Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На водных путях есть участки с наименьшими габаритами пу­ ти: некоторые перекаты, пороги, изгибы русла, мосты, шлюзы. Та­ кие участки, ограничивающие размеры и осадку судовых составов, называются л и м и т и р у ю щ и м и . Например, у крупных рек на большей части пути глубина бывает 5—20 м, а на перекатах она может снижаться до 2 ж и даже до меньшей величины.

Наименьшие габариты отдельных участков иногда называются н о р м и р у ю щ и м и (например, нормирующий радиус изгиба, нормирующая глубина и т. д.). При установлении осадки и раз­ мера судовых составов обычно исходят из габаритов лимитирую­ щих участков, если перед ними не предусмотрено переформиро­ вание состава.

Г л у б и н а с у д о в о г о х о д а . В зависимости от нее суда грузят в пределах их осадки так, чтобы был выдержан установ­ ленный запас воды под днищем. Величины запаса воды, зависящие от вида движения, типа судна, характера грунта дна и рода пере­ возимого груза, приведены в «Правилах плавания по внутренним судоходным путям РСФСР». Величина запаса дана для случаев, когда судно не имеет хода. Для рек и каналов запас находится в пределах от 5 до 30 см, а для шлюзов — от 10 до 40 см. Запас воды на озерах и водохранилищах устанавливается с учетом вол­ нения.

Ш и р и н а с у д о в о г о хода . Ею определяется ширина со­ става судов при однопутном или двухпутном движении.

Для рек и водохранилищ расстояние между бортами встреч­ ных составов должно быть наибольшим и для отдельных участ­

ков

устанавливается местными правилами плавания (в пределах

от

10 до 40 и более метров).

В каналах общий запас по ширине (расстояние между бор­ тами судов или составов плюс расстояние между судами и отко­

сами

канала)

составляет при двухпутном движении 0,3 совокуп­

ной

ширины

расходящихся судов и составов, при

однопутном —

0,5 ширины судна или состава

(на уровне днища).

Чтобы судно

Р а д и у с

з а к р у г л е н и я

с у д о в о г о хода.

при повороте не выходило за кромки судового хода, необходимо, чтобы он имел на криволинейных участках достаточно пологий изгиб либо габариты судна или состава должны соответствовать повороту. В соответствии с Правилами плавания длина одиночных судов при движении в обоих направлениях должна быть в 3 раза меньше нормирующих радиусов закруглений. Длина составов, уча­ ленных жестким счалом, как правило, при следовании вниз долж­

на быть в 3,5 раза, а при следовании вверх—в

2 раза меньше

нормирующих радиусов закруглений.

габариты — это

П о д м о с т о в ы е г а б а р и т ы . Подмостовые

возвышение нижней точки фермы моста над наивысшим расчет­ ным уровнем воды и ширина судоходного пролета между опора­ ми. При строительстве моста его подмостовые габариты устанав­ ливают в зависимости от категории реки и гарантированных глубин по нормам проектирования мостов. Так, например, при глу­

130



бине более 2 ж возвышение должно равняться 13,5 ж, при глуби­ не от 1,5 до 2 ж — 12,5 ж, от 0,7 до 1,5 ж — 10 ж и меньше 0,7 ж — 7 ж.

Г а б а р и т ы п о д п р о в о д а м и в о з д у ш н ы х э л е к т р о ­ линий. Провода электролиний высокого напряжения должны быть протянуты на такой высоте, при которой между ними и са­ мыми высокими надстройками судов при наивысшем горизонте воды всегда оставался бы необходимый запас расстояния. Запас этот находится в пределах от 2 до 6 ж. Для телефонных и теле­ графных линий запас должен быть не менее 1 ж.

Г а б а р и т ы ш л ю з о в и с у д о п о д ъ е м н и к о в . В соответ­ ствии с Правилами плавания суда и составы должны иметь запа­

сы

по ширине: в шлюзах шириной до

10 ж — 0,2 ж, до 18 ж —

0,4

ж, свыше 18 ж — 0,5 ж со стороны

каждого борта.

Длина одиночных судов или составов должна быть меньше по­ лезной длины камер: в шлюзах длиной до 50 ж — на 1 ж, от 51 до

100 ж — на 2 ж, от 101 до 150 ж — на 4 ж, от 151 до 210 ж — на

6 ж, при длине свыше 210 ж — на 10 ж.

Н а и м е н ь ш и е г а р а н т и р о в а н н ы е и д и ф ф е р е н ц и ­ р о в а н н ы е г а р а н т и р о в а н н ы е г а б а р и т ы с у д о в о г о хо- д а. Уровни воды в реке непостоянны. С повышением уровня га­ бариты судового хода увеличиваются, с понижением, наоборот, уменьшаются. Причем уровень может снизиться настолько, что судоходство будет испытывать большие затруднения. Министер­ ство речного флота для основных водных путей устанавливает так называемые наименьшие гарантированные навигационные габа­ риты судового хода, которые должны быть выдержаны в течение всей навигации. Их устанавливают для определенного низкого уровня воды, называемого проектным.

Проектный уровень воды устанавливают на основании много­ летних наблюдений так. чтобы время меньшего уровня составля­ ло не более 10% продолжительности навигации на реках с не­ развитым судоходством и до 3% — на реках с развитым судоход­ ством.

Наименьшие гарантированные габариты судового хода долж­ ны выдерживаться в любой период навигации. Для этого произ­ водят различные путевые работы, например углубляют судовой ход землечерпательными снарядами.

В течение большей части навигации уровень воды в реке выше проектного уровня. Это дает возможность обеспечить для судо­ ходства на тот или иной период навигации большие габариты, чем наименьшие гарантированные, и тем самым улучшить использова­ ние флота. Поэтому, кроме наименьших гарантированных габари­ тов, устанавливают так называемые д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы е г а р а н т и р о в а н н ы е г а б а р и т ы судового хода.

Эти габариты являются переменными и зависят от уровня во­ ды в реке. Их заранее рассчитывают и по полученным данным строят кривые зависимости глубины или ширины судового хода от уровня воды. Габариты увеличиваются или уменьшаются не прямо

9*

13»


пропорционально изменению уровня воды, а в определенной за­ висимости, устанавливаемой путем расчета. По кривой дифферен­ цированных гарантированных габаритов глубину или ширину су­ дового хода определяют исходя из уровня воды на этот день.

Организация управления внутренними водными путями. Внут­ ренние водные пути РСФСР, транспортный и технический флот, судостроительные и судоремонтные заводы и некоторые другие предприятия находятся в ведении Министерства речного флота РСФСР (МРФ), которое состоит из ряда главных управлений и управлений, руководящих определенным видом деятельности реч­ ного флота.

Внутренними водными путями и гидротехническими сооруже­ ниями, их развитием, реконструкцией и содержанием в исправ­ ном состоянии ведает Главное управление водных путей и гидро­ сооружений (Главводпуть). Главводпуть в различных речных бас­ сейнах осуществляет свое руководство через бассейновые управ­ ления пути (БУП) или управления каналов. БУПы занимаются организацией дноуглубительных и выправительных работ, ограж­ дением судовых ходов обстановкой, содержанием ее и гидротех­ нических сооружений в исправности.

В состав БУПов входят технические участки (техучастки), пу­ ти и районы гидросооружений. Техучастки непосредственно вы­ полняют путевые работы и эксплуатируют гидросооружения на определенном протяжении водных путей. В состав техучастков или районов гидросооружений входят участки, возглавляемые произ­ водителями путевых работ (прорабами).

ГЛАВА II

СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ

§ 28. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Судоходная обстановка на внутренних водных путях со­ стоит из б е р е г о в ы х и п л а в у ч и х з н а к о в , при помощи ко­ торых указывают направление, границы и габариты судовых хо­ дов и акваторий пристаней и рейдов, места свальных течений, под­ водные и надводные переходы (электрокабели, трубопроводы и т. д.), а также регулируют пропуск судов на участках с одно­ сторонним движением.

Основными береговыми знаками являются п е р е в а л ь н ы е

и

х о д о в ы е з н а к и и с т в о р ы , а плавучими — буи, б а к е н ы

и

вехи.

 

Знаки судоходной обстановки в большинстве случаев изготов­ ляются из дерева, лишь буи делают металлическими. В будущем буи предполагается изготовлять из пластмасс. Для улучшения ви­ димости знаков днем в последнее время их стали покрывать флуо­

ресцентными эмалями.

на о с в е щ а е м у ю и

Судоходная обстановка подразделяется

с в е т о о т р а ж а ю щ у ю (для обеспечения

круглосуточного дви­

жения судов) и н е о с в е щ а е м у ю (для

обеспечения

движения

судов только в светлое время суток).

 

с приме­

Освещение судоходной обстановки — электрическое

нением маломощных электроламп или газосветных трубок, а так­ же ацетиленовое.

Источниками электропитания служат щелочные аккумуляторы или сухие гальванические элементы. Для усиления силы света и сосредоточения светового потока в нужном направлении маломощ­ ные светосигнальные фонари с электрическими лампочками нака­ ливания снабжают оптическими линзами и отражателями (реф­ лекторами). На береговых знаках с огнями направленного дей­ ствия применяют автомобильные и мотоциклетные фары. Отража­ тельная оптика используется также в фонарях с газосветными источниками света.

Ацетиленовое освещение знаков обстановки бывает преимуще­ ственно в морских устьях рек, озерах и водохранилищах, где не­ обходима большая дальность видимости.

133


Для электрифицированных сигнальных огней применяются ав­ томаты-выключатели, включающие огни с наступлением сумерек и выключающие их на рассвете; проблескаторы, поддерживающие проблесковое горение фонарей; лампоменятели, заменяющие ис­ порченные лампы.

В соответствии с действующим ГОСТом на навигационные ог­

ни п о с т о я н н ы м

считается непрерывающийся

(без

изменения

силы света) огонь.

П р о б л е с к о в ы й — это огонь,

у которого

одинарные проблески (вспышки) света повторяются

периодиче­

ски — через равные

промежутки времени, причем

продолжитель­

ность вспышки меньше продолжительности паузы. Например, про­

блеск — 0,5 сек,

пауза — 2,5

сек. Г р у п п о п р о б л е с к о в ы м

огнем считается

чередование

группы проблесков света (обычно

два или три проблеска, разделенных кратковременной паузой) с длительной паузой. Например, группа из двух проблесков: про­

блеск — 0,3 сек, пауза — 0,5 сек, проблеск — 0,3 сек,

пауза —

2,5 сек. З а т м е в а ю щ и й с я огонь — это прерывистый

огонь, у

которого длительность проблеска превышает длительность паузы. Например, проблеск — 2,5 сек, пауза — 0,5 сек.

Сигнальные щиты навигационных знаков могут иметь покры­ тие из светоотражающих пленок. Буквы, цифры и другие услов­ ные обозначения, наносимые на щиты, могут быть выполнены из светоотражающих пленок белого цвета на черных и красных щи­ тах и красного цвета на белых щитах.

При попадании светового пучка на поверхность пленки он почти полностью отражается в обратном направлении. Для этого идущие суда освещают знаки прожектором.

В большинстве случаев судовые радиолокаторы плохо обна­ руживают знаки судоходной обстановки, поэтому на вершинах знаков устанавливают уголковые пассивные радиолокационные отражатели, которые представляют собой обычно три диска, квад­ рата и т. д., скрепленных перпендикулярно друг другу. Диаметр диска или стороны квадрата обычно равны 20—40 см.

Пассивные радиолокационные отражатели могут иметь и дру­ гую форму и размеры.

Уголковые отражатели создают сосредоточенный пучок отра­ женных радиоволн, что способствует лучшему обнаружению знака радиолокатором.

Судовой ход ограждается плавучими знаками обстановки по одной из следующих систем: л а т е р а л ь н о й (двусторонней), по которой ограждают знаками две стороны судового хода (ле­ вую и правую),— система применяется на реках, водохранилищах,

каналах, небольших озерах и на

подходах к морским портам;

к а р д и н а л ь н о й

(компасной),

по которой навигационные

опасности ограждают знаками обстановки относительно четырех стран света (севера, юга, запада и востока),— применяется на мо­ рях, в морских устьях рек и на крупных озерах; о с е в о й , приме­ няемой для указания направления движения судов по рекомендо­ ванным курсам на морях, крупных озерах и водохранилищах.

134