Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ших городов и т. п. К таким каналам относятся Приладожские,
Прионежские и др. |
|
|
подхода судов |
к |
портам, |
|||
П о д х о д н ы е |
каналы служат для |
|||||||
населенным пунктам |
и |
промышленным |
предприятиям, |
находя |
||||
щимся в стороне |
от |
реки,— таковы, например, |
каналы |
в |
Архан |
|||
гельске, Ленинграде, Сеймовский на р. Оке и т. д. |
открытые |
|||||||
По форме продольного профиля каналы |
бывают |
|||||||
■(или |
с горизонтальным |
дном) и шлюзованные |
(или со ступенча |
|||||
тым |
дном). |
каналы соединяют два |
водных пути с одинако |
|||||
О т к р ы т ы е |
||||||||
вым уровнем; бывают также обходные и подходные каналы. |
||||||||
Ш л ю з о в а н н ы е |
|
каналы строят |
при значительной |
разно |
сти уровней воды в соединяемых водных путях и при высоком во доразделе, когда прорытие открытого канала экономически не целесообразно из-за боль шого объема земляных
работ.
Каналы бывают само течные и с искусственным питанием.
В с а м о т е ч н ы е ка налы вода поступает не посредственно из реки или озера и сама распро страняется по всему ка налу. Такие каналы наи более просты и дешевы в эксплуатации.
У каналов с и с к у с с т в е н н ы м питанием воду из источника при помощи насосов накачивают в водораздельный бьеф, откуда она стекает самотеком. Например, на Волго-Донском канале имени В. И. Ленина построены три насосные станции, имеющие по три мощных насоса, каждый из которых за 1 сек перекачива ет 15 ж3 воды.
Гидротехнические сооружения на каналах. К гидротехниче ским сооружениям, связанным с эксплуатацией канала, в основ ном относятся судоходные шлюзы, аварийные водосбросы и во доспуски.
Ш л ю з ы на каналах служат для |
пропуска судов из |
одного |
бьефа в другой. |
для выключения |
отдель |
А в а р и й н ы е в о р о т а служат |
ных участков канала в случае аварии или для ремонта. Аварий ные ворота (рис. 43) состоят из следующих основных частей: ус тоев 1, ворот 2, понура 3, флютбета 4, водобойной части 5 с га сителями энергии 6.
Ворота делают в виде поворотных ферм или в виде откатных затворов, состоящих из двух полотнищ.
А в а р и й н ы е |
в о д о с б р о с ы предназначены для сброса |
воды из канала в |
случае его переполнения. Они представляют со |
8 0
бой обычно боковой водослив в дамбе канала. Отметка водосли
ва равна отметке |
нормального уровня воды в канале. |
В о д о с п у с к и |
служат для опорожнения каналов; это тру |
бы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды.
Поперечное сечение каналов. Основные формы поперечных се
чений судоходных |
каналов — ложбинообразная, |
прямоугольная, |
||||||||
трапецеидальная и |
полигональная. |
|
|
|
|
|
|
|||
Если по каналу проходит немного судов и они идут в основ |
||||||||||
ном по его оси, используя наибольшие |
глубины,— удобна |
л о ж |
||||||||
б и н о о б р а з н а я |
форма каналов (рис. |
44, а). |
При |
интенсив |
||||||
ном же движении, когда суда то и дело |
встречаются, |
обгоняют |
||||||||
друг друга и большую часть времени движутся |
над |
откосами, |
||||||||
ложбинообразная форма |
неудобна,— она |
увеличивает |
для |
судна |
||||||
опасность сесть на откос. |
является |
п р я м о у г о л ь н а я |
||||||||
В этом отношении |
лучшей |
|||||||||
(рис. 44,6), а затем |
т р а п е ц е и д а л ь н а я форма сечения кана |
|||||||||
ла. Первая встречается очень редко, так |
как |
устройство |
верти |
|||||||
кальных стенок обходится очень дорого. При |
т р а п е ц е и д а л ь |
|||||||||
ной форме |
(рис. 44, в) |
наблюдается |
оплывание |
откосов. |
п о л и |
|||||
На современных |
каналах принята |
преимущественно |
||||||||
г о н а л ь н а я |
форма поперечного |
сечения |
(рис. 44, г). |
Дно в та |
||||||
ких каналах |
горизонтально, а откосы |
имеют |
различную |
крутиз |
ну, зависящую от рода грунта. При этом верхняя часть более кру тая, а нижняя — более пологая.
В зависимости от положения относительно поверхности земли
канал |
может |
быть «в в ы е м к е » |
(рис. 44,6), |
«в пол у в ы е м к е |
|
и в п о л у н а с ы п и » (рис. 43, е) |
и «в насыпи» |
(рис. 44, ж). |
В на |
||
сыпь |
обычно |
закладывают противофильтрационный слой |
глины |
или торфа (на рис. 44,6, е, ж обозначено: 1 — берма; 2 — кювет; 3 — противофильтрационный слой).
Для судоходства большое значение имеет величина профиль ного коэффициента п, равного отношению живого сечения канала Q к площади погруженной части миделя судна Ш при полной осадке:
Чем больше п, тем меньше сопротивление воды движению судна. Для больших современных каналов величина п = 4-^5,5.
Ширину канала назначают на уровне осадки судов. Исходя из этой ширины и крутизны откосов, определяют ширину канала на уровне воды и на уровне дна.
Трассу канала обычно намечают по кратчайшему пути, но так, чтобы при наименьшей стоимости строительства условия су доходства и эксплуатации были достаточно удовлетворительны.
Закругления |
каналов делают с возможно большим радиусом, |
|
который должен |
быть более 5—6 длин наибольшего судна. В осо |
|
бых случаях |
радиус закругления может быть снижен до трех |
|
длин судна |
(но |
не менее), при этом канал расширяют. |
6 З а к а з № 6484 |
81 |
Крепление откосов каналов необходимо для защиты от раз рушения под воздействием судовых волн, течения воды, льда, дождей, ударов судов и т. д. Наиболее часто применяют крепле ния откосов в виде мостовой или каменной наброски на слое щебня или гравия.
Однако устройство креплений очень трудоемко и сами креп ления недостаточно устойчивы. Поэтому в последнее время все шире применяется крепление откосов железобетонными и бетон ными плитами.
Особенности движения судов. В каналах практически отсут ствует течение, и на движение судов влияет в основном ветер. Плавание по каналу усложнено также малыми габаритами су
Рис. 44
дового хода, наличием аварийных и заградительных ворот, па ромных переправ, шлюзов и других сооружений. При работе на сосных станций возникают течения, которые могут вызвать рыск
ливость судов. |
обычно ограничивают |
Скорость движения судов в каналах |
|
ради сохранения откосов и безопасности |
плавания. |
С увеличением числа оборотов движителей скорость движения судов по каналу нарастает лишь до определенного предела, за тем из-за резко увеличившегося сопротивления воды движению приращение скорости прекращается. Максимальная скорость движения в канале обычно составляет 50—70% от скорости дви жения на глубокой воде.
При движении судов создаются волны высотой 1—1,3 м в за висимости от размеров судна и скорости его движения. Прибли жение судов к откосу приводит к увеличению высоты волн, набе гающих на откос. Поэтому суда по возможности должны дви гаться по оси канала.
Судовая волна, набегая на откос, оказывает на него сильное
динамическое воздействие. Часть |
воды сбегает с откоса обратно |
в канал, а часть просачивается |
внутрь откоса и размывает его |
основание.
Большое влияние на откосы и дно канала оказывает струя потока воды, отбрасываемая движителями, особенно когда судно
82
идет вблизи откоса на повороте канала или с углом дрейфа при ветре.
Деформация откосов происходит также в результате течения, возникающего от стеснения живого сечения канала корпусом судна.
Со временем каменная отмостка откоса рушится и сползает, что способствует усиленному отложению наносов, толщина кото рых может достигнуть 30 см и более, в связи с чем уменьшаются
судоходные глубины. |
движения |
судов |
|
Из-за перечисленных выше причин скорость |
|||
на каналах ограничена и не превышает 12—15 км/ч |
(исключение |
||
делается для судов на подводных крыльях и |
воздушной |
по |
|
душке) . |
несимметричному |
||
Смещение судна с оси канала приводит к |
|||
обтеканию корпуса потоком воды, а это создает |
рыскливость. |
Носовая часть судна стремится отойти от ближайшего откоса, а корма наоборот — приблизиться к нему. Рыскдивость возникает также при движении судна по расширенной части каналов, мимо сооружений и т. д. и объясняется асимметричным обтеканием корпуса встречным потоком воды.
Расхождение и обгон судов при движении по каналам очень сложны, и осуществлять их необходимо с большой осторожно стью. При расхождениях и обгонах суда смещаются с оси канала и приближаются к откосу; создаваемые движением судов потоки взаимодействуют, вызывают зарыскивание и могут привести к навалу судов друг на друга. Плавание особенно осложняется при сильных боковых ветрах.
Сбрасывать мусор и шлак в канал запрещено. Отдача якорей допускается лишь в отведенных для этого местах, пользоваться лотами и цепями-волокушами не разрешается.
Об особенностях движения судов сообщается в. местных пра вилах плавания.
Морские каналы. Морской судоходный канал представляет собой искусственный путь для соединения двух морских бассей нов или для подхода судов к портам. Каналы бывают открытые и шлюзованные.
Открытые каналы наиболее распространены, к ним относятся все подходные каналы, проходящие по суше, реке, протокам мор ского устья или морю и являющиеся надводными или представ ляющие собой подводную искусственную прорезь.
Открытые каналы могут быть без ограждения или ограждены парными или одиночными дамбами. Огражденные каналы мень ше подвергаются действию волн и менее заносятся наносами.
Морскими подходными каналами являются Архангельский
(рукав дельты), Днепро-Бугский |
(бар), Херсонский (лиман, ру |
кав и река), Волго-Каспийский |
(рукав:дельты), Ленинградский, |
Ждановский, |
Калининградский |
(морской залив), Ростов-на-Дону |
(дельта и река) и т. д. Общая |
протяженность морских подход |
|
ных каналов |
СССР превышает |
1000 км. |
6* |
83 |
§18. РЕЙДЫ П О РТО В
При перевозках грузы передаются с судов на сухопутные виды транспорта и обратно. Передача груза осуществляется в портах. Порт оснащен гидротехническими и другими сооруже ниями, устройствами для погрузки и выгрузки судов, их швартов
ки, а также |
оборудованием |
для обслуживания |
флота и |
пасса |
|||
жиров. |
порты |
бывают |
р у с л о в ы е — вся |
территория |
порта |
||
Речные |
|||||||
расположена |
на |
берегу русла реки — и |
вн ер у с л о в и е — порт |
||||
находится |
в |
естественном |
затоне или |
в искусственно |
отры |
||
том ковше. |
|
|
|
|
|
|
|
На озерах и водохранилищах порты устраивают по возмож ности в заливе. При расположении порта в открытой части во доема его защищают от волн искусственными сооружениями. В морских устьях рек обычно располагают рядом два порта— речной и морской.
В порту обычно есть причалы, представляющие собой участ ки берега, оборудованные и приспособленные для швартовки су дов. Русловые причалы могут быть расположены в коренном рус ле, в судоходном и несудоходном рукавах. Примыкая к судовому ходу, они создают благоприятные условия для маневрирования судов. Водная площадь причалов, находящихся за косой или осередком, обычно невелика, что стесняет маневрирование судов, кроме того, подходы к причалам из-за обмеления требуют систе матического дноуглубления.
Внерусловые причалы компактны, защищены от ледохода, имеют устойчивые глубины. Однако они обычно бывают неболь шими, маневрирование в них затруднено, а у входа в ковш про исходит постоянное отложение наносов.
Водная площадь порта называется |
а к в а т о р и е й . Аквато |
рия включает судовые ходы, подходы |
к причалам и рейды. |
84
Водная |
площадь, на которой осуществляется |
формирование |
|
или расформирование составов, передача грузов |
с |
одного судна |
|
на другое, |
заправка топливом, снабжение судов, |
стоянка в ожи |
|
дании подачи к причалу и накопление судов д,ля |
формирования |
состава, называется р е й д о м . В порту может быть несколько рейдов: для формирования составов, идущих вверх, и отдельно — для идущих вниз; для сухогрузных, лесных и нефтеналивных судов; для перегрузочных операций и т. д.
Рейды для судов с нефтегрузами размещаются отдельно от рейдов сухогрузных судов и ниже их по течению. При малых акваториях в порту создаются только рейды прибытия и отправ ления. Рейды самоходных судов, как правило, располагаются у
берега. |
|
обозначено: |
1 — вне- |
|
|||||
На рис. 45 |
|
||||||||
русловые |
причалы; |
2 — диспетчер |
|
||||||
ская; |
3 —■рейд |
сухогрузных судов; |
|
||||||
4 — железнодорожная |
ветка; |
5 — |
|
||||||
рейд |
нефтеналивных |
судов; |
6 — |
|
|||||
топливный |
причал; |
7 — лесной при |
|
||||||
чал; |
8 — причал за |
косой. |
|
|
|
||||
В верхней части рейда создается |
|
||||||||
а в а н р е й д , |
акватория |
которого |
|
||||||
предназначена |
для |
непосредствен |
|
||||||
ного |
формирования |
составов. |
Ино |
Рис. 46 |
|||||
гда аванрейд делают и в |
нижней |
||||||||
|
|||||||||
части |
рейда. |
рейда |
выбирают удобную и достаточную водную |
||||||
Обычно |
для |
площадь с ровным течением и с глубиной, которая даже при низ ком уровне на 30 см выше глубины на транзитном судовом ходу или примыкающем участке. Определяя глубину рейда на водо хранилище, необходимо учитывать вертикальное перемещение су дов при сгоне воды под воздействием ветра и понижения уровня при сработке запасов воды. Рейды располагаются вне границ транзитного судового хода и водных площадей причалов.
Ради безопасности стоянки судов акваторию портов и рейдов на водохранилищах защищают внешними оградительными соо
ружениями — м о л а м и и л и |
в о л н о л о м а м и , представляю |
||
щими собой земляные дамбы с |
укрепленными |
откосами. Мол |
|
примыкает к берегу, а волнолом стоит на |
расстоянии от берега. |
||
В последние годы проводятся экспериментальные работы по |
|||
применению пневматических волноломов. |
Пневматический волно |
||
лом представляет собой трубу с |
большим числом |
отверстий, кото |
рая прокладывается по дну. Компрессор подает по трубе сжатый воздух. Поднимаясь к поверхности, пузырьки воздуха оказывают воздействие на поверхность воды, делая волны пологими, лишен ными гребней.
Речные рейды в устьевых морских участках обычно не требу ют ограждений от волн. Некоторые участки таких рейдов иногда защищают от ледохода ледорезами и дамбами.
85