Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При выправительных работах возможно применение водостес­ нительного и водонаправляющего методов.

В о д о с т е с н и т е л ь н ы й м е т о д заключается в том, что в русле возводят продольные 1 или поперечные 2 дамбы, стесняю­ щие живое сечение реки и увеличивающие этим скорость течения и глубину русла (рис. 33, а и б). Этот метод очень дорог, так как требует сплошного выправления реки, иначе продукты размыва, откладываясь на нижерасположенных участках, ухудшают их су­ доходное состояние.

В о д о н а п р а в л я ю щ и й м е т о д

заключается в такой рас­

становке выправительных сооружений,

чтобы, содействуя речно­

му потоку, использовать его энергию для размыва судового хода

и отложения наносов за его пределами (рис. 33, б). В этом случае сохраняется естественное извилистое русло хорошей формы, где глубокие участки чередуются с мелкими, глубина которых дос­ таточна для вождения судов.

В настоящее время выправление рек основано на комбиниро­

ванном применении

водостеснительного

и

водонаправляющего

методов.

 

 

 

 

 

бывают

нескольких,

В ы п р а в и т е л ь н ы е с о о р у ж е н и я

основных видов.

п о т о к

с о о р у ж е н и я — это

выдвинутые

С т е с н я ю щ и е

в русло полузапруды

4

(см.

рис.

33, в)

или

запруды,

полностью

перекрывающие рукава.

Изменяя

направление течения или со­

средоточивая поток в одном рукаве, эти сооружения способствуют размыву дна в пределах судоходной трассы и отложению наносов за ее пределами.

С т р у е н а п р а в л я ю щ и е с о о р у ж е н и я — это дамбы 3. (см. рис. 33, в), которые ставят параллельно потоку или под не­ большим углом к нему для направления речного потока по судо­

ходной трассе.

 

в о з б у ж д а ю щ и е

ц и р к у л я ц и ю , —

С о о р у ж е н и я ,

это различные

«наносоуправляющие» сооружения (система щи­

тов), которые

применяются для образования

течений, удаляю­

щих наносы за

пределы судового хода.

 

62


К о л ь м а т и р у ю щ и е с о о р у ж е н и я состоят из ветвистых заграждений, свайных рядов, плетней и др., построенных с целью ослабить скорость течения и увеличить отложения наносов в не­ судоходных частях русла.

Б е р е г о у к р е п и т е л ь н ы е с о о р у ж е н и я возводят для защиты от размыва берегов, откосов каналов, причалов. Наибо­ лее распространенный тип берегоукрепления в подводной части — хворостяной тюфяк и каменная наброска, а выше низкого уровня воды — мощение откоса.

В настоящее время широкое распространение получили выправительные сооружения из рефулированного грунта. В этом случае грунт сваливают в соответствии с проектом выправительных работ. Из рефулированного грунта возводят дамбы, запру­ ды, полузапруды и т. д.

Для выправительных работ используют грунт, камни, хворост, колья, дерево, проволоку и другие материалы.

Для разработки каменистых и скальных гряд применяются черпаковые снаряды с усиленными ковшами. Перед работой сна­ ряда производится взрыхление породы, для чего используют ска­

лодробильные снаряды или взрывчатые

вещества.

 

§

15. ШЛЮЗОВАНИЕ РЕК

 

 

Сущность шлюзования. Русло реки перегораживают пло­

тиной, поднимающей уровень воды до

требуемой

высоты. Уча­

сток реки выше плотины называется

в е р х н и м

б ь е ф о м , а

участок

ниже плотины — н и ж н и м б ь е фо м. Разность уровней

верхнего

и нижнего бьефов называется

н а п о р о м .

 

Для пропуска судов из одного бьефа в другой сооружают су­ доходный шлюз. Таких плотин со шлюзами делают столько, сколь­ ко надо для создания на реке требуемой глубины. В результате продольный профиль реки приобретает ступенчатый, вид.

При комплексном использовании рек у плотин устраивают гидроэлектростанции.

Шлюзование, используемое только для судоходных целей, на­

зывается

т р а н с п о р т н ы м . Оно

применяется

на

небольших

реках, где

экономически

нецелесообразно

строить

гидростанции.

В большинстве случаев

шлюзование

рек

производится

в комп­

лексе с решением других задач: получением электроэнергии, ре­ гулированием стока, орошением, водоснабжением и др. Для этой цели на определенном участке реки, выбранном путем изыскания и проектирования, возводится группа гидротехнических сооруже­ ний, называемая г и д р о у з л о м .

В состав гидроузла входят плотина, шлюз, гидроэлектростан­ ция, подходные каналы к шлюзу, оградительные дамбы и др. Выбирая месторасположение гидроузла, необходимо учитывать гидрологические, топографические и геологические условия.

Расположение сооружений гидроузла в плане отличается большим разнообразием.

63


На рис. 34 показана схема расположения сооружений одного

из существующих гидроузлов в

плане: 1 — русло реки; 2 — под­

ходный (деривационный)

канал;

3 — низовые

причальные

палы;

4 — шлюз;

5 — верховые

причальные палы;

6 — аванпорт;

7 —

оградительная дамба аванпорта;

8 — вход в аванпорт;

9 — водо­

хранилище; 10 — коренные берега; 11 — бывшее русло

реки; 12

бетонная

водосливная плотина;

13 — гидроэлектростанция;

14

земляная

плотина.

 

 

 

 

 

В результате шлюзования рек улучшаются судоходные усло­ вия, но вместе с тем шлюз ограничивает пропускную способность пути.

Рис. 34

Рис.

35

Плотины. Плотины

больших гидроузлов обычно

состоят из

двух частей: бетонной и земляной. Общая длина плотин на боль­ ших равнинных реках достигает нескольких километров. Плоти­ ны могут быть глухие и водосливные. У глухих плотин вода не переливается через гребень, а у водосливных может переливать­ ся. Вместе с плотиной сооружается здание гидроэлектростанции, которое может составлять продолжение плотины (так называемые русловые гидроэлектростанции) и принимать на себя полный, одинаковый с плотиной, напор воды (см. рис. 34), а также рас­ полагаться под защитой плотины с низовой стороны или совме­ щаться с плотиной.

Б е т о н н ы е в о д о с л и в

н ы е

п л о т и н ы (рис.

35) имеют

наибольшее распространение.

На

гребне водосливной

части пло­

тины 6 устанавливают металлические затворы 2 в виде подъем­ ных щитов. Затворами регулируют высоту уровня воды в верхнем бьефе 1 и расход воды, пропускаемой в паводок через плотину. Водосливная часть (водослив) быками 10 разделяется на от­ дельные пролеты. Быки служат также опорами для щитов и мо­ ста 13, предназначенного для связи между берегами и переме­ щения подъемных кранов 12 затворов. Большую часть года щиты

64


опущены и вода в нужном количестве поступает в нижний бьеф 9 через работающие турбины ГЭС. Весной щиты поднимают для сброса паводковой воды.

Устойчивость плотины, так же как и других гидротехнических сооружений, в большой степени зависит от фильтрации воды под ней. Поднятая плотиной вода под напором просачивается в грунт и двигается под плотиной к нижнему бьефу. Чтобы предотвратить вымывание грунта при этом процессе, путь движущейся под пло­ тиной воды удлиняют с тем, чтобы скорость фильтрационного по­ тока уменьшалась до такой, при которой вода не будет вымывать грунт.

Для удлинения пути

фильтрационной

воды перед

плотиной устраивают

п о-

н у р 3, который

обычно

со­

стоит из глиняной подушки, защищенной от размыва уложенными поверху бетон­ ными плитами 4. С этой же целью под основанием пло­ тины забивают один-два ря­ да металлических шпунто­ вых стенок 5. Отдельные шпунтины, плотно соеди­ ненные между собой, обра­ зуют сплошной заслон. Шпунтовые стенки погружа­ ют в грунт на глубину до

20м.

Для погашения скорости

рез гребень, ниже плотины устраивают водобой 7, представляю­ щий собой бетонную плиту с гасителями энергии в виде бетонных выступов, колодцев и других устройств. Скорость потока на водо­ бое снижается до 3—6 м/сек. Выходя с водобоя, поток имеет все же повышенную размывающую способность. Поэтому за водобоем

устраивают рисберму 8 — укрепленный

камнем участок дна

реки.

З е м л я н ы е п л о т и н ы И делают

глухими, поэтому их

гре­

бень всегда на несколько метров выше наивысшего уровня воды верхнего бьефа. В поперечном разрезе плотина имеет вид трапе­ ции. При сооружении плотины грунт намывают землесосами или, реже, насыпают сухой грунт. По гребню обычно прокладывают автомобильную и железную дороги. При постройке принимают меры для уменьшения фильтрации воды через плотину: устраи­

вают шпунтовые заслоны, глиняные

водонепроницаемые

экраны:

и т. п.

п л о т и н ы (рис. 36)

пред­

С у д о х о д н ы е р а з б о р н ы е

назначаются для подпора воды и увеличения глубины при низгком меженном уровне в реке. При высоком уровне воды плотины разбирают.

5 З а к а з № 6484

65*


Плотина состоит из ряда ферм 3, свободно поворачивающихся в подшипниках бетонного основания 1. Пролеты между фермами перекрывают щитами. В разобранном состоянии фермы, скреп­ ленные поверху цепями 4, укладывают друг на друга. Верхние оконечности крайних ферм укладываются в нишу 2 устоя. При сборке фермы с помощью лебедки 6 ставят в вертикальное поло­ жение. По верхней части фермы прокладывают мостик 5.

Разбирают фермы на зиму до ледохода, а устанавливают пос­ ле паводка по мере снижения глубины. После установки плотины суда идут через шлюз. В зависимости от величины расхода воды

убирают или добавляют необходимое количество щитов.

 

? 2 г

Напор

на плотину обычно со-

ставляет

3,5—4 ж.

Судоходные

 

разборные плотины построены на

 

реках Оке, Соже, Северном Дон­

 

це и др.

 

 

 

 

 

У с л о в и я д в и ж е н и я су­

 

д о в у п л о т и н осложняются не­

 

правильными

течениями,

возни­

 

кающими вследствие сброса воды

 

через

плотину

и

ГЭС, а

также

 

через шлюзы. В верхнем бьефе

 

образуется течение, направлен­

 

ное в сторону плотины или зда­

 

ния гидроэлектростанции,

а в

 

нижнем

бьефе

создается

течение

 

от сбросов воды

через плотину

 

и выхода ее из турбин ГЭС.

 

Колебания расхода воды, вы­

 

зываемые

работой

ГЭС,

меняют

уровень воды, что затрудняет движение судов. Суда проводят че­ рез разборную плотину так же, как и под мосты.

У с л о в и я с у д о х о д с т в а во в р е м я с т р о и т е л ь с т в а

г и д р о у з л а зависят от организации

и очередности строитель­

ных

работ. Для строительства здания

гидроэлектростанции 5

(рис.

37) и водосливной бетонной плотины 3 часть русла реки

отгораживают перемычками 6, за которыми откачивают воду, а затем уже ведут работу. Одновременно намывают земляную пло­ тину 2 и сооружают шлюз 4 с временным судоходным каналом 1. В оставшейся при этом свободной части русла 7 скорость течения увеличивается, возникают свальные течения, затрудняющие су­ доходство.

После окончания строительства гидроэлектростанции весь рас­ ход воды пускают через турбины, а свободную часть русла пере­ крывают земляной плотиной. В этот период и в период заверше­ ния работ на гидроузле суда движутся через временный канал и шлюз.

По другой схеме гидростанцию и водосливную плотину стро­ ят на пойме и к ней в нижнем бьефе прорывают новое русло.

66