Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гл а в а V

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРУПНЕННЫХ АТМОСФЕРНО-ВАКУУМНЫХ УСТАНОВОК (АВТ)

В 1952—1953 гг. на отечественных нефтеперерабатывающих за­ водах строились в основном атмосферно-вакуумные трубчатые установки производительностью 1,0; 1,5 и 2,0 млн. т/год сернистой и малосернистой нефти (типовые установки А-12/1, А-12/2, А-12/1М, А-12/1,5, А-12/3). Установки АВТ, построенные по перечисленным проектам, принципиально являются комбинированными — в них технологически и энергетически связано несколько блоков и узлов. Основные технологические решения, принятые на первоначальных установках АВТ производительностью 1 млн. т/год нефти, сохрани­ лись и в последующих, более мощных установках.

В начале 1960 г. вследствие большой потребности народного хозяйства страны в массовых нефтепродуктах — бензине, дизельном топливе, минеральном масле, нефтебитумах — были разработаны проекты и по ним построены типовые установки АВТ производи­ тельностью 2 и 3 млн. т/год (А-12/4, А-12/5, А-12/6, А-12/7, А-12/5М,

А-12/7М, А-12/9). Эти установки отличаются друг от друга числом технологических узлов, аппаратурным оформлением, компоновкой, технологическими и энергетическими решениями. В это же время на отечественных заводах строились утановки АВТ мощностью 6,0 млн. т/год. В процессе эксплуатации установок вносился ряд новшеств с целью усовершенствования технологии отдельных узлов, улучшения энергетических показателей и интенсификации мощно­ стей АВТНиже кратко описаны наиболее характерные действую­ щие промышленные установки АВТ.

Установка АВТ производительностью 1,0 млн. т/год сернистой нефти

На установке сочетаются процессы: атмосферная перегонка нефти, вакуумная перегонка мазута, стабилизация головки бензи­ на, вторичная перегонка широкой бензиновой фракции, выщелачи­ вание компонентов светлых нефтепродуктов и приготовление рас­ творов щелочи.

Перегонка нефти осуществляется по схеме двухкратного испа­ рения (см. рис. 8), вакуумная перегонка — по схеме однократного испарения (см. рис. 11).

82

В результате длительных пробегов атмосферно-вакуумных уста­ новок на нефтеперерабатывающих заводах получены данные, по­ ложительно характеризующие работу этих установок. Производи­ тельность их в большинстве случаев превышает проектную на 20— 50%' Однако в работе отдельных технологических узлов имеются существенные недостатки. Так, отбор светлых составляет 95—96% от потенциала. Такой недобор светлых объясняется главным обра­ зом недоизтзлечением фракций дизельного топлива (2—3% на нефть) и потерями бензиновых компонентов с газом (0,5—0,7%).

Анализ работы отдельных аппаратов АВТ заводов Башкирии показал низкую погоноразделительную способность ректификаци­ онных колонн. Особенно неудовлетворительно работает первая рек­ тификационная колонна на двухколонных установках. Так, вместо получения с ее верха предусмотренной проектом фракции н. к. — 85 °С на некоторых установках получается фракция с повышенным концом кипения (145—205СС). Температура начала кипения ча­ стично отбензиненной нефти составляет 50—80 °С, т. е. наблюдается большое налегание фракций по температурам кипения. Одинаковые результаты получаются как при работе испарителей с 14—16 та­

релками (АВТ производительностью 600,0

тыс.

т/год),

так и с

28 тарелками (АВТ производительностью 1,0

млн.

т/год).

Опытные

пробеги и технологические расчеты показали, что это происходит из-за недостаточного подвода тепла в низ первой ректификацион­ ной колонны. Увеличение количества подаваемой горячей струи на одной из установок позволило повысить температуру внизу ко­ лонны с 218 до 238 °С. При таком изменении технологического режима значительно улучшилась фракционирующая способность первой ректификационной колонны. Температура кипения верхнего ее погона снизилась со 140 до 116°С, а температура начала кипе­ ния полуотбензиненной нефти повысилась с 67 до 105 °С, т. е. на-- легание фракций уменьшилось с 73 до 11 °С.

Вакуумные колонны с 18 тарелками имеют низкую погоноразде­ лительную способность. При повышении температуры нагрева ма­ зута на выходе из печи с 395—405 до 410—415 °С выход масляных фракций несколько увеличился и заметно улучшился состав гудро­ на. Одновременно с этим несколько улучшились качества масля­ ных фракций. Налегание первой фракции на вторую, которое со­ ставляло обычно более 100 °С, уменьшилось до 56 °С, налегание у последующих фракций также заметно уменьшилось.

Модернизированная установка АВТ производительностью 1,0 млн. т/год

Для улучшения работы отдельных технологических узлов и по­ вышения общих технико-экономических показателей действующих и вновь сооружаемых установок АВТ в их проекты были внесены следующие изменения и дополнения.:

6*

83


усилена теплообменная поверхность предварительного подогре­ ва нефти с целью повышения ее температуры до 200 °С;

для улучшения работы колонны предварительного испарения повышено рабочее давление в первой ректификационной колонне до 4 кгс/см2 (вместо 3 кгс/см2) и температура низа колонны до

220 °С;

Рис. 38. Принципиальная схема модернизированной АВТ (типа А-12/1М):

/ — насосы; 2 — теплообменники; 3 — емкости;

4 — конденсаторы-холодильники;

5 — первая

ректификационная

колонна;

6 — атмосферная печь;

7 — основная ректификационная колон­

на; 8 — отпарная

колонна;

Р — очистные отстойники;

10 — стабилизатор;

11, 12 — фракциони­

рующие колонны

блока

вторичной перегонки

бензина;

13 — вакуумсоздающне

аппараты;

14 — вакуумная колонна;

/5 — вакуумная

печь,

/ — сырье; // — газы;

/// — водяной пар;

IV — получаемые фракции

и компоненты;

V — сжиженные

газы.

 

 

установлена вторая колонна для вторичной перегонки бензина, что значительно повысило погоноразделительную способность это­ го узла;

в блоке вакуумной перегонки мазута колонна с 18 тарелками заменена колонной с 23 тарелками, усилено циркуляционное оро­ шение, разработаны мероприятия по уменьшению потерь легких фракций с продуктами разложения;

предусмотрена возможность работы установки без вакуумной части*

При модернизации установки внесены также изменения по кон­ трольно-измерительным приборам, насосам, коммуникациям и др.

Принципиальная схема модернизированной АВТ показана на рис. 38. Сырье — обессоленная нефть — двумя потоками прокачи­ вается через теплообменники 2. Первый поток нагревается за счет тепла верхнего циркуляционного орошения вакуумной колонны, циркуляционного орошения основной ректификационной колонны атмосферной части и масляных дистиллятов. Второй поток обессо­ ленной нефти нагревается за счет тепла фракций 240—300 °С, 300—

84


350 °С атмосферной колонны и второго и третьего погонов вакуум­ ной колонны. Оба потока нефти дополнительно нагреваются в теп­ лообменниках типа труба в трубе гудроном. Нагретая до 200 °С нефть поступает в первую ректификационную колонну 5. Темпера­ тура низа первой колонны, равная 210 °С, поддерживается горячей струей нефти, выходящей из печи. Пары с верха первой ректифи­ кационной колонны после конденсации в конденсаторе-холодиль­ нике поступают в емкость, а полуотбензиненная нефть нагревается в печи 6 и подается в основную ректификационную колонну атмо­ сферной части 7. С верха указанной колонны получается фракция 85—130 °С в парах, а через отпарные колонны выводятся три бо­ ковых погона: 130—240, 240—300 и 300—350 °С. Все получае­ мые компоненты светлых нефтепродуктов очищают раствором

щелочи.

Мазут с низа основной ректификационной колонны после на­ грева в вакуумной печи установки до 420 °С поступает в вакуум­ ную колонну 14. Остаточное давление наверху вакуумной колонны

равно

60 мм рт.

ст., температура верха колонны 65°С, а низа

385 °С.

В колонне

осуществлено три циркуляционных орошения.

Боковые погоны — масляные дистилляты — после прохождения че­ рез соответствующие теплообменники и холодильники выводятся с установки. Гудрон с низа колонны последовательно прокачивает­ ся через теплообменники для подогрева нефти и холодильники.

Фракция н. к .— 130 °С после выщелачивания направляется в блок вторичной перегонки, состоящий из двух последовательно включенных фракционирующих колонн 11 и 12. Первая фракциони­ рующая колонна работает при абсолютном давлении 2,5 кгс/см2, вторая при 1,5 кгс/см2. Температура верха колонн 66 и 108 °С, температура низа 115 и 120°С. В блоке вторичной перегонки по­ лучаются фракции и. к. — 85, 85—120 и 120—130 °С. Легкие бензи­ новые фракции из колонны 7 направляются в стабилизатор 10, ра­ ботающий под давлением 10 кгс/см2. Температура низа стабилиза­ тора 160°С, температура верха 65°С. Стабилизатор обогревается паровым подогревателем. В качестве теплоносителя используется пар высокого давления (25—30 кгс/см2). Предусматривается воз­ можность работы установки без блока вторичной перегонки и ста­ билизации бензина.

Установки АВТ производительностью 1,0 млн. т/год нефти име­ ются на многих новых заводах. На некоторых установках были случаи, когда вакуумная часть на длительный период выключалась, так как вакуумные дистилляты не требовались: отсутствовало про­ изводство масел или каталитический крекинг. На всех установках фактическая производительность в среднем на 30—40% выше про­ ектной. Отбор светлых ниже потенциального их содержания на

3 -6% .

Технологический режим основных аппаратов модернизи­ рованных АВТ производительностью 1 млн. т/год нефти характе­ ризуется следующими данными:


Первая ректификационная колонна

3,0

Давление, кгс/см2 .......................................................................

Температура,

°С

180—225

 

на

входе

сырья ..................................................................

 

низа

......................................................................................

 

225—236

 

в е р х а ......................................................................................

 

105—140

 

Основная ректификационная колонна

 

Давление, кгс/см2 .......................................................................

Не выше 1,2

Температура,

°С

345—370

 

на

входе

сырья ..................................................................

 

в е р х а ......................................................................................

 

100—160

 

низа

......................................................................................

 

330—350

 

выхода боковых погонов...................................................

160—220

 

керосина ............................................................................

 

дизельного топлива ....................

............................... 240—300

Вакуумная колонна

Не выше 8#

Остаточное давление наверху, мм рт. ст...............................

Температура,

°С

400—415

 

на

входе

с ы р ь я ..................................................................

 

в е р х а ......................................................................................

 

100—108

 

низа

......................................................................................

 

375—385

 

Стабилизатор

 

6—8

Давление, кгс/см2 .......................................................................

Температура,

°С

65—70 ■

 

в е р х а ......................................................................................

 

 

низа

......................................................................................

 

145—155

Колонна вторичной перегонки (первая)

1,5

Давление, кгс/см2 .............................................................................

Температура,

°С

70—75

. .

в е р х а ......................................................................................

 

низа

.............................................................................................

 

150— 165

Колонна вторичной перегонки (вторая)

Не выше 0,7

Давление ......................................................................., кгс/см2

Температура,

°С

95—110

 

в е р ......................................................................................х а

 

 

низа ........................................................................................

 

 

150— 160

Печь атмосферного блока

 

Температура,

°С

220—230

 

на

входе .................................................................

сырья

 

на

в ............................................................................ы х о д е

350—380

 

газов ..............................................................

на п ер ев а л е

800—850

Печь вакуумного блока

 

Температура,

°С

325—345

 

на

входе .................................................................

мазута

 

на

в ............................................................................ы х о д е

400—415

 

газов ..............................................................

на п ер ев а л е

700—850

Такой режим характерен для большинства установок АВТ, пе­ рерабатывающих сернистые и малосернистые нефти.

Установка АВТ производительностью 1,5 млн. т/год

В 1955—1960 гг. на некоторых нефтеперерабатывающих заво­ дах были введены в действие установки АВТ мощностью 1,5 млн. т/год сернистой нефти. На этих установках в основном сохранены размеры и количество основного оборудования и аппа­

ратуры,

которыми были оснащены установки мощностью

1,0 млн.

т/год. Высокая производительность установок была до­

86


стигнута благодаря некоторым изменениям в схеме и главным образом в работе основной ректификационной колонны. Частич­ ная замена острого горячего орошения в колонне циркуляционным позволила значительно сократить количество паров по всей высоте колонны и соответственно уменьшить нагрузку конденсатора бен­ зиновых паров. Сделаны глухими 29-ая и 14-ая тарелки, добав­ лены штуцеры для отвода и подачи циркуляционного орошения, осуществлены два промежуточных циркуляционных орошения. Кро­ ме того, была увеличена поверхность теплообменников на 400 м2 и холодильников на 390 м2; некоторые насосы заменены более мощными.

Рис.

39.

Схема

переоборудования

установки

АВТ

производительностью

1,5 млн. т/год:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — насосы;

2 — теплообменники; 3

— конденсаторы; 4 — газосепараторы;

5 — первая ректи­

фикационная колонна;

6 — емкость;

7 — печь

атмосферной

части;

8 —основная ректифика­

ционная колонна; 9 — отпарная колонна; 10 — стабилизатор;

11 — вакуумсоздающий аппарат;

12 — вакуумная колонна;

13 — печь

вакуумной

части. / — сырье;

/ / — газы;

111 — сжижен­

ные

газы;

I V — вода

в

канализацию; V — вода

свежая; VI — водяной

пар;

VII — получае­

мые

фракции и компоненты.

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная схема переоборудованной установки АВТ про­ изводительностью 1,5 млн. т/год следующая (рис. 39). Нефть сырь­ евыми насосами 1 тремя потоками (по проекту двумя) прокачи­ вается через теплообменники 2 верхнего и нижнего промежуточ­ ного циркуляционного орошения, дизельного топлива и гудронные теплообменники в первую ректификационную колонну 5 (на 16-тую тарелку). Отгоняемый в колонне газ с парами бензина и воды от­ водится через конденсатор в газосепаратор. Часть бензина из газосепаратора используется для орошения первой колонны 5, а избы­ ток поступает в стабилизатор 10. На другой аналогичной установ-

87