Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
промышленности1. В начале 1930 г. было принято решение об организации филиалов Промышленной академии на местах
по важнейшим |
отраслям промышленности, а также |
о |
соз |
|||
дании |
широкой |
сети постоянно |
действующих |
краткосроч |
||
ных |
курсов со |
сроком обучения |
от 6 месяцев |
до |
1 |
го |
да21. |
|
|
|
|
|
|
В последующие годы система повышения квалификации кад ров получила дальнейшее развитие. В промышленности были созданы институты повышения квалификации. В частности, для повышения квалификации инженерно-технических работников лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про мышленности в 1938 г. в различных городах страны было соз дано пять таких институтов [24]. При этих институтах были также организованы курсы повышения квалификации хозяйст венников и ИТР с различными сроками обучения в зависимости от уровня образования работника. Например, курсы повышения квалификации для дипломированных инженеров-бумажников были рассчитаны на 3 месяца, курсы повышения квалификации начальников цехов и мастеров-практиков целлюлозно-бумажно го производства — на 5 месяцев и т. д. Но в конце 50-х годов масштабы повышения квалификации кадров значительно со кратились. На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС было признано необходимым восстановить ранее существовавшую и оправдавшую себя систему повышения квалификации руково дящих кадров. С этой целью 6 июня 1967 г. правительством было принято постановление «О совершенствовании системы по вышения квалификации руководящих работников и специали стов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли»3. Упомянутым постановлением определено, что глав ной задачей повышения квалификации работников является систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, эффективных методов планиро вания и экономического стимулирования, научной организации труда и управления с использованием вычислительной техники, средств механизации и автоматизации производственных про цессов и обмен передовым опытом работы. Таким образом, обу
чающийся должен |
получить |
программу |
действий |
в области |
||||
технического |
прогресса, научной |
организации производства |
||||||
по современным |
методам |
управления |
на |
ряд |
лет |
впе |
||
ред. |
съезде КПСС вновь была подчеркнута |
необходи |
||||||
На XXIV |
||||||||
мость «последовательно расширять и неуклонно |
улучшать |
сис |
||||||
тему подготовки и переподготовки |
кадров —организаторов |
про |
1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам
(1917—1967 гг)». Т. 1. |
М., 1967, с. 590. |
|||||
2 |
То |
же. |
Т. |
2, |
с. |
164—165. |
3 |
То |
же. |
Т. |
6, |
М., |
1968, с. 404—408. |
100
изводства на всех уровнях, включая высшие руководящие кадры1.
Повышение квалификации руководящих работников и спе циалистов осуществляется в институтах повышения квалифика ции, на факультетах повышения квалификации при вузе, на
курсах повышения квалификации |
с различными |
срока |
ми обучения с отрывом и без отрыва |
от производства. |
Число |
ежегодно повышающих квалификацию инженерно-технических работников и служащих по народному хозяйству СССР в целом превышает 3 млн. человек.
Непрерывно расширяются масштабы повышения квалифика ции й работников целлюлозно-бумажной промышленности. На созданном при Ленинградском технологическом институте ЦБП факультете повышения квалификации руководящих работников и специалистов ежегодно повышают свою квалификацию около 1,8 тыс. человек. В это число входят директора, главные инже неры предприятий и их заместители, главные механики и глав ные энергетики, начальники цехов, начальники отделов кадров
и отделов труда |
и заработной платы, технологи, экономисты, |
|
нормировщики и |
другие |
специалисты. |
В повышении квалификации кадров важную роль играет вы |
||
бор рациональных |
форм, |
методов и периодичность обучения. |
Методы обучения должны соответствовать профилю специали ста и выполняемой им работы. Не могут, например, быть одина ковыми методы обучения директоров предприятий и нормиров щиков. В процессе обучения руководящих кадров большое зна чение имеют обмен опытом управления, разборы практических ситуаций, изучение современных методов управления и научной организации производства.
Таким путем осуществляется подготовка руководящих кад ров в ряде стран Западной Европы, в частности во Франции, Англии, ФРГ, Бельгии, а также в США. В практике проведения занятий там получил распространение так называемый метод анализа конкретных ситуаций. Сущность его заключается в сле дующем. Обучающиеся ставятся в положение работников аппа рата управления предприятием, на котором сложилась опреде ленная ситуация. От них требуется принять соответствующее решение. Изучение ситуации способствует развитию аналитиче ских способностей работника, раскрывая в то же время наиболее
существенные пробелы в его знаниях. |
работников |
повышение |
|||||
Для |
всех инженерно-технических |
||||||
квалификации |
должно способствовать |
укреплению |
и |
дальней |
|||
шему развитию |
знаний, полученных |
ими в специальном учеб |
|||||
ном заведении |
и |
частично утраченных |
с течением |
времени. |
|||
Поэтому |
лекции |
и семинары — важная |
форма |
занятий со |
1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам
(1970—1972 гг.)». Т. 8. М., 1972, с. 416.
101
слушателями курсов и факультетов. Существенную роль играют также экскурсии на передовые предприятия отрасли.
Определенный опыт в работе со слушателями факультета по вышения квалификации накоплен в Ленинградском технологи ческом институте целлюлозно-бумажной промышленности. По вышение квалификации на факультете проводится по очно-за очной системе. За месяц до начала очного обучения на ФПК слушатель выполняет без отрыва от производства курсовую ра боту на тему: «Технико-экономический анализ деятельности производства» по тому участку, где он работает. Затем, в тече ние 3-х месяцев после окончания занятий на ФПК, он опять без отрыва от производства пишет выпускную работу «Разработ ка организационно-технических мероприятий по повышению технико-экономических показателей работы своего производ ства».
Выпускная работа призвана выполнить весьма важную роль. Она является не только средством контроля за усвоением лекци онного материала, но и призвана повысить творческую актив ность слушателей. С этой целью установлено, что в выпускной работе должны быть предложены мероприятия по улучшению показателей конкретного участка производства с подсчетом эко номического эффекта. И слушатели факультета повышения квалификации такие мероприятия предлагают. Так, например, в выпускных работах, выполненных ими только в первом полу годии 1973 года, предложены мероприятия, внедрение которых даст предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности го довую экономию свыше 6 млн. рублей. Представляется, что факт повышения квалификации и оценка, полученная слушателем за работу, должны играть существенную роль при его очередной переаттестации на предприятии.
До сих пор существуют различные мнения и о периодичности обучения в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации работников. Периодичность обучения кадров не может быть для всех отраслей производства одинаковой. Она предопределяется темпами развития производства, совершенст вованием его техники, технологии, экономики. В тех отраслях, промышленности, развитие которых идет ускоренными темпа ми, где существенные изменения в материально-технической базе происходят наиболее часто, повышение квалификации кад ров должно проводиться через более короткие промежутки вре мени, чем в остальных отраслях.
Рассмотрим в этой связи те изменения в экономике и орга низации производства, которые произошли за годы советской власти и которые требовали повышения квалификации руково дителей предприятий и экономистов (табл. 16).
Как видно из табл. 16, существенные изменения в экономи ке и организации производства происходили примерно через каждые 4 года. Подсчеты, проведенные аналогичным образом, показывают, что существенные изменения в технике и технологии
102
• - - . . „ л
Год
1918
1921
1927
1929
1931
1932
1946
1949
1952
1955
1957
1959
1965
1966
1971
1973
Т а б л и ц а 16
Содержание изменения в экономике и организации промышленного производства
Принятие Декрета о национализации крупнейших предприятий промышленности (в том числе лесопильной и деревообделочной)
Введение новой экономической политики
Начало перспективного планирования в промышленности. Раз работка первого пяти летнего плана развития промышленности на
1928—1932 гг.
Реорганизация управления промышленностью. Введение в уп равление принципа единоначалия
Начало внедрения в промышленности внутрипроизводственного хозяйственного расчета
Директивы XVII конференции ВКП(б) к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.). Изучение техники хозяйственными кадрами
Принятие Закона о пятилетием плане восстановления и разви тия народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.
Принятие постановления правительства о развитии механиза ции учета и вычислительных работ
Принятие Директив по пятому пятилетнему плану развития
СССР на 1951 —1955 гг.
Расширение прав директоров предприятий, повышение роли мастера и начальника участка на предприятии
Перестройка управления промышленностью по территориаль ному принципу
Утвэрждение XXI съездом КПСС контрольных цифр развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг.
Изменение системы органов управления промышленностью, пе ревод предприятий на новые условия планирования и экономиче ского стимулирования
Принятие XXIII съездом КПСС Директив по пятилетнему пла ну развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг.
Принятие XXIV съездом КПСС Директив по пятилетнему пла ну развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг.
Принятие ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» _____
целлюлозно-бумажного производства происходят через 5—6 лет. Все это служит основанием сделать вывод, что в целлюлозно-бу мажной промышленности повышение квалификации специали стов целесообразно возобновлять через 5 лет.
Установленными сроками определяются размеры повышения квалификации специалистов в каждой отрасли промышленно сти. Если, например, в целлюлозно-бумажной промышленности занято 25 тыс. специалистов и если исходить из того, что
1 0 3