Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С л у ж б а о б с т а н о в к и на речном транспорте выполняет следующие основные виды работ:

а) устанавливает и эксплуатирует знаки судоходной обста­ новки;

б) проводит тральные, дноочистительные и берегоочиститель­ ные работы;

в) информирует судоводителей и работников служб эксплуа­ тации об условиях судоходства и габаритах судовых ходов.

Обязанности по содержанию судоходной обстановки в поряд­ ке возлагаются на технические участки пути или районы гидро­ сооружений. Существует две формы обслуживания судоходной об­ становки: п о с т о в а я и б р и г а д н а я .

При постовой форме участок реки разделяется на посты с про­ тяженностью участка 5—15 км. Работы на участке выполняются постовыми рабочими (бакенщиками). Постовая форма применя­ ется в основном на реках с развитым лесосплавом (Каме, Вятке, Северной Двине, Вычегде и др.).

При бригадном методе все работы на участке протяжением 50—250 км выполняет обстановочная бригада во главе с масте­ ром' пути. Бригада имеет в своем распоряжении обстановочный теплоход. Бригадный метод применяется более чем на 80% водных путей с освещаемой обстановкой.

Знаки судоходной обстановки на реках расставляют по проект­ ной схеме, составленной прорабом путевых работ и согласован­ ной с пароходством и судоходной инспекцией. Судоходная обста­ новка должна обеспечивать непрерывную цепь сигналов для ука­ зания направления судового хода на всем его протяжении. Исклю­ чение составляют участки, где нет затруднительных перекатов и где ширина судового хода значительно превышает гарантирован­ ную. На таких участках знаки ставят для обозначения только от­ дельных препятствий.

Направление судового хода указывается преимущественно бе­ реговыми знаками, являющимися основными в составе судоход­ ной обстановки внутренних водных путей. В качестве дополняю­ щих береговую обстановку на некоторых участках для указания кромки судового хода, а иногда и направления устанавливают пла­ вучие знаки.

§ 29. БЕРЕГОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ

Береговые навигационные знаки, применяемые на внут­ ренних водных путях, делятся на знаки направления и границ су­ дового хода, а также на информационные; в состав последних входят предупреждающие и указательные знаки.

К знакам направления и границ судового хода относятся створ­ ные, перевальные, ходовые, мостовые знаки, а также знак «Ориен­ тир».

На щитах знаков направления и границ судового хода может быть указан номер знака или километраж.

135


Створные знаки

бывают шести типов (рис. 61): I — с одним

квадратным щитом,

II — с квадратным вертикальным и трапецеи­

дальным

наклонным

щитами, III — с

прямоугольным щитом,

IV — с трапецеидальным щитом, V — кромочный

передний, VI —

кромочный

задний

(левый и правый).

Высота

створных знаков

I типа равна 4—6 м; II

типа — 4,75—9,25 м\ III

типа — 6,25 м и

более; IV типа — 9,25—

15 м; для знаков V и VI типов высота уста­

навливается в зависимости от условий плавания.

Створные знаки окрашивают в зависимости от фона местности в белый или красный цвет: для светлого фона — столбы и щиты

окрашивают в красный цвет, а створную вертикальную полосу на трапецеидальных щитах — в белый; для темного фона — столбы и щиты в белый цвет, а створную полосу на трапецеидальных щи­ тах — в черный.

В зависимости от назначения створные знаки устанавливаются как линейные (осевые), кромочные и щелевые створы.

Л и н е й н ы е

( о с е в ые )

с т в о р ы

служат для указания точ­

ного направления

судового

хода на

участке пути, ограниченном

по ширине мелями и камнями. Створы состоят из двух одинаковых знаков разной высоты: передний — ниже заднего на 1—2 м. В тем­ ное время суток на каждом створном знаке зажигается по одному белому огню, видимому только с судового хода. В местах скопле­ ния огней белые огни, для обеспечения лучшей видимости, могут быть заменены на красные или зеленые огни. Во всех случаях задний (верхний) огонь должен быть проблесковым, а ближний (нижний) — постоянным.

Створные знаки устанавливают точно по оси судового хода на определенном расстоянии один от другого, поэтому, если смотреть с судна, находящегося на фарватере,— оба знака совпадают. Су­

136


доводитель должен вести судно так, чтобы передний знак створа совпадал с задним, а в ночное время огни створов были на одной вертикальной линии. На больших знаках для большей точности наносят осевые створные вертикальные линии.

Когда судно идет по фарватеру, створные знаки совпадают (рис. 62, а). Если судно идет не по судовому ходу, знаки не сов­ падают (рис. 62,6).

Иногда створы ставят только на одном берегу. В этом случае при движении по направлению к створным знакам говорят: «идти по носовым (или прямым) створам», а при движении от створных

знаков: «идти по кормовым

(или обратным) створам».

К р о м о ч н ы е с т в о р ы

обозначают кромки судового хода.

На рис. 61, VI тип, показан знак для левой кромки; для правой кромки — изображение зеркальное.

Рис. 62

В ночное время на створах правой кромки зажигаются крас­ ные, а на левой — зеленые огни, причем задний огонь — группо­ проблесковый с двумя проблесками.

Щ е л е в ы е с т в о р ы служат для обозначения оси судового хода и ширины трассы, на которой возможны безопасное движе­ ние и расхождение судов. Створ состоит из трех знаков III типа, расположенных в вершинах равнобедренного треугольника (рис. 62,в). Когда судно находится на оси судового хода, задний знак располагается посередине между передними. При уклонении с оси задний знак займет несимметричное положение по отноше­ нию к передним.

Отклонение судна от оси возможно до тех пор, пока задний знак не начнет приходить в видимое соприкосновение с одним из передних, а в темное время суток — пока огни не расположатся на одной вертикали.

Знаки щелевых створов представляют собой ажурные метал­ лические мачты высотой до 30 ж и более с прямоугольными щита­ ми у вершины. Дальность видимости створных знаков днем до 20, а ночью до 30 км.

Расстояние между знаками разное, причем чем больше рас­ стояние между задним и передним знаками, тем створ чувстви­ тельнее.

137

На знаках щелевых створов зажигаются белые огни. При скоплении огней можно поднимать на правом берегу красные ог­ ни, а на левом — зеленые. Во всех случаях задний огонь щелевых створов всегда проблесковый. Иногда вместо цветных огней на знаках щелевых створов устанавливают газосветные трубки. Тог­ да на переднем знаке цвет огня и на левом и на правом берегу — красный, а на заднем знаке — зеленый.

Створные знаки могут располагаться на обоих концах участка (встречные створы) или только на одном каком-нибудь его конце. При длине участка более 5 км встречные створы ставят обяза­ тельно. На более коротких участках встречные створы устанавли­ вают в зависимости от интенсивности судоходства. Створы-трой­ ники, состоящие из трех знаков, расположенных в вершинах треугольника, образуют две пары створов. Такие створы устанавли­

вают на последовательно расположен­

1вшп

ных один за другим участках судово­

сЬ

го хода,

требующих застворивания.

Створно-перевальный знак, состоящий

 

из двух столбов, служит

для

одного

 

направления судового хода створом, а

 

для другого — перевальным знаком.

 

Основные и дополнительные судо­I*

 

вые ходы водохранилищ на всем про­

 

тяжении обставляют последовательной

 

цепью

береговых створных

знаков.

7 км (включая

При длине створной линии более 5—

ее неходовую часть) устанавливают

встречные

створы, которые должны быть видимы с расстояния, равного не менее 2/3 длины створной линии.

П е р е в а л ь н ы е з н а к и указывают направление достаточно широкого судового хода на перевале и обозначают в то же время начало и конец этого перевала.

Перевальные знаки бывают двух типов: I — с двумя квадрат­ ными щитами, II — с двумя квадратными вертикальными и двумя трапецеидальными наклонными щитами (рис. 63). Высота знака

I типа 4—6 м и II типа 4,75—9,25 м.

Перевальные знаки окрашиваются для светлого фона местно­ сти в красный, а для темного — в белый цвет. Опоры (столбы) пе­ ревальных знаков типа I для усиления контрастности могут быть окрашены чередующимися полосами красного и белого или чер­ ного и белого цветов в зависимости от цвета знака.

В темное время на перевальных знаках зажигаются постоян­ ные огни: на правом берегу — красный и на левом — белый или зеленый.

Перевальные знаки применяются:

на плесовых участках, где длина прямолинейного перевала не более 3 км, а ширина судоходной полосы превышает гарантиро­ ванную больше чем в 3 раза;

на плесовых участках, где длина перевала 1,0—1,5 км, а судо-

138


ходная полоса превышает гарантированную ширину судового хо­ да только в 2 раза;

на перекатных участках, где положение судового хода часто меняется, но общее его направление с перевалом к одному из бе­ регов сохраняется и где, кроме береговой, есть плавучая обста­ новка.

При движении по перевалу курс должен проходить по линии, соединяющей передний и задний перевальные знаки. Для контро­ ля правильности курса надо, находясь в диаметральной плоскости судна, проверить, совпадают ли нос и корма с направлением на передний и задний перевальные знаки.

При ориентировке только по переднему переваль­

ному знаку судно может значительно сместиться

с

оси перевала и выйти на отмель. В некоторых слу­

чаях суда, например буксировщики, отклоняются от

оси перевала, чтобы обеспечить правильное движе­

ние буксируемых судов и плотов. Судоводитель опре­

деляет допустимые отклонения по плавучим

знакам

обстановки, по естественным приметам или путем из­

мерения глубины.

 

указания

Х о д о в ы е з н а к и применяются для

направления судового хода, идущего вдоль

берега.

Знак состоит из столба с квадратным щитом, постав­

ленным на ребро

(рис. 64). Высота знака 4—7 м.

Рис64

Ходовые знаки

правого берега (щит и столб)

ок­

рашивают в красный, а левого берега — в белый цвет. Опоры хо­ довых знаков (столбы) для усиления контрастности могут быть окрашены чередующимися полосами красного и белого или черно­ го и белого цвета.

В темное время суток на ходовых знаках зажигают на пра­

вом берегу красный проблесковый, а на

левом берегу — зеленый

проблесковый огонь.

в следующих случаях:

Х о д о в ы е з н а к и устанавливаются

а) когда длина судового хода, идущего вдоль берега, такова,

что смежные створные или перевальные знаки, стоящие по кон­

цам этого участка,

находятся за пределами видимости;

б) когда из-за

сильной вогнутости ходового берега прямая,

соединяющая створные или перевальные знаки, стоящие по кон­ цам участка, выходит за кромку судового хода.

На водохранилищах ходовые знаки выставляют в тех случаях, когда судовой ход расположен вдоль берега и расстояние между кромкой судоходной полосы и берегом не превышает 50 м. Если это расстояние, где плавание судов не разрешено, превышает 50 м, то вместо ходовых устанавливают створные знаки. Расстоя­ ние между смежными ходовыми знаками при условии их хорошей видимости обычно не превышает 5 км.

З н а к и « О р и е н т и р » ( в е с е нние ) используются для ука­ зания направления судового хода и ограждения затопленного бе­ рега или острова (рис. 65).

139


На правом берегу знак состоит из столба и двух круглых щи­ тов, перпендикулярных один другому. Столб и щит красные. Ночью поднимается один красный группопроблесковый огонь (с двумя проблесками).

На левом берегу знак состоит из столба и двух трапецеидаль­ ных щитов, перпендикулярных друг другу. Столб и щиты белые. Ночью поднимается один белый группопроблесковый огонь (с двумя проблесками).

Высота знаков 4—7 м. При переходе на меженную обстановку освещение весенних знаков прекращается.

К информационным (предупредительным и указательным) зна­ кам относятся: сигнальные плесовые и перекатные мачты, знаки

Рис. 65 Рис. 66

подводных и надводных переходов, рейдовые знаки, знаки «Сиг­ нал» и «Внимание», флажная мачта, знаки указания местности и километража.

С и г н а л ь н ы е м а ч т ы применяются для вывешивания на них знаков, обозначающих глубину и ширину судового хода. В за­ висимости от назначения они бывают плесовыми и перекатными.

Мачты (рис. 66) состоят из столба высотой 5—7,5 м с при­ крепленной вверху горизонтальной реей, которая расположена

вдоль судового хода. У плесовой мачты (рис.

66, а) выше и ниже

реи укреплены два щита, у перекатной мачты

(рис. 66, б) — выше

реи один щит.

 

Столб плесовой мачты окрашен попеременно поперечными по­ лосами белого и черного цвета, а рея и щиты — в белый цвет. Столб и рея перекатной мачты окрашены попеременно поперечны­ ми полосами белого и красного цвета, а щит—в белый цвет.

Плесовая мачта дает информацию о габаритах судового хода в пределах определенного плесового участка. Поэтому плесовые мачты устанавливают на границах участка. Перекатная мачта дает сведения о габаритах судового хода на конкретном перекате. Поэтому мачты устанавливают выше переката на 300—800 м и ниже его — в 200—500 м.

На верхнем щите плесовой мачты нанесены два числа (кило­ метры), обозначающие верхнюю и нижнюю границы участка, а

140