Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
•*11=4
•*21 = 1
* 1 = 5
Ю |
О |
|
1! |
* 2 2 = 3
*2 = 3
* 1 3 = 0
СОW |
4^ |
h |
I |
СО |
1! 4^ |
О |
|
*1 4 = 0
*2 4 = 2
*4 = 2
Следует отметить, что система записи при построении опорного плана может быть упрощена и сведена в одну табличную форму, каждая угловая запись в которой соответствует одному шагу по строения плана. Применительно к полученному опорному плану эта запись выглядела бы следующим образом:
|
|
4 |
0 |
0 0 |
4 |
1-й шаг 2-й шаг |
3-й шаг |
4-й шаг |
5-й шаг |
||
|
|
0 |
0 |
0 |
О |
0 |
|||||
|
|
1 |
3 |
4 |
2 |
10 |
10 |
9 |
6 |
2 |
0 |
1-й шаг |
5 |
3 |
4 |
2 |
— |
|
|
|
|
|
|
1 |
3 |
4 2 |
|
|
|
|
|
||||
2 |
-й шаг |
0 |
3 |
4 2 |
— |
4 2 |
_ |
|
|
|
|
3 |
- |
й шаг |
|
0 |
0 |
|
|
|
|||
4- |
й шаг |
|
0 0 |
0 2 |
— |
|
|
|
|||
5- |
й шаг |
|
0 0 |
0 0 |
— |
|
|
|
Полученный опорный план лишь случайно может оказаться оп тимальным, а в общем случае требует своего улучшения до построе ния оптимального плана перевозок. Так как при построении опор ного плана методом северо-западного угла не учитываются стои мостные характеристики перевозок сц, трудно рассчитывать на то, что значение линейной формы (целевой функции) для него будет близко к минимальному. Поэтому число итераций для оптимиза ции плана может быть значительным, особенно при больших зна чениях п я т (число потребителей и число поставщиков).
Существует ряд методов получения опорного плана, обеспечи вающих в некоторых случаях уменьшение числа итераций для по строения оптимального плана. Используем один из них (метод «минимума по строке») при решении нашей задачи. В первой стро
ке табл. 17 найдем минимальное значение сц, а именно Ci4 = 0. |
Как |
|
и в методе северо-западного угла, |
следует принять *i4 = min(ai; |
64), |
т. е. в рассматриваемом случае |
* 14 = &4 = 2. При этом * 2 4 = 0, |
т. е. |
получим вспомогательную таблицу-матрицу:
*11 *12
*21 *22
* , = 5 |
* 2 = 3 |
*13
*23 СО 1!4^
Х \4— #4— 2 |
a i — * 4 = 2 |
* 2 4 = 0 |
« 2 = 1 0 |
0 |
— |
В первой строке табл. 17 наименьшей после Сц стоимостной ха рактеристикой перевозки является Ci3 = 0,30. На 2-м шаге примем
76
Xi3=m in [ («i—bA)\ 6 3]. Тогда *i3 = ai— 6 4 = 2. При этом *ц = 0 и *[2=
= 0 , так как из карьера |
1 уже выбран весь имевшийся в нем мате |
||||
риал |
(остаток материала после первого шага составлял ах—6 4 = 2 ). |
||||
Вспомогательная таблица после 2-го шага примет вид: |
|
||||
0 |
|
0 |
* 1 3 = ^ 1 — * 4 = 2 |
* 1 4 = * 4 = 2 |
0 |
* 2 1 |
|
* 2 2 |
*23 |
0 |
« 2 = 1 0 |
* 1 = |
5 |
* 2 = 3 |
*3— ( a i — *4) = 2 |
0 |
— |
Переходя ко второй строке табл. 17, найдем, что минимальное значение Cij есть с24 = 0. Однако после 1-го шага значение * 24 = 0
уже определилось. Следующее, меньшее значение c,-j во второй строке табл. 17 c2i = 0,5. Примем поэтому *2 i = min(a2 ; Ь\)\ в нашем
случае Xzi = b\ = b. Вспомогательная таблица-матрица после 3-го шага следующая:
0 |
0 |
Х\ъ~а\— Ьг=2 |
* 1 4 — * 4 = 2 |
0 |
* 2 1 = * 1 = 5 |
* 2 2 |
* 2 3 |
0 |
« 2 — ' * 1 = 5 |
0 |
* 2 = 3 |
* 3 — ( а 1— * 4 ) = 2 |
0 |
— |
Поступая аналогично, примем x2 3 = m in{(a2 — b\ ) ; \ЬЪ— {а^ —6 4)]},
т. е. х2з= Ь3— (ai—Ь4) =2. Тогда после 4-го шага будем иметь сле дующую таблицу-матрицу:
0 |
0 |
* 1 3 = « 1 — * 4 = 2 |
* 1 4 = * 4 = 2 |
0 |
* 2 1 = * 1 = 5 |
* 2 2 |
* 2 3 = * 3 — («1 — * 4) = 2 |
0 |
( « 2 — * 1) — |
|
||||
|
|
|
- [ * 3 - ( й 1 - * 4 ) ] = 3 |
|
0 |
* 2 = 3 |
0 |
0 |
— |
После |
последнего, 5-го, шага получаем опорный |
план: |
* 1 1 = 0
Vs ю II о
* 1 3 = 2 |
* 1 4 = 2 |
* 2 1 = 5 |
* 2 3 = 2 |
н |
о |
II сч |
|
* 1 = 5 |
*2= 3 |
6 з = 4 |
*4= 2 |
77
Вычислим значения целевой функции для опорных планов, по строенных обоими методами. Для опорного плана, построенного по методу северо-западного угла, получим:
L-t — С-j Xj j 2 ~"1 ^ 12х 12 ~ |
З ^ З + |
С\4Х И "Ь С21Х 21 ~Ь С22Х 22 “Ь С23-^23 + С24Х 24 “ |
= 0 ,8 0 -4 + |
0,60-0 + |
0,30-0 + 0-0 + 0,5-1 + 1,00-3 + |
|
+ 0 ,7 5 - 4 + 0 -2 = 9,70. |
Для опорного плана, построенного по методу «минимума по строке», получим:
£ = 0,80 -0+ 0,60 -0 + 0 ,3 0 -2 + 0 -2 + 0 ,5 0 -5 + 1,0-3 +
+ 0,75-2 + 0-0 = 7,60.
Таким образом, опорный план, построенный по методу «миниму ма по строке», обусловливает меньшие значения целевой функции и потребует для своей оптимизации меньшего числа итераций.
Для оптимизации последнего опорного плана воспользуемся ме тодом потенциалов. Суть метода состоит в том, что каждая итера ция, приближающая исходный (опорный) план к оптимальному, состоит из двух этапов. На первом этапе план, полученный в ре зультате предыдущей итерации, проверяется на оптимальность. Если он оказался неоптимальным, то на втором этапе строится но вый план, обусловливающий меньшие транспортные перевозки по сравнению с предыдущим планом.
Рассмотрим на примере нашей задачи, как осуществляются оба упомянутых этапа для каждой из итераций улучшения плана пере возок. Первичный опорный план содержал величины хц для всех возможных в условиях задачи перевозок. В методе потенциалов доказывается, что для любого опорного плана могут быть найдены такие числа Ui и Vj, при которых для всех переменных хц опорного плана имеет место равенство
|
Ui + V , = cti. |
(V.26) |
|
Далее, если для переменных Х ц , |
не входящих в опорный план, |
||
|
Ut + |
V ^ c , |
(V.27) |
и все разности |
+ / — + • < 0, |
(V.28) |
то опорный план является оптимальным.
Проверим вначале на первом этапе анализа по методу потенциа лов, не является ли опорный план, полученный ранее по методу минимума в строке, оптимальным. Составим для него систему урав нений типа равенства (V.26).
Каждое из уравнений этой системы должно быть записано для значений хц, входящих в опорный план, т. е. для х13, хц, x2i, *22 , Хгз-
78
Тогда получим: |
|
f/j-j-1/3 = С13 = 0,3; |
U 2-\~ V ч = СЛЧ= I’®! |
U 1-\-V i = c 14= 0 ; |
f/2+ l / 3 = c23=--0 ,7 5 . |
(J2-]-V1 — C2i=0,5',
В данной системе из пяти уравнений мы имеем шесть неиз вестных.
Система является неопределенной и имеет бесчисленное мно жество решений. Возьмем поэтому произвольно значение одного из неизвестных для того, чтобы получить решение системы. Примем,
в частности, £/i = Ch = 0. Тогда Уз= 0,3; 1^4 = 0; U2 = 0,45; У2=0,55;
У, = 0,05.
Внесем полученные значения £/, и V, в табл. 18, в которой по лужирным шрифтом выделены суммы Ui + Vj = cn для переменных, входящих в опорный план. В остальных клетках таблицы сосчита ны величины U i+V j = ca для переменных, не входящих в опорный план, т. е. для хц, хц и л:24.
|
|
Т а б л и ц а 1 8 |
|
|
Т а б л и ц а Ш |
||||
|
|
V |
|
|
|
|
V |
|
|
и |
0,05 |
0,55 |
0,30 |
0 |
и |
о д |
0,6 |
0,3 |
- 0 , 4 |
|
|
||||||||
|
|
u i + v r |
eU |
|
|
|
ui+vr |
cU |
|
0 |
0,05 |
0,55 |
0,30 |
0 |
0 |
0,1 |
0,6 |
0,3 |
- 0 , 4 |
|
|
|
|
|
|||||
0,45 |
0,50 |
1,00 |
0,75 |
0,45 |
0,4 |
0,5 |
1,0 |
0,7 |
0 |
|
|
|
|
|
|||||
Вычислим теперь разности c{j—сц. Для хи она равна |
0,05— |
||||||||
—0,8 = —0,75, т. е. сц—сц <0. |
|
|
|
|
|
||||
Аналогично |
для |
xi2: с]2—Ci2=0,55—0,60 = —0,05, т. е. |
также |
||||||
меньше нуля; для х24: с24—с24 = 0,45—0 = 0,45. |
|
выполняется и |
|||||||
Таким образом, |
с24—с24> 0, условие (V.28) не |
||||||||
наш опорный план не является оптимальным. |
|
|
|
|
Второй этап действий по методу потенциалов состоит в улучше нии плана предыдущей итерации. Для ввода в новый план выбира ется именно та переменная хц, для которой имела место разность са—Cij>0. Если бы таких разностей было несколько, то следовало бы в новый опорный план ввести ту переменную хц, для которой стоимость перевозок сц имеет меньшее значение. В нашей задаче в новый опорный план мы должны ввести переменную х24. Обра тившись к исходному опорному плану, введем в него перевозку х24 с некоторой интенсивностью 0Ь причем 01^0. Соответствующая матрица примет вид:
79