Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

промышленности1. В начале 1930 г. было принято решение об организации филиалов Промышленной академии на местах

по важнейшим

отраслям промышленности, а также

о

соз­

дании

широкой

сети постоянно

действующих

краткосроч­

ных

курсов со

сроком обучения

от 6 месяцев

до

1

го­

да21.

 

 

 

 

 

 

В последующие годы система повышения квалификации кад­ ров получила дальнейшее развитие. В промышленности были созданы институты повышения квалификации. В частности, для повышения квалификации инженерно-технических работников лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей про­ мышленности в 1938 г. в различных городах страны было соз­ дано пять таких институтов [24]. При этих институтах были также организованы курсы повышения квалификации хозяйст­ венников и ИТР с различными сроками обучения в зависимости от уровня образования работника. Например, курсы повышения квалификации для дипломированных инженеров-бумажников были рассчитаны на 3 месяца, курсы повышения квалификации начальников цехов и мастеров-практиков целлюлозно-бумажно­ го производства — на 5 месяцев и т. д. Но в конце 50-х годов масштабы повышения квалификации кадров значительно со­ кратились. На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС было признано необходимым восстановить ранее существовавшую и оправдавшую себя систему повышения квалификации руково­ дящих кадров. С этой целью 6 июня 1967 г. правительством было принято постановление «О совершенствовании системы по­ вышения квалификации руководящих работников и специали­ стов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли»3. Упомянутым постановлением определено, что глав­ ной задачей повышения квалификации работников является систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, эффективных методов планиро­ вания и экономического стимулирования, научной организации труда и управления с использованием вычислительной техники, средств механизации и автоматизации производственных про­ цессов и обмен передовым опытом работы. Таким образом, обу­

чающийся должен

получить

программу

действий

в области

технического

прогресса, научной

организации производства

по современным

методам

управления

на

ряд

лет

впе­

ред.

съезде КПСС вновь была подчеркнута

необходи­

На XXIV

мость «последовательно расширять и неуклонно

улучшать

сис­

тему подготовки и переподготовки

кадров —организаторов

про­

1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам

(1917—1967 гг)». Т. 1.

М., 1967, с. 590.

2

То

же.

Т.

2,

с.

164—165.

3

То

же.

Т.

6,

М.,

1968, с. 404—408.

100


изводства на всех уровнях, включая высшие руководящие кадры1.

Повышение квалификации руководящих работников и спе­ циалистов осуществляется в институтах повышения квалифика­ ции, на факультетах повышения квалификации при вузе, на

курсах повышения квалификации

с различными

срока­

ми обучения с отрывом и без отрыва

от производства.

Число

ежегодно повышающих квалификацию инженерно-технических работников и служащих по народному хозяйству СССР в целом превышает 3 млн. человек.

Непрерывно расширяются масштабы повышения квалифика­ ции й работников целлюлозно-бумажной промышленности. На созданном при Ленинградском технологическом институте ЦБП факультете повышения квалификации руководящих работников и специалистов ежегодно повышают свою квалификацию около 1,8 тыс. человек. В это число входят директора, главные инже­ неры предприятий и их заместители, главные механики и глав­ ные энергетики, начальники цехов, начальники отделов кадров

и отделов труда

и заработной платы, технологи, экономисты,

нормировщики и

другие

специалисты.

В повышении квалификации кадров важную роль играет вы­

бор рациональных

форм,

методов и периодичность обучения.

Методы обучения должны соответствовать профилю специали­ ста и выполняемой им работы. Не могут, например, быть одина­ ковыми методы обучения директоров предприятий и нормиров­ щиков. В процессе обучения руководящих кадров большое зна­ чение имеют обмен опытом управления, разборы практических ситуаций, изучение современных методов управления и научной организации производства.

Таким путем осуществляется подготовка руководящих кад­ ров в ряде стран Западной Европы, в частности во Франции, Англии, ФРГ, Бельгии, а также в США. В практике проведения занятий там получил распространение так называемый метод анализа конкретных ситуаций. Сущность его заключается в сле­ дующем. Обучающиеся ставятся в положение работников аппа­ рата управления предприятием, на котором сложилась опреде­ ленная ситуация. От них требуется принять соответствующее решение. Изучение ситуации способствует развитию аналитиче­ ских способностей работника, раскрывая в то же время наиболее

существенные пробелы в его знаниях.

работников

повышение

Для

всех инженерно-технических

квалификации

должно способствовать

укреплению

и

дальней­

шему развитию

знаний, полученных

ими в специальном учеб­

ном заведении

и

частично утраченных

с течением

времени.

Поэтому

лекции

и семинары — важная

форма

занятий со

1 См.: «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам

(1970—1972 гг.)». Т. 8. М., 1972, с. 416.

101


слушателями курсов и факультетов. Существенную роль играют также экскурсии на передовые предприятия отрасли.

Определенный опыт в работе со слушателями факультета по­ вышения квалификации накоплен в Ленинградском технологи­ ческом институте целлюлозно-бумажной промышленности. По­ вышение квалификации на факультете проводится по очно-за­ очной системе. За месяц до начала очного обучения на ФПК слушатель выполняет без отрыва от производства курсовую ра­ боту на тему: «Технико-экономический анализ деятельности производства» по тому участку, где он работает. Затем, в тече­ ние 3-х месяцев после окончания занятий на ФПК, он опять без отрыва от производства пишет выпускную работу «Разработ­ ка организационно-технических мероприятий по повышению технико-экономических показателей работы своего производ­ ства».

Выпускная работа призвана выполнить весьма важную роль. Она является не только средством контроля за усвоением лекци­ онного материала, но и призвана повысить творческую актив­ ность слушателей. С этой целью установлено, что в выпускной работе должны быть предложены мероприятия по улучшению показателей конкретного участка производства с подсчетом эко­ номического эффекта. И слушатели факультета повышения квалификации такие мероприятия предлагают. Так, например, в выпускных работах, выполненных ими только в первом полу­ годии 1973 года, предложены мероприятия, внедрение которых даст предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности го­ довую экономию свыше 6 млн. рублей. Представляется, что факт повышения квалификации и оценка, полученная слушателем за работу, должны играть существенную роль при его очередной переаттестации на предприятии.

До сих пор существуют различные мнения и о периодичности обучения в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации работников. Периодичность обучения кадров не может быть для всех отраслей производства одинаковой. Она предопределяется темпами развития производства, совершенст­ вованием его техники, технологии, экономики. В тех отраслях, промышленности, развитие которых идет ускоренными темпа­ ми, где существенные изменения в материально-технической базе происходят наиболее часто, повышение квалификации кад­ ров должно проводиться через более короткие промежутки вре­ мени, чем в остальных отраслях.

Рассмотрим в этой связи те изменения в экономике и орга­ низации производства, которые произошли за годы советской власти и которые требовали повышения квалификации руково­ дителей предприятий и экономистов (табл. 16).

Как видно из табл. 16, существенные изменения в экономи­ ке и организации производства происходили примерно через каждые 4 года. Подсчеты, проведенные аналогичным образом, показывают, что существенные изменения в технике и технологии

102

• - - . . „ л



Год

1918

1921

1927

1929

1931

1932

1946

1949

1952

1955

1957

1959

1965

1966

1971

1973

Т а б л и ц а 16

Содержание изменения в экономике и организации промышленного производства

Принятие Декрета о национализации крупнейших предприятий промышленности (в том числе лесопильной и деревообделочной)

Введение новой экономической политики

Начало перспективного планирования в промышленности. Раз­ работка первого пяти летнего плана развития промышленности на

1928—1932 гг.

Реорганизация управления промышленностью. Введение в уп­ равление принципа единоначалия

Начало внедрения в промышленности внутрипроизводственного хозяйственного расчета

Директивы XVII конференции ВКП(б) к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.). Изучение техники хозяйственными кадрами

Принятие Закона о пятилетием плане восстановления и разви­ тия народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.

Принятие постановления правительства о развитии механиза­ ции учета и вычислительных работ

Принятие Директив по пятому пятилетнему плану развития

СССР на 1951 —1955 гг.

Расширение прав директоров предприятий, повышение роли мастера и начальника участка на предприятии

Перестройка управления промышленностью по территориаль­ ному принципу

Утвэрждение XXI съездом КПСС контрольных цифр развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг.

Изменение системы органов управления промышленностью, пе­ ревод предприятий на новые условия планирования и экономиче­ ского стимулирования

Принятие XXIII съездом КПСС Директив по пятилетнему пла­ ну развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг.

Принятие XXIV съездом КПСС Директив по пятилетнему пла­ ну развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг.

Принятие ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановления «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» _____

целлюлозно-бумажного производства происходят через 5—6 лет. Все это служит основанием сделать вывод, что в целлюлозно-бу­ мажной промышленности повышение квалификации специали­ стов целесообразно возобновлять через 5 лет.

Установленными сроками определяются размеры повышения квалификации специалистов в каждой отрасли промышленно­ сти. Если, например, в целлюлозно-бумажной промышленности занято 25 тыс. специалистов и если исходить из того, что

1 0 3