Файл: Егурнов, Г. П. Выбор оптимальной мощности угольных и железорудных карьеров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ера) и расходов ср. в, учитывающих приведенные затраты,

 

Сл= СЯшу + ^з+ ^д. бз + £д. т + сд. п + ^’лэп+ ^’м.м+ ^п. п + <^г. р+

 

+ Си. в4“ск+ сд. пр+ ^р. в-

(195)

Значения отдельных составляющих себестоимости Сд уравнения (195) частично были рассмотрены выше и могут быть рассчитаны: сд. у (см. § 2 главы III), Сз, сд. бз, сд. в, сд и ср в — по формулам табл. 57 и 58, сд. т, сп. п и см. м — по формулам табл. 41, 52.

Величина сдэп в данном случае определяется из выражения

2^Фр*лэп(9'91/?лэпаЛдр| + слэп)

С л э п = ---------------------------- q t-------------------------- . Р У б . (196)

Затраты на содержание и амортизацию

постоянных

автодорог

карьера могут быть рассчитаны по формуле

 

 

 

I

 

Ы

1

4- сад)

 

 

I (пком 4-1)

— кр. т 4- 7СТ. nj (0,01

 

 

Сд.а= -----------------------------

 

 

^ -----------------------------

, р у б .,

(197)

где &р.т — коэффициент развития трассы автодороги; LCT.п— длина

подъездных автодорог, км; Рад — стоимость строительства

1

км ав­

тодороги, руб.;

аад— норма

амортизации

автодороги, в

%

в год;

сад— стоимость содержания

1 км автодороги в год, руб.

 

 

Стоимость

содержания

постоянных автодорог в зависимости

от грузонапряженности дороги Qr (в млн. т в год) определяется по формуле

<гад= 1200-)—74,2Qr — 0,61 Qr,

руб/км в год.

(198)

Величина сг.р может быть определена по формуле

 

 

р 0 ,0 1 а г. р -j- /2авс ав

(199)

" Г . р

Qr

- Р У 6 -,

 

 

 

где kr.р — затраты на строительство ремонтно-гаражного хозяйства; «г. р — норма амортизации ремонтно-гаражного хозяйства, % в год; пав — число автомашин; сав-— стоимость содержания одной автома­ шины в год, руб.

Все отмеченное выше в части влияния длины фронта работ карь­ ера на величину отдельных составляющих себестоимости Сд при ис­ следовании транспортной системы разработки относится и к рас­ сматриваемой схеме. Следовательно, в уравнении (195) величины слагаемых сэ, сд. б3 и слэп при изменении величины ЬфР остаются постоянными, Сд, у, Сд. т с увеличением длины фронта возрастают, в Сд.п, См.м, Сд.п, Сг.р, Ск, Сд.пр и ср.в — уменьшаются.

Характер зависимости Ся= 1(ЬфР) при бестранспортных систе­ мах разработки будет определяться темпами увеличения и уменьше­ ния указанных выше слагаемых с увеличением фронта работ.

13 Заказ № 556

193


Решение уравнения (195) и установление характера искомой зави­ симости в общей форме и для рассматриваемого случая не пред­ ставляется возможным. Поэтому исследуем характер этой зависи­ мости на примере разработки конкретных месторождений.

Предположим, что разработке подлежат два горизонтальных месторождения: одно — с пластом мощностью h = 5 м и мягкими по­ родами (примерно условия Райчихинского буроугольного месторож­ дения) и другое — с h — 7 м и крепкими породами (условия Черемховского каменноугольного месторождения); мощность покрываю­ щих пород — более 25 м.

Отработка месторождения производится мощными механиче­ скими лопатами и шагающими драглайнами различных моделей по усложненным схемам.

Пласт полезного

ископаемого разрабатывается в зависимости

от производственной

мощности карьера (или участка) механиче­

скими лопатами ЭВГ-4, ЭВГ-6 с верхней погрузкой (на месторожде­ нии с мягкими породами) и механическими лопатами ЭКГ-4,6, ЭКГ-8; полезное ископаемое транспортируется автосамосвалами БелАЗ-548.

Длина фронта горных работ на один вскрышной комплекс при­ нимается по данным табл. 12 с учетом только обеспечения безопас­

ной работы и необходимых объемов

взорванной горной

массы

(Кфр. у для всех моделей экскаваторов

данного примера

принята

одинаковой, равной 600 м ).

Длина фронта работ карьера принимается равной 0,6; 1,2; 1,8 и 2,4 км. Буровые работы на месторождениях с крепкими породами осуществляются шарошечными станками. Месторождения отраба­ тываются отдельными блоками или участками длиной 600 м и вскрываются фланговым и центральными наклонными траншеями с условием, чтобы каждый блок имел две выездные траншеи, рас­ полагаемые на его флангах.

Выбор основных параметров системы разработки

Высота отрабатываемого породного уступа и ширина заходки

для каждого из принимаемых вскрышных комплексов определяются по данным табл. 23, 24, 25. Коэффициент переэкскавации породы рассчитывается по формуле (95) и приведен в этих же таблицах.

При применении шагающих экскаваторов — драглайнов пород­ ный уступ разрабатывается по схеме, представленной на рис. 33,— с установкой вскрышного экскаватора на предуступе (при мягких породах) и по схеме, приведенной на рис. 32 (при крепких поро­ дах).

Число вскрышных комплексов определяется в зависимости от длины фронта работ карьера и его величины, приходящейся на один комплекс.

Основные параметры разработки, принятые для расчета, при­ ведены в табл.69.

194


 

Исходные параметры для расчета

Т а б л и ц а 69

 

 

 

 

Высота породного

Высота

 

Коэффициент пере-

Экскаваторы

уступа //, м

Ширина

экскавации k n

верхнего

на вскрыше

 

 

заходки,

 

 

 

 

уступа

Я в,

 

 

и переэкскаваиии

мягкие

крепкие

м

мягкие

крепкие

м

 

 

породы

породы

 

 

породы

породы

 

 

 

 

ЭВГ-15

30

45

 

15

0,76

0,8

ЭШ-15/90

 

 

 

 

 

 

 

ЭВГ-35

40

50

 

25

0,78

0,82

ЭШ-50/125

 

 

 

 

 

 

 

ЭШ-15/90

45

41

12

 

15

0,8

0,85

ЭШ-15/90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭШ-25/100

50

47

15

 

25

0,81

0,86

ЭШ-25/100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственная мощность карьера по добыче и вскрыше. Про­

изводственная мощность карьера по полезному

ископаемому опре­

делялась по формуле

(192); величина QBрассчитывалась в зависи­

мости от числа вскрышных комплексов и их годовой нормы выра­ ботки. Данные расчета производственной мощности карьера при различной длине фронта его работ приведены в табл. 70. При опре­ делении данных этой таблицы нормы выработки экскаваторов были приняты по ЕНВ, число дней работы комплексов — по данным Центрогипрошахта, число смен работы карьера по добыче — 300.

Себестоимость добычи 1 м3 полезного ископаемого. Для исследо­ вания уравнения (194) и установления характера влияния длины

фронта горных работ и числа применяемых

вскрышных комплексов

(т. е. производственной мощности карьера)

на себестоимость до­

бычи 1 м3 полезного ископаемого были

построены блок-схемы

(рис. 57, а)

с помощью ЭВМ и были выбраны исходные параметры

для расчета

(модели добычных экскаваторов, нормы их выработки,

стоимость машино-смены и др.), которые приведены в табл. 71. Блок-схема (рис. 57, б) была применена для расчета капиталь­

ных затрат. Обозначения величин, входящих в блок-схему (рис. 57, а и б), приведены ниже:

H a h — соответственно высота вскрышного и добыч­

ного уступов;

 

БфР — длина фронта работ карьера;

 

Нв.в И Я в. д--соответственно норма выработки

вскрыш­

ного и добычного экскаваторов;

 

ф - -годовой фонд заработной платы ИТР, слу­

жащих и МОП;

 

Q (Qcm.Д) Qr. д) - -производственная мощность карьера по по­

лезному ископаемому (смену, год);

 

13*

195



а

6

«ком — число комплектов экскаваторов на карь­ ере;

kB— коэффициент вскрыши, м3/м3;

Св и Св.д— себестоимость вскрышных и добычных ра­ бот (1 м3 вскрыши и 1 м3 полезного ископае­

мого) ; ав, ап и йд—-стоимость машино-смены экскаватора на

вскрыше, переэкскавации и добыче;

kB в— коэффициент выполнения норм выработки;

Vx в и Ох. п — скорость движения холостого хода экскава­ торов на вскрыше и переэкскавации;

kn — коэффициент переэкскавации вскрыши;

/каб — длина гибкого кабеля для питания экскава­ тора;

ископаемого и капитальных затрат на ЭВМ:

Рис. 57. Блок-схемы для расчета величин себестоимости добычи 1 м3 полезного

б — для расчета К

а — для расчета Сд;

197

196

 

«см. д — число рабочих смен на добыче;

 

 

 

 

с д.у —'затраты на экскавацию 1 м3 полезного иско­

 

 

с"

паемого;

на текущее содержание

автодорог

 

 

— затраты

 

 

 

на 1 м3 полезного ископаемого;

 

 

 

с3. д — затраты

на

 

содержание

 

1

м автодороги

 

Сд.у,

 

в смену;

на

добычу

и

транспортирование

 

Сд. т —затраты

 

 

 

1 м3 полезного ископаемого;

 

 

 

 

 

аас — стоимость машино-смены автосамосвала;

 

# в. ас — норма выработки автосамосвала;

 

 

 

Сд. бз — затраты на буровзрывные

работы, отнесен­

 

 

 

ные к 1 м3 полезного ископаемого;

 

 

с3 — затраты

по зачистке кровли уступа на 1 м3

 

 

 

полезного ископаемого;

 

 

 

 

 

 

 

абл — стоимость машино-смены бульдозера;

 

 

Лбл — коэффициент использования

бульдозера во

 

 

 

времени;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдэп — затраты на содержание

ЛЭП

на

1 м3 по­

 

 

 

лезного ископаемого;

 

 

 

 

 

 

р

^лэп — коэффициент развития ЛЭП;

и

содержание

и с'

затраты

на

строительство

'"лЭП

ЛЭП

в год 1 м линии электропередач;

 

 

 

 

 

 

 

Сд. п — затраты

на

содержание

 

постоянных авто­

 

 

i

дорог;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— уклон дороги в выездных траншеях;

 

 

kv.т — коэффициент развития трассы;

 

 

Z-ct. д длина постоянных дорог на карьере;

 

Ра. д,

Сд. д— стоимость строительства и содержания 1 м

 

 

 

автодороги;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

йа. в — норма амортизации автодорог;

 

 

 

 

сгр — затраты на

содержание

 

гаражного хозяй­

 

 

 

ства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ктр — затраты на строительство гаражного хозяй­

 

 

 

ства;

 

 

 

гаражного хозяйства;

 

 

йгр — норма амортизации

 

 

Пав — число автосамосвалов;

 

 

1

автомашины

 

 

са. в — затраты

на

содержание

 

 

 

в год;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сп.п — затраты на содержание понизительной элек­

 

 

 

троподстанции на 1 м3 полезного ископае­

 

 

 

мого;

 

 

мощность

электродвигате­

W9.в, Wg.m И^э. д— установленная

 

 

 

лей на вскрышных,

переэкскавационных и

 

 

 

добычных экскаваторах;

 

 

 

 

 

пэ. д — число добычных экскаваторов; kc — коэффициент спроса;

198