Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
Процесс шлюзования судов. Суда пропускают через шлюз круглосуточно.
Пропуск судна при движении его снизу вверх состоит из сле
дующих операций: открытия нижних ворот (1 |
мин); ввода |
судна |
|
в шлюз (10—15 мин); закрытия нижних ворот |
(1 |
мин) ; наполне |
|
ния камеры (8—10 мин); открытия верхних ворот |
(1 мин); |
выхо |
да судна из шлюза (10 мин). Пропуск одного судна продолжает ся от 25 до 35 мин. При движении судна сверху вниз операции выполняются в обратном порядке.
Несамоходные суда и плоты чаще всего проводит через шлюз сам буксировщик или специальные рейдовые буксиры. В неко торых случаях применяется береговая тяга. Например, на Кам ском гидроузле плоты проводят электровозы, передвигающиеся по рельсам параллельно шлюзу.
Управление механизмами ворот и затворами водопроводных галерей на шлюзах дистанционное, осуществляется с одного пуль та управления.
При наполнении камер шлюзов происходит беспорядочное движение воды, со значительными уклонами, течениями и водо воротами. Величина уклонов и скоростей течения в камере во многом зависит от скорости открывания затворов водопровод ных галерей или подъема ворот. Для уменьшения скоростей те чения применяют ступенчатое открытие затворов. Особенно боль шие скорости течения возникают при наполнении камеры через ворота верхней головы.
В начале наполнения камеры в ней создается продольный ук лон поверхности воды от верхней головы к нижней. По мере на полнения камеры уклон приобретает направление от нижней го ловы к верхней. При головных системах питания шлюзов первое прцложение силы гидродинамического давления к судну насту пает тогда, когда первый фронт волны, пройдя судно и отразив шись от нижних ворот, вернется опять к корме. Причем первая волна поднимает носовую часть судна. Двигаясь дальше вдоль судна к верхней голове, волна уменьшает созданный уклоном дифферент судна.
Кроме силы отгона, на судно действуют еще две силы — оттал
кивающая сила, возникающая от давления |
поступающей |
воды |
на корпус судна, и сила подсасывания, появляющаяся от |
пони |
|
жения уровня у верхней головы в результате |
особого (эжекцион- |
ного) действия потока, наполняющего камеру. Сила подсасыва ния направлена к верхней голове.
В первый период судно смещается к нижней голове, и кормо вой трос провисает. Затем оно смещается от нижней головы к верхней, при этом слабина кормового троса уменьшается.
При смещении судна тросы испытывают столь большую на грузку (сильные рывки), что иногда обрываются. Величина уси лия в тросах зависит от водоизмещения судна. Например, в Куйбышевских шлюзах при водоизмещении судов 3 тыс. т усилия в тросах достигают 9 г, а при 6—7 тыс. т— 12—18 т.
71
При опорожнении в камерах создается продольный уклон по верхности воды от верхней головы к нижней. В конце опорожне ния уклон получает направление от нижней головы к верхней, из-за инерционного понижения воды в камере по сравнению с уровнем воды в канале нижнего бьефа.
Особенно сильно возрастает величина обратного уклона в связи с интенсивным приростом уровня в нижнем бьефе при опо рожнении параллельной камеры и под действием волны, отра женной от стороны канала. При опорожнении шлюзов тросы су дов водоизмещением 3—7 тыс. т испытывают усилия 5—12 т. Чтобы уменьшить перемещение судов в камере, работают маши нами. Например, плоты при опорожнении смещаются в сторону нижней головы, поэтому буксир разворачивается на 180° и рабо тает винтом, сдерживая навал плота на нижнюю голову. В кон це опорожнения плот интенсивно движется в сторону верхней головы. Поэтому буксир начинает работать винтом в обратную сторону, чтобы предотвратить навал плота на верхние ворота.
Подходные каналы. Для подхода судов к шлюзу со стороны верхнего и нижнего бьефов делаются подходные каналы. Обыч но канал верхнего бьефа короткий, созданный дамбами, располо женными на акватории аванпорта шлюза. Каналы нижнего бьефа имеют значительное протяжение. Например, подходной канал нижнего бьефа, выходящий в реку у шлюзов Горьковской ГЭС, имеет протяжение 3,2 км, а у Куйбышевской ГЭС — около 6,7 км. Для швартовки судов и плотов, ожидающих шлюзования, в под ходных каналах возводятся причальные сооружения (см. рис. 38).
При опорожнении камеры шлюза в низовом подходном кана ле возникает волна попуска. Подойдя к устью канала и отразив шись от русла реки, она трансформируется в обратную волну, которая, достигнув шлюза, отражается от его головы и превра щается снова в волну, идущую к устью. Таким образом, проис ходит несколько отражений, с каждым из которых высота волны
искорость ее перемещения убывают.
Вдлинных каналах первая отраженная волна приходит к шлюзу после его опорожнения. Например, у нижних голов су доходных шлюзов Волжской гидроэлектростанции имени В. И. Ле
нина при опорожнении камеры уровень повышается на 25—40 см и понижается при возвращении отраженной волны на 15—20 см\ общая амплитуда колебания составляет 40—60 см. В нижнем канале Горьковского гидроузла при одновременном опорожнении
обеих |
камер нижних шлюзов амплитуда колебания |
достигает |
90 см. |
|
|
Большие колебания уровней воды наблюдаются в разъездных |
||
бьефах |
между шлюзами. Например, в канале длиной |
1700 м |
между шлюзами Цимлянского гидроузла амплитуда колебания достигает 50 см.
В разъездных бьефах, имеющих большую ширину, например, на Горьковском гидроузле, волновые колебания не превыша ют 15 см.
72
При малом запасе глубины на пороге (например, у Цимлян ского шлюза) в результате волновых колебаний судно может удариться о голову шлюза.
Высота волн hB, образующихся в нижнем канале гидроузла,
может быть определена по формуле |
|
|
|
Q |
(15) |
|
свВ |
|
где Q — максимальный расход воды при опорожнении или напол |
||
нении камеры, мъ/сек; |
|
|
В— ширина |
канала по урезу воды, м; |
м/сек, определяемая |
св— скорость |
распространения волны, |
|
по формуле Лагранжа |
|
|
cB= V g H c 9 ± v • |
( 1 6 ) |
|
Здесь Нср — средняя |
глубина |
воды в канале, м\ |
|
v — скорость |
течения |
воды в канале, м/сек. |
|
В начальный период опорожнения суда, стоящие у причала, |
|||
смещаются продольно — от |
шлюза. Максимальные |
усилия в |
швартовах, достигающие 15 т, наблюдаются во время прохожде ния мимо судна наибольшего расхода воды. После прохождения гребня волны попуска судно попадает на обратный скат волны и в этот момент начинает смещаться в противоположную сторону.
Обычно ось судового хода на выходе канала в реку сопря гается с направлением течения реки под углом, не превышающим 25°. При этом плечо берега и голова стрелки закругляются, что удобно для входа и выхода судов. При повышении уровней, вы зываемых попусками через плотину гидростанции, вода реки огибает стрелку, круто поворачивает и заходит в канал. В связи с этим в районе стрелки иногда возникает суводь и свальное те чение.
Внижних каналах в первые годы эксплуатации шлюза интен сивно оседают наносы, затем объем их на входном участке умень шается. Некоторое количество наносов с отраженной волной рас пространяется по каналу до самого шлюза.
Вполоводье через турбины ГЭС и водосливную часть плоти
ны сбрасывается большое количество воды, и при выходе кана ла в русло наблюдается большая скорость течения. Продольная скорость течения достигает 2 м/сек и более, а поперечная состав ляющая этой скорости — 0,3 м/сек и больше.
Поперечные течения, направленные к берегу, усложняют вход судов в канал и выход из него. У выхода канала в реку и в не посредственной близости от плотины создается сильный волнобой, который вызывает рыскливость и качку судов и может при вести к деформации корпуса и рулей. Например, у Волжской ГЭС
имени |
В. |
И. |
Ленина при сбросе воды через плотину, равном |
30 тыс. |
мг/сек, на расстоянии 1—1,5 км от плотины высота волны |
||
бывает |
до |
1 |
м. |
73
Потоки воды, создающиеся при выходе судна из камеры шлю за, воздействуют на суда, входящие во вторую камеру или стоя щие у причала в ожидании шлюзования. При этом, если рассто яние между шлюзами небольшое, у судов возникает сила «при сасывания» (например, на нижних шлюзах Горьковской ГЭС, расстояние между которыми равно 26 м ).
Выходя из камеры шлюза, судно обычно развивает относи тельно большой ход. Перед судном образуются волны и повыша ется уровень, а у берегов понижается. Одновременно создается течение, направленное в сторону, противоположную движению судна. Скорость потока в воротах шлюза при прохождении судна определяется по формуле
|
|
|
|
(17) |
где v c— скорость судна; |
сечения |
в створе |
ворот; |
|
2 — площадь |
живого |
|||
$ — площадь |
погруженного |
миделевого |
сечения (сечения |
|
по наибольшей |
ширине |
судна). |
|
Из формулы (17) видно, что чем выше скорость и больше во доизмещение судна, тем больше скорость потока, направленного в камеру. При небольшом расстоянии между камерами течение, создаваемое движением судна, распространяется по всей ширине подходного канала. Пренебрежение учетом этого течения приво дит к навалам и ударам судов об откос и причалы.
Движущееся судно оказывает влияние и на суда, стоящие у причала на подходе к шлюзу. Смещение судна вызывает большие нагрузки на швартовы.
Заходить в шлюз и выходить из него необходимо, понизив скорость настолько, чтобы судно сохранило управляемость.
Судоподъемники. Иногда вместо шлюзов строят судоподъем ники, вертикальные или наклонные.
У одного типа вертикальных судоподъемников камера с суд ном поднимается и опускается при помощи тросов в специальном металлическом каркасном сооружении. У другого — камера пере мещается при помощи мощных штоков или поплавков силой дав ления воды, заполняющей вертикальные шахты.
При большом напоре строительство вертикальных судоподъ емников экономически нецелесообразно. Наиболее крупный вер тикальный судоподъемник существует в ГДР, он поднимает суда на высоту 36 м. В СССР вертикальных судоподъемников нет.
Вближайшее время возле Красноярского гидроузла будет введен в действие наклонный судоподъемник, при помощи кото рого суда смогут преодолевать высоту более 100 м.
Всостав наклонного судоподъемника входят верховые и ни зовые судовозные пути, поворотное устройство, судовозная ка мера косякового типа, троллейная сеть, волнозащитные, причаль ные и другие сооружения.
74
Судовозные пути 1 (рис. 41, а) представляют собой рельсы с
колеей около 9 м и уклоном |
1 : 10, по которым между верхним и |
||||
нижним бьефом и поворотным устройством перемещается |
каме |
||||
ра 2 с судном 5. |
Скорость |
подъема |
и спуска |
камеры |
около |
1 м!сек. Судовая |
камера покоится на |
колесных |
опорах 8. |
По |
лезная длина камеры 90 м, ширина 18 м, глубина воды в камере при заводке судна 2,5 м, при движении 2,2 м.
Судно заходит в камеру через ворота, которые имеют сегмент ный затвор 3, опускаемый в нишу. Входная часть снабжена кри волинейными палами. Энергопитание механизмов 6 осуществля ется через троллейную сеть 4 и токосъемники 7. Центральный пост управления находится в отдельном здании.
а)
Z
1
Поворотное устройство 10 (рис. 41,6), находящееся на водо разделе, представляет собой стальную наклонную трехопорную балку 11, которая в определенном положении составляет про должение верхового 1 или низового 12 судовозного пути. Пово ротная балка 11, вращаясь вокруг вертикальной оси на централь ной опоре 14, обеспечивает поворот камеры с судном в направ лении предстоящего спуска по судовозному пути. Центральная опора 14 поворотного устройства снабжена роликовыми подшип никами 15, а каждая концевая опора 9 — тележками, опирающи мися на круговую раму 16 и 13.
Пропуск судов через судоподъемник осуществляется следую щим образом. Судовозная камера вместе с судном опускается в воду. Через открывающиеся ворота в камеру из бьефа поступает дополнительное количество воды, увеличивающее глубину с 2,2 до 2,5 м, и судно выходит из камеры.
После захода встречного судна, закрытия ворот и слива из лишней воды камера поднимается вверх и накатывается на на клонные балки поворотного устройства. Затем она разворачива
75