Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
На водных путях есть участки с наименьшими габаритами пу ти: некоторые перекаты, пороги, изгибы русла, мосты, шлюзы. Та кие участки, ограничивающие размеры и осадку судовых составов, называются л и м и т и р у ю щ и м и . Например, у крупных рек на большей части пути глубина бывает 5—20 м, а на перекатах она может снижаться до 2 ж и даже до меньшей величины.
Наименьшие габариты отдельных участков иногда называются н о р м и р у ю щ и м и (например, нормирующий радиус изгиба, нормирующая глубина и т. д.). При установлении осадки и раз мера судовых составов обычно исходят из габаритов лимитирую щих участков, если перед ними не предусмотрено переформиро вание состава.
Г л у б и н а с у д о в о г о х о д а . В зависимости от нее суда грузят в пределах их осадки так, чтобы был выдержан установ ленный запас воды под днищем. Величины запаса воды, зависящие от вида движения, типа судна, характера грунта дна и рода пере возимого груза, приведены в «Правилах плавания по внутренним судоходным путям РСФСР». Величина запаса дана для случаев, когда судно не имеет хода. Для рек и каналов запас находится в пределах от 5 до 30 см, а для шлюзов — от 10 до 40 см. Запас воды на озерах и водохранилищах устанавливается с учетом вол нения.
Ш и р и н а с у д о в о г о хода . Ею определяется ширина со става судов при однопутном или двухпутном движении.
Для рек и водохранилищ расстояние между бортами встреч ных составов должно быть наибольшим и для отдельных участ
ков |
устанавливается местными правилами плавания (в пределах |
от |
10 до 40 и более метров). |
В каналах общий запас по ширине (расстояние между бор тами судов или составов плюс расстояние между судами и отко
сами |
канала) |
составляет при двухпутном движении 0,3 совокуп |
||
ной |
ширины |
расходящихся судов и составов, при |
однопутном — |
|
0,5 ширины судна или состава |
(на уровне днища). |
Чтобы судно |
||
Р а д и у с |
з а к р у г л е н и я |
с у д о в о г о хода. |
при повороте не выходило за кромки судового хода, необходимо, чтобы он имел на криволинейных участках достаточно пологий изгиб либо габариты судна или состава должны соответствовать повороту. В соответствии с Правилами плавания длина одиночных судов при движении в обоих направлениях должна быть в 3 раза меньше нормирующих радиусов закруглений. Длина составов, уча ленных жестким счалом, как правило, при следовании вниз долж
на быть в 3,5 раза, а при следовании вверх—в |
2 раза меньше |
нормирующих радиусов закруглений. |
габариты — это |
П о д м о с т о в ы е г а б а р и т ы . Подмостовые |
возвышение нижней точки фермы моста над наивысшим расчет ным уровнем воды и ширина судоходного пролета между опора ми. При строительстве моста его подмостовые габариты устанав ливают в зависимости от категории реки и гарантированных глубин по нормам проектирования мостов. Так, например, при глу
130
бине более 2 ж возвышение должно равняться 13,5 ж, при глуби не от 1,5 до 2 ж — 12,5 ж, от 0,7 до 1,5 ж — 10 ж и меньше 0,7 ж — 7 ж.
Г а б а р и т ы п о д п р о в о д а м и в о з д у ш н ы х э л е к т р о линий. Провода электролиний высокого напряжения должны быть протянуты на такой высоте, при которой между ними и са мыми высокими надстройками судов при наивысшем горизонте воды всегда оставался бы необходимый запас расстояния. Запас этот находится в пределах от 2 до 6 ж. Для телефонных и теле графных линий запас должен быть не менее 1 ж.
Г а б а р и т ы ш л ю з о в и с у д о п о д ъ е м н и к о в . В соответ ствии с Правилами плавания суда и составы должны иметь запа
сы |
по ширине: в шлюзах шириной до |
10 ж — 0,2 ж, до 18 ж — |
0,4 |
ж, свыше 18 ж — 0,5 ж со стороны |
каждого борта. |
Длина одиночных судов или составов должна быть меньше по лезной длины камер: в шлюзах длиной до 50 ж — на 1 ж, от 51 до
100 ж — на 2 ж, от 101 до 150 ж — на 4 ж, от 151 до 210 ж — на
6 ж, при длине свыше 210 ж — на 10 ж.
Н а и м е н ь ш и е г а р а н т и р о в а н н ы е и д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы е г а р а н т и р о в а н н ы е г а б а р и т ы с у д о в о г о хо- д а. Уровни воды в реке непостоянны. С повышением уровня га бариты судового хода увеличиваются, с понижением, наоборот, уменьшаются. Причем уровень может снизиться настолько, что судоходство будет испытывать большие затруднения. Министер ство речного флота для основных водных путей устанавливает так называемые наименьшие гарантированные навигационные габа риты судового хода, которые должны быть выдержаны в течение всей навигации. Их устанавливают для определенного низкого уровня воды, называемого проектным.
Проектный уровень воды устанавливают на основании много летних наблюдений так. чтобы время меньшего уровня составля ло не более 10% продолжительности навигации на реках с не развитым судоходством и до 3% — на реках с развитым судоход ством.
Наименьшие гарантированные габариты судового хода долж ны выдерживаться в любой период навигации. Для этого произ водят различные путевые работы, например углубляют судовой ход землечерпательными снарядами.
В течение большей части навигации уровень воды в реке выше проектного уровня. Это дает возможность обеспечить для судо ходства на тот или иной период навигации большие габариты, чем наименьшие гарантированные, и тем самым улучшить использова ние флота. Поэтому, кроме наименьших гарантированных габари тов, устанавливают так называемые д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы е г а р а н т и р о в а н н ы е г а б а р и т ы судового хода.
Эти габариты являются переменными и зависят от уровня во ды в реке. Их заранее рассчитывают и по полученным данным строят кривые зависимости глубины или ширины судового хода от уровня воды. Габариты увеличиваются или уменьшаются не прямо
9* |
13» |
пропорционально изменению уровня воды, а в определенной за висимости, устанавливаемой путем расчета. По кривой дифферен цированных гарантированных габаритов глубину или ширину су дового хода определяют исходя из уровня воды на этот день.
Организация управления внутренними водными путями. Внут ренние водные пути РСФСР, транспортный и технический флот, судостроительные и судоремонтные заводы и некоторые другие предприятия находятся в ведении Министерства речного флота РСФСР (МРФ), которое состоит из ряда главных управлений и управлений, руководящих определенным видом деятельности реч ного флота.
Внутренними водными путями и гидротехническими сооруже ниями, их развитием, реконструкцией и содержанием в исправ ном состоянии ведает Главное управление водных путей и гидро сооружений (Главводпуть). Главводпуть в различных речных бас сейнах осуществляет свое руководство через бассейновые управ ления пути (БУП) или управления каналов. БУПы занимаются организацией дноуглубительных и выправительных работ, ограж дением судовых ходов обстановкой, содержанием ее и гидротех нических сооружений в исправности.
В состав БУПов входят технические участки (техучастки), пу ти и районы гидросооружений. Техучастки непосредственно вы полняют путевые работы и эксплуатируют гидросооружения на определенном протяжении водных путей. В состав техучастков или районов гидросооружений входят участки, возглавляемые произ водителями путевых работ (прорабами).
ГЛАВА II
СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ
§ 28. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Судоходная обстановка на внутренних водных путях со стоит из б е р е г о в ы х и п л а в у ч и х з н а к о в , при помощи ко торых указывают направление, границы и габариты судовых хо дов и акваторий пристаней и рейдов, места свальных течений, под водные и надводные переходы (электрокабели, трубопроводы и т. д.), а также регулируют пропуск судов на участках с одно сторонним движением.
Основными береговыми знаками являются п е р е в а л ь н ы е |
и |
х о д о в ы е з н а к и и с т в о р ы , а плавучими — буи, б а к е н ы |
и |
вехи. |
|
Знаки судоходной обстановки в большинстве случаев изготов ляются из дерева, лишь буи делают металлическими. В будущем буи предполагается изготовлять из пластмасс. Для улучшения ви димости знаков днем в последнее время их стали покрывать флуо
ресцентными эмалями. |
на о с в е щ а е м у ю и |
|
Судоходная обстановка подразделяется |
||
с в е т о о т р а ж а ю щ у ю (для обеспечения |
круглосуточного дви |
|
жения судов) и н е о с в е щ а е м у ю (для |
обеспечения |
движения |
судов только в светлое время суток). |
|
с приме |
Освещение судоходной обстановки — электрическое |
нением маломощных электроламп или газосветных трубок, а так же ацетиленовое.
Источниками электропитания служат щелочные аккумуляторы или сухие гальванические элементы. Для усиления силы света и сосредоточения светового потока в нужном направлении маломощ ные светосигнальные фонари с электрическими лампочками нака ливания снабжают оптическими линзами и отражателями (реф лекторами). На береговых знаках с огнями направленного дей ствия применяют автомобильные и мотоциклетные фары. Отража тельная оптика используется также в фонарях с газосветными источниками света.
Ацетиленовое освещение знаков обстановки бывает преимуще ственно в морских устьях рек, озерах и водохранилищах, где не обходима большая дальность видимости.
133
Для электрифицированных сигнальных огней применяются ав томаты-выключатели, включающие огни с наступлением сумерек и выключающие их на рассвете; проблескаторы, поддерживающие проблесковое горение фонарей; лампоменятели, заменяющие ис порченные лампы.
В соответствии с действующим ГОСТом на навигационные ог
ни п о с т о я н н ы м |
считается непрерывающийся |
(без |
изменения |
силы света) огонь. |
П р о б л е с к о в ы й — это огонь, |
у которого |
|
одинарные проблески (вспышки) света повторяются |
периодиче |
||
ски — через равные |
промежутки времени, причем |
продолжитель |
ность вспышки меньше продолжительности паузы. Например, про
блеск — 0,5 сек, |
пауза — 2,5 |
сек. Г р у п п о п р о б л е с к о в ы м |
огнем считается |
чередование |
группы проблесков света (обычно |
два или три проблеска, разделенных кратковременной паузой) с длительной паузой. Например, группа из двух проблесков: про
блеск — 0,3 сек, пауза — 0,5 сек, проблеск — 0,3 сек, |
пауза — |
2,5 сек. З а т м е в а ю щ и й с я огонь — это прерывистый |
огонь, у |
которого длительность проблеска превышает длительность паузы. Например, проблеск — 2,5 сек, пауза — 0,5 сек.
Сигнальные щиты навигационных знаков могут иметь покры тие из светоотражающих пленок. Буквы, цифры и другие услов ные обозначения, наносимые на щиты, могут быть выполнены из светоотражающих пленок белого цвета на черных и красных щи тах и красного цвета на белых щитах.
При попадании светового пучка на поверхность пленки он почти полностью отражается в обратном направлении. Для этого идущие суда освещают знаки прожектором.
В большинстве случаев судовые радиолокаторы плохо обна руживают знаки судоходной обстановки, поэтому на вершинах знаков устанавливают уголковые пассивные радиолокационные отражатели, которые представляют собой обычно три диска, квад рата и т. д., скрепленных перпендикулярно друг другу. Диаметр диска или стороны квадрата обычно равны 20—40 см.
Пассивные радиолокационные отражатели могут иметь и дру гую форму и размеры.
Уголковые отражатели создают сосредоточенный пучок отра женных радиоволн, что способствует лучшему обнаружению знака радиолокатором.
Судовой ход ограждается плавучими знаками обстановки по одной из следующих систем: л а т е р а л ь н о й (двусторонней), по которой ограждают знаками две стороны судового хода (ле вую и правую),— система применяется на реках, водохранилищах,
каналах, небольших озерах и на |
подходах к морским портам; |
|
к а р д и н а л ь н о й |
(компасной), |
по которой навигационные |
опасности ограждают знаками обстановки относительно четырех стран света (севера, юга, запада и востока),— применяется на мо рях, в морских устьях рек и на крупных озерах; о с е в о й , приме няемой для указания направления движения судов по рекомендо ванным курсам на морях, крупных озерах и водохранилищах.
134