Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Угол т, определенный по формуле (2), не должен превышать ве личины расчетного угла, который определяется одним из указанных выше методов с учетом физико-механических свойств разрабаты ваемых пород. С увеличением глубины карьера устойчивость его бортов снижается, поэтому для обеспечения безопасной работы угол откоса уменьшается. Например, согласно данным Гипроруды, ве личина этого угла при увеличении глубины карьера от 90 до 300 м (для пород с коэффициентом крепости 8—14) уменьшается с 50— 60° до 42—48°.
В ы б о р в ы с о т ы ус т у па . Высота уступа определяется мно гими факторами: параметрами применяемых для отработки экска ваторов и способами их работы, физико-механическими свойствами пород, мощностью разрабатываемого пласта и др.
В Единых правилах безопасности (ЕПБ) устанавливаются пре делы безопасных величин высоты уступов, которые не должны пре вышать:
для экскаваторов — механических лопат при разработке мягких пород (без применения буровзрывных работ) — максимальную вы соту черпания экскаватора;
' для этих же экскаваторов при разработке крепких нетрещинова
тых пород (с |
применением буровзрывных |
работ)— более |
чем |
||
в 1,5 раза максимальную высоту черпания экскаватора; |
|
||||
для |
экскаваторов-драглайнов, многочерпаковых |
цепных и ро |
|||
торных |
экскаваторов — высоту или глубину черпания экскаватора. |
||||
При |
работе |
экскаваторов — механических |
лопат |
с верхней |
по |
грузкой высота уступа определяется в зависимости от высоты его разгрузки, высоты транспортного сосуда и угла откоса уступа.
Значения максимальной высоты уступов (табл. 7), отрабаты ваемых наиболее распространенными экскаваторами, установлены с учетом рассмотренных положений.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
|
|
|
Высота уступа и ширина развала |
|
|
|
|
||
|
Высота уступа Н |
, |
Ширина развала, |
М |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
м (по ЕПБ) |
по условиям рациональной |
по данным прак |
|||||
Экскаватор |
|
|
|
выемки |
|
тики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мягкие |
крепкие |
рис. 2 |
рис. 3 |
рис. 4 |
наи |
наи |
|
|
породы |
породы |
мень |
боль |
||||
|
|
|
|
|
|
шая |
шая |
' |
ЭКГ-3,2 |
10 |
15 |
14,8 |
29,6 |
44,4 |
- 24,8 |
37,5 |
|
ЭКГ-4,6 |
10 |
15 |
14,8 |
29,6 |
44,4 |
24,8 |
37,5 |
|
ЭКГ-8 |
13 |
19,5 |
20 |
40 |
60 |
32,2 |
48,8 |
|
ЭКГ-12,5 |
16,5 |
24,25 |
22,6 |
45,2 |
67,8 |
40 |
60,6 |
|
Кроме того, максимальная высота уступа может определяться мощностью пласта или залежи полезного ископаемого.
20
Увеличение высоты уступа, как правило, обеспечивает более вы сокие экономические показатели за счет уменьшения числа уступов в карьере. При этом сокращается общая длина транспортных ком муникаций (железнодорожных путей, автодорог, конвейерных ли ний) и снижаются затраты на их строительство и содержание, по вышается производительность экскаваторов, так как уменьшается число их передвижек в забое и сокращаются объемы вскрышных работ.
По вопросу определения оптимальной высоты уступа в литера туре известно несколько работ [6, 29, 42], в которых приводились результаты исследования влияния последней на себестоимость вы емки 1 м3 горной массы. Для различных условий (производствен ной мощности карьера, длины его фронта, грузоподъемности со става и др.) Б. А. Симкиным определена оптимальная высота уступа для наиболее распространенных на карьерах экскаваторов ЭКГ-4,6, которая, по данным автора, находится в пределах от 24 до 34 м.
Если учесть, что максимально возможная по Единым правилам безопасности высота уступа при использовании экскаватора этого типа не может быть больше 10 м при разработке мягких пород и 15 м — при разработке крепких, то станет очевидным практическая ценность определения оптимальной высоты уступа. В данном слу чае оптимальные ее значения превышают реально возможные более чем в два раза.
Следовательно, при р а б о т е о д н о к о в ш о в ы х э к с к а в а т о р о в — м е х а н и ч е с к и х л о п а т и т р а н с п о р т н ы х с и с т е м а х о п т и м а л ь н о й в ы с о т о й у с т у п а я в л я е т с я в е л и чина, у с т а н а в л и в а е м а я п р а в и л а м и б е з о п а с н о с т и .
При разработке мягких пород высота уступа, соответствующая требованиям Единых правил безопасности, также будет наиболее рациональной.
Разработка крепких пород, как известно, производится с пред варительным рыхлением их с помощью буровзрывных работ, при этом высота и ширина развала породы должны соответствовать ра бочим параметрам экскаваторов. Высота развала не должна превы шать максимальную высоту черпания экскаватора, а ширина его должна быть кратна (1,5ч-1,75) R4.у, где R4.у — радиус черпания экскаватора на уровне стояния.
При ширине развала Вр= (1,5ч- 1,71)^ч.у (рис. 2) погрузку по род целесообразнее'всего осуществлять за один проход экскава тора; при этом ж.-д. пути перемещаются на ширину развала.
Если £р = 2(1,5-г-1,71)#ч. у, то уборка пород развала лучше всего может быть осуществлена за два прохода экскаватора (рис. 3) заходками, равными Ai = A 2 = (1,5ч-1,71)/?ч.у; ж.-д. пути перемеща ются на величину, равную ширине заходки А по целику; расстоя ние бровки развала второй заходки до середины путей
С ,=(1,5ч - 1,71)/?ч. у+(2,5-*-3). |
( 3 ) |
21
При разработке высоких уступов, когда ширина |
развала Вр = |
||
= 3( 1,5-т-1,71 )/?ч.у, выемку его |
производят за |
три прохода экска |
|
ватора (рис. 4). В этом случае |
нормальная |
работа |
по отработке |
всей ширины заходки (с двукратным переносом ж.-д. путей) воз можна только при ширине заходки по целику, которая соответст-
I |
6 |
|
Рис. 2. Схема отработки развала за |
Рис. 3. Схема отработки развала за два |
|
|
один проход экскаватора |
прохода экскаватора |
Для экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8 ширина заходки при этом должна быть не меньше 21 и 26 м. Передвижка железнодорожных путей в этом случае производится через расстояние ta=
3(1,5-*-1,71)/?,. у+ C i-/?,. у — Rp
= — ------------------—------------ -------— и для указанных выше экска
ваторов составит соответственно 10,6 и 14,8 м.
Как следует из приведенных выше рассуждений, при разработке крепких пород рациональная ширина развала, при которой обес печиваются наименьшие затраты на передвижку ж.-д. путей на уступе, должна удовлетворять условию кратности ее величине (1,5-г-1,71)/?ч. у- Численные значения рациональной ширины развала для различных типов экскаваторов при использовании ж.-д. транс порта приведены в табл. 7.
Ширина развала зависит от многих факторов: высоты уступа, параметров буровзрывных работ, физико-механических свойств разрабатываемых пород и др.
По данным различных исследований и натурных наблюдений при ведении буровзрывных работ ширина развала находится в пре
22
делах от 1,65 до 2,5 высоты уступа; значения ширины развала для различных моделей экскаваторов и условий их работы при макси мально возможной высоте уступа приведены в табл. 7.
Таким образом, при разработке крепких пород одноковшовыми экскаваторами — механическими лопатами с использованием ж.-д.
транспорта |
рациональной |
вы |
|
сотой. уступа будет максималь |
|
||
ная величина, возможная по |
Oct экскаватора (I) |
||
ЕПБ. Этот вывод подтвержда |
I заходка. |
||
ется в основном данными прак |
|
||
тики работы карьеров. Напри |
|
||
мер, на Криворожских карье |
|
||
рах, где в настоящее время |
|
||
применяются главным образом |
|
||
экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6, |
|
||
высота уступа составляет |
15 м. |
|
|
Однако на некоторых карь |
|
||
ерах, особенно угольных, |
фак |
|
|
тические значения высоты усту |
|
||
пов значительно меньше воз |
|
||
можных по параметрам при |
|
||
меняемых |
экскаваторов. |
На |
|
угольных карьерах парк экска |
|
||
ваторов также представлен мо |
|
||
делями ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6, кото |
|
||
рые работают на ж.-д. транс |
|
||
порт с применением буровзрыв |
|
||
ных работ. Рациональная вы |
|
||
сота уступов в этих условиях |
|
||
должна быть не менее 15 м, в |
|
||
то время как она в лучшем слу |
|
||
чае достигает 13,5м (Богослов |
|
||
ские карьеры), а на некоторых |
|
||
карьерах она более чем в два |
|
||
раза меньше указанной вели |
|
||
чины (Ирша-Бородинский и |
|
||
Коркинский |
карьеры). |
|
Рис. 4. Схема отработки развала за три |
Уменьшение высоты уступа |
прохода экскаватора |
приводит к увеличению объемов работ по передвижке ж.-д. путей, причем увеличение этих работ бу
дет пропорционально величине уменьшения высоты уступа.
Для обеспечения более экономичной работы экскаваторов — ме
ханических |
лопат при "разработке крепких пород |
и погрузке их |
в средства |
ж.-д. транспорта необходимо, исходя |
из максимально |
возможной по правилам безопасности для данной модели машины высоты уступа, так подобрать параметры буровзрывных работ,
чтобы ширина развала была равна |
(1,5-н 1,71)/?ч.у, |
или 2(1,5-н |
-ь 1,71)£?ч. у, или 3(1,5н-1,71)/?ч. у. |
При соблюдении |
указанных |
условий обеспечивается наиболее рациональная уборка развала за один, два и три прохода экскаватора при однократной или дву кратной передвижке ж.-д. путей на уступе.
Выбор ширины заходки. На выбор ширины экскаваторной заходки влияют: параметры экскаватора, способ отработки уступа, система разработки и физико-механические свойства разрабаты ваемых пород. При выборе ширины заходки в случае применения механических лопат определяющим параметром является величина радиуса черпания на уровне стояния R4.y. Общепринято считать, что ширина заходки у этих экскаваторов при нижней погрузке
Рис. 5. Схема забоя экскаватора—механической лопаты
втранспортные средства не должна превышать 1,5/?ч. у. В этом слу чае считается, что ширина внешней части заходки Z (рис. 5) дол жна приниматься с таким расчетом, чтобы угол а не превышал 45°;
впротивном случае (если а>45°) будет наблюдаться сталкивание породы ковшом экскаватора на ж.-д. пути (или на автодорогу, кон вейер) по внешней части забоя и недобор последней. На практике, однако, предпочитают, чтобы этот угол не превышал 30°, поэтому ширина внешней части заходки получается равной 0,5R4.y, а ши рина всей заходки — 1,5^ч.у-
Ширина заходки оказывает большое влияние на производитель ность экскаватора, так как с изменением последней меняется угол поворота машины, а следовательно, и продолжительность экскава торного цикла. Поэтому для выбора рациональной ширины заходки необходимо исследовать влияние ее на производительность экска ватора.
Ширина заходки и производительность экскаватора. С измене нием ширины заходки изменяется угол поворота экскаватора на разгрузку и черпание, причем под углом поворота понимается сред
24
ний угол поворота между местом разгрузки и центром тяжести элемента забоя Ц, разрабатываемого при одном стоянии экскава
тора.
По данным Н. Г. Домбров ского [13], можно принять, что между углом поворота и про должительностью поворота экс каватора имеет место почти прямо пропорциональная зави симость.
Следовательно, продолжи тельность экскаваторного цик ла /ц при изменении угла пово рота экскаватора 0 или шири ны заходки составит
|
20 |
^U= = ^COnstM |
(5) |
где ^const — время остальных со ставляющих экскаваторного цикла (черпания, разгрузки, подъема и опускания ковша), которое в нашем случае не за висит от ширины заходки и мо жет считаться постоянным; со — угловая скорость поворота экскаватора, рад/сек.
Рассмотрим, как изменяется угол О при изменении ширины заходки в различных случаях работы экскаваторов—механи ческих лопат.
С л у ч а й 1 — р а б о т а э к с к а в а т о р а с н и ж н е й п о г р у з к о й в с р е д с т в а ж.-д. т р а н с п о р т а . Схемы работы при изменении ширины заходки от R4.у до 1,71 у приведены на рис. 6.
Минимально возможная ши рина заходки определяется ра диусом вращения хвостовой ча сти кузова экскаватора г и вы сотой платформы hy, т. е.
1 \
Рис. 6. Схемы работы экскаватора—меха нической лопаты с применением ж.-д.
транспорта
A m i n > r - h y ctg ф с+0,8, |
(6) |
фс — угол поворота хвостовой части кузова.
25