Файл: Диткин, В. А. Интегральные преобразования и операционное исчисление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ііх продолжительности, частоты событий, величины пауз между ними и т. л. Один из частпых случаев такого ана лиза основан на том, что множество изучаемых процес сов одинаковой природы рассматривается вне зависимо сти от взаимного размещения их в разных областях про странства и времени. Очевидно, что получаемые при этом результаты будут иметь сугубо ориентировочный, усред ненный характер.
Разновидности элементарного структурно-диахрониче ского анализа связаны также с использованием двух дру гих способов обобщения эмпирических данных, широко используемых в физике, химии, биологии, технических пауках, в статистике, медицине и т. п. Первый из этих способов — обобщение по множеству процессов, наблю даемых параллельно; второй — обобщение по времени, когда усредняются характеристики одинаковых процес сов, протекающих последовательно во времени.
Единичный изучаемый процесс называют при этом экземпляром, или реализацией процесса, а множество экземпляров — ансамблем, или семейством.32
Очевидно, что все эти разновидности структурно-диа хронического исследования очень близки по своей сущ ности к синхроническому типу исследований, т. е. та кому, когда множество явлений анализируется'безотно сительно к их возможной закономерной изменчивости во времени.
2. |
Углубленный структурно-диахрони |
|
ческий анализ |
может использоваться для выясне |
|
ния |
особенностей |
внутреннего построения процесса |
во времени в тех случаях, когда по каким-либо причинам целесообразно разграничить ступени детализации знания о данном процессе как таковом. При этом рассматри ваются поочередно «разнокалиберные» по своим времен ным масштабам стадии, фазы и события в ходе про цесса — от мельчайших к более крупным, или, наоборот, от самых крупных к мельчайшим.
Первый путь типичен для наук, изучающих естествен ные процессы в ходе систематического пх наблюдения, —
32 А. |
А. |
Ф е л ь д б а у м, |
А. Д. Д у д ы к и н, А. П. Манов- |
Ц е в, Н. |
И. |
M и р о л іо б о в. |
Теоретические основы связи и управ |
ления. Μ., 1963, с. 603; А. Л. Зиновьев, Л. И. Филиппов. Введение в теорию сигналов и цепей. Μ., 1968, с. 83; Е. С. Вен т- цсль. Теория вероятностей. Μ., 1969, с. 371, и др.
21
для метеорологии, физики земного магнитного поля, де мографии, физиологии и т. д.
Второй путь используется обычно при реконструкции хода прошедших крупномасштабных процессов (напри мер, в истории, геологии, географии, эволюционной бпоaohin и т. п.), а также при решении задач планирования, технологического проектирования и т. д.
3. Расширенный с т р у к т у р п о - д и а х р о и п- ческий анализ ставит задачей выявить изменчи вость хода одинаковых по своей природе явлений в зави симости от их распределения па фоне какого-то более крупномасштабного процесса. Эта сложная задача вклю чает в себя в качестве промежуточных этапов оба преды дущих вида структурно-диахроппческого исследования.
Постановка ее связана с выяснением причиппо-след- CTBCHHbix отношений между явлениями: например, при исследовании влияний солнечной активности на атмо сферу и биосферу Земли, при изучении социальной обу словленности поведения человека, воздействий внешней среды па эволюционный процесс в биологии, и т. д.
Именно этот вид структурно-диахронического анализа наиболее отличается от синхронических форм исследо вания как по трудоемкости, так и, главное, по исходным методологическим предпосылкам, условиям его осуще ствления, по фундаментальности получаемых в ходе него результатов.
§ 3. Из истории дпахронистики
Несмотря на то что сами слова «синхрония» и «диахрония» сравпптельпо недавно приобрели значе ние научных терминов, было бы ошибкой полагать, что постановка задач структурно-диахронического исследова ния является чем-то новым в естественных науках и фи лософии.
Глубокий интерес к проблемам морфологии и компо зиции процессов прослеживается в истории естествозна ния й философии вплоть до самых отдаленных от нашей эпохи времен, в самых разных странах света. Так, разно образные типичные формы процессов изменения де тально обсуждались древнеиндийскими и древнекитай скими учеными, которые разграничивали такие формы, как колебательные и циклические изменения, медленное
22
постепенное изменение и внезапное взрывное пзменеппе типа трансмутацію и т. д. Были выработаны и специаль ные тепмппы для обозначения этих разных форм.33
Обсуждались сходные проблемы в аптпчпой п средне вековой философии, о ■ чем свидетельствуют дошедшие до наших дней термины «темперамент» и «температура», произведенные от латинского tempus — время. Как из вестно, в своем первоначальном значеипп оба эти термина обозначали понятия о соразмерном, правильном, уравно вешенном сочетании во времени каких-то состоящій пли стадий некоторого процесса. Временная, последовательная смесь элементов процесса отличалась от вневременной, синхронической смеси, для обозначения которой суще ствовал особый термпп — «микстура».
По-впдпмому, осколками давнего терминологического аппарата являются и такие термины, как «кризис» — бы
страя, |
впезапная |
перемена; «лизис» — медленное посте |
||
пенное изменение; «фазис» (или |
«фаза») —какая-то |
|||
явная, |
доступная |
для наблюдения |
стадия |
процесса; |
«пауза» — то, что |
помещается между |
фазами |
процесса; |
«строфа» — поворот, вращеипе (п производное от него — «катастрофа», т. е. неудачный поворот, внезапный п тра гический оборот событий) ; «баспс» пли «базис» — ход, течение (и произведшие от пего «аиабаспс» — рост, вос хождение; «катабаспс» — спад, нпсхождепие) и т. п.
Особое вппманпе уделялп древние анализу морфоло гических и композиционно-структурных особенностей строения процессов поэтической речи и вокального испол нения музыки прп помощи понятий ритмики, ме трики и др.34
В основе этих понятий лежали представления об эле ментарных, далее неделимых компонентах речи, которые определялись через минимальную из всех возможных величину своей продолжительности: хроиос протос — про стое, педелимое время — как продолжительность одного краткого слога; стопа — как мельчайшая ритмическая группа слогов; метрический член, пли колон, — как эле- і мептарная группа стоп, и т. д.35
⅛33 J. Needham. Science and Civilization in China, vol. 1Γ.
Cambridge, 1956, p. 74.
I 34 Аристотель. Поэтика. JI., 1937; Л. Денисов. Осно вания метрики у древних греков и римлян. Μ., 1888.
3s Л. Д е п и с о в. Основания метрики у древних греков н римлян.
23
Высокого совершенства достиг анализ морфологиче ских и композиционных особенностей процессов музы кального звучания в теории музыки, где с незапамятных времен используются понятия композиции, гармонии, ме лодии, мотива, лада, ритма, метра и т. п. Теория музыки, вообще говоря, располагает едва ли не самым развитым понятийно-терминологическим аппаратом для анализа протекания процессов во времени. Заслуживает внима ния и сам припцпп потной грамоты, по которому произ водится разбивка звуков на октавы (т. е. систематизи руется полное множество всевозможных звуков и прово дится их классификация), а затем вводится система стандартных обозначений-символов, позволяющих упоря доченно записывать звуки различной высоты и длитель ности, паузы, а также всевозможные комбинации звуков и пауз.
Специфическую область морфологических и компози ционных изысканий вот уже на протяжении многих ты сяч лет составляют календарное дело и хронология со свойственными этой области поисками разнообразных циклических закономерностей в течении космических процессов.36
C позиций структурпо-диахропического подхода зна менательным представляется высказывание Джордаио Бруно: «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть наблюдает и рассматривает минимумы и макси мумы противоречий и противоположностей. Глубокая ма гия заключается в умеппп вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения».37 В этой фразе вполне отчетливо обрисовывается зародыш дпалектикоматерпалпстпческой формулировки закона отрицания отрицания.
Вообще идея ритмического течепия процессов в при роде и человеческой жизнедеятельности имела многочис ленных приверженцев как в средневековой науке, так п в науке эпохи Возрождения. В пх число входят Роджер Бэкон, Альберт Болыптедтский, Джироламо Кардано, Тихо Браге, Иоганн Кеплер, Лючилпо Ванпнп, Жан Бо ден, Джон Непер и многие, многие другие.
36 С. И. |
Ceлешник о в. |
История календаря и хронология. |
|
Μ., 1970; Н. |
И. И д е л ь с о н. |
История календаря. Μ., 1925, |
и др. |
37 Джордано Бруно. О причине, начале и едином. Μ., |
1934, |
||
с. 210. |
|
|
|
24
Большое внимание уделялось морфологии И КОМПОЗИ ЦИИ конкретных процессов в арабоязычпой среднеазиат ской н ближневосточной литературе. Так, средневековый мыслитель Ибн-Халдун писал в соответствии с духом своего времени: «Знай, что, согласно мнению врачей и астрологов, естественный возраст человека составляет сто двадцать лет, то есть большой лунный год, как гово рят астрологи.
В зависимости от положения созвездий время жизни для каждого поколения различно — оно то превышает этот естественный возраст, то не достигает его. При одном положении звезд время жизни может быть целых сто лет, при другом — пятьдесят лет, или семьдесят, или во семьдесят — согласно гороскопу».38
Очень большой вклад в изучение морфологии процес сов внесен исследователями в самых разных разделах естествознания и технических наук, о чем можно судить хотя бы по разнообразию терминов, используемых для обозначенпя особенностей протекания конкретных про цессов во времени: кинетика, ритмика, динамика, ча стота, ход, режим, колебания, траектория, вариация, морфология, изменение,, модуляция и т. д. и т. п.
Наиболее развитые представления о морфологических и композиционных особенностях процессов сложились в тех областях науки, где эмпирические данные о ходе процессов регистрируются графически в виде всевозмож ных кривых, графиков и т. и. Отдельные морфологиче ские элементы конкретного процесса получают при этом наглядное выражение, что обычно ведет к появлению таких специфических терминов, как «волна», «пик», «плато», «веретено» (совокупность частых, быстрых коле баний, постепенно нарастающих и затем затухающих), «жемчужина» (короткая вспышка быстрых колебаний в ходе сравнительно спокойного процесса), «палисадный ритм» и т. д. и т. п. В электрокардиографии, например, отдельные элементы графика получили буквенные стан дартные обозначения, причем сравнение их формы служит источником тех или иных диагностических заключений.
Известный нейрофизиолог |
Грей Уолтер |
использует |
38 И б и - X а л д у и. Введение |
(фрагменты). — В |
кв.: Избран |
ные произведенпя мыслителей стран Ближнего и Среднего Вос тока IX-XIV вв. Μ., 1961, с. 573.
25
при анализе электроэнцефалограмм специальное понятно паттерна, которое понимается как «любая последователь ность явлений во времени или любое расположение пред метов в пространстве, которое можно отличить от другой последовательности пли другого расположения или срав нить с ними».39
Выше уже упоминалось, что такие хроиоморфологическиѳ характеристики, как частота и продолжительность, сыграли важную роль в разграничении качественно раз личных явлении в физике, химии, физиологии и других пауках: при выделении из общего спектра электромаг нитных колебаний особых диапазонов рентгеновского, ультрафиолетового, ппфракрасного и других излучений, при классификации радиоактивных элемептов по величине периода полураспада, при выделении альфа-, бета-, дельта- и других ритмов в деятельности мозга. В физике земного магнетизма, где вариации магнитного поля реги стрируются в виде сложпых кривых, различают в зависи мости от рисунка этих кривых возмущенные и невозму щенные вариации, а в числе последних — солиечпосуточные, лупиосуточные и годовые;40 сопоставление кривых, описывающих ход солнечной активности и магпптиоп активности па протяжении ряда десятилетий, служит основой для вывода о зависимости магнитной активпостп от состояний Солица.41 Существенное значение имеет анализ формы кривых в теории случайных процессов.42
В эволюционной биологии учет морфологических ха рактеристик процессов приводит к разграничению двух разных типов видообразования — мпкроаккумулятивиого и неоформогеиного,43 а также к выработке попятия хроно экологической изоляции.44
Зпачительио менее развит был анализ морфологиче ских и композиционных характеристик процессов в гума нитарных и общественных науках.
39 Грей Уолтер. Живой мозг. Μ., 1966, с. 76.
10 Б. Μ. Яновский. Земной магнетизм. T. I. Морфология
и |
теория магнитного поля |
Земли и его вариаций. |
Л., |
1964, |
|
с. 255—256. |
|
|
|
||
|
41 Там же, с. 269—271. |
|
|
|
|
|
42 |
А. Ф. Романенко, Г. А. Сергеев. Вопросы приклад |
|||
ного анализа случайных процессов. Μ., 1968. |
Л., |
1968, |
|||
с. |
43 |
К. Μ. Завадский. |
Вид и видообразование. |
||
342. |
Там же, с. 351. |
|
|
|
|
|
44 |
|
|
|
26