Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что оно обеспечивает более рациональное использование госу­ дарственных средств. Дело в том, что подготовка инженера для целлюлозно-бумажной промышленности обходится государству при дневной форме обучения в 7,5 тыс. руб., а подготовка тех­ ника — в 2,9 тыс. руб. [7]. Следовательно, использование инже­ нера на тех должностях, где с успехом может работать техник, экономически явно невыгодно.

Для работников управления и, прежде всего, руководящих кадров наряду с наличием специального образования важное значение имеет практический опыт работы. «Искусство управле­ ния,— писал В. И. Ленин,— не прирожденно людям, а дается опытом»1. Опыт же накапливается постепенно.

Практический опыт оценивается обычно общим стажем рабо­ ты и стажем работы по специальности. Общий стаж слагается, как известно, из времени работы на должностях технического, экономического и административного характера независимо от ведомства, предприятия и специальности. Стаж работы по спе­ циальности — это продолжительность работы по той специаль­ ности, к которой относится данная должность. Например, для начальника отдела труда и заработной платы работой по спе­ циальности считается работа нормировщиком, инженером по тру­ ду, в лаборатории НОТ, заместителем начальника отдела труда и заработной платы.

Государственным комитетом Совета Министров СССР по воп­ росам труда и заработной платы в 1972 г. издан утвержденный «Квалификационный справочник должностей служащих» [8], в котором по большинству должностей указано, каким обра­ зованием и каким стажем должен располагать работник, зани­ мающий данную должность. Этот справочник окажет сущест­ венную помощь в более рациональной расстановке и исполь­ зовании специалистов на промышленных предприятиях, хотя в нем, к сожалению, нет четкого разграничения понятий общего стажа и стажа работы по специальности.

На базе типового «Квалификационного справочника долж­ ностей служащих» целесообразно разработать отраслевые ква­ лификационные справочники с отражением в них специфиче­ ских особенностей к а ж д о й о т р а с л и промышленности.

В связи с возникновением и развитием в промышленности но­ вых форм организации производства — производственных объ­ единений встает вопрос о том, каким квалификационным тре­ бованиям должны отвечать их руководящие работники. Для правильного решения этого вопроса требуются специальные, глу­ бокие исследования. Несомненно, что квалификационные требо­ вания к работникам объединений должны быть более высокие, чем к работникам предприятий традиционного типа. Можно указать в этой связи на опыт легкой промышленности, где к ра­ ботникам, занимающим должности генерального директора про­

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 36, с. 177.


изводственного объединения и его заместителей, определены сле­ дующие требования [18, с. 83]:

Наименование

квалификационных

 

Уровень

требований

 

требований

 

 

 

 

О бразование.......................... .

.

высшее

инженерное или экономическое

Стаж

работы

на

руководящих

не менее 5 лет

 

д о л ж н о с т я х .....................................

 

 

 

Уровень

управленческих знаний

кандидатский минимум по специаль­

 

 

 

 

 

ности

«Организация управления народ­

 

 

 

 

 

ным хозяйством» с оценкой «отлично»

 

 

 

 

 

или «хорошо»

 

Уровень

научной

подготовки .

 

кандидат наук

 

Принципиально новое

в перечисленных

требованиях — это

наличие у руководителей

н а у ч н о й

подготовки в области уп­

равления производством.

 

 

 

 

В целлюлозно-бумажной промышленности подобные квалифи­ кационные требования целесообразно установить не только к ру­ ководящим работникам производственных объединений, но и к руководящим работникам лесопромышленных комплексов,

которые по своей организационной структуре весьма

близки

к производственным объединениям.

служа­

По «Квалификационному справочнику должностей

щих» не предусмотрено по существу ни одной должности, кото­ рая могла бы замещаться лицами, не имеющими специального образования.

В ЦБП на должностях ИТР и служащих занято примерно 25% лиц, не имеющих специального образования. В нашем зако­ нодательстве нет такого положения, что отсутствие диплома яв­ ляется основанием для освобождения работника от занимаемой должности. Это дает право работникам без диплома занимать должности ИТР и служащих.

Однако есть и другое положение. Работники, занимающие должности ИТР и служащих, должны периодически проходить переаттестацию. Особое значение переаттестация имеет для практиков. Если в результате переаттестации практик покажет, что он непригоден к занимаемой должности, то вопрос, естест­ венно, решается не в его пользу. Отсюда вывод: все работники управления должны непрерывно повышать и совершенствовать свои знания.

На многих предприятиях повышение образования стимули­ руется экономически: при начислении вознаграждения по ре­ зультатам работы за год лицам, обучающимся vбез отрыва от производства в школе, в техникуме или вузе, устанавливается надбавка в размере 10% по сравнению с остальными работни­ ками.

96


Некоторые предприятия применяют другой вариант стиму­ лирования образования. Например, на Светогорском ЦБК при выплате вознаграждения ИТР и служащим по итогам года учи­ тывается уровень их специальной подготовки. Шкала для начис­ ления суммы вознаграждения на этом комбинате показана в табл. 15

Т а б л и ц а 15

 

 

 

 

Коэффициент для начисления вознаграждения по

Группы ИТР и служащих

итогам за год при непрерывном стаже, лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от 2 до 3

от 3 до'5

от 5 до 8

от 8 до 12

свыше 12

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТР и служащие, имею­

 

 

 

 

щие

высшее

или среднее

 

 

 

 

специальное

образование

0,22

0,45

0,78

0,9

1,0

ИТР

и

служащие,

не

 

 

 

 

имеющие

специального

об­

0,45

0,55

0,67

0,78

разования

 

 

0,17

3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ

В современных условиях работы промышленности требова­ ния к подбору, расстановке и воспитанию кадров приобретают ряд новых черт. Раньше, когда деятельность предприятия регла­ ментировалась сверху большим числом показателей, указаний и распоряжений, работники производства свое основное внима­ ние направляли на своевременное и качественное выполнение полученного задания. Исполнительность была важнейшим каче­ ством работника. Теперь одной исполнительности недостаточно. При возросшей самостоятельности предприятий ожидание руко­ водящих указаний может привести к серьезным упущениям и нанести ущерб всей работе. Теперь стало особенно необходимо, чтобы любой руководитель не только имел глубокие и разно­ сторонние знания, но и отличался оперативностью и деловито­ стью, обладал чувством нового, постоянно проявлял творче­ скую инициативу. Соблюдение этих требований при подборе и расстановке кадров является важнейшей предпосылкой успеш­ ной работы каждого участка производства.

Развитию указанных качеств у работника можно содейство­ вать. За рубежом были проведены специальные исследования, на основе которых определены факторы, положительно и отри­ цательно влияющие на развитие новаторства и творческой ини­ циативы у работников. Установлено, что чрезмерное количество правил, руководящих указаний и предписаний оказывает отри­ цательное воздействие на инициативу и новаторство, особенно когда указания, инструкции и предписания изложены в пись­ менном виде. С другой стороны, выяснилось, что наиболее

7 А. П. Иванов

97


эффективными оказались те работники, которые склонны нару­ шать установленные для них правила и предписания. И, наобо­ рот, работники, вооруженные толстыми наставлениями, обычно хуже приспосабливаются к изменяющимся условиям.

И еще два обстоятельства следует учитывать, если мы хотим развивать творческую активность у работников. Это, во-первых,

то, что новаторство предполагает определенную

степень риска

и, во-вторых, новаторское ведение дел должно

соответственно

поощряться (как морально, так и материально).

 

Важным стимулом теоретического и квалификационного роста работника и развития его инициативы должно быть систе­ матическое продвижение его по службе. Работник должен твер­ до знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательно­ му периодическому рассмотрению, однако результат решения этого вопроса будет зависеть во многом от того, как он в течение истекшего периода повышал свою квалификацию, насколько был активным.

Продвижение работника может осуществляться в следующих формах: перемещением в рамках той же должностной катего­ рии и размеров зарплаты, но с изменением выполняемых функ­

ций;

повышением заработной платы без повышения в должно­

сти ;

продвижением его по

ступеням должностной

лест­

ницы.

 

целесообразна прежде

всего

Первая форма продвижения

в работе с молодыми кадрами, только начинающими свою дея­ тельность. Расширение их функций и полномочий укрепляет уверенность молодых работников в себе, является стимулом для развития их активности и инициативы. Вторая и третья формы продвижения характерны для работников, накопивших значи­ тельный опыт в работе, способных самостоятельно решать серь­ езные производственные задачи. Основой для практического осуществления второй формы продвижения служит предостав­ ленное предприятиям право устанавливать высококвалифициро­ ванным мастерам и другим инженерно-техническим работникам надбавки к заработной плате в размере до 30% должностного оклада (п. 83 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии)1. С целью стимулирования по­ стоянного повышения работниками своего квалифицированного уровня на многих предприятиях целлюлозно-бумажной про­ мышленности введен ежегодный пересмотр установленных ин­ женерно-техническим работникам таких надбавок.

Следует отметить, что и третья форма продвижения работни­ ков на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности имеет широкое применение. Проведенное сотрудниками кафед­ ры экономики, организации и планирования производства Ле­ нинградского технологического института ЦБП обследование

1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам

(1917—1967 гг.)». Т. 5, М., 1968, с. 710.

,98


показало, что из общего числа молодых специалистов свыше 20% уже в течение первых 3 лет получают назначение на пред­ приятиях на руководящие и ответственные должности (началь­ ников цехов и отделов, заместителей начальников, начальников участков, ст. мастеров и т, п.).

Как пример можно привести интересную систему выявления талантливых и способных специалистов и их перемещения, раз­ работанную Львовским производственно-техническим объедине­ нием «Электрон», получившую название «Пульсар». В одном из отделов этого объединения все специалисты разделены по долж­ ностным уровням на пять групп. Для каждой группы преду­ смотрена обязательная замена части работников, при которой слабые работники более высокого должностного уровня заменя­ ются более сильными работниками нижестоящей должностной группы. Определение лучших и худших работников проводится специальными инженерами-экспертами по напряженности и ка­ честву труда, по их вкладу в развитие производства. За каждую работу, выполненную инженером, эксперты начисляют баллы. Итоги работы подводятся ежемесячно и вывешиваются для все­ общего обозрения. По итогам работы за год проводятся переме­ щения работников. Уже на первом этапе внедрение рассмотрен­ ной системы повысило производительность труда в отделе не менее чем на 20%, что равнозначно условному высвобождению

27 работников [18,с. 112—113].

Таким образом, форм работы с кадрами много и они весьма различны по своему содержанию. Искусством руководителя яв­ ляется правильный выбор их для решения той или иной конк­ ретной задачи.

4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ

ВЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Вкаждой отрасли промышленности постоянно происходят изменения в технике, технологии и экономике производства,

причем на современном этапе эти изменения совершаются в ус­ коренном темпе. И чтобы инженерно-технический работник, ру­ ководитель производства не отставал от научно-технического прогресса, он должен постоянно совершенствовать свои знания, повышать квалификацию.

Вопросам повышения квалификации руководящих и инже­ нерно-технических кадров в нашей стране придается общегосу­

дарственное значение. Партией

и правительством

осуществлен

ряд конкретных

мероприятий

в указанном

направлении.

. В 1927 г. с целью повышения квалификации лиц,

работающих

в промышленности

в качестве

административного

и руководя­

щего персонала фабрик, заводов и их объединений, была созда­ на Академия по подготовке высшего командного состава

99