Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
Луч зрения то проходит через какой-либо предмет судового оборудования, например через верхний край леерного огражде ния с, расстояние по горизонтали до которого nc = s. Высота пред мета над уровнем плоскости, где стоит наблюдатель (в данном случае леерного ограждения), bc — р. Как видно, треугольник men со сторонами s и (h—р) подобен треугольнику ток. Из тре угольника men tg а определится следующим образом:
, |
тп |
h—p |
/ос. |
tg а = — |
= — . |
(35) |
|
|
сп |
s |
|
Тогда, с учетом выражения |
(35), формула |
(34) примет сле |
|
дующий вид: |
|
|
|
' |
S = h—p . |
(36) |
По этой формуле можно предварительно рассчитать необхо димые расстояния. Для этого измеряется высота судового пред мета и расстояние до него от места, где обычно находится вахтен ный штурман. Высоту мостика Н над уровнем воды для опреде ления величины D можно найти с помощью отвеса или по чер тежу. Таким образом, для основных осадок можно рассчитать несколько расстояний, которые легко запомнятся в процессе работы. Можно составить памятную табличку или, например, разделить носовую мачту или флагшток делениями, соответствующими опре
деленным расстояниям (500, 1000, |
1500, 2000 л и т . д.). |
По правилу радиана. Известно, |
что для измерения углов при |
меняется единица радиан, равная 57,3°. Отсюда можно прибли женно считать, что величина предмета, занимающего 1 ° дуги кру га, равна Veo ее радиуса. Таким образом, если какое-либо судно длиной 1 0 0 м занимает дугу, равную 1 °, то очевидно, что расстоя ние от наблюдателя до него будет в 60 раз больше, т. е. равно 6000 м. Если это же судно занимает дугу в 10°, то расстояние от него до наблюдателя составит уже 600 м. Этот способ прост, но требует сведений о размерах предмета, до которого определяется расстояние.
Расстояние может |
быть определено также по навигационным |
|
картам, |
справочникам, |
по в р е м е н и и с к о р о с т и д в и ж е н и я |
с у д н а . |
Пройденный |
судном путь определяется как произведе |
ние времени движения от последнего известного пункта на ско рость хода. Откладывая на карте вычисленное расстояние, опре деляют местонахождение судна, которое затем уточняют на мест ности по приметным объектам.
§ 39. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Точность ориентировки во многом зависит от достоверных сведений о скорости движения судна. При плавании на озерах и водохранилищах средняя скорость относительно дна может быть определена по лагу.
168
Л а г и — сложные электромеханические приборы различной конструкции. Вертушечные лаги, работающие на принципе гидро метрической вертушки,— стационарные и выдвигаются по мере на добности из днища судна. Гидродинамические лаги представляют собой две трубки, с помощью которых измеряют давление заборт ной воды при движении и стоянке. Чем больше скорость, тем боль ше давление в одной из трубок. По разности давлений можно су дить о скорости судна.
Речной поток, воздействуя на лаг, позволяет определять по не му только скорость судна относительно спокойной воды. К тому же неровные течения и движение судна на поворотах русла искажают показания лага.
Скорость движения судна относи тельно дна можно определить ниже следующими способами.
По длине корпуса судна. На носу и корме выбирают две плоскости над строек, перпендикулярных диаметраль ной плоскости судна, или два предме та, создающих створные визирные пло скости. В носовой и кормовой визир ных плоскостях стоят два наблюдате ля Я и К. Они выбирают неподвиж
ный предмет Я, расположенный на берегу или воде (рис. 87). В момент прихода предмета в носовую визирную плоскость на блюдатель Я подает сигнал, по которому наблюдатель К заме чает время. В момент прихода предмета Я в кормовую визирную плоскость наблюдатель К также делает отметку времени. По рас стоянию между визирными плоскостями I и времени рассчитыва ется скорость.
Засечку времени может делать третий наблюдатель, находя щийся на мостике, по знаку наблюдателей Я и К в момент при хода предмета Я в визирные плоскости.
Менее точно скорость рассчитывают при визировании объекта Я по одному судовому предмету, когда створная визирная пло скость отсутствует или когда объект визирования окажется на траверзе форштевня и ахтерштевня судна.
Спомощью пеленгования предмета. Сущность этого простого
инадежного способа заключается в следующем. В диаметраль ной плоскости судна, движущегося прямолинейным курсом, между
точками |
а и |
b измеряется |
расстояние |
I, называемое |
б а з и с о м |
|
(рис. 8 8 |
, а). |
Находясь в точках а и Ь, |
наблюдатели |
в одни и те |
||
же моменты |
измеряют углы |
(а ь аг, |
а3, |
Рьрг, Рз и т. |
д.) между |
|
базисом |
и направлением на |
предмет |
Я. |
|
|
При обработке полученных замеров на листе бумаги про водят произвольную линию, на которой ставят точку, обозначаю щую пеленгуемый предмет. Из этой точки под замеренными уг лами ai, Pi и т. д. проводят линии пеленгов произвольной длины. Замечая на линейке в любом масштабе длину базиса, вмещают
169
ее между линиями пеленгов, параллельно курсу, пока она не кос нется их соответствующими отметками. Таким образом опреде ляются положения корпуса судна в моменты пеленгования. Прой денное судном расстояние за время пеленгования с учетом при нятого масштаба снимается непосредственно со схемы.
Для упрощения обработки замеров можно поступить следую щим образом. На листе бумаги в масштабе откладывается линия базиса V (рис. 8 8 , 6 ). Из кондов базиса а и b под замеренными углами сд и pt и т. д. проводятся линии пеленгов. Пересечение пеленгов даст центры положений судна I, II и III и т. д. в момен
ты |
пеленгования, а следовательно, |
расстояния |
между |
замерами |
|
d 1, |
dz, . . dn и общее расстояние |
D. Для построения |
схемы |
до |
|
статочно двух пеленгований, но более надежен |
результат |
не |
|||
скольких пеленгований. |
|
|
|
|
Пеленгование предмета осуществляется при помощи компаса или другого угломерного инструмента. При отсутствии их исполь зуется планшет, которым может служить лист фанеры, плотный картон, обрезок широкой доски или палубный столик.
Планшет с листом бумаги устанавливается над местом визи рования. На листе чертится линия, совпадающая с линией бази са. Пеленгатором служит деревянный брусок с ровным краем.
В момент пеленгования наблюдатель, направляя срез бруска на предмет, проводит карандашную линию и обозначает ее но мером замера. Углы с планшета снимаются при помощи транспор тира. Для построения схемы без транспортира к линии базиса на схеме надо приложить бумагу с планшета и совместить центры планшета, концы базиса и их направления. Линии пеленгов пере кладываются на схему. Пересечение линий одноименных пеленгов определит положения центра судна-— I, II и III и т. д. (см. рис. 8 8 , б).
Пеленгование осуществляется следующим образом. Наблюда тели, сверив свои часы, расходятся по местам. В одни и те же мо менты, например через 15 или 20 сек, они пеленгуют один и тот же предмет. Пеленгование может происходить по сигналу третье го наблюдателя. Определив пройденное расстояние и время, лег ко рассчитать скорость.
170
Предлагаемый способ применим для определения маневренных качеств судна: инерционного пути, циркуляции и др.
По относительной скорости сближения судов. Зная расстояние между встречными или обгоняемыми судами, а также скорость встречного или обгоняемого судна, можно определить скорость своего судна или, наоборот, по своей скорости рассчитать скорость встречного или обгоняемого состава.
Рис. 89
Обозначим: S — расстояние между судами, щ — скорость на шего судна, v2— скорость встречного или обгоняемого судна, t — время сближения. Любая из этих величин (при условии, что три другие известны) может быть найдена по следующим формулам:
|
v l= j - ± v 2; |
' (37) |
|
|
5=^(1»!+ г>2) ; |
(38) |
|
|
V i ± V 2 |
|
(39) |
|
|
|
|
В этих формулах знак плюс (+ ) |
берется |
для случая встречи |
|
судов, а знак минус (—) для обгона. |
скорость сближения равна |
||
При обгоне судов |
относительная |
||
разности скоростей, а |
при встрече — сумме |
скоростей обоих су |
дов. Другими словами, в первом случае обгоняемое судно как бы стоит на месте, а обгоняющее идет со скоростью, равной разности их скоростей. Во втором — одно из судов как бы стоит, а другое идет со скоростью, равной сумме скоростей обоих судов.
Во время плавания приведенные формулы имеют ограниченное применение и могут быть использованы лишь в частных случаях. Для определения скорости, а также времени и расстояния, прохо димого судами при встрече и обгоне, можно предложить универ сальную номограмму (рис. 89). Она проста в использовании, при менима в судовых условиях и позволяет быстро решить любую задачу без промежуточных расчетов, при условии, что суда движут ся одинаковыми или параллельными курсами.
171