Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Гл а в а V
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРУПНЕННЫХ АТМОСФЕРНО-ВАКУУМНЫХ УСТАНОВОК (АВТ)
В 1952—1953 гг. на отечественных нефтеперерабатывающих за водах строились в основном атмосферно-вакуумные трубчатые установки производительностью 1,0; 1,5 и 2,0 млн. т/год сернистой и малосернистой нефти (типовые установки А-12/1, А-12/2, А-12/1М, А-12/1,5, А-12/3). Установки АВТ, построенные по перечисленным проектам, принципиально являются комбинированными — в них технологически и энергетически связано несколько блоков и узлов. Основные технологические решения, принятые на первоначальных установках АВТ производительностью 1 млн. т/год нефти, сохрани лись и в последующих, более мощных установках.
В начале 1960 г. вследствие большой потребности народного хозяйства страны в массовых нефтепродуктах — бензине, дизельном топливе, минеральном масле, нефтебитумах — были разработаны проекты и по ним построены типовые установки АВТ производи тельностью 2 и 3 млн. т/год (А-12/4, А-12/5, А-12/6, А-12/7, А-12/5М,
А-12/7М, А-12/9). Эти установки отличаются друг от друга числом технологических узлов, аппаратурным оформлением, компоновкой, технологическими и энергетическими решениями. В это же время на отечественных заводах строились утановки АВТ мощностью 6,0 млн. т/год. В процессе эксплуатации установок вносился ряд новшеств с целью усовершенствования технологии отдельных узлов, улучшения энергетических показателей и интенсификации мощно стей АВТНиже кратко описаны наиболее характерные действую щие промышленные установки АВТ.
Установка АВТ производительностью 1,0 млн. т/год сернистой нефти
На установке сочетаются процессы: атмосферная перегонка нефти, вакуумная перегонка мазута, стабилизация головки бензи на, вторичная перегонка широкой бензиновой фракции, выщелачи вание компонентов светлых нефтепродуктов и приготовление рас творов щелочи.
Перегонка нефти осуществляется по схеме двухкратного испа рения (см. рис. 8), вакуумная перегонка — по схеме однократного испарения (см. рис. 11).
82
В результате длительных пробегов атмосферно-вакуумных уста новок на нефтеперерабатывающих заводах получены данные, по ложительно характеризующие работу этих установок. Производи тельность их в большинстве случаев превышает проектную на 20— 50%' Однако в работе отдельных технологических узлов имеются существенные недостатки. Так, отбор светлых составляет 95—96% от потенциала. Такой недобор светлых объясняется главным обра зом недоизтзлечением фракций дизельного топлива (2—3% на нефть) и потерями бензиновых компонентов с газом (0,5—0,7%).
Анализ работы отдельных аппаратов АВТ заводов Башкирии показал низкую погоноразделительную способность ректификаци онных колонн. Особенно неудовлетворительно работает первая рек тификационная колонна на двухколонных установках. Так, вместо получения с ее верха предусмотренной проектом фракции н. к. — 85 °С на некоторых установках получается фракция с повышенным концом кипения (145—205СС). Температура начала кипения ча стично отбензиненной нефти составляет 50—80 °С, т. е. наблюдается большое налегание фракций по температурам кипения. Одинаковые результаты получаются как при работе испарителей с 14—16 та
релками (АВТ производительностью 600,0 |
тыс. |
т/год), |
так и с |
28 тарелками (АВТ производительностью 1,0 |
млн. |
т/год). |
Опытные |
пробеги и технологические расчеты показали, что это происходит из-за недостаточного подвода тепла в низ первой ректификацион ной колонны. Увеличение количества подаваемой горячей струи на одной из установок позволило повысить температуру внизу ко лонны с 218 до 238 °С. При таком изменении технологического режима значительно улучшилась фракционирующая способность первой ректификационной колонны. Температура кипения верхнего ее погона снизилась со 140 до 116°С, а температура начала кипе ния полуотбензиненной нефти повысилась с 67 до 105 °С, т. е. на-- легание фракций уменьшилось с 73 до 11 °С.
Вакуумные колонны с 18 тарелками имеют низкую погоноразде лительную способность. При повышении температуры нагрева ма зута на выходе из печи с 395—405 до 410—415 °С выход масляных фракций несколько увеличился и заметно улучшился состав гудро на. Одновременно с этим несколько улучшились качества масля ных фракций. Налегание первой фракции на вторую, которое со ставляло обычно более 100 °С, уменьшилось до 56 °С, налегание у последующих фракций также заметно уменьшилось.
Модернизированная установка АВТ производительностью 1,0 млн. т/год
Для улучшения работы отдельных технологических узлов и по вышения общих технико-экономических показателей действующих и вновь сооружаемых установок АВТ в их проекты были внесены следующие изменения и дополнения.:
6* |
83 |
усилена теплообменная поверхность предварительного подогре ва нефти с целью повышения ее температуры до 200 °С;
для улучшения работы колонны предварительного испарения повышено рабочее давление в первой ректификационной колонне до 4 кгс/см2 (вместо 3 кгс/см2) и температура низа колонны до
220 °С;
Рис. 38. Принципиальная схема модернизированной АВТ (типа А-12/1М):
/ — насосы; 2 — теплообменники; 3 — емкости; |
4 — конденсаторы-холодильники; |
5 — первая |
|||||||
ректификационная |
колонна; |
6 — атмосферная печь; |
7 — основная ректификационная колон |
||||||
на; 8 — отпарная |
колонна; |
Р — очистные отстойники; |
10 — стабилизатор; |
11, 12 — фракциони |
|||||
рующие колонны |
блока |
вторичной перегонки |
бензина; |
13 — вакуумсоздающне |
аппараты; |
||||
14 — вакуумная колонна; |
/5 — вакуумная |
печь, |
/ — сырье; // — газы; |
/// — водяной пар; |
|||||
IV — получаемые фракции |
и компоненты; |
V — сжиженные |
газы. |
|
|
установлена вторая колонна для вторичной перегонки бензина, что значительно повысило погоноразделительную способность это го узла;
в блоке вакуумной перегонки мазута колонна с 18 тарелками заменена колонной с 23 тарелками, усилено циркуляционное оро шение, разработаны мероприятия по уменьшению потерь легких фракций с продуктами разложения;
предусмотрена возможность работы установки без вакуумной части*
При модернизации установки внесены также изменения по кон трольно-измерительным приборам, насосам, коммуникациям и др.
Принципиальная схема модернизированной АВТ показана на рис. 38. Сырье — обессоленная нефть — двумя потоками прокачи вается через теплообменники 2. Первый поток нагревается за счет тепла верхнего циркуляционного орошения вакуумной колонны, циркуляционного орошения основной ректификационной колонны атмосферной части и масляных дистиллятов. Второй поток обессо ленной нефти нагревается за счет тепла фракций 240—300 °С, 300—
84
350 °С атмосферной колонны и второго и третьего погонов вакуум ной колонны. Оба потока нефти дополнительно нагреваются в теп лообменниках типа труба в трубе гудроном. Нагретая до 200 °С нефть поступает в первую ректификационную колонну 5. Темпера тура низа первой колонны, равная 210 °С, поддерживается горячей струей нефти, выходящей из печи. Пары с верха первой ректифи кационной колонны после конденсации в конденсаторе-холодиль нике поступают в емкость, а полуотбензиненная нефть нагревается в печи 6 и подается в основную ректификационную колонну атмо сферной части 7. С верха указанной колонны получается фракция 85—130 °С в парах, а через отпарные колонны выводятся три бо ковых погона: 130—240, 240—300 и 300—350 °С. Все получае мые компоненты светлых нефтепродуктов очищают раствором
щелочи.
Мазут с низа основной ректификационной колонны после на грева в вакуумной печи установки до 420 °С поступает в вакуум ную колонну 14. Остаточное давление наверху вакуумной колонны
равно |
60 мм рт. |
ст., температура верха колонны 65°С, а низа |
385 °С. |
В колонне |
осуществлено три циркуляционных орошения. |
Боковые погоны — масляные дистилляты — после прохождения че рез соответствующие теплообменники и холодильники выводятся с установки. Гудрон с низа колонны последовательно прокачивает ся через теплообменники для подогрева нефти и холодильники.
Фракция н. к .— 130 °С после выщелачивания направляется в блок вторичной перегонки, состоящий из двух последовательно включенных фракционирующих колонн 11 и 12. Первая фракциони рующая колонна работает при абсолютном давлении 2,5 кгс/см2, вторая при 1,5 кгс/см2. Температура верха колонн 66 и 108 °С, температура низа 115 и 120°С. В блоке вторичной перегонки по лучаются фракции и. к. — 85, 85—120 и 120—130 °С. Легкие бензи новые фракции из колонны 7 направляются в стабилизатор 10, ра ботающий под давлением 10 кгс/см2. Температура низа стабилиза тора 160°С, температура верха 65°С. Стабилизатор обогревается паровым подогревателем. В качестве теплоносителя используется пар высокого давления (25—30 кгс/см2). Предусматривается воз можность работы установки без блока вторичной перегонки и ста билизации бензина.
Установки АВТ производительностью 1,0 млн. т/год нефти име ются на многих новых заводах. На некоторых установках были случаи, когда вакуумная часть на длительный период выключалась, так как вакуумные дистилляты не требовались: отсутствовало про изводство масел или каталитический крекинг. На всех установках фактическая производительность в среднем на 30—40% выше про ектной. Отбор светлых ниже потенциального их содержания на
3 -6% .
Технологический режим основных аппаратов модернизи рованных АВТ производительностью 1 млн. т/год нефти характе ризуется следующими данными:
Первая ректификационная колонна |
3,0 |
||||
Давление, кгс/см2 ....................................................................... |
|||||
Температура, |
°С |
180—225 |
|||
|
на |
входе |
сырья .................................................................. |
||
|
низа |
...................................................................................... |
|
225—236 |
|
|
в е р х а ...................................................................................... |
|
105—140 |
||
|
Основная ректификационная колонна |
|
|||
Давление, кгс/см2 ....................................................................... |
Не выше 1,2 |
||||
Температура, |
°С |
345—370 |
|||
|
на |
входе |
сырья .................................................................. |
||
|
в е р х а ...................................................................................... |
|
100—160 |
||
|
низа |
...................................................................................... |
|
330—350 |
|
|
выхода боковых погонов................................................... |
160—220 |
|||
|
керосина ............................................................................ |
||||
|
дизельного топлива .................... |
............................... 240—300 |
|||
Вакуумная колонна |
Не выше 8# |
||||
Остаточное давление наверху, мм рт. ст............................... |
|||||
Температура, |
°С |
400—415 |
|||
|
на |
входе |
с ы р ь я .................................................................. |
||
|
в е р х а ...................................................................................... |
|
100—108 |
||
|
низа |
...................................................................................... |
|
375—385 |
|
|
Стабилизатор |
|
6—8 |
||
Давление, кгс/см2 ....................................................................... |
|||||
Температура, |
°С |
65—70 ■ |
|||
|
в е р х а ...................................................................................... |
|
|||
|
низа |
...................................................................................... |
|
145—155 |
|
Колонна вторичной перегонки (первая) |
1,5 |
||||
Давление, кгс/см2 ............................................................................. |
|||||
Температура, |
°С |
70—75 |
|||
. . |
в е р х а ...................................................................................... |
|
|||
низа |
............................................................................................. |
|
150— 165 |
||
Колонна вторичной перегонки (вторая) |
Не выше 0,7 |
||||
Давление ......................................................................., кгс/см2 |
|||||
Температура, |
°С |
95—110 |
|||
|
в е р ......................................................................................х а |
|
|||
|
низа ........................................................................................ |
|
|
150— 160 |
|
Печь атмосферного блока |
|
||||
Температура, |
°С |
220—230 |
|||
|
на |
входе ................................................................. |
сырья |
||
|
на |
в ............................................................................ы х о д е |
350—380 |
||
|
газов .............................................................. |
на п ер ев а л е |
800—850 |
||
Печь вакуумного блока |
|
||||
Температура, |
°С |
325—345 |
|||
|
на |
входе ................................................................. |
мазута |
||
|
на |
в ............................................................................ы х о д е |
400—415 |
||
|
газов .............................................................. |
на п ер ев а л е |
700—850 |
Такой режим характерен для большинства установок АВТ, пе рерабатывающих сернистые и малосернистые нефти.
Установка АВТ производительностью 1,5 млн. т/год
В 1955—1960 гг. на некоторых нефтеперерабатывающих заво дах были введены в действие установки АВТ мощностью 1,5 млн. т/год сернистой нефти. На этих установках в основном сохранены размеры и количество основного оборудования и аппа
ратуры, |
которыми были оснащены установки мощностью |
1,0 млн. |
т/год. Высокая производительность установок была до |
86
стигнута благодаря некоторым изменениям в схеме и главным образом в работе основной ректификационной колонны. Частич ная замена острого горячего орошения в колонне циркуляционным позволила значительно сократить количество паров по всей высоте колонны и соответственно уменьшить нагрузку конденсатора бен зиновых паров. Сделаны глухими 29-ая и 14-ая тарелки, добав лены штуцеры для отвода и подачи циркуляционного орошения, осуществлены два промежуточных циркуляционных орошения. Кро ме того, была увеличена поверхность теплообменников на 400 м2 и холодильников на 390 м2; некоторые насосы заменены более мощными.
Рис. |
39. |
Схема |
переоборудования |
установки |
АВТ |
производительностью |
|||||
1,5 млн. т/год: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
/ — насосы; |
2 — теплообменники; 3 |
— конденсаторы; 4 — газосепараторы; |
5 — первая ректи |
||||||||
фикационная колонна; |
6 — емкость; |
7 — печь |
атмосферной |
части; |
8 —основная ректифика |
||||||
ционная колонна; 9 — отпарная колонна; 10 — стабилизатор; |
11 — вакуумсоздающий аппарат; |
||||||||||
12 — вакуумная колонна; |
13 — печь |
вакуумной |
части. / — сырье; |
/ / — газы; |
111 — сжижен |
||||||
ные |
газы; |
I V — вода |
в |
канализацию; V — вода |
свежая; VI — водяной |
пар; |
VII — получае |
||||
мые |
фракции и компоненты. |
|
|
|
|
|
|
|
Принципиальная схема переоборудованной установки АВТ про изводительностью 1,5 млн. т/год следующая (рис. 39). Нефть сырь евыми насосами 1 тремя потоками (по проекту двумя) прокачи вается через теплообменники 2 верхнего и нижнего промежуточ ного циркуляционного орошения, дизельного топлива и гудронные теплообменники в первую ректификационную колонну 5 (на 16-тую тарелку). Отгоняемый в колонне газ с парами бензина и воды от водится через конденсатор в газосепаратор. Часть бензина из газосепаратора используется для орошения первой колонны 5, а избы ток поступает в стабилизатор 10. На другой аналогичной установ-
87