Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
на нижнем щите — также два числа, каждое из которых обозна чает километр первого лимитирующего переката выше и ниже мачты. На щите перекатной мачты черными цифрами указывают километр, на котором находится перекат.
На участках пути, имеющих два судовых хода, устанавливают вдоль берега две мачты на расстоянии 10 м одна от другой. Верх няя по течению мачта предназначена для правого судового хода, нижняя — для левого. На перекатных участках, если расстояние между смежными перекатами не превышает 1—2 км, устанавли вают одну мачту, показывающую наименьшие габариты судового хода для данной группы перекатов.
Знаки глубины вывешивают на верховом по течению ноке реи,
а знаки ширины судового хода — на |
низовом. |
зна |
||
Знаки глубины (см. рис. 66) |
состоят |
из прямоугольного |
||
ка 2, обозначающего глубину |
100 |
см, |
большого круглого |
зна |
ка 3 — 20 см и малого круглого знака 4 — 5 см. |
Если глубина на |
||
перекате больше, |
чем 1,25 осадки |
самых глубокосидящих судов, |
|
плавающих по |
данному плесу, |
вывешивают |
крестообразный |
знак 1. |
|
|
|
На темном фоне местности все знаки глубины, кроме большого круглого, окрашивают в белый цвет; на светлом — в черный; большой круглый знак окрашивают только в красный цвет.
Знаки ширины состоят из ромбовидного знака 5, обозначаю щего 50 м, большого круглого 6—20 м и малого круглого 7—5 м. Окраска ромбовидного и малого круглого знаков для темного фона белая, для светлого — черная. Круглый большой знак окра шивают только в красный цвет.
Для улучшения видимости сигнальных знаков при любом по ложении их делают из двух щитов или двух дисков, соединенных под прямым углом. Иногда цвета знаков плохо различимы, по этому следует помнить, что диаметр большого диска примерно равен высоте прямоугольного знака или большой диагонали ром ба, а диаметр малого диска вдвое меньше высоты прямоугольного знака или большой диагонали ромба или равен малой диагонали ромба.
В темное время суток сигнализация о глубине может быть осуществлена специальной электрической проблесковой вывеской. Каждая вспышка огня белого цвета обозначает глубину 100 см,
зеленого — 20 см и |
красного — 5 см. |
Проблески подаются |
через |
одинаковые промежутки времени, равные 3—5 сек. |
невоз |
||
С е м а ф о р н ы е |
м а ч т ы ставят |
на тех участках, где |
можно одновременное двустороннее движение судов. Семафорная мачта представляет собой столб с реей и щитом. На рее вывеши вают сигналы о разрешении и запрещении прохода судов. Сема форные мачты, стоящие на светлом фоне (рис. 67,а, б), окраши вают в красный цвет, а на темном — в белый (рис. 67, в); устрое ны они также, как перекатные и сигнальные.
Семафорные мачты по концам засемафоренного участка рас полагают так, чтобы можно было своевременно увидеть знаки и
141
поставить судно или состав в удобном месте. Для этой же цели рею укрепляют на мачте перпендикулярно оси судового хода, а знаки вывешивают на ноке, обращенном к судовому ходу.
На ноке реи всегда вывешивают два знака, один над другим: красный конус раструбом вниз (ночью — красный огонь) и чер ный цилиндр на светлом фоне или белый цилиндр на темном фоне (ночью — зеленый огонь). Конус или красный огонь запрещает движение, цилиндр или зеленый огонь — разрешает. Верхний знак относится к судам, идущим сверху, а нижний — к судам, идущим снизу. Если, например, на мачте сверху висит цилиндр, а под ним конус (рис. 67, а), это значит, что для судов, идущих сверху, ход открыт, а для судов, идущих снизу,— закрыт. И наоборот— конус
сверху, а под ним цилиндр означают, что судам, идущим сверху,
путь закрыт, а идущим снизу — открыт (рис. 67,6). |
Если на мач |
те вывешены два конуса или два красных огня (рис. |
67, в), то ход |
закрыт в обоих направлениях. Если на семафорной мачте висит один знак или совсем нет знака, вводить в засемафоренный уча сток судно запрещено. Следует свистком вызвать вахтенного се мафорного поста, с тем чтобы он вывесил знаки.
З н а к « С и г н а л » служит для предупреждения судоводителя о том, что начинается участок, на котором встреча и обгон за труднительны или запрещены: засемафоренный участок, шлюз, крутой изгиб русла и др. Знак устанавливается на расстоянии 200—-500 м выше и ниже такого участка. Подойдя к знаку «Сиг нал», судно должно подать один продолжительный сигнал. Знак состоит из столба высотой 2,5—4,5 м с круглым щитом вверху. Столб окрашен черными и белыми спиральными полосами. Щит
белый, с |
надписью крупными черными буквами «Сигнал» |
(рис. 68). |
« п о д в о д н ы й п е р е х о д » указывает расположение |
З н а к |
подводных переходов телеграфных, телефонных и электрических кабелей, тоннелей и трубопроводов, проложенных через реки. Знак состоит из столба высотой 4—5 м с укрепленным на вершине дис ком. Столб окрашен чередующимися полосами желтого и черного цвета. Диск окрашен в красный цвет с горизонтальной белой по лосой посередине (рис. 69).
142
Подводные переходы обозначаются створными столбами, уста навливаемыми в 100 м выше и ниже (по течению) места распо ложения перехода. На реках с шириной русла до 300 м створ из сигнальных столбов ставится на одном берегу, при ширине русла более 300 м — на обоих берегах.
В темное время суток знаки освещаются створными желтыми огнями, по одному на каждом столбе.
На каналах допускается установка одного сигнального столба по оси перехода, освещаемого в ночное время двумя желтыми, вер тикально расположенными на краях диска, огнями.
Судам и плотам запрещается проходить места подводных пе реходов с опущенными на дно лотами, цепями-волокушами и др., а также останавливаться в этих местах, отдавать якоря и т. п.
Рис. 68 |
Рис. |
69 |
Рис. |
70 |
З н а к « н а д в о д н ы й |
п е р е х о д » |
служит для предупрежде |
||
ния о проходящих над водным |
путем |
телеграфных, |
телефонных |
и электрических проводах. Знак представляет собой столб с круг лым щитом наверху. Высота знака 4—5 м. Столб окрашен чере дующимися полосами белого и черного цвета, диск — в белый цвет с двумя вертикальными красными полосами. В темное вре мя суток на краях диска по горизонтали зажигают два желтых огня (рис. 70).
Знаки устанавливаются в 100 м выше и ниже места распо ложения перехода, по одному знаку на обоих берегах. Если шири на реки менее 100 м, диски устанавливают на одной из переход
ных мачт |
на высоте менее 4 м. |
Р е й д |
о в ы е з н а к и служат для обозначения границ водной |
площади (акватории) рейда. Рейдовые столбы устанавливаются
попарно, |
образуя |
створ. |
Передний |
столб ниже заднего, имеет |
треугольный щит вершиной вверх; на |
заднем столбе — треуголь |
|||
ный щит |
вершиной |
вниз. |
Столб знаков окрашивается полосами |
белого и черного цвета, а щит — в белый цвет. На щитах нанесе ны черные цифры, показывающие количество судов (пыжей), разрешенных к постановке по ширине акватории рейда (рис. 71). В темное время на каждом знаке зажигается вертикальная газо светная трубка: на знаках правого берега — красная, левого — зеленая. Газосветные трубки могут быть заменены огнями такого
143
же цвета. На рейдовых столбах с помощью газосветных трубок может быть зажжен рейдовый номер: на правом берегу— крас ного цвета, на левом — зеленого. Газосветные трубки рейдовых номеров иногда заменяют светоотражающим материалом.
Рис. 73
В начале и конце рейда в виде створов устанавливают по два рейдовых знака, а у верхней границы аванрейда — один знак. Чтобы быстро найти место стоянки состава, линии постановки су
|
|
дов иногда Обозначают специальны |
|||||
р.СУРА |
1275 |
ми береговыми номерными знаками. |
|||||
З н а к |
« В н и м а н и е » . Предназ |
||||||
начен |
для |
информации |
судоводите |
||||
|
|
лей о |
необходимости |
соблюдать |
|||
|
|
осторожность. Знак состоит из стол |
|||||
|
|
ба с треугольным щитом вершиной |
|||||
|
|
кверху |
(рис. 72). |
Высота |
знака |
||
ние. |
74 |
4,5 |
|
|
полосами |
м. |
|
|
|
мися спиральными |
бело |
го и черного цветов. Щит желтый с черной полосой по перимет ру. На поле щита изображен восклицательный знак черного цве та. В ночное время зажигается желтый проблесковый огонь.
Ф л а ж н а я м а ч т а служит для обозначения места распо ложения обстановочного поста и обстановочного участка. Высота мачты 6 м, состоит из шеста, окрашенного полосами белого и черного цвета, с красным треугольным флагом у ее вершины
(рис. 73).
З н а к у к а з а н и я м е с т н о с т и или к и л о м е т р а ж а ис пользуется для сведения о наименовании притока, населенного пункта и др., а также километража (рис. 74). Знак представляет собой щит белого цвета с черными буквами или цифрами. Высота
щита 0,5—0,7 м, длина может быть различной. |
опреде |
Д е в и а ц и о н н ы е с т в о р ы нужны для того, чтобы |
|
лить влияние металлических деталей и корпуса судна на |
показа |
144
ния магнитного компаса (явление, называемое девиацией). Такие створы устанавливают в определенных портах, положение кото рых на местности строго закреплено относительно стран света. Для точного определения скорости движения и маневренных ка честв судов устраивают «мерные мили» или «мерные участки», которые также оборудуют створами. Девиационные створы и ство ры мерных миль не входят в состав судоходной обстановки, поэто му они имеют другой вид и окраску.
§ 30. ПЛАВУЧИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ
На реках плавучая обстановка служит для обозначения границ судового хода и ограждения отдельных препятствий. К та ким знакам относятся бакены, буи и вехи.
Бакены представляют собой определенного вида фигуру, уста новленную на плотике, который ставится на место с помощью якоря. При высоте 0,50—1,25 м дальность видимости бакенов
500—1500 м.
К р а с н ы й б а к е н имеет шарообразный вид (состоит из двух дисков, скрепленных перпендикулярно друг другу) и окрашен в красный цвет. Ночью освещается красным постоянным или про блесковым огнем. Бакен устанавливается на правой кромке су дового хода (рис. 75, а).
Рис. 75 |
Рис. 76 |
Б е л ы й б а к е н |
имеет пирамидальную форму белого цвета с |
черной полосой по краям граней. Ночью освещается белым или зеленым постоянным или проблесковым огнем. Бакен устанавли
вается на левой кромке судового хода |
(рис. 75, б). |
П е с т р ы й б а к е н устанавливают |
в местах разделения су |
дового хода или над отдельными небольшими препятствиями, ко торые можно обходить с обеих сторон. Он состоит из двух рядом стоящих бакенов — красного и белого. Ночью поднимаются два постоянных или проблесковых огня красного и зеленого цвета,
расположенные вертикально или горизонтально (рис. 76). |
|
|||||
С в а л ь н ы й |
б а к е н имеет цилиндрическую |
форму |
(рис. 77). |
|||
Бакен правой стороны судового хода окрашен |
в красный |
цвет |
||||
и ночью освещается красным группопроблесковым огнем |
(три про |
|||||
блеска). Бакен левой стороны судового хода окрашен |
в |
белый |
||||
цвет и ночью светится зеленым группопроблесковым огнем |
(также |
|||||
три проблеска). |
Свальный |
бакен устанавливается |
за |
кромкой |
||
судового хода с той стороны, |
в которую направлено |
свальное те |
10 З а к а з № 6484 |
145 |