Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Vn< V ,пр

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

27

 

 

 

Мягкие породы

 

 

 

Экскаваторы

 

 

/•/

 

Проверка условия (100)

на вскрыше и

Н, м

 

 

 

 

 

переэкскавации

 

Н о

Н "о

левая

правая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

часть

часть

 

ЭВГ-6 и ЭШ-10/60

27

0,575

20

24

и

21,5

 

ЭВГ-15

30

0,588

28

42

6,5

39,5

 

и ЭШ-15/90

*

0,388

31

40

15

36,5

 

ЭВГ-35/65

40

 

и ЭШ-25/100

27

0,915

20

24

11

21,5

 

ЭШ-10/60

 

и ЭШ-10/60

41

0,521

28

42

19

38,5

 

ЭШ-15/90

 

и ЭШ-15/90

45

0,912

31

40

23

35

 

ЭШ-25/100

 

и ЭШ-25/100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крепкие породы

 

 

 

Экскаваторы

 

 

и

 

Проверка условия (100)

на вскрыше и

И , м

 

Н "о

 

 

 

переэкскавации

*п

н о

левая

правая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

часть

часть

 

ЭВГ-6 и ЭШ-10/60

40,5

0,736

20

24

28,5

21

 

ЭВГ-15

45

0,613

28

42

26

39

 

и ЭШ-15/90

50

0,678

31

40

29

36

 

ЭВГ-35/65

 

и ЭШ-25/100

26

0,900

20

24

11

20,5

 

ЭШ-10/60

 

и ЭШ-10/60

41

0,698

. 28

42

21

38

 

ЭШ-15-90

 

и ЭШ-15-90

35

0,850

31

40

11

38,5

 

ЭШ-25/100

 

и ЭШ-25/100

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

Ширина

заходки А

принята

15 м (экскаваторы ЭВГ-6,

ЭВГ-5

и

ЭШ-10/60), 20 м (экскаваторы ЭВГ-35/65 и ЭШ-15/90) и 30 м (экскаваторы ЭШ-25/100); мощ­ ность пласта 5 м; работа драглайнов производится по схеме № 4 (см. рис. 32).

Очевидно, что условием, при котором возможна укладка объема VB переэскавируемых пород данной моделью экскаватора без до­ полнительной переэкскавации, будет соблюдение следующего нера­ венства:

или

A {Hkр - H i) < АН"о - 0,25Л2 tg р;

(100)

Hkр Но ^ Н 0— 0,25A tg р.

94



•радиус разворота; /т — ширина транспорт­ ной площадки

В табл. 27 приведены значения коэффициента переэкскавации, высоты нижнего и верхнего подуступов вторичного отвала и данные проверки объемов VB, полученные по неравенству (100) для от­ дельных моделей отечественных экскаваторов и различных условий их работы. Приведенные в таблице параметры рассчитаны по фор­ мулам (94), (95), (96) и (97) и данным табл. 25 и 26.

Данные табл. 27 свидетельствуют о возможности нормальной работы схем при принятом в этой таблице сочетании моделей экска­ ваторов на вскрыше и переэкскавации как по линейным парамет­ рам [см. данные проверки неравенства (100)], так и по производи­ тельности машин. Как указывалось выше (см. формулу (93)), про­ изводительность драглайна на переэкскавации должна быть меньше производительности вскрышного драглайна на величину коэффици­ ента переэкскавации. Значения последнего для трех первых случаев (при работе механических лопат), когда производительность вскрышных машин превышает производительность драглайнов на переэкскавации, колеблется в пределах от 0,388 до 0,736, что урав­ новешивает разницу в производительности экскаваторов.

Добычные работы при бестранспортных системах

Выемка полезного ископаемого при бестранспортной системе производится в специфических условиях, характерных для этой си­ стемы разработки. При этом ширина добычной заходки не должна превышать ширину вскрыш­ ной заходки (или быть крат­ ной ей, т. е. в целое число раз меньше).

Размеры рабочих площа­ док, располагаемых на кров­ ле пласта и в выработанном пространстве, при этой си­ стеме невелики, что вызы­ вает ограничение в выборе средств транспорта и схем их работы. Наиболее эффек­ тивным видом транспорта при бестранспортных систе­ мах, как показала практика, является автомобильный.

Как видно из схемы, при­ веденной на рис. 35, при применении автотранспорта не требуется искривления

фронта работ в торцах карьера, где располагаются выездные тран­ шеи, так как радиусы черпания современных экскаваторов, исполь­ зуемых при бестранспортной системе разработки, достаточно ве­ лики и обеспечивают размеры площадок с необходимыми радиу­ сами закруглений автодорог.

95

Кроме того, в системах с переэкскавацией возможны схемы с засыпкой кровли пласта, что в значительной степени затрудняет применение ж.-д. или конвейерного транспорта, так как в этих слу­ чаях потребуется не передвижка путей или ставов (как это дела­ ется обычно на уступах при транспортных системах), а их демон­ таж, удаление с транспортной площадки и настилка в новом поло­ жении.

Затраты на транспортирование полезного ископаемого в этом случае будут большими, о чем свидетельствуют показатели работы Райчихинских' угольных разрезов, где на вывозке угля применя­ ется ж.-д. транспорт. Стоимость транспортирования 1 т угля на

Рис. 36. Схема расположения выездных траншей

этих карьерах в 1970 г. составляла 0,87 руб. (при средней дально­ сти транспортирования 7,3 км), а трудоемкость этих работ — 26 чел/1000 т суточной добычи.

Целесообразнее всего в этих условиях отрабатывать пласт од­ ним уступом с верхней погрузкой, т. е. располагать транспортную площадку на кровле пласта полезного ископаемого. Из-за ограни­ ченных размеров рабочей площадки подача автосамосвалов под по­ грузку производится по тупиковой схеме (см. рис. 16,6), при кото­ рой наименьшее расстояние между породной и добычной заходками k может быть принято равным 5 м.

Как уже указывалось, каждый участок карьерного поля, разра­ батываемый по бестранспортной системе, в целях обеспечения не­ зависимой и безопасной работы экскаваторов должен иметь два выезда по торцам участка (рис. 36). При размещении на карьерном поле нескольких вскрышных и добычных комплексов необходимо предусматривать строительство общих выездных траншей на сты­ ках отдельных участков в выработанном пространстве, по которым будет транспортироваться полезное ископаемое с двух смежных участков.

96


Вы б о р п р о и з в о д и т е л ь н о с т и д о б ы ч н о г о э к с к а ­

в а т о р а определяется

 

производительностью вскрышного экскава­

тора и коэффициентом вскрыши kB, т. е.

 

Н,

Д

3НВшBNBka , т/смену,

101

 

Псы. дЯд&в

( )

где Яв. д и Нв.в — норма выработки соответственно добычного и вскрышного экскаваторов, т/смену; NB и Na -— число дней работы карьера (участка) соответственно по вскрыше и добыче в год; Псм. д — число смен работы карьера (участка) по добыче полезного ископаемого в сутки; &и — коэффициент извлечения полезного ископаемого.

Величина NB рассчитывается с учетом режима работы (для мощных экскаваторов принимается непрерывный режим, без выход­ ных дней), длительности ремонтов и перегонов машин.

§ 3. Транспортно-отвальные системы разработки

Параметры экскаваторного забоя

При транспортно-отвальных системах разработки на карьерах нашей страны в основном применяются роторные экскаваторы. Па­ раметры забоя (высота уступа, ширина заходки, высота слоя, угол откоса уступа и ширины блока) при этих системах определяются конструктивными размерами применяемых экскаваторов и горно­ техническими условиями разрабатываемого месторождения.

Для обеспечения производительной работы экскаватора в соот­ ветствии с требованиями системы автоматического регулирования привода роторного колеса и поворота роторной стрелы высота слоя hcn должна находиться в пределах от гк до 4/з гк (где гк — радиус роторного колеса).

М а к с и м а л ь н а я в ы с о т а у с т у п а

Я,

разрабатываемого

экскаватором этого типа, ограничивается

его

высотой черпания.

На высоту уступа при применении роторного экскаватора оказы­ вают влияние физико-механические свойства пород (обеспечение устойчивого угла откоса уступа г|?с» который определяется в соот­ ветствии с Правилами технической эксплуатации [35]).

Между параметрами экскаватора, высотой уступа и углом его откоса существует следующая зависимость (рис. 37):

[Я -(Л сл — rK)] ctg фс тк V l+ c tg 2^c+ a i =

 

При hen = гк формула (102) имеет вид

 

/Я ctg фс — rK■ |/l+ ctg 2<]>c-|- a 1= a 2+ / CTp

О02')

Уравнение (102) позволяет определить минимальный угол от­ коса уступа, при котором возможна отработка уступа с наибольшей

7 З а к а з № 556

97


для данной модели экскаватора высотой, или по определенной величине этого угла рассчитать максимальную высоту отрабаты­ ваемого уступа.

Значения углов откоса, необходимых для отработки вскрышных уступов с максимально возможной для данного экскаватора высо­ той, следующие:

 

"max' м

ЭРГ-400 ............... . . .

17

62°

ЭРГ-1600 . . . . . . .

40

36° 30'

ЭРШР-1600 . . . . . .

40

36° 30'

ЭРШР-2000 . . . . . .

50

37° 45'

Значения этих углов не выходят за пределы углов, допускаемых Правилами технической эксплуатации. При разработке слабых и

Рис. 37. Схема к определению высоты

Рис. 38. Схема к определению ширины

уступа, отрабатываемого роторным экс-

заходки при работе роторного экска-

каватором

ватора

гда они отрабатываются мощными экскаваторами с большой высо­ той черпания, угол откоса уступа будет меньше приведенных зна­ чений. В этом случае решается обратная задача—для возможной величины угла откоса определяются предельная высота вскрыш­ ного уступа, который может быть отработан экскаватором при дан­ ных геологических условиях.

При значениях угла грс= 30 и 25° высота уступа составит: для экскаватора ЭРГ-1600 — соответственно 33,6 и 28,9 м; для экска­ ватора ЭРШР-1600—34,6 и 30,1 м, и для экскаватора ЭРШР-2600—■ 41,1 и 35,4 м.

Ш и р и н а з а х о д к и э к с к а в а т о р о в А определяется их параметрами, углами поворота стрелы в сторону уступа сру при верхнем положении роторного колеса в забое и в сторону отвала ср0 при нижнем его положении, высотой уступа, высотой слоя и углом откоса уступа о^с- Максимальная величина А тах (рис. 38) рассчиты-

98

вается по формуле

■^шах Я ч . в Sin 'ру | R 4 . н Sin ср0 (/У ЛСл) Ctg <j»c,

(Ю З)

где Яч.в и Яч.ц — радиусы черпания экскаватора при отработке со­ ответственно верхнего и нижнего слоев.

Значения угла <ру для экскаватора с выдвижной стрелой прини­ маются равными 90°, с невыдвижной — 80°, угла ф0— 45—50°.

Рис. 39. Схема отработки уступа роторными экскаваторами с небольшим выдвижением стрелы

Величины R4. в и R4.н зависят от конструктивных особенностей экскаваторов и высоты уступа и могут быть рассчитаны по форму­ лам: для экскаваторов с невыдвижной стрелой (ЭРГ-250 и ЭРГ-400) и небольшим выдвижением стрелы (ЭРШР-1600 и

ЭРШР-2600)

Я ч . в 4тр COS

( Ю4)

^ч. н = 4 т р coscpH+ a 2+ r K,

(104')

где фв и фн — углы наклона стрелы ротора при отработке соответ­ ственно верхнего и нижнего слоев.

Величины этих углов зависят от конструктивных параметров и

высоты отрабатываемого уступа

(рис.

39)

и определяются по фор­

мулам:

 

 

 

 

Н

(Асл

гк)

hy

(105)

<pB= arcsin ----------- ;--------------

 

*СТр

 

.

hy

Гк

 

(I05f)

9H=arcsin

— ,------ .

 

,

*CTp

 

 

Для экскаваторов с большим выдвижением стрелы (ЭРГ-1600), когда весь уступ, за исключением двух нижних слоев, отрабаты­

7*

99