Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Целевая функция L = 14,3.
Продолжая оптимизацию нового опорного плана тем же методом лестницы, найдем, что отрицательные значения AL дает введение перевозок x3i и х32. В самом деле, соответствующие вспомогатель ные матрицы и величины AL определятся следующим образом:
ТОII р
— 1
<Пз = |
0,2 |
|
+ |
1 |
|
с2з = |
0,3 |
С25 = 0,7 |
— 1 |
+ 1 |
О |
ю. о |
II СО |
с35 = 0,8
|
|
+ 1 |
|
|
|
|
— 1 |
|
ДLai = |
- |
1 -0 ,4 + 1 - 0 ,2 - |
1 -0,3+ 1 -0,7 + 1 - 0 ,5 - |
1 -0 ,8 = |
- 0 ,1 . |
|||
|
|
с 12 = 0,1 С1з = |
0,2 |
|
|
|
|
|
|
|
— 1 |
+ |
1 |
|
|
|
|
|
|
с2з = |
0,3 |
с25 = |
0 ,7 |
|
|
|
|
|
|
— 1 |
+ |
1 |
|
|
|
|
|
Сз2 = 0,2 |
|
|
с35 = |
0 ,8 |
|
|
|
|
+ 1 |
|
|
— 1 |
|
|
|
Д132= |
- |
1 - 0 ,1 + 1 -0 ,2 - |
1 -0,3+ 1 -0,7 + 1 - 0 ,2 - |
1-0,8 = |
- 0 ,1 . |
Поскольку AL31=AL32= —0,1, можно выбирать между х31 и х32. Примем, например, перевозку лщ и составим новый опорный план. Введем в клетку (3.1) перевозку, соответствующую наименьшему из чисел, записанных в опорном плане в клетках, где во вспомога тельной матрице для исчисления AL3[ стояли (— 1). Это число х35 = 3.
86
Переставляя число 3 в соответствии со вспомогательной матри цей для A L 31, получим новый опорный план:
1
0
3
II
5 |
4 |
0 |
0 |
= 10 |
0 |
3 |
0 |
9 |
0-2 —12 |
0 |
0 |
9 |
0 |
а3 = 1 2 |
*2 = 5 |
*з = 7 |
* 4 = 9 |
* 5 = 9 |
|
Целевая функция в данном случае составит
1 = 1 .0 ,4 + 5 -0 ,1 + 4 -0 ,2 + 3-0,3 + 9-0,7 + 3-0,5 + 9 -0 ,4 = 14,0.
Если вычислить величины А Ьц при последовательном внесении единичных перевозок в нулевые клетки этого опорного плана, то получим следующие результаты:
!> |
|
1--L |
0,6 — 1-0,4+1 |
0,5 — 1-0,4 |
= |
0,3; |
|||
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
l> |
сл |
II >— |
0,9 — 1 -0,2+1 |
0,3 — 1-0,7-= |
0,3; |
||||
A |
+ i = |
|
1 |
0,6 — 1-0,3+1 |
0,2 — 1-0,4 |
= 0,1; |
|||
Д-^22— |
1 • 0 ,4 - |
1-0,3 + 1 0 |
, 2 - 1-0,1 |
= |
0,2; |
||||
Д ^'2 4 = = |
1 |
0,5 — 1-0,3+1 |
0 |
, 2 - 1-0,4 |
+ |
1 -0,5 -1 0,4 =0,1; |
|||
Д-Дз2 ~ |
|
1 • 0 ,2 - |
1-0,5+1 |
0 |
, 4 - 1-0,1 |
= 0; |
|||
> С*-* со со |
II |
|
0 , 6 - |
1-0,5 + 1 0 |
, 4 - 1-0,2 |
= 0,3; |
Д ^ 3 5 — |
1 •0 ,8 - 1-0,5 + 1•0 ,4 - 1-0,2 + |
1-0,3-1 •0,7 =0,1. |
Так как все величины A L ^ O , то ни одна из перестановок в пла |
||
не не даст уменьшения значения целевой |
функции (транспортных |
|
издержек). |
Следовательно, последний опорный план является оп |
|
тимальным. |
|
|
Приведем еще некоторые примеры на оптимизацию решений за
дач технико-экономического характера |
методами |
линейного |
про |
||||
граммирования. |
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е р |
1. Имеется т мест получения |
материалов |
(конструкций) с запа |
||||
сами Q1, Q2, |
Qu ..., Qm и качественными характеристиками материалов, |
выра |
|||||
жаемыми модулями деформации (упругости) |
Ей Е2, E i...... |
Ет. Имеется п объек |
|||||
тов работ с потребностью в материалах соответственно q\, |
q2, ..., qj...... qn. |
|
|||||
Подъездные пути к местам запасов материалов от каждого из объектов име |
|||||||
ют протяжение Ц}, а скорости движения по ним |
щ 3-. |
Требуется найти оптималь |
|||||
ный план перевозки материалов к объектам |
работ, |
характеризующийся |
мини |
||||
мальным объемом транспортной работы с учетом разного |
качества материалов. |
||||||
Потребность в материалах для каждого участка работ должна быть вначале |
|||||||
приведена к единому материалу (допустим, к материалу с |
самым низким |
моду |
87
лем). Такое приведение может быть сделано при сравнении равнопрочных (с рав ными эквивалентными модулями) конструкций дорожной одежды из разных име ющихся материалов.
|
Обозначим приведенные потребности в материалах через |
|
q{n^ >■• |
• > |
||
q |
, q *пр\ Аналогично должны быть выражены и запасы материалов Q[-np\ |
|||||
|
В целевой функции «стоимость» перевозки каждого из материалов должна |
|||||
быть определена также с учетом качества материала x ffiK |
Величина |
же |
|
|||
получается из соотношения |
= x tjk\uv\ где коэффициенты приведения k\up^ |
|||||
будут представлять собой отношения |
потребности в г-м материале к потребности |
|||||
в материале с минимальным |
модулем |
на единичный объем |
работ (например, |
на |
||
1 |
км). |
|
|
|
|
|
|
При характеристике транспортного процесса в тонно-километрах |
различие |
в |
скоростях движения на подъездных путях не учитывается. Поэтому целесо образно к показателю в тонно-километрах {^l{j X ^ p } дать коэффициент, учиты
вающий это различие. Коэффициент может быть принят в виде ” 1п , где цш|П—
i
минимальная из всех средних скоростей движения на подъездных путях. Тогда целевая функция, которую необходимо минимизировать,
т л + 1
j м ; ” -if -
1=1}=1 ;
при обычных для транспортной задачи ограничениях:
т п -и
|
|
2 <з("р) = 2 |
< р); |
|
|
(v .3 0 ) |
|
|
|
г - i |
j = 1 |
|
|
|
|
|
2 |
-*»yP) = Q / np); г' = |
1> 2 , . . |
., |
т\ |
(V .31) |
|
|
У“1 |
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
2 * # р) = |
;' = 1. 2 , . . . , |
п, |
п 4- 1; |
(V .32) |
||
|
1=1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
> 0. |
|
|
|
(V .33) |
Как видно из ограничений(V.30) |
и (V.31), аналогично решению предыдущей |
||||||
задачи |
вводится фиктивный (ге+1)-й объект |
с тем, чтобы получить ограничения |
|||||
в виде |
равенств вместо |
неравенств |
типа (V.2), (V.3). Решение |
задачи может |
быть проведено описанным выше методом, т. е. в два этапа: составлением на первом этапе опорного плана и улучшением его на втором этапе методом потен циалов или каким-либо другим.
П р и м е р |
2. Имеется п объектов работ, на которых одновременно |
должны |
|
вестись работы комплектами из т машин. Имеющиеся общие ресурсы |
машино- |
||
часов (машино-смен) ограничены и равны Ьи й2, ..., bj..... bm. Затраты |
машино- |
||
часов (машино-смен) на единичный объем работ на f-м объекте j -й |
машиной |
||
составляют а;,. |
Требуется распределить машины между |
объектами так, чтобы |
|
обеспечить наибольшую производительность отряда имеющихся машин. |
|||
Обозначим искомые объемы работ, выполняемые комплектами машин на |
|||
объектах, через |
xh хг, ..., xit ..., х п. Тогда ограничения |
в нашей задаче запи |
шутся следующим образом: |
|
|
|
|
|
|
а \\х \ |
+ Я|2*2 + |
•■•-+- a uxi + |
. . . |
+ |
a inxn < |
(V .34) |
0-21*1 |
4- 0-22X2 |
. . . + anXi + |
. . . |
+ |
а-2ПХп < *2! |
(V. 35) |
а т \х \ + а,т2Х2 + . . . 4- amiXi 4- • ■. 4- а тпх п ^ Ьт . |
(V .36) |
Производительность машины обратно пропорциональна затратам машин ного времени на единичный объем работ, поэтому вместо максимизации целевой функции для производительности можно минимизировать целевую функцию за трат машинного времени
т |
т |
т |
т |
L — х \ 2 a i Т" -*22 a i Т" •- ■"Т Х 12 |
+ •••+ ЛГЛ2 а V |
||
; = 1 |
7 = 1 |
7 = 1 |
7 = 1 |
или, что то же самое, минимизировать целевую функцию
тп
£ —=2 |
а : 2 |
x i- |
(V.37) |
7 = 1 |
1 = 1 |
|
|
При ограничениях (V.34) —(V.36) и условиях неотрицательности: |
|
||
x t > 0; г = 1, 2, |
3 ,..., п. |
(V.38) |
Данная задача может быть также решена стандартными иллюстрированны ми выше приемами линейного программирования.
Все приведенные примеры относились к так называемой транс портной задаче линейного программирования. Отличительной ее особенностью является необходимое наличие в любом плане зада чи (как опорном, так и последующих) т + п— 1 ненулевых перево зок, где п — число потребителей товаров. Как ясно из постановки транспортной задачи, общее число уравнений (ограничений) равно т + п (т ограничений по наличию материалов и п ограничений по потребности в них). Казалось бы, что и число неизвестных Xij, кото рое может быть найдено, должно равняться т + п. Однако это не так, ибо в постановке задачи используется одно условие, а именно
равенство |
общих |
запасов материалов общей потребности в них |
|
( 2 |
ai = h |
ЬЛ ■ |
Поэтому остается т + п— 1 независимых ограни- |
\ ( = 1 |
) = i |
/ |
|
чений и любой план задачи должен содержать точно т + п— 1 не нулевых перевозок.
При решении практических задач нередко возникают случаи, ког да план задачи (одно из решений) содержит меньше, чем т + п— 1 ненулевых переменных. Такие планы называются вырожденными. Иногда в одной и той же задаче в зависимости от выбранного мето да составления опорного плана он может оказаться невырожден ным или вырожденным. Покажем это на следующем примере.
В приводимой ниже матрице проставлены стоимостные характе ристики перевозок сц, а за полями матрицы — запасы материалов а; и потребности в них bj.
о II
0,1 |
0,2 |
0,6 |
0,9 |
= 10 тыс. м3 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
в2 = |
10 тыс. м3 |
0,5 |
0,2 |
0,6 |
0, 4 |
0,8 |
а 3 = |
12 тыс. м3 |
6, = 4 |
*2 = 5 |
* з = 5 |
*4 = 9 |
* 5 = 9 |
|
|
89