Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
|
|
|
|
Мягкие породы |
|
|
|
|
Экскаваторы |
|
|
/•/ |
|
Проверка условия (100) |
||
на вскрыше и |
Н, м |
|
|
|
|
|
|
переэкскавации |
|
Н о |
Н "о |
левая |
правая |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
часть |
часть |
|
ЭВГ-6 и ЭШ-10/60 |
27 |
0,575 |
20 |
24 |
и |
21,5 |
|
ЭВГ-15 |
30 |
0,588 |
28 |
42 |
6,5 |
39,5 |
|
и ЭШ-15/90 |
* |
0,388 |
31 |
40 |
15 |
36,5 |
|
ЭВГ-35/65 |
40 |
|
|||||
и ЭШ-25/100 |
27 |
0,915 |
20 |
24 |
11 |
21,5 |
|
ЭШ-10/60 |
|
||||||
и ЭШ-10/60 |
41 |
0,521 |
28 |
42 |
19 |
38,5 |
|
ЭШ-15/90 |
|
||||||
и ЭШ-15/90 |
45 |
0,912 |
31 |
40 |
23 |
35 |
|
ЭШ-25/100 |
|
||||||
и ЭШ-25/100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Крепкие породы |
|
|
|
|
Экскаваторы |
|
|
и |
|
Проверка условия (100) |
||
на вскрыше и |
И , м |
|
Н "о |
|
|
|
|
переэкскавации |
*п |
н о |
левая |
правая |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
часть |
часть |
|
ЭВГ-6 и ЭШ-10/60 |
40,5 |
0,736 |
20 |
24 |
28,5 |
21 |
|
ЭВГ-15 |
45 |
0,613 |
28 |
42 |
26 |
39 |
|
и ЭШ-15/90 |
50 |
0,678 |
31 |
40 |
29 |
36 |
|
ЭВГ-35/65 |
|
||||||
и ЭШ-25/100 |
26 |
0,900 |
20 |
24 |
11 |
20,5 |
|
ЭШ-10/60 |
|
||||||
и ЭШ-10/60 |
41 |
0,698 |
. 28 |
42 |
21 |
38 |
|
ЭШ-15-90 |
|
||||||
и ЭШ-15-90 |
35 |
0,850 |
31 |
40 |
11 |
38,5 |
|
ЭШ-25/100 |
|
||||||
и ЭШ-25/100 |
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
Ширина |
заходки А |
принята |
15 м (экскаваторы ЭВГ-6, |
ЭВГ-5 |
и |
ЭШ-10/60), 20 м (экскаваторы ЭВГ-35/65 и ЭШ-15/90) и 30 м (экскаваторы ЭШ-25/100); мощ ность пласта 5 м; работа драглайнов производится по схеме № 4 (см. рис. 32).
Очевидно, что условием, при котором возможна укладка объема VB переэскавируемых пород данной моделью экскаватора без до полнительной переэкскавации, будет соблюдение следующего нера венства:
или
A {Hkр - H i) < АН"о - 0,25Л2 tg р; |
(100)
Hkр — Но ^ Н 0— 0,25A tg р.
94
В табл. 27 приведены значения коэффициента переэкскавации, высоты нижнего и верхнего подуступов вторичного отвала и данные проверки объемов VB, полученные по неравенству (100) для от дельных моделей отечественных экскаваторов и различных условий их работы. Приведенные в таблице параметры рассчитаны по фор мулам (94), (95), (96) и (97) и данным табл. 25 и 26.
Данные табл. 27 свидетельствуют о возможности нормальной работы схем при принятом в этой таблице сочетании моделей экска ваторов на вскрыше и переэкскавации как по линейным парамет рам [см. данные проверки неравенства (100)], так и по производи тельности машин. Как указывалось выше (см. формулу (93)), про изводительность драглайна на переэкскавации должна быть меньше производительности вскрышного драглайна на величину коэффици ента переэкскавации. Значения последнего для трех первых случаев (при работе механических лопат), когда производительность вскрышных машин превышает производительность драглайнов на переэкскавации, колеблется в пределах от 0,388 до 0,736, что урав новешивает разницу в производительности экскаваторов.
Добычные работы при бестранспортных системах
Выемка полезного ископаемого при бестранспортной системе производится в специфических условиях, характерных для этой си стемы разработки. При этом ширина добычной заходки не должна превышать ширину вскрыш ной заходки (или быть крат ной ей, т. е. в целое число раз меньше).
Размеры рабочих площа док, располагаемых на кров ле пласта и в выработанном пространстве, при этой си стеме невелики, что вызы вает ограничение в выборе средств транспорта и схем их работы. Наиболее эффек тивным видом транспорта при бестранспортных систе мах, как показала практика, является автомобильный.
Как видно из схемы, при веденной на рис. 35, при применении автотранспорта не требуется искривления
фронта работ в торцах карьера, где располагаются выездные тран шеи, так как радиусы черпания современных экскаваторов, исполь зуемых при бестранспортной системе разработки, достаточно ве лики и обеспечивают размеры площадок с необходимыми радиу сами закруглений автодорог.
95
Кроме того, в системах с переэкскавацией возможны схемы с засыпкой кровли пласта, что в значительной степени затрудняет применение ж.-д. или конвейерного транспорта, так как в этих слу чаях потребуется не передвижка путей или ставов (как это дела ется обычно на уступах при транспортных системах), а их демон таж, удаление с транспортной площадки и настилка в новом поло жении.
Затраты на транспортирование полезного ископаемого в этом случае будут большими, о чем свидетельствуют показатели работы Райчихинских' угольных разрезов, где на вывозке угля применя ется ж.-д. транспорт. Стоимость транспортирования 1 т угля на
Рис. 36. Схема расположения выездных траншей
этих карьерах в 1970 г. составляла 0,87 руб. (при средней дально сти транспортирования 7,3 км), а трудоемкость этих работ — 26 чел/1000 т суточной добычи.
Целесообразнее всего в этих условиях отрабатывать пласт од ним уступом с верхней погрузкой, т. е. располагать транспортную площадку на кровле пласта полезного ископаемого. Из-за ограни ченных размеров рабочей площадки подача автосамосвалов под по грузку производится по тупиковой схеме (см. рис. 16,6), при кото рой наименьшее расстояние между породной и добычной заходками k может быть принято равным 5 м.
Как уже указывалось, каждый участок карьерного поля, разра батываемый по бестранспортной системе, в целях обеспечения не зависимой и безопасной работы экскаваторов должен иметь два выезда по торцам участка (рис. 36). При размещении на карьерном поле нескольких вскрышных и добычных комплексов необходимо предусматривать строительство общих выездных траншей на сты ках отдельных участков в выработанном пространстве, по которым будет транспортироваться полезное ископаемое с двух смежных участков.
96
Вы б о р п р о и з в о д и т е л ь н о с т и д о б ы ч н о г о э к с к а
в а т о р а определяется |
|
производительностью вскрышного экскава |
|
тора и коэффициентом вскрыши kB, т. е. |
|
||
Н, |
Д |
3НВшBNBka , т/смену, |
101 |
|
Псы. дЯд&в |
( ) |
где Яв. д и Нв.в — норма выработки соответственно добычного и вскрышного экскаваторов, т/смену; NB и Na -— число дней работы карьера (участка) соответственно по вскрыше и добыче в год; Псм. д — число смен работы карьера (участка) по добыче полезного ископаемого в сутки; &и — коэффициент извлечения полезного ископаемого.
Величина NB рассчитывается с учетом режима работы (для мощных экскаваторов принимается непрерывный режим, без выход ных дней), длительности ремонтов и перегонов машин.
§ 3. Транспортно-отвальные системы разработки
Параметры экскаваторного забоя
При транспортно-отвальных системах разработки на карьерах нашей страны в основном применяются роторные экскаваторы. Па раметры забоя (высота уступа, ширина заходки, высота слоя, угол откоса уступа и ширины блока) при этих системах определяются конструктивными размерами применяемых экскаваторов и горно техническими условиями разрабатываемого месторождения.
Для обеспечения производительной работы экскаватора в соот ветствии с требованиями системы автоматического регулирования привода роторного колеса и поворота роторной стрелы высота слоя hcn должна находиться в пределах от гк до 4/з гк (где гк — радиус роторного колеса).
М а к с и м а л ь н а я в ы с о т а у с т у п а |
Я, |
разрабатываемого |
экскаватором этого типа, ограничивается |
его |
высотой черпания. |
На высоту уступа при применении роторного экскаватора оказы вают влияние физико-механические свойства пород (обеспечение устойчивого угла откоса уступа г|?с» который определяется в соот ветствии с Правилами технической эксплуатации [35]).
Между параметрами экскаватора, высотой уступа и углом его откоса существует следующая зависимость (рис. 37):
[Я -(Л сл — rK)] ctg фс тк V l+ c tg 2^c+ a i = |
|
При hen = гк формула (102) имеет вид |
|
/Я ctg фс — rK■ |/l+ ctg 2<]>c-|- a 1= a 2+ / CTp |
■ О02') |
Уравнение (102) позволяет определить минимальный угол от коса уступа, при котором возможна отработка уступа с наибольшей
7 З а к а з № 556 |
97 |
для данной модели экскаватора высотой, или по определенной величине этого угла рассчитать максимальную высоту отрабаты ваемого уступа.
Значения углов откоса, необходимых для отработки вскрышных уступов с максимально возможной для данного экскаватора высо той, следующие:
|
"max' м |
4с |
ЭРГ-400 ............... . . . |
17 |
62° |
ЭРГ-1600 . . . . . . . |
40 |
36° 30' |
ЭРШР-1600 . . . . . . |
40 |
36° 30' |
ЭРШР-2000 . . . . . . |
50 |
37° 45' |
Значения этих углов не выходят за пределы углов, допускаемых Правилами технической эксплуатации. При разработке слабых и
Рис. 37. Схема к определению высоты |
Рис. 38. Схема к определению ширины |
уступа, отрабатываемого роторным экс- |
заходки при работе роторного экска- |
каватором |
ватора |
гда они отрабатываются мощными экскаваторами с большой высо той черпания, угол откоса уступа будет меньше приведенных зна чений. В этом случае решается обратная задача—для возможной величины угла откоса определяются предельная высота вскрыш ного уступа, который может быть отработан экскаватором при дан ных геологических условиях.
При значениях угла грс= 30 и 25° высота уступа составит: для экскаватора ЭРГ-1600 — соответственно 33,6 и 28,9 м; для экска ватора ЭРШР-1600—34,6 и 30,1 м, и для экскаватора ЭРШР-2600—■ 41,1 и 35,4 м.
Ш и р и н а з а х о д к и э к с к а в а т о р о в А определяется их параметрами, углами поворота стрелы в сторону уступа сру при верхнем положении роторного колеса в забое и в сторону отвала ср0 при нижнем его положении, высотой уступа, высотой слоя и углом откоса уступа о^с- Максимальная величина А тах (рис. 38) рассчиты-
98
вается по формуле
■^шах Я ч . в Sin 'ру | R 4 . н Sin ср0 (/У ЛСл) Ctg <j»c, |
(Ю З) |
где Яч.в и Яч.ц — радиусы черпания экскаватора при отработке со ответственно верхнего и нижнего слоев.
Значения угла <ру для экскаватора с выдвижной стрелой прини маются равными 90°, с невыдвижной — 80°, угла ф0— 45—50°.
Рис. 39. Схема отработки уступа роторными экскаваторами с небольшим выдвижением стрелы
Величины R4. в и R4.н зависят от конструктивных особенностей экскаваторов и высоты уступа и могут быть рассчитаны по форму лам: для экскаваторов с невыдвижной стрелой (ЭРГ-250 и ЭРГ-400) и небольшим выдвижением стрелы (ЭРШР-1600 и
ЭРШР-2600)
Я ч . в 4тр COS |
( Ю4) |
^ч. н = 4 т р coscpH+ a 2+ r K, |
(104') |
где фв и фн — углы наклона стрелы ротора при отработке соответ ственно верхнего и нижнего слоев.
Величины этих углов зависят от конструктивных параметров и
высоты отрабатываемого уступа |
(рис. |
39) |
и определяются по фор |
|
мулам: |
|
|
|
|
Н |
(Асл |
гк) |
hy |
(105) |
<pB= arcsin ----------- ;-------------- |
||||
|
*СТр |
|
’ |
|
. |
hy |
Гк |
|
(I05f) |
9H=arcsin |
— ,------ . |
|
||
, |
*CTp |
|
|
Для экскаваторов с большим выдвижением стрелы (ЭРГ-1600), когда весь уступ, за исключением двух нижних слоев, отрабаты
7* |
99 |
|