Файл: Золотарь, И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•*11=4

•*21 = 1

* 1 = 5

Ю

О

 

1!

* 2 2 = 3

*2 = 3

* 1 3 = 0

СОW

4^

h

I

СО

1! 4^

О

 

*1 4 = 0

*2 4 = 2

*4 = 2

Следует отметить, что система записи при построении опорного плана может быть упрощена и сведена в одну табличную форму, каждая угловая запись в которой соответствует одному шагу по­ строения плана. Применительно к полученному опорному плану эта запись выглядела бы следующим образом:

 

 

4

0

0 0

4

1-й шаг 2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

5-й шаг

 

 

0

0

0

О

0

 

 

1

3

4

2

10

10

9

6

2

0

1-й шаг

5

3

4

2

 

 

 

 

 

1

3

4 2

 

 

 

 

 

2

-й шаг

0

3

4 2

4 2

_

 

 

 

3

-

й шаг

 

0

0

 

 

 

4-

й шаг

 

0 0

0 2

 

 

 

5-

й шаг

 

0 0

0 0

 

 

 

Полученный опорный план лишь случайно может оказаться оп­ тимальным, а в общем случае требует своего улучшения до построе­ ния оптимального плана перевозок. Так как при построении опор­ ного плана методом северо-западного угла не учитываются стои­ мостные характеристики перевозок сц, трудно рассчитывать на то, что значение линейной формы (целевой функции) для него будет близко к минимальному. Поэтому число итераций для оптимиза­ ции плана может быть значительным, особенно при больших зна­ чениях п я т (число потребителей и число поставщиков).

Существует ряд методов получения опорного плана, обеспечи­ вающих в некоторых случаях уменьшение числа итераций для по­ строения оптимального плана. Используем один из них (метод «минимума по строке») при решении нашей задачи. В первой стро­

ке табл. 17 найдем минимальное значение сц, а именно Ci4 = 0.

Как

и в методе северо-западного угла,

следует принять *i4 = min(ai;

64),

т. е. в рассматриваемом случае

* 14 = &4 = 2. При этом * 2 4 = 0,

т. е.

получим вспомогательную таблицу-матрицу:

*11 *12

*21 *22

* , = 5

* 2 = 3

*13

*23 СО 1!4^

Х \4— #4— 2

a i — * 4 = 2

* 2 4 = 0

« 2 = 1 0

0

В первой строке табл. 17 наименьшей после Сц стоимостной ха­ рактеристикой перевозки является Ci3 = 0,30. На 2-м шаге примем

76


Xi3=m in [ («i—bA)\ 6 3]. Тогда *i3 = ai— 6 4 = 2. При этом *ц = 0 и *[2=

= 0 , так как из карьера

1 уже выбран весь имевшийся в нем мате­

риал

(остаток материала после первого шага составлял ах6 4 = 2 ).

Вспомогательная таблица после 2-го шага примет вид:

 

0

 

0

* 1 3 = ^ 1 — * 4 = 2

* 1 4 = * 4 = 2

0

* 2 1

 

* 2 2

*23

0

« 2 = 1 0

* 1 =

5

* 2 = 3

*3— ( a i — *4) = 2

0

Переходя ко второй строке табл. 17, найдем, что минимальное значение Cij есть с24 = 0. Однако после 1-го шага значение * 24 = 0

уже определилось. Следующее, меньшее значение c,-j во второй строке табл. 17 c2i = 0,5. Примем поэтому *2 i = min(a2 ; Ь\)\ в нашем

случае Xzi = b\ = b. Вспомогательная таблица-матрица после 3-го шага следующая:

0

0

Х\ъ~а\Ьг=2

* 1 4 — * 4 = 2

0

* 2 1 = * 1 = 5

* 2 2

* 2 3

0

« 2 — ' * 1 = 5

0

* 2 = 3

* 3 — ( а 1— * 4 ) = 2

0

Поступая аналогично, примем x2 3 = m in{(a2 b\ ) ; \ЬЪ— {а^ 6 4)]},

т. е. х2з= Ь3— (ai—Ь4) =2. Тогда после 4-го шага будем иметь сле­ дующую таблицу-матрицу:

0

0

* 1 3 = « 1 — * 4 = 2

* 1 4 = * 4 = 2

0

* 2 1 = * 1 = 5

* 2 2

* 2 3 = * 3 — («1 — * 4) = 2

0

( « 2 — * 1) —

 

 

 

 

- [ * 3 - ( й 1 - * 4 ) ] = 3

0

* 2 = 3

0

0

После

последнего, 5-го, шага получаем опорный

план:

* 1 1 = 0

Vs ю II о

* 1 3 = 2

* 1 4 = 2

* 2 1 = 5

* 2 3 = 2

н

о

II сч

 

* 1 = 5

*2= 3

6 з = 4

*4= 2

77


Вычислим значения целевой функции для опорных планов, по­ строенных обоими методами. Для опорного плана, построенного по методу северо-западного угла, получим:

L-t С-j Xj j 2 ~"1 ^ 12х 12 ~

З ^ З +

С\4Х И С21Х 21 С22Х 22 “Ь С23-^23 + С24Х 24

= 0 ,8 0 -4 +

0,60-0 +

0,30-0 + 0-0 + 0,5-1 + 1,00-3 +

 

+ 0 ,7 5 - 4 + 0 -2 = 9,70.

Для опорного плана, построенного по методу «минимума по строке», получим:

£ = 0,80 -0+ 0,60 -0 + 0 ,3 0 -2 + 0 -2 + 0 ,5 0 -5 + 1,0-3 +

+ 0,75-2 + 0-0 = 7,60.

Таким образом, опорный план, построенный по методу «миниму­ ма по строке», обусловливает меньшие значения целевой функции и потребует для своей оптимизации меньшего числа итераций.

Для оптимизации последнего опорного плана воспользуемся ме­ тодом потенциалов. Суть метода состоит в том, что каждая итера­ ция, приближающая исходный (опорный) план к оптимальному, состоит из двух этапов. На первом этапе план, полученный в ре­ зультате предыдущей итерации, проверяется на оптимальность. Если он оказался неоптимальным, то на втором этапе строится но­ вый план, обусловливающий меньшие транспортные перевозки по сравнению с предыдущим планом.

Рассмотрим на примере нашей задачи, как осуществляются оба упомянутых этапа для каждой из итераций улучшения плана пере­ возок. Первичный опорный план содержал величины хц для всех возможных в условиях задачи перевозок. В методе потенциалов доказывается, что для любого опорного плана могут быть найдены такие числа Ui и Vj, при которых для всех переменных хц опорного плана имеет место равенство

 

Ui + V , = cti.

(V.26)

Далее, если для переменных Х ц ,

не входящих в опорный план,

 

Ut +

V ^ c ,

(V.27)

и все разности

+ / — + • < 0,

(V.28)

то опорный план является оптимальным.

Проверим вначале на первом этапе анализа по методу потенциа­ лов, не является ли опорный план, полученный ранее по методу минимума в строке, оптимальным. Составим для него систему урав­ нений типа равенства (V.26).

Каждое из уравнений этой системы должно быть записано для значений хц, входящих в опорный план, т. е. для х13, хц, x2i, *22 , Хгз-

78


Тогда получим:

 

f/j-j-1/3 = С13 = 0,3;

U 2-\~ V ч = СЛЧ= I’®!

U 1-\-V i = c 14= 0 ;

f/2+ l / 3 = c23=--0 ,7 5 .

(J2-]-V1 — C2i=0,5',

В данной системе из пяти уравнений мы имеем шесть неиз­ вестных.

Система является неопределенной и имеет бесчисленное мно­ жество решений. Возьмем поэтому произвольно значение одного из неизвестных для того, чтобы получить решение системы. Примем,

в частности, £/i = Ch = 0. Тогда Уз= 0,3; 1^4 = 0; U2 = 0,45; У2=0,55;

У, = 0,05.

Внесем полученные значения £/, и V, в табл. 18, в которой по­ лужирным шрифтом выделены суммы Ui + Vj = cn для переменных, входящих в опорный план. В остальных клетках таблицы сосчита­ ны величины U i+V j = ca для переменных, не входящих в опорный план, т. е. для хц, хц и л:24.

 

 

Т а б л и ц а 1 8

 

 

Т а б л и ц а Ш

 

 

V

 

 

 

 

V

 

 

и

0,05

0,55

0,30

0

и

о д

0,6

0,3

- 0 , 4

 

 

 

 

u i + v r

eU

 

 

 

ui+vr

cU

 

0

0,05

0,55

0,30

0

0

0,1

0,6

0,3

- 0 , 4

 

 

 

 

 

0,45

0,50

1,00

0,75

0,45

0,4

0,5

1,0

0,7

0

 

 

 

 

 

Вычислим теперь разности c{jсц. Для хи она равна

0,05—

—0,8 = —0,75, т. е. сц—сц <0.

 

 

 

 

 

Аналогично

для

xi2: с]2—Ci2=0,55—0,60 = —0,05, т. е.

также

меньше нуля; для х24: с24—с24 = 0,45—0 = 0,45.

 

выполняется и

Таким образом,

с24—с24> 0, условие (V.28) не

наш опорный план не является оптимальным.

 

 

 

 

Второй этап действий по методу потенциалов состоит в улучше­ нии плана предыдущей итерации. Для ввода в новый план выбира­ ется именно та переменная хц, для которой имела место разность саCij>0. Если бы таких разностей было несколько, то следовало бы в новый опорный план ввести ту переменную хц, для которой стоимость перевозок сц имеет меньшее значение. В нашей задаче в новый опорный план мы должны ввести переменную х24. Обра­ тившись к исходному опорному плану, введем в него перевозку х24 с некоторой интенсивностью 0Ь причем 01^0. Соответствующая матрица примет вид:

79