Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Почти во всех случаях при использовании всех отечественных комплексов при установке их на кровле пласта полезного ископа­ емого наибольшая высота отрабатываемого в отвал породного уступа определяется высотой черпания экскаватора Яч и только при ширине заходки более 50 м лимитируется высотой разгрузки отвалообразователя (в табл. 29 высота отвала, приведенная в скоб­ ках, рассчитана по формуле (ПО) исходя из условия Я = ЯЧ и по условиям указанного выше неравенства). Например, для экскава­ торов ЭРШР-1600 и ЭРШР-2600 при максимально возможной для этих машин ширине заходки 90 и 100 м высота отвала Я0, рассчи­ танная по формуле (ПО) для условия Я = ЯЧ, больше возможной по высоте разгрузки отвалообразователя (показана в табл. 29 в скобках).

При установке отвалообразователя на почве пласта высота по­ родного уступа, отрабатываемого в отвал, в большинстве рассмот­ ренных случаев определяется высотой разгрузки последнего (воз­

можная высота отвала,

рассчитанная по условиям

неравенства

Я0^ Я р — 1\, приведена

в табл. 29 в скобках). Даже

при ширине

заходки 30 м для всех комплексов высота отвала при высоте по­ родного уступа (при условии Я = ЯЧ), вычисленная по формуле (ПО), превышает предельно возможную высоту отвала, получен­ ную по условиям указанного выше неравенства (см. данные табл. 29 в скобках).

Следовательно, при транспортно-отвальных системах разра­ ботки максимально возможная высота отрабатываемого в отвал породного уступа, равная высоте черпания роторного экскаватора, может быть получена за счет уменьшения ширины вскрышной за­ ходки.

При уменьшении ширины заходки будет увеличиваться высота отрабатываемого в отвал породного уступа, что приведет к сокра­ щению объемов вскрыши, отрабатываемой по транспортной си­ стеме (при постоянной мощности покрывающих пород). Но вместе с тем с уменьшением ширины заходки и увеличением высоты уступа производительность роторных экскаваторов будет уменьшаться.

С учетом этих соображений, а также данных табл. 29 опреде­ лим экономическую эффективность увеличения высоты уступа за счет уменьшения ширины заходки, отрабатываемой с помощью отвалообразователя.

Для отработки уступа высотой 40 м экскаватором ЭРГ-1600 и высотой 50 м экскаватором ЭРШР-2600 необходимо, как это сле­ дует из данных табл. 29, вскрышные породы разрабатывать при ширине заходки соответственно 30 и 50 м (при А = 5 м и установке отвалообразователя на кровле пласта). При максимально возмож­ ной для этих моделей экскаваторов ширине заходки 50 и 100 м высота отрабатываемого в отвал породного уступа составляет со­ ответственно 30 и 40 м.

Снижение (или повышение) стоимости выемки 1 м3 вскрыши при увеличении высоты нижнего породного уступа, отрабатываемого

105


в отвал, может быть определено из выражения

 

Д£>В

Св

Cq ТПСВ. T0-f-

Т Ру^В. ТО»

(112)

где С' — стоимость

1

м3 вскрыши при

увеличенной высоте уступа,

равной высоте черпания экскаватора; С" — то же, при максималь­ ной ширине заходки; гр — часть породного уступа по высоте, отра­

батываемого по

транспортно-отвальной системе (для экскаватора

30

т)1

40

ЭРГ-1600---- —

= 0,75, для экскаватора ЭРШ Р-----r]i=0,8);

ip — то же, отрабатываемого по транспортной системе (для экска­

ватора

ЭРГ-1600---- г]2= 0,25;

для экскаватора ЭРШР-2600 —

10

 

Св. то и Св. т-—себестоимость 1 м3 вскрыши при отра-

—— г]2 = 0,20);

DU

уступа

соответственно

с помощью

отвалообразователя и

ботке

транспортных средств; ру — коэффициент,

учитывающий снижение

производительности экскаватора за счет увеличения высоты уступа и уменьшения ширины заходки (для рассматриваемых моделей экскаваторов величина его, определенная по графикам рис. 41, со­ ставляет 1,17 и 1,14).

•Для большей объективности расчетов воспользуемся значениями этих величин по данным А. С. Красникова [25], согласно которым для рассматриваемых моделей экскаваторов стоимость 1 м3 вскрыши при работе их с использованием ленточных конвейеров примерно в два раза выше, чем с помощью отвалообразователя, т. е. Сцт= 2Св. то-

Подставляя в формулу (112) значения показателей, определим снижение стоимости вскрыши при увеличении высоты породного уступа:

для экскаватора ЭРГ-1600

ДСВ=0,75СВ. ТО+0,25 • 2СВ. ТО-1,17 С В. ТО=0,08СВ. ТО;

для экскаватора ЭРШР-2600

ДСВ=0,8С В. То+0,2 • 2 • Св то—1,14СВ. ТО=0,06СВ. т0.

Следовательно, разработку месторождений с применением ро­ торных экскаваторов и консольных отвалообразователей целесооб­ разнее всего производить с максимально возможной по параметрам выемочных комплексов высотой породного уступа.

Добычные работы при применении консольных отвалообразователей

Организация добычных работ при применении консольных отва­ лообразователей в значительной степени аналогична ранее рассмот­ ренной организации работ с непосредственной переэкскавацией по­ роды в отвал с той лишь разницей, что в этом случае возможна отработка поля с одним выездом, расположенным обычно в одном из торцов карьерного поля. Кроме того, ширина заходки может до­ стигать больших размеров (50 м и более).


ВЫБОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВЕЛИЧИНУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ КАРЬЕРА

§ 1. Общие положения

Производственная мощность карьера оказывает значительное влияние на эффективность его работы. Как правило, с увеличением производственной мощности технико-экономические показатели раз­ работки месторождения улучшаются: повышается производитель­ ность труда, снижается стоимость ведения работ и улучшается использование основных фондов. Улучшение использования послед­ них достигается как за счет применения более мощного оборудова­ ния, так и увеличения интенсивности разработки карьерных по­ лей— объемы капитальных затрат не прямо пропорциональны про­ изводственной мощности карьера и при ее увеличении возрастают медленнее, чем объемы добычи, что приводит к снижению фондоем­ кости и повышению фондоотдачи.

Научное обоснование производственной мощности карьера явля­ ется важной задачей проектирования, но, вероятно, ввиду большой

еесложности она недостаточно разработана в горной науке.

Впрактике проектирования и в исследованиях по этому вопросу

можно отметить три основных направления:

1) установление производственной мощности карьера по утверж­ денным соответствующими ведомствами типовым мощностям пред­ приятий исходя, например, из наименьших сроков их службы;

' 2) определение производственной мощности карьера на основа­ нии технико-экономического сравнения возможных вариантов;

3) исследование суммарных затрат на добычу полезного иско­ паемого и на этой основе нахождение оптимальной производствен­ ной мощности карьера (составление математической модели и ее

оптимизация на ЭВМ).

Так, по материалам Гипроруды [8] рекомендуются следующие наименьшие сроки службы карьера: при годовой производственной мощности до 2 млн. т — 15—20 лет, 2—5 млн. т — 20—25 лет, 5— 10 млн. т — 25—35 лет, более 10 млн. т — не менее 40 лет.

Производственная мощность карьера зависит от многих факто­ ров: от горно-геологических условий месторождения, его размеров в плане, запасов полезного ископаемого в контурах участка карь­ ерного поля, мощности обогатительных и дробильно-сортировочных

107

фабрик, потребности в добываемом сырье и др. Конечно, производ­ ственная мощность карьера зависит от запасов карьерного поля, как это отмечено в работе [8], но это только один из многих фак­ торов, оказывающих влияние на производственную мощность гор­ ного предприятия. Поэтому определять величину последнего только запасами отрабатываемого месторождения и не учитывать других факторов (угла падения пласта, длины карьерного поля, применяе­ мых систем разработки и горнотранспортного оборудования), ко­ торые часто оказывают гораздо более существенное влияние на производственную мощность карьера, чем объемы запасов по­ лезного ископаемого в контурах карьерного поля, не совсем пра­

вильно.

В нормах технологического проектирования угольных предприя­ тий [46] указывается, что проектную мощность карьера необходимо устанавливать на основании технико-экономического сравнения воз­ можных вариантов, причем полученные результаты^ желательно округлять и приводить к ряду оптимальных мощностей, утвержден­ ных совместно решением быв. Госкомитета по топливной прсшышленности, быв. Госэкономсовета СССР, Госплана и Госстроя СССР

от 10 июля 1962 г., а именно: 10; 15; 20; 30; 40; 80 и 100 тыс. т

в сутки.

За последние годы в ИГД им. А. А. Скочинского под руковод­ ством акад. Н. В. Мельникова, в МГИ под руководством чл.-корр. АН СССР В. В. Ржевского и в «Центрогипрошахте» под руковод­ ством проф. К. К. Кузнецова было выполнено несколько работ по оптимизации производственной мощности карьера с помощью элек­ тронно-вычислительных машин. Эти работы имеют большую теоре­

тическую и практическую ценность.

Применение ЭВМ для расчета производственной мощности карь еров, безусловно, прогрессивное и крайне важное направление в проектировании горных предприятий на современном этапе разви­ тия науки. При этом во много раз ускоряются расчеты, повышается их точность и увеличивается число вариантов сравнения. Но и этот метод сам по себе не может решить вопрос рационального выбора производственной мощности карьера. Это объясняется тем, что ЭВМ помогает только ускорить решение той или иной задачи, несли в основе построения математической модели допущены отдель­ ные нерациональные положения, то окончательный результат, даже

полученный с помощью ЭВМ, не будет оптимальным.

В направлениях проектирования производственной мощности карьеров с недостаточной степенью учитывается такой важный фак­ тор, как обеспечение высокой интенсивности отработки карьерного поля. Кроме того, в них имеет место субъективный фактор в на­ значении производственной мощности будущего карьера, которая

затем исследуется на минимум затрат.

Следовательно, при проектировании оптимальной производст­ венной мощности карьера необходимо исходить из положений, ко­ торые обеспечивали бы:

108


1) максимальную интенсивность отработки карьерного поля, ра­ циональную скорость подвигания (или понижения) фронта горных

работ; 2) наилучшие технико-экономические показатели работы карь­

ера (максимальную производительность труда и минимальную се­ бестоимость выемки 1 м3 горной массы) и высокое использование капиталовложений (наименьшую величину удельных капитальных затрат на 1 т годовой добычи).

Воснове первого положения предусматривается наиболее пол­ ное использование природных ресурсов путем высокой интенсифи­ кации разработки (извлечение наибольших объемов полезного ископаемого с единицы длины фронта работ). Это достигается уста­ новлением рациональной удельной длины фронта горных работ (приходящейся на один экскаватор или выемочный комплекс), ра­ циональных параметров экскаваторного забоя и применением наи­ более эффективных схем работы на уступе.

Воснове второго положения предусматривается применение та­

ких типов и моделей горнотранспортных машин, которые в наи­ большей степени соответствовали бы природным условиям разра­ батываемого месторождения, и выбор производственной мощности карьера (или размеров карьерного поля)ц которая обеспечивала бы высокую интенсивность отработки при высоких технико-экономичес­

ких показателях работы карьера.

Такая постановка вопроса, на наш взгляд, в наибольшей сте­ пени соответствует решениям партии и правительства о дальней­ шем улучшении проектирования и планирования и задачам, пос­ тавленным в Директивах XXIV съезда КПСС в отношении повыше­ ния использования ресурсов производства, увеличения отдачи основных фондов и капиталовложений и улучшения технико-эконо­ мических показателей работы горных предприятий.

§ 2. Длина фронта горных работ на один экскаватор или выемочный комплекс

Длина фронта работ на один экскаватор относится к числу основных параметров карьера, определяющих его производствен­ ную мощность и технико-экономические показатели. Производствен­ ная мощность карьера прямо пропорциональна числу экскаваторов, которые можно установить на уступе; себестоимость выемки 1 м3 горной массы зависит от длины фронта горных работ на уступе. Большая длина фронта вызывает разбросанность работ, снижает темпы отработки месторождения и производственную мощность карьера; малая длина приводит к усложнению организации работ и часто к увеличению стоимости выемки 1 м3 горной массы. Как влияет удельная длина фронта горных работ на себестоимость выемки 1 м3 горной массы, в каких интервалах она может изме­ няться, чтобы не нарушалась нормальная работа экскаваторов и средств транспорта на уступе и в то же время чтобы технико­

109


экономические показатели работы были бы наиболее высокими? Ответы на эти вопросы, по-видимому, могут быть получены в ре­ зультате исследования' факторов, влияющих на величину удельного фронта работ, и анализа зависимости себестоимости выемки 1 м3

горной массы от этой величины.

В общем случае длина фронта работ, приходящаяся на один экскаватор, является функцией многих факторов: типа экскаватора, режима его работы, крепости разрабатываемых пород, схемы путе­ вого развития на уступе, вида транспортных средств, системы раз­ работки месторождения, условий и формы залегания полезного

ископаемого и его мощности и др.

Определим значения удельного фронта работ для наиболее ха­ рактерных на угольных и рудных карьерах случаев отработки усту­

пов.

При разработке уступа одноковшовыми экскаваторами — меха­ ническими лопатами с применением средств ж.-д. транспорта мини­ мальная длина блока £бл. mm определяется из условия обеспечения нормальной работы транспорта на уступе; работу экскаваторов при погрузке горной массы в ж.-д. составы возможно осуществлять по одной из схем путевого развития (см. рис. 8, 11 и 12).

При разработке экскаваторов по схемам № 1 и 3 (см. рис. 8) нормальная работа на уступе возможна, если длина блока, разра­ батываемого одним экскаватором, будет не меньше длины 2,5—3 составов [9, 39, 40, 52], необходимой для независимого обмена со­ ставов в смежных блоках. Длина состава определяется типом ло­ комотива, вагона, величиной руководящего подъема и для совре­ менных видов транспортных средств колеблется от 150 до 200 м.

При работе по схеме № 2 (см. рис. 8) минимальная длина блока дблжна превышать длину разминовки, которая определяется дли­ ной локомотивосостава и двух стрелочных переводов. Кроме того, переукладку разминовки в целях устранения простоев экскаватора необходимо производить в общевыходные дни, что обусловливает увеличение минимальной длины блока на длину фронта работ /з, обеспечивающее шестидневную работу экскаватора (или кратное

ему).

Расстояние /з определяется сменной нормой выработки Нв выемоч­ ной машины и ее режимом работы (числом смен работы в сутки нСм) • Для данного типа экскаватора эта величина постоянна и мо­ жет быть определена из выражения

/3=

Нв% :-~ > м,

(113)

где Яв — норма выработки

машины, м3; А — ширина

заходки, м;

Н — высота уступа, м.

Тогда минимальная длина блока для схемы № 2 будет

Абл. mIn=(150 200)+2 4 0 + /3,

(114)

где 40 м — длина стрелочного перевода.

110