Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Луч зрения то проходит через какой-либо предмет судового оборудования, например через верхний край леерного огражде­ ния с, расстояние по горизонтали до которого nc = s. Высота пред­ мета над уровнем плоскости, где стоит наблюдатель (в данном случае леерного ограждения), bc — р. Как видно, треугольник men со сторонами s и (hр) подобен треугольнику ток. Из тре­ угольника men tg а определится следующим образом:

,

тп

h—p

/ос.

tg а = —

= — .

(35)

 

сп

s

 

Тогда, с учетом выражения

(35), формула

(34) примет сле­

дующий вид:

 

 

 

'

S = h—p .

(36)

По этой формуле можно предварительно рассчитать необхо­ димые расстояния. Для этого измеряется высота судового пред­ мета и расстояние до него от места, где обычно находится вахтен­ ный штурман. Высоту мостика Н над уровнем воды для опреде­ ления величины D можно найти с помощью отвеса или по чер­ тежу. Таким образом, для основных осадок можно рассчитать несколько расстояний, которые легко запомнятся в процессе работы. Можно составить памятную табличку или, например, разделить носовую мачту или флагшток делениями, соответствующими опре­

деленным расстояниям (500, 1000,

1500, 2000 л и т . д.).

По правилу радиана. Известно,

что для измерения углов при­

меняется единица радиан, равная 57,3°. Отсюда можно прибли­ женно считать, что величина предмета, занимающего 1 ° дуги кру­ га, равна Veo ее радиуса. Таким образом, если какое-либо судно длиной 1 0 0 м занимает дугу, равную 1 °, то очевидно, что расстоя­ ние от наблюдателя до него будет в 60 раз больше, т. е. равно 6000 м. Если это же судно занимает дугу в 10°, то расстояние от него до наблюдателя составит уже 600 м. Этот способ прост, но требует сведений о размерах предмета, до которого определяется расстояние.

Расстояние может

быть определено также по навигационным

картам,

справочникам,

по в р е м е н и и с к о р о с т и д в и ж е н и я

с у д н а .

Пройденный

судном путь определяется как произведе­

ние времени движения от последнего известного пункта на ско­ рость хода. Откладывая на карте вычисленное расстояние, опре­ деляют местонахождение судна, которое затем уточняют на мест­ ности по приметным объектам.

§ 39. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Точность ориентировки во многом зависит от достоверных сведений о скорости движения судна. При плавании на озерах и водохранилищах средняя скорость относительно дна может быть определена по лагу.

168


Рис. 87

Л а г и — сложные электромеханические приборы различной конструкции. Вертушечные лаги, работающие на принципе гидро­ метрической вертушки,— стационарные и выдвигаются по мере на­ добности из днища судна. Гидродинамические лаги представляют собой две трубки, с помощью которых измеряют давление заборт­ ной воды при движении и стоянке. Чем больше скорость, тем боль­ ше давление в одной из трубок. По разности давлений можно су­ дить о скорости судна.

Речной поток, воздействуя на лаг, позволяет определять по не­ му только скорость судна относительно спокойной воды. К тому же неровные течения и движение судна на поворотах русла искажают показания лага.

Скорость движения судна относи­ тельно дна можно определить ниже­ следующими способами.

По длине корпуса судна. На носу и корме выбирают две плоскости над­ строек, перпендикулярных диаметраль­ ной плоскости судна, или два предме­ та, создающих створные визирные пло­ скости. В носовой и кормовой визир­ ных плоскостях стоят два наблюдате­ ля Я и К. Они выбирают неподвиж­

ный предмет Я, расположенный на берегу или воде (рис. 87). В момент прихода предмета в носовую визирную плоскость на­ блюдатель Я подает сигнал, по которому наблюдатель К заме­ чает время. В момент прихода предмета Я в кормовую визирную плоскость наблюдатель К также делает отметку времени. По рас­ стоянию между визирными плоскостями I и времени рассчитыва­ ется скорость.

Засечку времени может делать третий наблюдатель, находя­ щийся на мостике, по знаку наблюдателей Я и К в момент при­ хода предмета Я в визирные плоскости.

Менее точно скорость рассчитывают при визировании объекта Я по одному судовому предмету, когда створная визирная пло­ скость отсутствует или когда объект визирования окажется на траверзе форштевня и ахтерштевня судна.

Спомощью пеленгования предмета. Сущность этого простого

инадежного способа заключается в следующем. В диаметраль­ ной плоскости судна, движущегося прямолинейным курсом, между

точками

а и

b измеряется

расстояние

I, называемое

б а з и с о м

(рис. 8 8

, а).

Находясь в точках а и Ь,

наблюдатели

в одни и те

же моменты

измеряют углы

(а ь аг,

а3,

Рьрг, Рз и т.

д.) между

базисом

и направлением на

предмет

Я.

 

 

При обработке полученных замеров на листе бумаги про­ водят произвольную линию, на которой ставят точку, обозначаю­ щую пеленгуемый предмет. Из этой точки под замеренными уг­ лами ai, Pi и т. д. проводят линии пеленгов произвольной длины. Замечая на линейке в любом масштабе длину базиса, вмещают

169


ее между линиями пеленгов, параллельно курсу, пока она не кос­ нется их соответствующими отметками. Таким образом опреде­ ляются положения корпуса судна в моменты пеленгования. Прой­ денное судном расстояние за время пеленгования с учетом при­ нятого масштаба снимается непосредственно со схемы.

Для упрощения обработки замеров можно поступить следую­ щим образом. На листе бумаги в масштабе откладывается линия базиса V (рис. 8 8 , 6 ). Из кондов базиса а и b под замеренными углами сд и pt и т. д. проводятся линии пеленгов. Пересечение пеленгов даст центры положений судна I, II и III и т. д. в момен­

ты

пеленгования, а следовательно,

расстояния

между

замерами

d 1,

dz, . . dn и общее расстояние

D. Для построения

схемы

до­

статочно двух пеленгований, но более надежен

результат

не­

скольких пеленгований.

 

 

 

 

Пеленгование предмета осуществляется при помощи компаса или другого угломерного инструмента. При отсутствии их исполь­ зуется планшет, которым может служить лист фанеры, плотный картон, обрезок широкой доски или палубный столик.

Планшет с листом бумаги устанавливается над местом визи­ рования. На листе чертится линия, совпадающая с линией бази­ са. Пеленгатором служит деревянный брусок с ровным краем.

В момент пеленгования наблюдатель, направляя срез бруска на предмет, проводит карандашную линию и обозначает ее но­ мером замера. Углы с планшета снимаются при помощи транспор­ тира. Для построения схемы без транспортира к линии базиса на схеме надо приложить бумагу с планшета и совместить центры планшета, концы базиса и их направления. Линии пеленгов пере­ кладываются на схему. Пересечение линий одноименных пеленгов определит положения центра судна-— I, II и III и т. д. (см. рис. 8 8 , б).

Пеленгование осуществляется следующим образом. Наблюда­ тели, сверив свои часы, расходятся по местам. В одни и те же мо­ менты, например через 15 или 20 сек, они пеленгуют один и тот же предмет. Пеленгование может происходить по сигналу третье­ го наблюдателя. Определив пройденное расстояние и время, лег­ ко рассчитать скорость.

170



Предлагаемый способ применим для определения маневренных качеств судна: инерционного пути, циркуляции и др.

По относительной скорости сближения судов. Зная расстояние между встречными или обгоняемыми судами, а также скорость встречного или обгоняемого судна, можно определить скорость своего судна или, наоборот, по своей скорости рассчитать скорость встречного или обгоняемого состава.

Рис. 89

Обозначим: S — расстояние между судами, щ — скорость на­ шего судна, v2— скорость встречного или обгоняемого судна, t — время сближения. Любая из этих величин (при условии, что три другие известны) может быть найдена по следующим формулам:

 

v l= j - ± v 2;

' (37)

 

5=^(1»!+ г>2) ;

(38)

 

V i ± V 2

 

(39)

 

 

 

В этих формулах знак плюс (+ )

берется

для случая встречи

судов, а знак минус (—) для обгона.

скорость сближения равна

При обгоне судов

относительная

разности скоростей, а

при встрече — сумме

скоростей обоих су­

дов. Другими словами, в первом случае обгоняемое судно как бы стоит на месте, а обгоняющее идет со скоростью, равной разности их скоростей. Во втором — одно из судов как бы стоит, а другое идет со скоростью, равной сумме скоростей обоих судов.

Во время плавания приведенные формулы имеют ограниченное применение и могут быть использованы лишь в частных случаях. Для определения скорости, а также времени и расстояния, прохо­ димого судами при встрече и обгоне, можно предложить универ­ сальную номограмму (рис. 89). Она проста в использовании, при­ менима в судовых условиях и позволяет быстро решить любую задачу без промежуточных расчетов, при условии, что суда движут­ ся одинаковыми или параллельными курсами.

171