Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Угол т, определенный по формуле (2), не должен превышать ве­ личины расчетного угла, который определяется одним из указанных выше методов с учетом физико-механических свойств разрабаты­ ваемых пород. С увеличением глубины карьера устойчивость его бортов снижается, поэтому для обеспечения безопасной работы угол откоса уменьшается. Например, согласно данным Гипроруды, ве­ личина этого угла при увеличении глубины карьера от 90 до 300 м (для пород с коэффициентом крепости 8—14) уменьшается с 50— 60° до 42—48°.

В ы б о р в ы с о т ы ус т у па . Высота уступа определяется мно­ гими факторами: параметрами применяемых для отработки экска­ ваторов и способами их работы, физико-механическими свойствами пород, мощностью разрабатываемого пласта и др.

В Единых правилах безопасности (ЕПБ) устанавливаются пре­ делы безопасных величин высоты уступов, которые не должны пре­ вышать:

для экскаваторов — механических лопат при разработке мягких пород (без применения буровзрывных работ) — максимальную вы­ соту черпания экскаватора;

' для этих же экскаваторов при разработке крепких нетрещинова­

тых пород (с

применением буровзрывных

работ)— более

чем

в 1,5 раза максимальную высоту черпания экскаватора;

 

для

экскаваторов-драглайнов, многочерпаковых

цепных и ро­

торных

экскаваторов — высоту или глубину черпания экскаватора.

При

работе

экскаваторов — механических

лопат

с верхней

по­

грузкой высота уступа определяется в зависимости от высоты его разгрузки, высоты транспортного сосуда и угла откоса уступа.

Значения максимальной высоты уступов (табл. 7), отрабаты­ ваемых наиболее распространенными экскаваторами, установлены с учетом рассмотренных положений.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7

 

 

Высота уступа и ширина развала

 

 

 

 

 

Высота уступа Н

,

Ширина развала,

М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м (по ЕПБ)

по условиям рациональной

по данным прак­

Экскаватор

 

 

 

выемки

 

тики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мягкие

крепкие

рис. 2

рис. 3

рис. 4

наи­

наи­

 

 

породы

породы

мень­

боль­

 

 

 

 

 

 

шая

шая

'

ЭКГ-3,2

10

15

14,8

29,6

44,4

- 24,8

37,5

 

ЭКГ-4,6

10

15

14,8

29,6

44,4

24,8

37,5

 

ЭКГ-8

13

19,5

20

40

60

32,2

48,8

 

ЭКГ-12,5

16,5

24,25

22,6

45,2

67,8

40

60,6

 

Кроме того, максимальная высота уступа может определяться мощностью пласта или залежи полезного ископаемого.

20



Увеличение высоты уступа, как правило, обеспечивает более вы­ сокие экономические показатели за счет уменьшения числа уступов в карьере. При этом сокращается общая длина транспортных ком­ муникаций (железнодорожных путей, автодорог, конвейерных ли­ ний) и снижаются затраты на их строительство и содержание, по­ вышается производительность экскаваторов, так как уменьшается число их передвижек в забое и сокращаются объемы вскрышных работ.

По вопросу определения оптимальной высоты уступа в литера­ туре известно несколько работ [6, 29, 42], в которых приводились результаты исследования влияния последней на себестоимость вы­ емки 1 м3 горной массы. Для различных условий (производствен­ ной мощности карьера, длины его фронта, грузоподъемности со­ става и др.) Б. А. Симкиным определена оптимальная высота уступа для наиболее распространенных на карьерах экскаваторов ЭКГ-4,6, которая, по данным автора, находится в пределах от 24 до 34 м.

Если учесть, что максимально возможная по Единым правилам безопасности высота уступа при использовании экскаватора этого типа не может быть больше 10 м при разработке мягких пород и 15 м — при разработке крепких, то станет очевидным практическая ценность определения оптимальной высоты уступа. В данном слу­ чае оптимальные ее значения превышают реально возможные более чем в два раза.

Следовательно, при р а б о т е о д н о к о в ш о в ы х э к с к а в а ­ т о р о в — м е х а н и ч е с к и х л о п а т и т р а н с п о р т н ы х с и с т е ­ м а х о п т и м а л ь н о й в ы с о т о й у с т у п а я в л я е т с я в е л и ­ чина, у с т а н а в л и в а е м а я п р а в и л а м и б е з о п а с н о с т и .

При разработке мягких пород высота уступа, соответствующая требованиям Единых правил безопасности, также будет наиболее рациональной.

Разработка крепких пород, как известно, производится с пред­ варительным рыхлением их с помощью буровзрывных работ, при этом высота и ширина развала породы должны соответствовать ра­ бочим параметрам экскаваторов. Высота развала не должна превы­ шать максимальную высоту черпания экскаватора, а ширина его должна быть кратна (1,5ч-1,75) R4.у, где R4.у — радиус черпания экскаватора на уровне стояния.

При ширине развала Вр= (1,5ч- 1,71)^ч.у (рис. 2) погрузку по­ род целесообразнее'всего осуществлять за один проход экскава­ тора; при этом ж.-д. пути перемещаются на ширину развала.

Если £р = 2(1,5-г-1,71)#ч. у, то уборка пород развала лучше всего может быть осуществлена за два прохода экскаватора (рис. 3) заходками, равными Ai = A 2 = (1,5ч-1,71)/?ч.у; ж.-д. пути перемеща­ ются на величину, равную ширине заходки А по целику; расстоя­ ние бровки развала второй заходки до середины путей

С ,=(1,5ч - 1,71)/?ч. у+(2,5-*-3).

( 3 )

21


При разработке высоких уступов, когда ширина

развала Вр =

= 3( 1,5-т-1,71 )/?ч.у, выемку его

производят за

три прохода экска­

ватора (рис. 4). В этом случае

нормальная

работа

по отработке

всей ширины заходки (с двукратным переносом ж.-д. путей) воз­ можна только при ширине заходки по целику, которая соответст-

I

6

 

Рис. 2. Схема отработки развала за

Рис. 3. Схема отработки развала за два

 

один проход экскаватора

прохода экскаватора

Для экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8 ширина заходки при этом должна быть не меньше 21 и 26 м. Передвижка железнодорожных путей в этом случае производится через расстояние ta=

3(1,5-*-1,71)/?,. у+ C i-/?,. у — Rp

= — ------------------------------ -------— и для указанных выше экска­

ваторов составит соответственно 10,6 и 14,8 м.

Как следует из приведенных выше рассуждений, при разработке крепких пород рациональная ширина развала, при которой обес­ печиваются наименьшие затраты на передвижку ж.-д. путей на уступе, должна удовлетворять условию кратности ее величине (1,5-г-1,71)/?ч. у- Численные значения рациональной ширины развала для различных типов экскаваторов при использовании ж.-д. транс­ порта приведены в табл. 7.

Ширина развала зависит от многих факторов: высоты уступа, параметров буровзрывных работ, физико-механических свойств разрабатываемых пород и др.

По данным различных исследований и натурных наблюдений при ведении буровзрывных работ ширина развала находится в пре­

22

делах от 1,65 до 2,5 высоты уступа; значения ширины развала для различных моделей экскаваторов и условий их работы при макси­ мально возможной высоте уступа приведены в табл. 7.

Таким образом, при разработке крепких пород одноковшовыми экскаваторами — механическими лопатами с использованием ж.-д.

транспорта

рациональной

вы­

 

сотой. уступа будет максималь­

 

ная величина, возможная по

Oct экскаватора (I)

ЕПБ. Этот вывод подтвержда­

I заходка.

ется в основном данными прак­

 

тики работы карьеров. Напри­

 

мер, на Криворожских карье­

 

рах, где в настоящее время

 

применяются главным образом

 

экскаваторы ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6,

 

высота уступа составляет

15 м.

 

Однако на некоторых карь­

 

ерах, особенно угольных,

фак­

 

тические значения высоты усту­

 

пов значительно меньше воз­

 

можных по параметрам при­

 

меняемых

экскаваторов.

На

 

угольных карьерах парк экска­

 

ваторов также представлен мо­

 

делями ЭКГ-4 и ЭКГ-4,6, кото­

 

рые работают на ж.-д. транс­

 

порт с применением буровзрыв­

 

ных работ. Рациональная вы­

 

сота уступов в этих условиях

 

должна быть не менее 15 м, в

 

то время как она в лучшем слу­

 

чае достигает 13,5м (Богослов­

 

ские карьеры), а на некоторых

 

карьерах она более чем в два

 

раза меньше указанной вели­

 

чины (Ирша-Бородинский и

 

Коркинский

карьеры).

 

Рис. 4. Схема отработки развала за три

Уменьшение высоты уступа

прохода экскаватора

приводит к увеличению объемов работ по передвижке ж.-д. путей, причем увеличение этих работ бу­

дет пропорционально величине уменьшения высоты уступа.

Для обеспечения более экономичной работы экскаваторов — ме­

ханических

лопат при "разработке крепких пород

и погрузке их

в средства

ж.-д. транспорта необходимо, исходя

из максимально

возможной по правилам безопасности для данной модели машины высоты уступа, так подобрать параметры буровзрывных работ,

чтобы ширина развала была равна

(1,5-н 1,71)/?ч.у,

или 2(1,5-н

-ь 1,71)£?ч. у, или 3(1,5н-1,71)/?ч. у.

При соблюдении

указанных


условий обеспечивается наиболее рациональная уборка развала за один, два и три прохода экскаватора при однократной или дву­ кратной передвижке ж.-д. путей на уступе.

Выбор ширины заходки. На выбор ширины экскаваторной заходки влияют: параметры экскаватора, способ отработки уступа, система разработки и физико-механические свойства разрабаты­ ваемых пород. При выборе ширины заходки в случае применения механических лопат определяющим параметром является величина радиуса черпания на уровне стояния R4.y. Общепринято считать, что ширина заходки у этих экскаваторов при нижней погрузке

Рис. 5. Схема забоя экскаватора—механической лопаты

втранспортные средства не должна превышать 1,5/?ч. у. В этом слу­ чае считается, что ширина внешней части заходки Z (рис. 5) дол­ жна приниматься с таким расчетом, чтобы угол а не превышал 45°;

впротивном случае (если а>45°) будет наблюдаться сталкивание породы ковшом экскаватора на ж.-д. пути (или на автодорогу, кон­ вейер) по внешней части забоя и недобор последней. На практике, однако, предпочитают, чтобы этот угол не превышал 30°, поэтому ширина внешней части заходки получается равной 0,5R4.y, а ши­ рина всей заходки — 1,5^ч.у-

Ширина заходки оказывает большое влияние на производитель­ ность экскаватора, так как с изменением последней меняется угол поворота машины, а следовательно, и продолжительность экскава­ торного цикла. Поэтому для выбора рациональной ширины заходки необходимо исследовать влияние ее на производительность экска­ ватора.

Ширина заходки и производительность экскаватора. С измене­ нием ширины заходки изменяется угол поворота экскаватора на разгрузку и черпание, причем под углом поворота понимается сред­

24

ний угол поворота между местом разгрузки и центром тяжести элемента забоя Ц, разрабатываемого при одном стоянии экскава­

тора.

По данным Н. Г. Домбров­ ского [13], можно принять, что между углом поворота и про­ должительностью поворота экс­ каватора имеет место почти прямо пропорциональная зави­ симость.

Следовательно, продолжи­ тельность экскаваторного цик­ ла /ц при изменении угла пово­ рота экскаватора 0 или шири­ ны заходки составит

 

20

^U= = ^COnstM

(5)

где ^const — время остальных со­ ставляющих экскаваторного цикла (черпания, разгрузки, подъема и опускания ковша), которое в нашем случае не за­ висит от ширины заходки и мо­ жет считаться постоянным; со — угловая скорость поворота экскаватора, рад/сек.

Рассмотрим, как изменяется угол О при изменении ширины заходки в различных случаях работы экскаваторов—механи­ ческих лопат.

С л у ч а й 1 — р а б о т а э к с к а в а т о р а с н и ж н е й п о г р у з к о й в с р е д с т в а ж.-д. т р а н с п о р т а . Схемы работы при изменении ширины заходки от R4.у до 1,71 у приведены на рис. 6.

Минимально возможная ши­ рина заходки определяется ра­ диусом вращения хвостовой ча­ сти кузова экскаватора г и вы­ сотой платформы hy, т. е.

1 \

Рис. 6. Схемы работы экскаватора—меха­ нической лопаты с применением ж.-д.

транспорта

A m i n > r - h y ctg ф с+0,8,

(6)

фс — угол поворота хвостовой части кузова.

25