Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ется и занимает такое положение, при котором наклонные балки являются продолжением противоположных судовозных путей, а входной торец камеры обращен в сторону спуска. После этого камера спускается до входа в воду другого бьефа. Продолжи­ тельность одного полного двустороннего цикла 80—90 мин.

Маневрирование судов при входе в камеру и выходе из нее имеет определенные трудности, в частности то, что судно должно выходить из камеры или входить в нее задним ходом.

§ 16. НИЖНИЙ БЬЕФ ГИДРОУЗЛА

Регулирование стока. В течение года сток рек неравно­ мерен. Во время половодий и паводков вода идет в большом ко­ личестве и почти не используется. В меженный же период из-за малых расходов воды глубина нередко становится недостаточной для судоходства, ухудшается водоснабжение городов и орошение полей.

Для лучшего и планомерного использования водных ресур­ сов сток рек регулируют. Для этого на реке строят плотину, выше которой создают водохранилище, где в весеннее половодье и во время паводков скапливается вода, которую используют затем по

мере надобности.

заклю­

Г о д о в о е

( с е з о н н о е ) р е г у л и р о в а н и е стока

чается в том,

что воду во время половодий задерживают

и ис­

пользуют в маловодные периоды года. В многоводные годы при полном наполнении водохранилища излишнюю часть воды сбра­ сывают через плотину. Годовое регулирование стока имеет боль­ шинство ГЭС: Волгоградская, Горьковская, Новосибирская, Куй­

бышевская, Камская,

Братская, Красноярская, Рыбинская

и

др.

М н о г о л е т н е е

р е г у л и р о в а н и е стока состоит

в

том,

что в многоводные годы вода накапливается, а в маловодные го­ ды ее расходуют. Многолетнее регулирование стока предусмот­ рено на Цимлянской, Иркутской и Бухтарминской ГЭС.

Н е д е л ь н о е и с у т о ч н о е регулирование. Электроэнергия потребляется неравномерно, следовательно, неравномерен и сток, потребный для выработки ее.

Недельное регулирование обусловлено неравномерным пот­ реблением электроэнергии в течение недели (так, в воскресные дни потребление электроэнергии наименьшее). При этом виде ре­ гулирования накопленная за воскресный день вода расходуется в течение недели, сток воды в нижнем бьефе будет поэтому не­ равномерным.

Суточное регулирование связано с неравномерным потребле­ нием электроэнергии в течение суток. Наибольшее потребление — днем, когда работают предприятия, а наименьшее-— ночью и в предутренние часы. В период наибольшего потребления электро­ энергии на гидроэлектростанции работают все турбины и в ниж­ ний бьеф поступает большое количество воды. При наименьшем

76


потреблении часть турбин останавливают, в водохранилище в это время накапливается вода, поэтому количество воды, поступаю­ щей в нижний бьеф, сокращается.

Недельное и суточное регулирование, зависящее от энергети­ ческой нагрузки, применяется на гидроузлах, рассчитанных на годовое и многолетнее регулирование стока.

Регулирование стока уменьшает весенний подъем уровня и повышает меженный уровень воды в нижнем бьефе. На рис. 42 показаны графики уровня воды на Волге у Ярославля до (1936 г.) и после (1942 г.) создания Рыбинского водохранилища.

Повышение уровня в нижнем бьефе увеличивает его глубину

в особо маловодные

периоды навигации, когда судоходство ис­

пытывает затруднения.

Однако

регулирование

стока имеет

свою

плохую

сторону: на водохранилищах

развивается

значительное

ветровое волнение; суточ­

ные попуски

воды

вызыва­

ют колебание уровня и пере­ формирование русла в ниж­ нем бьефе, заносится судо­ вой ход в зоне перехода во­ дохранилища в реку и т. д.

Особенности гидрологи­ ческого режима нижних бьефов. Современные круп­ ные гидроузлы улучшают

судоходные условия водных путей. В результате образования во­ дохранилищ значительно увеличился навигационный расход воды в нижнем бьефе ряда рек. Это повысило судоходные глубины на реках. Например, на Дону увеличение расхода воды со 160 до 580 мъ/сек позволило увеличить гарантийные глубины ниже Цим­ лянского гидроузла более чем в 2,5 раза.

Регулирование стока при помощи водохранилищ небольшой емкости не везде дает хорошие результаты. Например, ниже Но­ восибирской ГЭС значительного улучшения условий судоходства не наблюдается.

В ряде случаев неравномерность попусков воды через турбины ГЭС приводит к большому колебанию уровней и, несмотря на об­ щее увеличение глубин, затрудняет судоходство.

Каждый нижний бьеф можно разделить на два характерных по режиму уровней и условиям судоходства участка: первый рас­ положен в 30—100 км от гидроузла, второй — вслед за первым. Первый участок характеризуется резко выраженными колебани­ ями уровня воды, с амплитудой 1—3 м, вызванными неравномер­ ной работой ГЭС. При этом наиболее сильные колебания бывают вблизи ГЭС. По мере удаления от гидроузла амплитуда колеба­ ний уменьшается и к началу второго участка составляет

77


15—20 см. Второй участок имеет относительно небольшие коле­ бания уровней воды.

В табл. 11 приведены сведения о колебаниях уровня воды в

нижних бьефах

некоторых гидроузлов

СССР в

навигационный

период.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амплитуда колебаний уровня

 

 

 

 

Суммарный

воды в нижнем бьефе в

навига­

 

 

 

 

ционный период,

м

Гидроэлектростанция

расход воды

 

 

через турбины,

обычно наб­

 

 

 

 

м 31сек

наивысшая

 

 

 

 

 

возможная

людаемая

Цимлянская

им......................................

В.

И. Ленина .

1 100

2,7

1,0

Днепровская

2 000

2,2

1,0

Рыбинская.........................................

 

 

 

3 300

5,0

2,5

Горьковская

................................

 

 

4 000

3,3

1,2

Новосибирская................................

 

 

3 450

3,0

0,1-1,0

Пермская ..........................................

 

 

 

4 000

4,0

2,0

Б откинская......................................

 

И.

Ленина . .

7 000

6,0

3,0-4,0

Волжская им. В.

14000

5,0

1,5-2,0

Волжская ям.

XXII

съезда КПСС

15 400

5,0

2,2-2,5

При работе ГЭС большое влияние на судоходство оказывает

недельное и суточное регулирование стока.

или утром

Ложбина волны, возникшая

у

ГЭС в воскресенье

в понедельник, смещается вниз

по

реке, и ее можно

наблюдать

во вторник и даже в среду. Например, ниже Новосибирской ГЭС

у

выхода

шлюзового

канала

понижение

уровня составляет

75

см, на

расстоянии

22 км

от плотины

(г. Новосибирск) —

55 см, ПО км — 40 см; 200 км — 30 см.

Уменьшение попуска воды в выходные и праздничные дни мо­ жет затруднять движение судов с полной осадкой.

Суточное регулирование стока вызывает резкие колебания уровней воды, достигающие 1—2 м. По мере удаления от гидро­ узла волна попуска, распространяясь вниз по течению, постепен­ но распластывается, поэтому амплитуда суточных колебаний уровня воды постепенно сокращается. Высота волны уменьшает­ ся из-за неодинаковых скоростей перемещения ее гребня и скло­ нов. Гребень волны попуска перемещается быстрее, чем подо­ шва, в связи с чем уклон лобового склона увеличивается, а тыло­ вого уменьшается. Передний склон волны, имея большой уклон, перемещается быстрее тылового, поэтому волна растягивается и распластывается.

Волна попуска распространяется в нижнем бьефе с опреде­ ленной скоростью. Для практических целей время повышения уровня воды в определенном пункте, лежащем ниже гидроузла, можно определить путем расчета скорости перемещения волны попуска по приближенной формуле Л. С. Кускова

c=0,58"|/g'/7cp м/сек.

(18)

78


В этой формуле

// Ср — средняя судоходная глубина, м.

Для определения

в судовых условиях времени повышенных и

пониженных уровней созданы графики. По графикам судоводи­ тель может определить для всех перекатов время минимального и максимального уровня, амплитуду изменения уровня, а также начало его спада и подъема. Такие графики приводятся на неко­ торых навигационных картах, помещаются в лоциях и пособиях для судоводителей.

Регулирование стока меняет гидрологический режим нижне­ го бьефа. В водохранилище в связи с выпадением наносов про­ исходит осветление воды. Осветленная вода, поступая в большом количестве и со значительной скоростью в нижний бьеф, размы­

вает дно и берега, насыщаясь при этом наносами до

обычного

своего состояния.

участках

Уклоны поверхности воды на верхних по течению

намного превышают уклоны на участках, удаленных

от плоти­

ны. На верхнем участке, где изменение уклона велико, русло уси­ ленно перерабатывается.

При попуске резко возрастают продольные скорости течения, которые выравниваются по вертикали. Иногда на перекатах дон­ ные скорости становятся больше поверхностных. Это приводит к размыву русла.

Переформирование русла и перекатов особенно активно про­ исходит на участках, где сказывается суточное регулирование стока. Колебания уровня воды влияют и на состояние пере­ катов нижнего бьефа. При подъемах уровней происходит их на­ мыв, при спадах — размыв. В начале навигационного периода для интенсивного размыва перекатов иногда увеличивают попуски воды. Колебание уровня уменьшает устойчивость землечерпатель­ ных прорезей, поэтому такие участки требуют повторения дноуг­ лубительных работ.

Регулирование стока благоприятно сказывается на удаленных от гидроузла участках нижнего бьефа: сток распределяется рав­

номернее

в

течение длительного

периода.

§

17.

СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ

Виды. С у д о х о д н ы й

к а н а л —это искусственное рус­

ло правильной формы, предназначенное для движения по нему

судов.

делятся

на соединительные, обходные

По назначению каналы

и подходные.

каналы

служат для соединения вод­

С о е д и н и т е л ь н ы е

ным путем рек разных бассейнов, а

также для соединения рек с

озерами и морями, например канал

имени Москвы,

Волго-Дон­

ской имени В. И. Ленина, Беломорско-Балтийский и др.

О б х о д н ы е каналы предназначены

для обхода

озер, на ко­

торых бывают сильные штормы, а также

центральной части боль­

79