Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
что оно обеспечивает более рациональное использование госу дарственных средств. Дело в том, что подготовка инженера для целлюлозно-бумажной промышленности обходится государству при дневной форме обучения в 7,5 тыс. руб., а подготовка тех ника — в 2,9 тыс. руб. [7]. Следовательно, использование инже нера на тех должностях, где с успехом может работать техник, экономически явно невыгодно.
Для работников управления и, прежде всего, руководящих кадров наряду с наличием специального образования важное значение имеет практический опыт работы. «Искусство управле ния,— писал В. И. Ленин,— не прирожденно людям, а дается опытом»1. Опыт же накапливается постепенно.
Практический опыт оценивается обычно общим стажем рабо ты и стажем работы по специальности. Общий стаж слагается, как известно, из времени работы на должностях технического, экономического и административного характера независимо от ведомства, предприятия и специальности. Стаж работы по спе циальности — это продолжительность работы по той специаль ности, к которой относится данная должность. Например, для начальника отдела труда и заработной платы работой по спе циальности считается работа нормировщиком, инженером по тру ду, в лаборатории НОТ, заместителем начальника отдела труда и заработной платы.
Государственным комитетом Совета Министров СССР по воп росам труда и заработной платы в 1972 г. издан утвержденный «Квалификационный справочник должностей служащих» [8], в котором по большинству должностей указано, каким обра зованием и каким стажем должен располагать работник, зани мающий данную должность. Этот справочник окажет сущест венную помощь в более рациональной расстановке и исполь зовании специалистов на промышленных предприятиях, хотя в нем, к сожалению, нет четкого разграничения понятий общего стажа и стажа работы по специальности.
На базе типового «Квалификационного справочника долж ностей служащих» целесообразно разработать отраслевые ква лификационные справочники с отражением в них специфиче ских особенностей к а ж д о й о т р а с л и промышленности.
В связи с возникновением и развитием в промышленности но вых форм организации производства — производственных объ единений встает вопрос о том, каким квалификационным тре бованиям должны отвечать их руководящие работники. Для правильного решения этого вопроса требуются специальные, глу бокие исследования. Несомненно, что квалификационные требо вания к работникам объединений должны быть более высокие, чем к работникам предприятий традиционного типа. Можно указать в этой связи на опыт легкой промышленности, где к ра ботникам, занимающим должности генерального директора про
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 36, с. 177.
изводственного объединения и его заместителей, определены сле дующие требования [18, с. 83]:
Наименование |
квалификационных |
|
Уровень |
требований |
|||
|
требований |
|
|
|
|
||
О бразование.......................... . |
. |
высшее |
инженерное или экономическое |
||||
Стаж |
работы |
на |
руководящих |
не менее 5 лет |
|
||
д о л ж н о с т я х ..................................... |
|
|
|
||||
Уровень |
управленческих знаний |
кандидатский минимум по специаль |
|||||
|
|
|
|
|
ности |
«Организация управления народ |
|
|
|
|
|
|
ным хозяйством» с оценкой «отлично» |
||
|
|
|
|
|
или «хорошо» |
|
|
Уровень |
научной |
подготовки . |
|
кандидат наук |
|
||
Принципиально новое |
в перечисленных |
требованиях — это |
|||||
наличие у руководителей |
н а у ч н о й |
подготовки в области уп |
|||||
равления производством. |
|
|
|
|
В целлюлозно-бумажной промышленности подобные квалифи кационные требования целесообразно установить не только к ру ководящим работникам производственных объединений, но и к руководящим работникам лесопромышленных комплексов,
которые по своей организационной структуре весьма |
близки |
к производственным объединениям. |
служа |
По «Квалификационному справочнику должностей |
щих» не предусмотрено по существу ни одной должности, кото рая могла бы замещаться лицами, не имеющими специального образования.
В ЦБП на должностях ИТР и служащих занято примерно 25% лиц, не имеющих специального образования. В нашем зако нодательстве нет такого положения, что отсутствие диплома яв ляется основанием для освобождения работника от занимаемой должности. Это дает право работникам без диплома занимать должности ИТР и служащих.
Однако есть и другое положение. Работники, занимающие должности ИТР и служащих, должны периодически проходить переаттестацию. Особое значение переаттестация имеет для практиков. Если в результате переаттестации практик покажет, что он непригоден к занимаемой должности, то вопрос, естест венно, решается не в его пользу. Отсюда вывод: все работники управления должны непрерывно повышать и совершенствовать свои знания.
На многих предприятиях повышение образования стимули руется экономически: при начислении вознаграждения по ре зультатам работы за год лицам, обучающимся vбез отрыва от производства в школе, в техникуме или вузе, устанавливается надбавка в размере 10% по сравнению с остальными работни ками.
96
Некоторые предприятия применяют другой вариант стиму лирования образования. Например, на Светогорском ЦБК при выплате вознаграждения ИТР и служащим по итогам года учи тывается уровень их специальной подготовки. Шкала для начис ления суммы вознаграждения на этом комбинате показана в табл. 15
Т а б л и ц а 15
|
|
|
|
Коэффициент для начисления вознаграждения по |
||||
Группы ИТР и служащих |
итогам за год при непрерывном стаже, лет |
|||||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
от 2 до 3 |
от 3 до'5 |
от 5 до 8 |
от 8 до 12 |
свыше 12 |
|
|
|
|
|
|
■ |
|
|
ИТР и служащие, имею |
|
|
|
|
||||
щие |
высшее |
или среднее |
|
|
|
|
||
специальное |
образование |
0,22 |
0,45 |
0,78 |
0,9 |
1,0 |
||
ИТР |
и |
служащие, |
не |
|
|
|
|
|
имеющие |
специального |
об |
0,45 |
0,55 |
0,67 |
0,78 |
||
разования |
|
|
0,17 |
3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
В современных условиях работы промышленности требова ния к подбору, расстановке и воспитанию кадров приобретают ряд новых черт. Раньше, когда деятельность предприятия регла ментировалась сверху большим числом показателей, указаний и распоряжений, работники производства свое основное внима ние направляли на своевременное и качественное выполнение полученного задания. Исполнительность была важнейшим каче ством работника. Теперь одной исполнительности недостаточно. При возросшей самостоятельности предприятий ожидание руко водящих указаний может привести к серьезным упущениям и нанести ущерб всей работе. Теперь стало особенно необходимо, чтобы любой руководитель не только имел глубокие и разно сторонние знания, но и отличался оперативностью и деловито стью, обладал чувством нового, постоянно проявлял творче скую инициативу. Соблюдение этих требований при подборе и расстановке кадров является важнейшей предпосылкой успеш ной работы каждого участка производства.
Развитию указанных качеств у работника можно содейство вать. За рубежом были проведены специальные исследования, на основе которых определены факторы, положительно и отри цательно влияющие на развитие новаторства и творческой ини циативы у работников. Установлено, что чрезмерное количество правил, руководящих указаний и предписаний оказывает отри цательное воздействие на инициативу и новаторство, особенно когда указания, инструкции и предписания изложены в пись менном виде. С другой стороны, выяснилось, что наиболее
7 А. П. Иванов |
97 |
эффективными оказались те работники, которые склонны нару шать установленные для них правила и предписания. И, наобо рот, работники, вооруженные толстыми наставлениями, обычно хуже приспосабливаются к изменяющимся условиям.
И еще два обстоятельства следует учитывать, если мы хотим развивать творческую активность у работников. Это, во-первых,
то, что новаторство предполагает определенную |
степень риска |
и, во-вторых, новаторское ведение дел должно |
соответственно |
поощряться (как морально, так и материально). |
|
Важным стимулом теоретического и квалификационного роста работника и развития его инициативы должно быть систе матическое продвижение его по службе. Работник должен твер до знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательно му периодическому рассмотрению, однако результат решения этого вопроса будет зависеть во многом от того, как он в течение истекшего периода повышал свою квалификацию, насколько был активным.
Продвижение работника может осуществляться в следующих формах: перемещением в рамках той же должностной катего рии и размеров зарплаты, но с изменением выполняемых функ
ций; |
повышением заработной платы без повышения в должно |
||
сти ; |
продвижением его по |
ступеням должностной |
лест |
ницы. |
|
целесообразна прежде |
всего |
Первая форма продвижения |
в работе с молодыми кадрами, только начинающими свою дея тельность. Расширение их функций и полномочий укрепляет уверенность молодых работников в себе, является стимулом для развития их активности и инициативы. Вторая и третья формы продвижения характерны для работников, накопивших значи тельный опыт в работе, способных самостоятельно решать серь езные производственные задачи. Основой для практического осуществления второй формы продвижения служит предостав ленное предприятиям право устанавливать высококвалифициро ванным мастерам и другим инженерно-техническим работникам надбавки к заработной плате в размере до 30% должностного оклада (п. 83 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии)1. С целью стимулирования по стоянного повышения работниками своего квалифицированного уровня на многих предприятиях целлюлозно-бумажной про мышленности введен ежегодный пересмотр установленных ин женерно-техническим работникам таких надбавок.
Следует отметить, что и третья форма продвижения работни ков на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности имеет широкое применение. Проведенное сотрудниками кафед ры экономики, организации и планирования производства Ле нинградского технологического института ЦБП обследование
1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам
(1917—1967 гг.)». Т. 5, М., 1968, с. 710.
,98
показало, что из общего числа молодых специалистов свыше 20% уже в течение первых 3 лет получают назначение на пред приятиях на руководящие и ответственные должности (началь ников цехов и отделов, заместителей начальников, начальников участков, ст. мастеров и т, п.).
Как пример можно привести интересную систему выявления талантливых и способных специалистов и их перемещения, раз работанную Львовским производственно-техническим объедине нием «Электрон», получившую название «Пульсар». В одном из отделов этого объединения все специалисты разделены по долж ностным уровням на пять групп. Для каждой группы преду смотрена обязательная замена части работников, при которой слабые работники более высокого должностного уровня заменя ются более сильными работниками нижестоящей должностной группы. Определение лучших и худших работников проводится специальными инженерами-экспертами по напряженности и ка честву труда, по их вкладу в развитие производства. За каждую работу, выполненную инженером, эксперты начисляют баллы. Итоги работы подводятся ежемесячно и вывешиваются для все общего обозрения. По итогам работы за год проводятся переме щения работников. Уже на первом этапе внедрение рассмотрен ной системы повысило производительность труда в отделе не менее чем на 20%, что равнозначно условному высвобождению
27 работников [18,с. 112—113].
Таким образом, форм работы с кадрами много и они весьма различны по своему содержанию. Искусством руководителя яв ляется правильный выбор их для решения той или иной конк ретной задачи.
4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
ВЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Вкаждой отрасли промышленности постоянно происходят изменения в технике, технологии и экономике производства,
причем на современном этапе эти изменения совершаются в ус коренном темпе. И чтобы инженерно-технический работник, ру ководитель производства не отставал от научно-технического прогресса, он должен постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию.
Вопросам повышения квалификации руководящих и инже нерно-технических кадров в нашей стране придается общегосу
дарственное значение. Партией |
и правительством |
осуществлен |
|
ряд конкретных |
мероприятий |
в указанном |
направлении. |
. В 1927 г. с целью повышения квалификации лиц, |
работающих |
||
в промышленности |
в качестве |
административного |
и руководя |
щего персонала фабрик, заводов и их объединений, была созда на Академия по подготовке высшего командного состава
99