную пропаганду технических и экономи ческих знаний среди трудящихся и молодежи. Важной стороной деятельности совета должна быть забота о повышении молоды ми специалистами своих идейно-теоретических знаний. В центре его внимания должны находиться также вопросы быта и отдыха молодых специалистов.
Оправдывает себя и такая форма работы с молодыми специ алистами, как прикрепление к молодому специалисту в качест ве руководителя квалифицированного работника.
106
Есть и другие формы работы. Но все они должны в конечном счете помогать молодым специалистам быстрее освоиться, обре сти веру в себя, с первых же дней включиться в большую жизнь трудового коллектива.
Г Л А В А VI
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Процесс создания и совершенствования организации управ ления в целлюлозно-бумажной промышленности отражает об щие принципы и закономерности, присущие всей советской про мышленности. Этот процесс на каждом этапе имел целью найти такие организационные формы, которые наиболее полно соответ ствовали бы достигнутому уровню развития отрасли. Вместе с тем в целлюлозно-бумажной промышленности он имел и свои особенности. На протяжении многих лет целлюлозно-бумажная промышленность включалась в число подотраслей лесной, бу мажной и деревообрабатывающей промышленности. Это обстоя тельство налагало свой отпечаток как на общее состояние и раз витие отрасли, так и на организацию управления ею.
Указом Преизидума Верховного Совета СССР от 11 июня 1968 г. создано общесоюзное Министерство целлюлозно-бумаж
ной промышленности. Оно объединяет |
около 200 |
предприятий, |
||
на которых занято 260 тыс. человек. |
|
|
||
Главные задачи и функции, которые должно решать Мини |
||||
стерство |
целлюлозно-бумажной промышленности, |
определены |
||
«Общим |
положением о министерствах СССР», утвержденным |
|||
постановлением Совета |
Министров СССР № 640 |
от 10 июля |
||
1967 г.1. |
|
Положением |
Минбумпром СССР при |
|
В соответстии с этим |
зван обеспечивать: выполнение всеми предприятиями отрасли заданий государственного плана по производству высококачест венной продукции для нужд народного хозяйства и населения; рациональное использование капитальных вложений, повыше ние их эффективности, своевременный ввод в действие производ ственных мощностей и освоение их в установленные сроки; про ведение единой технической политики и достижение высокого технико-экономического уровня производства.
Министерство обеспечивает предприятия и организации, от расли квалифицированными кадрами работников и осуществля ет контроль за правильным их использованием; проводит меро приятия по улучшению организации труда в промышленности. На министерство возложена ответственность за материальнотехническое снабжение подведомственных ему предприятий
1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам
(1917—1967 гг.)». Т. 6. М., 1968, с. 494—506.
1 0 7
и организаций. Оно определяет потребность предприятий в ма териалах и оборудовании, распределяет выделенные фонды по
потребителям, осуществляет контроль за |
реализацией |
фондов |
|
и решает многие другие задачи. |
созданы |
управления: |
проек |
В составе Минбумпрома СССР |
тирования и капитального строительства, материально-техниче ского снабжения, производственное, техническое и планово-эко номическое.
Наиболее важные вопросы развития промышленности, воп росы практического руководства предприятиями, подбора и ис пользования кадров рассматриваются на заседаниях коллегии Минбумпрома СССР.
На правах совещательного органа в Министерстве создан и действует научно-технический совет, основными задачами ко торого является разработка рекомендаций в области техниче ской и экономической политики и основных направлений науч ных исследований в отрасли.
Руководство целлюлозно-бумажными предприятиями, распо ложенными на территории РСФСР, до последнего времени осу ществлялось: Главным управлением целлюлозно-бумажной промышленности западных районов (Главзапбумпром); Глав ным управлением целлюлозно-бумажной промышленности вос точных районов (Главвостбумпром); Главным управлением цел люлозно-бумажной промышленности центральных районов (Главцентробумпром); Главным управлением картонно-бумаж ными предприятиями (Главкартонбумпром) и производственным объединением Сахалинбумпром.
Для руководства предприятиями целлюлозно-бумажной про мышленности в союзных республиках созданы союзные произ
водственные |
объединения: |
белорусское — Союзбелбумпром, |
литовское — Союзлитбумпром, |
латвийское — Союзлатбумпром, |
|
а также украинский союзный |
трест — Союзукрбумпром. |
|
Создание |
Министерства целлюлозно-бумажной промышлен |
ности безусловно является одним из важнейших мероприятий последнего времени по улучшению руководства данной отрас лью. Однако процесс совершенствования руководства данной от раслью нельзя считать на этом законченным. Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС призвал все министерства как мож но скорее овладеть научно обоснованными методами управления, действенного и гибкого руководства соответствующей отраслью, стать главными организаторами борьбы за научно-технический прогресс, рост эффективности производства и капитального строительства1. Эти указания ЦК для Министерства целлюлознобумажной промышленности как для вновь созданного министер ства имеют особое значение.
Совершенствование отраслевого управления, как и управле
ния всем |
народным хозяйством в |
целом, является процессом |
1 См. |
«Правда». 1970, 13 января, |
с. 1. |
108