Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целевая функция L = 14,3.

Продолжая оптимизацию нового опорного плана тем же методом лестницы, найдем, что отрицательные значения AL дает введение перевозок x3i и х32. В самом деле, соответствующие вспомогатель­ ные матрицы и величины AL определятся следующим образом:

ТОII р

— 1

<Пз =

0,2

 

+

1

 

с2з =

0,3

С25 = 0,7

— 1

+ 1

О

ю. о

II СО

с35 = 0,8

 

 

+ 1

 

 

 

 

— 1

ДLai =

-

1 -0 ,4 + 1 - 0 ,2 -

1 -0,3+ 1 -0,7 + 1 - 0 ,5 -

1 -0 ,8 =

- 0 ,1 .

 

 

с 12 = 0,1 С1з =

0,2

 

 

 

 

 

 

— 1

+

1

 

 

 

 

 

 

с2з =

0,3

с25 =

0 ,7

 

 

 

 

 

— 1

+

1

 

 

 

 

Сз2 = 0,2

 

 

с35 =

0 ,8

 

 

 

 

+ 1

 

 

— 1

 

 

Д132=

-

1 - 0 ,1 + 1 -0 ,2 -

1 -0,3+ 1 -0,7 + 1 - 0 ,2 -

1-0,8 =

- 0 ,1 .

Поскольку AL31=AL32= —0,1, можно выбирать между х31 и х32. Примем, например, перевозку лщ и составим новый опорный план. Введем в клетку (3.1) перевозку, соответствующую наименьшему из чисел, записанных в опорном плане в клетках, где во вспомога­ тельной матрице для исчисления AL3[ стояли (— 1). Это число х35 = 3.

86


Переставляя число 3 в соответствии со вспомогательной матри­ цей для A L 31, получим новый опорный план:

1

0

3

II

5

4

0

0

= 10

0

3

0

9

0-2 —12

0

0

9

0

а3 = 1 2

*2 = 5

*з = 7

* 4 = 9

* 5 = 9

 

Целевая функция в данном случае составит

1 = 1 .0 ,4 + 5 -0 ,1 + 4 -0 ,2 + 3-0,3 + 9-0,7 + 3-0,5 + 9 -0 ,4 = 14,0.

Если вычислить величины А Ьц при последовательном внесении единичных перевозок в нулевые клетки этого опорного плана, то получим следующие результаты:

!>

 

1--L

0,6 1-0,4+1

0,5 — 1-0,4

=

0,3;

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

l>

сл

II >—

0,9 — 1 -0,2+1

0,3 — 1-0,7-=

0,3;

A

+ i =

 

1

0,6 — 1-0,3+1

0,2 — 1-0,4

= 0,1;

Д-^22—

1 • 0 ,4 -

1-0,3 + 1 0

, 2 - 1-0,1

=

0,2;

Д ^'2 4 = =

1

0,5 — 1-0,3+1

0

, 2 - 1-0,4

+

1 -0,5 -1 0,4 =0,1;

Д-Дз2 ~

 

1 • 0 ,2 -

1-0,5+1

0

, 4 - 1-0,1

= 0;

> С*-* со со

II

 

0 , 6 -

1-0,5 + 1 0

, 4 - 1-0,2

= 0,3;

Д ^ 3 5 —

1 •0 ,8 - 1-0,5 + 1•0 ,4 - 1-0,2 +

1-0,3-1 •0,7 =0,1.

Так как все величины A L ^ O , то ни одна из перестановок в пла­

не не даст уменьшения значения целевой

функции (транспортных

издержек).

Следовательно, последний опорный план является оп­

тимальным.

 

 

Приведем еще некоторые примеры на оптимизацию решений за­

дач технико-экономического характера

методами

линейного

про­

граммирования.

 

 

 

 

 

 

П р и м е р

1. Имеется т мест получения

материалов

(конструкций) с запа­

сами Q1, Q2,

Qu ..., Qm и качественными характеристиками материалов,

выра­

жаемыми модулями деформации (упругости)

Ей Е2, E i......

Ет. Имеется п объек­

тов работ с потребностью в материалах соответственно q\,

q2, ..., qj...... qn.

 

Подъездные пути к местам запасов материалов от каждого из объектов име­

ют протяжение Ц}, а скорости движения по ним

щ 3-.

Требуется найти оптималь­

ный план перевозки материалов к объектам

работ,

характеризующийся

мини­

мальным объемом транспортной работы с учетом разного

качества материалов.

Потребность в материалах для каждого участка работ должна быть вначале

приведена к единому материалу (допустим, к материалу с

самым низким

моду­

87


лем). Такое приведение может быть сделано при сравнении равнопрочных (с рав­ ными эквивалентными модулями) конструкций дорожной одежды из разных име­ ющихся материалов.

 

Обозначим приведенные потребности в материалах через

 

q{n^ >■

• >

q

, q *пр\ Аналогично должны быть выражены и запасы материалов Q[-np\

 

В целевой функции «стоимость» перевозки каждого из материалов должна

быть определена также с учетом качества материала x ffiK

Величина

же

 

получается из соотношения

= x tjk\uv\ где коэффициенты приведения k\up^

будут представлять собой отношения

потребности в г-м материале к потребности

в материале с минимальным

модулем

на единичный объем

работ (например,

на

1

км).

 

 

 

 

 

 

При характеристике транспортного процесса в тонно-километрах

различие

в

скоростях движения на подъездных путях не учитывается. Поэтому целесо­ образно к показателю в тонно-километрах {^l{j X ^ p } дать коэффициент, учиты­

вающий это различие. Коэффициент может быть принят в виде ” 1п , где цш|П—

i

минимальная из всех средних скоростей движения на подъездных путях. Тогда целевая функция, которую необходимо минимизировать,

т л + 1

j м ; ” -if -

1=1}=1 ;

при обычных для транспортной задачи ограничениях:

т п

 

 

2 <з("р) = 2

< р);

 

 

(v .3 0 )

 

 

г - i

j = 1

 

 

 

 

 

2

-*»yP) = Q / np); г' =

1> 2 , . .

.,

т\

(V .31)

 

У“1

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

2 * # р) =

;' = 1. 2 , . . . ,

п,

п 4- 1;

(V .32)

 

1=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

> 0.

 

 

 

(V .33)

Как видно из ограничений(V.30)

и (V.31), аналогично решению предыдущей

задачи

вводится фиктивный (ге+1)-й объект

с тем, чтобы получить ограничения

в виде

равенств вместо

неравенств

типа (V.2), (V.3). Решение

задачи может

быть проведено описанным выше методом, т. е. в два этапа: составлением на первом этапе опорного плана и улучшением его на втором этапе методом потен­ циалов или каким-либо другим.

П р и м е р

2. Имеется п объектов работ, на которых одновременно

должны

вестись работы комплектами из т машин. Имеющиеся общие ресурсы

машино-

часов (машино-смен) ограничены и равны Ьи й2, ..., bj..... bm. Затраты

машино-

часов (машино-смен) на единичный объем работ на f-м объекте j

машиной

составляют а;,.

Требуется распределить машины между

объектами так, чтобы

обеспечить наибольшую производительность отряда имеющихся машин.

Обозначим искомые объемы работ, выполняемые комплектами машин на

объектах, через

xh хг, ..., xit ..., х п. Тогда ограничения

в нашей задаче запи­

шутся следующим образом:

 

 

 

 

 

а \\х \

+ Я|2*2 +

•■•-+- a uxi +

. . .

+

a inxn <

(V .34)

0-21*1

4- 0-22X2

. . . + anXi +

. . .

+

а-2ПХп < *2!

(V. 35)

а т \х \ + а,т2Х2 + . . . 4- amiXi 4- • ■. 4- а тпх п ^ Ьт .

(V .36)


Производительность машины обратно пропорциональна затратам машин­ ного времени на единичный объем работ, поэтому вместо максимизации целевой функции для производительности можно минимизировать целевую функцию за­ трат машинного времени

т

т

т

т

L — х \ 2 a i Т" -*22 a i Т" •- ■"Т Х 12

+ •••+ ЛГЛ2 а V

; = 1

7 = 1

7 = 1

7 = 1

или, что то же самое, минимизировать целевую функцию

тп

£ —=2

а : 2

x i-

(V.37)

7 = 1

1 = 1

 

При ограничениях (V.34) —(V.36) и условиях неотрицательности:

 

x t > 0; г = 1, 2,

3 ,..., п.

(V.38)

Данная задача может быть также решена стандартными иллюстрированны­ ми выше приемами линейного программирования.

Все приведенные примеры относились к так называемой транс­ портной задаче линейного программирования. Отличительной ее особенностью является необходимое наличие в любом плане зада­ чи (как опорном, так и последующих) т + п— 1 ненулевых перево­ зок, где п — число потребителей товаров. Как ясно из постановки транспортной задачи, общее число уравнений (ограничений) равно т + п (т ограничений по наличию материалов и п ограничений по потребности в них). Казалось бы, что и число неизвестных Xij, кото­ рое может быть найдено, должно равняться т + п. Однако это не так, ибо в постановке задачи используется одно условие, а именно

равенство

общих

запасов материалов общей потребности в них

( 2

ai = h

ЬЛ ■

Поэтому остается т + п— 1 независимых ограни-

\ ( = 1

) = i

/

 

чений и любой план задачи должен содержать точно т + п— 1 не­ нулевых перевозок.

При решении практических задач нередко возникают случаи, ког­ да план задачи (одно из решений) содержит меньше, чем т + п— 1 ненулевых переменных. Такие планы называются вырожденными. Иногда в одной и той же задаче в зависимости от выбранного мето­ да составления опорного плана он может оказаться невырожден­ ным или вырожденным. Покажем это на следующем примере.

В приводимой ниже матрице проставлены стоимостные характе­ ристики перевозок сц, а за полями матрицы — запасы материалов а; и потребности в них bj.

о II

0,1

0,2

0,6

0,9

= 10 тыс. м3

0,6

0,4

0,3

0,5

0,7

в2 =

10 тыс. м3

0,5

0,2

0,6

0, 4

0,8

а 3 =

12 тыс. м3

6, = 4

*2 = 5

* з = 5

*4 = 9

* 5 = 9

 

 

89