Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на нижнем щите — также два числа, каждое из которых обозна­ чает километр первого лимитирующего переката выше и ниже мачты. На щите перекатной мачты черными цифрами указывают километр, на котором находится перекат.

На участках пути, имеющих два судовых хода, устанавливают вдоль берега две мачты на расстоянии 10 м одна от другой. Верх­ няя по течению мачта предназначена для правого судового хода, нижняя — для левого. На перекатных участках, если расстояние между смежными перекатами не превышает 1—2 км, устанавли­ вают одну мачту, показывающую наименьшие габариты судового хода для данной группы перекатов.

Знаки глубины вывешивают на верховом по течению ноке реи,

а знаки ширины судового хода — на

низовом.

зна­

Знаки глубины (см. рис. 66)

состоят

из прямоугольного

ка 2, обозначающего глубину

100

см,

большого круглого

зна­

ка 3 — 20 см и малого круглого знака 4 — 5 см.

Если глубина на

перекате больше,

чем 1,25 осадки

самых глубокосидящих судов,

плавающих по

данному плесу,

вывешивают

крестообразный

знак 1.

 

 

 

На темном фоне местности все знаки глубины, кроме большого круглого, окрашивают в белый цвет; на светлом — в черный; большой круглый знак окрашивают только в красный цвет.

Знаки ширины состоят из ромбовидного знака 5, обозначаю­ щего 50 м, большого круглого 6—20 м и малого круглого 7—5 м. Окраска ромбовидного и малого круглого знаков для темного фона белая, для светлого — черная. Круглый большой знак окра­ шивают только в красный цвет.

Для улучшения видимости сигнальных знаков при любом по­ ложении их делают из двух щитов или двух дисков, соединенных под прямым углом. Иногда цвета знаков плохо различимы, по­ этому следует помнить, что диаметр большого диска примерно равен высоте прямоугольного знака или большой диагонали ром­ ба, а диаметр малого диска вдвое меньше высоты прямоугольного знака или большой диагонали ромба или равен малой диагонали ромба.

В темное время суток сигнализация о глубине может быть осуществлена специальной электрической проблесковой вывеской. Каждая вспышка огня белого цвета обозначает глубину 100 см,

зеленого — 20 см и

красного — 5 см.

Проблески подаются

через

одинаковые промежутки времени, равные 3—5 сек.

невоз­

С е м а ф о р н ы е

м а ч т ы ставят

на тех участках, где

можно одновременное двустороннее движение судов. Семафорная мачта представляет собой столб с реей и щитом. На рее вывеши­ вают сигналы о разрешении и запрещении прохода судов. Сема­ форные мачты, стоящие на светлом фоне (рис. 67,а, б), окраши­ вают в красный цвет, а на темном — в белый (рис. 67, в); устрое­ ны они также, как перекатные и сигнальные.

Семафорные мачты по концам засемафоренного участка рас­ полагают так, чтобы можно было своевременно увидеть знаки и

141


поставить судно или состав в удобном месте. Для этой же цели рею укрепляют на мачте перпендикулярно оси судового хода, а знаки вывешивают на ноке, обращенном к судовому ходу.

На ноке реи всегда вывешивают два знака, один над другим: красный конус раструбом вниз (ночью — красный огонь) и чер­ ный цилиндр на светлом фоне или белый цилиндр на темном фоне (ночью — зеленый огонь). Конус или красный огонь запрещает движение, цилиндр или зеленый огонь — разрешает. Верхний знак относится к судам, идущим сверху, а нижний — к судам, идущим снизу. Если, например, на мачте сверху висит цилиндр, а под ним конус (рис. 67, а), это значит, что для судов, идущих сверху, ход открыт, а для судов, идущих снизу,— закрыт. И наоборот— конус

сверху, а под ним цилиндр означают, что судам, идущим сверху,

путь закрыт, а идущим снизу — открыт (рис. 67,6).

Если на мач­

те вывешены два конуса или два красных огня (рис.

67, в), то ход

закрыт в обоих направлениях. Если на семафорной мачте висит один знак или совсем нет знака, вводить в засемафоренный уча­ сток судно запрещено. Следует свистком вызвать вахтенного се­ мафорного поста, с тем чтобы он вывесил знаки.

З н а к « С и г н а л » служит для предупреждения судоводителя о том, что начинается участок, на котором встреча и обгон за­ труднительны или запрещены: засемафоренный участок, шлюз, крутой изгиб русла и др. Знак устанавливается на расстоянии 200—-500 м выше и ниже такого участка. Подойдя к знаку «Сиг­ нал», судно должно подать один продолжительный сигнал. Знак состоит из столба высотой 2,5—4,5 м с круглым щитом вверху. Столб окрашен черными и белыми спиральными полосами. Щит

белый, с

надписью крупными черными буквами «Сигнал»

(рис. 68).

« п о д в о д н ы й п е р е х о д » указывает расположение

З н а к

подводных переходов телеграфных, телефонных и электрических кабелей, тоннелей и трубопроводов, проложенных через реки. Знак состоит из столба высотой 4—5 м с укрепленным на вершине дис­ ком. Столб окрашен чередующимися полосами желтого и черного цвета. Диск окрашен в красный цвет с горизонтальной белой по­ лосой посередине (рис. 69).

142


Подводные переходы обозначаются створными столбами, уста­ навливаемыми в 100 м выше и ниже (по течению) места распо­ ложения перехода. На реках с шириной русла до 300 м створ из сигнальных столбов ставится на одном берегу, при ширине русла более 300 м — на обоих берегах.

В темное время суток знаки освещаются створными желтыми огнями, по одному на каждом столбе.

На каналах допускается установка одного сигнального столба по оси перехода, освещаемого в ночное время двумя желтыми, вер­ тикально расположенными на краях диска, огнями.

Судам и плотам запрещается проходить места подводных пе­ реходов с опущенными на дно лотами, цепями-волокушами и др., а также останавливаться в этих местах, отдавать якоря и т. п.

Рис. 68

Рис.

69

Рис.

70

З н а к « н а д в о д н ы й

п е р е х о д »

служит для предупрежде­

ния о проходящих над водным

путем

телеграфных,

телефонных

и электрических проводах. Знак представляет собой столб с круг­ лым щитом наверху. Высота знака 4—5 м. Столб окрашен чере­ дующимися полосами белого и черного цвета, диск — в белый цвет с двумя вертикальными красными полосами. В темное вре­ мя суток на краях диска по горизонтали зажигают два желтых огня (рис. 70).

Знаки устанавливаются в 100 м выше и ниже места распо­ ложения перехода, по одному знаку на обоих берегах. Если шири­ на реки менее 100 м, диски устанавливают на одной из переход­

ных мачт

на высоте менее 4 м.

Р е й д

о в ы е з н а к и служат для обозначения границ водной

площади (акватории) рейда. Рейдовые столбы устанавливаются

попарно,

образуя

створ.

Передний

столб ниже заднего, имеет

треугольный щит вершиной вверх; на

заднем столбе — треуголь­

ный щит

вершиной

вниз.

Столб знаков окрашивается полосами

белого и черного цвета, а щит — в белый цвет. На щитах нанесе­ ны черные цифры, показывающие количество судов (пыжей), разрешенных к постановке по ширине акватории рейда (рис. 71). В темное время на каждом знаке зажигается вертикальная газо­ светная трубка: на знаках правого берега — красная, левого — зеленая. Газосветные трубки могут быть заменены огнями такого

143


же цвета. На рейдовых столбах с помощью газосветных трубок может быть зажжен рейдовый номер: на правом берегу— крас­ ного цвета, на левом — зеленого. Газосветные трубки рейдовых номеров иногда заменяют светоотражающим материалом.

Рис. 73

В начале и конце рейда в виде створов устанавливают по два рейдовых знака, а у верхней границы аванрейда — один знак. Чтобы быстро найти место стоянки состава, линии постановки су­

 

 

дов иногда Обозначают специальны­

р.СУРА

1275

ми береговыми номерными знаками.

З н а к

« В н и м а н и е » . Предназ­

начен

для

информации

судоводите­

 

 

лей о

необходимости

соблюдать

 

 

осторожность. Знак состоит из стол­

 

 

ба с треугольным щитом вершиной

 

 

кверху

(рис. 72).

Высота

знака

ние.

74

4,5

 

 

полосами

м.

 

 

мися спиральными

бело­

го и черного цветов. Щит желтый с черной полосой по перимет­ ру. На поле щита изображен восклицательный знак черного цве­ та. В ночное время зажигается желтый проблесковый огонь.

Ф л а ж н а я м а ч т а служит для обозначения места распо­ ложения обстановочного поста и обстановочного участка. Высота мачты 6 м, состоит из шеста, окрашенного полосами белого и черного цвета, с красным треугольным флагом у ее вершины

(рис. 73).

З н а к у к а з а н и я м е с т н о с т и или к и л о м е т р а ж а ис­ пользуется для сведения о наименовании притока, населенного пункта и др., а также километража (рис. 74). Знак представляет собой щит белого цвета с черными буквами или цифрами. Высота

щита 0,5—0,7 м, длина может быть различной.

опреде­

Д е в и а ц и о н н ы е с т в о р ы нужны для того, чтобы

лить влияние металлических деталей и корпуса судна на

показа­

144


ния магнитного компаса (явление, называемое девиацией). Такие створы устанавливают в определенных портах, положение кото­ рых на местности строго закреплено относительно стран света. Для точного определения скорости движения и маневренных ка­ честв судов устраивают «мерные мили» или «мерные участки», которые также оборудуют створами. Девиационные створы и ство­ ры мерных миль не входят в состав судоходной обстановки, поэто­ му они имеют другой вид и окраску.

§ 30. ПЛАВУЧИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ

На реках плавучая обстановка служит для обозначения границ судового хода и ограждения отдельных препятствий. К та­ ким знакам относятся бакены, буи и вехи.

Бакены представляют собой определенного вида фигуру, уста­ новленную на плотике, который ставится на место с помощью якоря. При высоте 0,50—1,25 м дальность видимости бакенов

500—1500 м.

К р а с н ы й б а к е н имеет шарообразный вид (состоит из двух дисков, скрепленных перпендикулярно друг другу) и окрашен в красный цвет. Ночью освещается красным постоянным или про­ блесковым огнем. Бакен устанавливается на правой кромке су­ дового хода (рис. 75, а).

Рис. 75

Рис. 76

Б е л ы й б а к е н

имеет пирамидальную форму белого цвета с

черной полосой по краям граней. Ночью освещается белым или зеленым постоянным или проблесковым огнем. Бакен устанавли­

вается на левой кромке судового хода

(рис. 75, б).

П е с т р ы й б а к е н устанавливают

в местах разделения су­

дового хода или над отдельными небольшими препятствиями, ко­ торые можно обходить с обеих сторон. Он состоит из двух рядом стоящих бакенов — красного и белого. Ночью поднимаются два постоянных или проблесковых огня красного и зеленого цвета,

расположенные вертикально или горизонтально (рис. 76).

 

С в а л ь н ы й

б а к е н имеет цилиндрическую

форму

(рис. 77).

Бакен правой стороны судового хода окрашен

в красный

цвет

и ночью освещается красным группопроблесковым огнем

(три про­

блеска). Бакен левой стороны судового хода окрашен

в

белый

цвет и ночью светится зеленым группопроблесковым огнем

(также

три проблеска).

Свальный

бакен устанавливается

за

кромкой

судового хода с той стороны,

в которую направлено

свальное те­

10 З а к а з № 6484

145