Файл: Диткин, В. А. Интегральные преобразования и операционное исчисление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
учет возможных закономерных изменений объекта иссле дования с течением времени.
При использовании концепции закономерно неодно родного времени в экспериментальном исследовании кон кретных процессов — физических, химических, биологиче ских, психологических и т. д. — результаты эксперимента приобретают двоякое значение: с одной стороны, они дают знание об изучаемом нроцессе как таковом, с другой — знание о закономерностях чередования качественно раз нородных для хода данного процесса интервалов времени.
Геометрическим образом интервала времени стано вится при этом некоторая область в аналитическом п-мср- ном пространстве, на одной из осей которого откладыва ются отрезки, изображающие в «чистом» виде про должительность отдельных интервалов, а по другим осям — характеристики, отражающие качественную спе цифику отдельных интервалов. Само собой разумеется, что решение вопроса о содержательном смысле этих ха рактеристик относится к компетенции конкретных наук с учетом условий определенной исследовательской задачи.
Так, при изучении процессов распространения радио волн, процессов магнитобиологического характера и дру гих явлений, протекание которых зависит от изменчивых состояний земного магнитного поля, содержательными характеристиками отдельных интервалов времени могут быть показатели разнообразных вариаций земного поля — внутрисуточных, многодневных, годичных, одиннадцати летних и т. д.
Особую группу качественно определенных интервалов времени составят при этом часы, сутки или годы, харак теризуемые повышенной или пониженной магнитной ак тивностью, наличием магнитных бурь и т. п. Аналитиче ское пространство реального времени в этом случае приоб ретает закономерно упорядоченное «полосатое» строение, где каждая полоса-интервал характеризуется особым ри сунком вариаций магнитного поля.
Очевидно, что после такой предварительной подготовки обобщение данных эксперимента раздельно для каждой группы качественно сходных интервалов даст нам более точные и более пригодные для прогнозирования резуль таты, чем при огульном обобщении результатов сразу по всем разнокачественным интервалам. Нет необходимости доказывать здесь и очевидные преимущества подобного
76
рода «полосатых» календарей для решения практических задач прогнозирования и планирования разнообразных технологических, лечебных, профилактических и т. п. ме роприятий.
Конечно, сам по себе процесс исследования заметно усложняется при учете разнокачественных интервалов времени, становится более трудоемким и несомненно бо лее длительным. Однако такой учет в принципе может дать выигрыш в точности и надежности получаемых дан ных даже в случаях элементарного структурно-диахрони ческого исследования. Что же касается так называемого расширенного структурно-диахронического исследования, особенно когда ставится задача выявления неизвестных ранее факторов внешней среды, то учет возможной разиокачественностп интервалов времени становится настоя тельно необходимым.
ГЛАВА III
МОДУЛИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ФОРМАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
§ 1. Понятие модуля продолжительности
Модуль продолжительности процесса — ОДНО' пз важнейших понятий в методологии структурно-диахро нического исследования. Ойо используется в дальнейшем для построения формальной классификации процессов, для выработки представлений о диахронической структуре пли, кратко, о хроноструктуре процессов, наконец, для построения логической схемы дефиниции конкретных про цессов.
В основе этого понятия лежит разграничение экзем пляра, или реализации некоторого процесса, как единич ного, конкретного явления, с одной стороны, и ансамбля, или семейства реализаций, как множества едипичиых яв лений одпой и той же природы, с другой. Это разграниче ние, так же как и специфические термины для его выра жения, возппкло из потребностей математической обра ботки результатов эксперимента в ряде физических и тех нических дисциплин и закрепилось в порожденной этими же потребностями теории случайных процессов. Гносео логический смысл такого разграничения в том, что для получения более или менее надежного знания о типиче ских особенностях некоторого процесса необходимо, как условно говорят, «набрать статистику», т. е. рассмотреть некоторое множество повторных воспроизведений про цесса, каждое из которых может отличаться от других деталями, какими-то индивидуальными особенностями и т. д.
Могут отличаться индивидуальные характеристики от дельного экземпляра процесса и от усредненных характе-
78
рпстик, полученных при статистпческой обработке некото рого ансамбля, или семейства, экземпляров. Именно в этом смысле целесообразно разграничить понятия продолжи тельности процесса и модуля продолжительности (или меры продолжительности).
Продолжительность конкретного единичного явления может быть измерена непосредственно при помощи тех или ипых технических средств отсчета времени и выра жается количественно числом единиц времени, отсчитан ных с некоторого начального момента до конца явления.
При этом начальные и конечные моменты отсчета вре мени для различных по природе процессов устанавлива ются по правилам, выработанным в отдельных предметных областях науки и практики. Установление таких правил, вообще говоря, непростая задача, богатая казуистическими осложнениями, вызывающая зачастую долголетние ди скуссии между специалистами. Это относится, в частности, к случаям, когда изучаемое явление имеет нечетко выражеппые, «размазанные» во времепи начало и конец илп когда необходимо выделить качественно специфичные стадии в ходе длительного непрерывного процесса, и т. п.
Так, историкам хорошо известны трудности периодиза ции хода исторических событий; физиологи и медики стал киваются с подобной задачей при установлении момента смерти организма; гелиофизики — при установлении мо ментов начала и конца отдельных циклов в солнечной деятельности, и т. д.
Однако в целом современная наука обладает уже боль шим опытом решения такой задачи, особенно в области физики, химии и технических наук. Например, для про цессов с «размазанными» началом и концом выработано правило: фиксировать эти моменты при достижении изме ряемой предметной характеристикой процесса некоторых пороговых значений. В соответствии с таким правилом продолжительность, скажем, реверберации (процесса за тухания звука в некотором помещении) исчисляется с мо мента подачи звукового стандартного сигнала до момента, когда плотность звука в помещении уменьшится в мил лион раз от первоначального значения, и т. и.
Из самой методики ее определения ясно, что продолжи тельность представляет собой «внешнюю», формальную характеристику данного явления, которая без дополнитель-
79
ньїх пояснений не отражает нп предметного содержания процесса, ни особенностей его внутреннего построения во времени. Она может быть выражена в одинаковых едини цах — секундах, часах пли десятилетиях — для самых раз ных по природе процессов п пмеет смысл не столько сама по себе, как таковая, сколько при сопоставлениях одних процессов с другими по признаку «быстрее — медленнее», «короне — дольше».
C этой тонки зрения опа аналогична таким физическим характеристикам, как вес, длина или ширина, объем и т. п. Очевидно, что не имеет смысла выражение «отрица тельная продолжительность»,1 не может быть продолжи тельность реального явления равной нулю в абсолютном смысле этого слова и т. д.
Величины продолжительности разнообразных реальных процессов, изучаемых в различных отраслях современной науки, распределяются в чрезвычайно широком диапа зоне значений — от долей секунды до многих миллиардов лет. Иногда эти величины согласуются со спецификой предметной специализации той или иной научной ди сциплины. Так, квантовая механика, физика ядра, моле кулярная биология интересуются процессами, протекаю щими в доли секунды и секунды; физиологи, инженер ные психологи, специалисты по термодинамике, по радио технике, квантовой электронике и т. п. имеют дело обычно с продолжительностями от долей секунды до нескольких суток; в экономике, социологии, демографии, геофизике основное внимание уделяется процессам с продолжитель ностью от нескольких часов до десятков лет; историки, биологп-эволюциоипсты. геологи сталкиваются преиму щественно со сравнительно медленными явлениями, про текающими в диапазоне интервалов от месяцев до сотен и тысяч лет, и т. д.
Подобпая связь между предметной специализацией и масштабами времепп, которыми в осповиом оперирует та или иная отрасль пауки, отмечалась применительно к био логии Б. Гудвином 2 и, по-видимому, имеет значение и для других отраслей пауки.
----------------- I
1 В связи с этим интересны замечания академика А. В. Шуб- . никова, выделяющего особый класс так называемых беззначпых физических величии (А. В. Шубников. Проблема диссиммет рии материальных объектов. Μ., 1961).
2 В. Гудвин. Времепная организация клетки. Μ.. 1966. гл. 2.
SO
Это, конечно, не случайное совпадение: в основе его лежит объективное свойство материального мира, состоя щее в том, что продолжительности единичных реализа ций (экземпляров) качественно определенного процесса группируются вблизи некоторой средней величины, ус тойчивой для всей совокупности реализаций данного про цесса.
Именно эта усредненная величина продолжительности всего множества единичных экземпляров заданного про цесса и подразумевается, когда мы говорим о модуле про должительности процесса или, сокращенно, о модуле про цесса, обозначая его через μ.
Понятие модуля продолжительности представляет со бой естественное обобщение таких частных понятий, вы работанных в различных областях науки, как время пре вращения и период полураспада (в химии), время реак ции (в химии и психологии), время производства, рабочее время, свободное время (в экономике), хроиаксия (в фи зиологии) , время релаксации (в биологии, физиологии и физике), время реверберации (в физике и технических науках) и т. и., т. е. понятий, отражающих среднюю вели чину продолжительности некоторого класса специфиче ских процессов.
Это обобщенное обозначение в методологическом отно шении имеет целый ряд преимуществ по сравнению с та кими обозначениями, как «продолжительность», «время», «период» и др., так как помогает устранить нечеткость, неопределенность, двусмысленность, возникающую при использовании последних в разных по смыслу ситуациях.
Понятие модуля процесса основано па четких методи ках определения его величины в конкретных случаях и является формальной характеристикой класса процессов. Понятие же продолжительности, например, будучи .совер шенно ясным для единичных, конкретных явлений, сме шивается с иным по своему смыслу понятием средней про должительности, если используют его при рассмотрении множества явлений. Выражение «время явления» может пониматься и как «продолжительность явления», и как «срок, дата начала явления». Понятие периода имеет вполне четкий смысл как характеристика равномерного колебательного процесса и теряет его, если периодом на чинают называть среднюю продолжительность некоторого процесса в целом, и т, п,
β И. К. Серов |
81 |
Модули продолжительности процессов могут опреде ляться количественно по-разному для разных по своей природе процессов и для разных стадий познания изучае мых явлений. Так, если известны измеренные величины продолжительности отдельных реализаций процесса, то модуль продолжительности определяется как их средне арифметическая величина.
В некоторых случаях, когда невозможны прямые изме рения продолжительности, молено воспользоваться шкалой разномасштабных едиппц времени и путем их перебора найти среди них такую, которая наиболее близка по величпие к предполагаемому модулю. Этот способ пригоден и тогда, когда достаточно знать лишь приблизительную оценку величины модуля.
Наконец, зачастую бывает целесообразна и обратная постановка задачи: заранее выделить по каким-то качест венным соображениям ту пли иную величину модуля про должительности, а затем рассматривать множество лишь тех реализаций процесса, которые этой величине соответ ствуют. Именно так поступают в психологии труда, когда выделяют, например, суточные циклы деятельности; в демографии, когда рассматривают сезонные изменения рождаемости или смертности на протяжении года, и т. д.
Количественное определение модуля продолжитель ности имеет особенно важное значение для более четкой формулировки целей и предмета памечаемых исследований
веще не изученных областях действительности, а также
втех отраслях науки, где выдвигается задача изучения процессов в широком диапазоне их величии продолжитель ности. Установленпе хотя бы приближенных величин мо дуля намечаемых к последованию процессов способствует при этом не только уточпеиию круга их основных качест венных характеристик, но и рациопальному согласоваппто усилий отдельных исследователей, а также планировапию экспериментальных исследований во времени с точки зре ния их продолжительности, «стыковки» друг с другом, мо ментов начала и окончания и т. п.
Показателен подход основоположника биогеохимии В. И. Вернадского, который еще на первых стадиях раз вития этой области науки заботился об уточнении ее задач за счет выделения трех классов процессов, разномасштаб-
82
цьіх по своей продолжительности, — процессов индивиду ального бытия, процессов смены поколений без изменения формы жизни и процессов эволюционных, охватывающих смену форм жизни наряду со сменой поколений.3
Намечается внутренняя дифференциация по модулю изучаемых процессов и в недавно возникшей химии твер дого тела, где исследуются процессы как с модулем в доли секунды (явления взрыва), так и с модулями порядка де сятилетий и более (явления коррозии, выветрива ния и т. п.).
Целесообразна, по-видимому, была бы аналогичная дифференциация и в такой широкой области науки, как психология, где за последние годы все более осознается необходимость изучения не только сравнительно кратко временных проявлений психологических характеристик человека, но и изменчивости этих характеристик на про тяжении всей его жизни, в ходе многолетних по своим масштабам процессов деятельности.4
Понятие модуля продолжительности может найти при менение и для целей диагностики или распознавания об разов, если включить его в схему дефиниции конкретных процессов. В первом приближении такая схема может иметь следующий вид: процесс А охватывает совокупность отдельных реализаций, характеризуемых комплексом со держательных признаков E и заданным модулем продол жительности μ.
§ 2. Принцип классификации процессов по величине их модулей продолжительности
Модуль продолжительности является лишь од ной из многих возможных характеристик протекания про цессов во времени, и при этом едва ли не самой общей. Знание его величины дает нам только приблизительное, ориентировочное представление о некотором классе про цессов. Однако для решения специфических задач струк-
3B. И. Вернадский. Проблема времени в современной науке. — Изв. АН СССР, сер. VII, 1932, № 4, с. 514.
4B. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрос
лых. Μ., 1972, с. 4; А. Н. Леонтьев. Проблема |
деятельности |
в психологии. — Вопросы философии, 1972, '№ 9, и др. |
|
6* |
S3 |
їурно-диахронического исследования, по крайней мере на первых стадиях, даже такие ориентировочные представ ления помогают уяснить целый ряд важных обстоятельств.
Так, в зависимости от величины модуля изучаемого процесса по-разному решаются вопросы об общей продол жительности эксперимента и о рациональном распределе нии серии экспериментов во времени; по-разиому форму лируются проблемы материально-технического оснащения исследовательской программы, и в частности проблемы вы бора технических средств отсчета времени; по-разному ставятся вопросы об источниках первичных эмпирических данных и о способах обработки полученных результатов, о принципах их обобщения, истолкования и выяснения границ применимости.
Конечно, подобные вопросы решаются обычно с учетом комплекса других условий и других предполагаемых ха рактеристик намеченного к изучению процесса, однако модуль продолжительности играет среди них особую роль. Одно из достоинств этой «слабой» из-за своей общности характеристики как раз и связано с ее общностью: многие из конкретных методологических проблем организации в теоретического обеспечения структурно-диахронического исследования в разных предметных областях науки могут решаться на основе единой методологической базы.
Исследование процессов, существенно различающихся по величине модуля, требует выработки не менее сущест венно различающихся методик исследования.
Этот факт уже нашел свое «организационное оформле ние» в дифференциации некоторых предметных отраслей науки па отдельные дисциплины, занимающиеся изуче нием процессов определенного модуля, оперирующие оп ределенными масштабами временных единиц. И, как это ни покажется странным, можно сказать, что различия в методиках исследования одинаково «быстрых» процессов, например в далеких друг от друга молекулярной биологии и ядерной физике, менее значительны, чем различия в методиках изучения «быстрых» и «медленных» процессов в рамках одной и той же предметной отрасли науки, бу дет ли это биология, физика или другая отрасль. Иными словами, можно сказать, что в данном отношении моле кулярная биология ближе к ядерной физике, чем, скажем, к эволюционной биологии.
84