Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
:ке бензин из первой колонны 5 полностью выводится с установки,
.а колонна 5 орошается бензином основной ректификационной ко лонны 8. Отбензиненная нефть из первой ректификационной ко лонны 5 забирается насосом и прокачивается через печь в основ ную ректификационную колонну 8 под 7-ую тарелку. Пары с вер ха основной колонны поступают в конденсаторы погружного типа 3 и далее в газосепаратор. Часть бензина возвращается в колонну 8 на орошение, а остальная часть направляется на выщелачивание.
Керосиновая фракция с 31-ой или 29-ой тарелок основной ко лонны поступает в первую секцию отпарной колонны 5. Пары из отпарной колонны 9 направляются в основную колонну 8 под 30-ую тарелку. С низа первой секции отпарной колонны 9 фракция про качивается через холодильник в мерники. С 14-ой тарелки основ ной колонны 8 во вторую секцию отпарной колонны 9 отводится флегма дизельного топлива. Пары из этой секции возвращаются под 16-ую тарелку основной колонны, а дизельное топливо с низа отпарной колонны насосом через теплообменники и холодильники откачивается в мерники. В низ основной колонны 8 и в отдельные секции отпарной колонны 9 подается перегретый водяной пар. Мазут — остаток основной ректификационной колонны 8 забирает ся горячим насосом и прокачивается через печь 13 в вакуумную колонну 12. В случае временного отключения вакуумной части ма зут направляется на другие процессы, в частности на термический крекинг. Остальные технологические узлы установки — вакуумная перегонка мазута, стабилизация, абсорбция и выщелачивание ком понентов светлых продуктов — работают по описанной выше схеме установки АВТ производительностью 1,0 млн. т/год. Главным ап паратом установки является основная ректификационная колонна диаметром 3,8 м с 40 тарелками желобчатого типа. Из них шесть расположены в отгонной части, а 34 в концентрационной. В ко лонне осуществлено два циркуляционных орошения с отбором ■флегмы.
Описанная схема работы установки, в отличие от проектной, имеет следующие особенности. Установка работает по схеме двух кратного испарения с отбором легкого бензина с верха первой ко лонны и широкой фракции бензина с верха основной колонны. Проектом предусматривалась работа первой колонны как испари теля с подачей паров с верха его в основную ректификационную колонну. Вместо принятых в проекте двух потоков нефти в тепло обменники вводят три потока с целью уменьшения давления на выкиде сырьевого насоса.
Результаты обследования работы двух переоборудованных уста новок подтвердили эффективность принятой схемы реконструкции АВТ. Дистилляты, получаемые из колонн, отвечают требованиям внутрицеховых норм. Температурное налегание фракций между концом кипения бензина и началом кипения керосина на первой установке составляет от 8 до 20 °С, а между концом кипения ке росина и началом кипения дизельного топлива — от 1 до 15 °С;
88
на второй установке это налегание составляет соответственно 15— 32 и 3—33 °С. При отсутствии подачи (предусмотренной проектом) в питательную секцию основной колонны паров с верха первой колонны нагрузка тарелок по парам уменьшается и несколько по вышается производительность по сырью.
Технологический режим основной ректификационной колонны характеризуется следующими данными:
Температура, |
°С |
332—352 |
на выходе сы рья....................................................................... |
||
наверху |
....................................................................................... |
99—112 |
острого орошения....................................................................... |
40—53 |
|
фракции керосина из основной ректификационной ко |
||
лонны |
...................................................................................... |
148—160 |
на выходе верхнего промежуточного циркуляционного |
||
орошения из основнойколонны........................................... |
167— 172 |
|
то же, на входе в основную к ол он н у .............................. |
45—49 |
|
флегмы дизельного топлива на выходе из основной ко |
||
лонны перед подачей в отпарную колонну |
. . . . 232—259- |
|
нижнего |
промежуточного циркуляционного |
орошения |
на выходе из основной колонны.................................... |
268—280' |
|
то же, на входе в основную колонну.................................... |
121— 148 |
|
внизу ............................................................................................ |
|
306—318 |
Давление внизу колонны, кгс/см2 ................................................... |
1,1—2,6 |
Качество фракций (суточных), получаемых на модернизирован ной установке АВТ-2, приведено в табл. 11.
Установка АВТ производительностью 2,0 млн. т/год
За последующие годы были введены в действие установки АВТ 'проектной мощностью 2,0 млн. т/год нефти. Имеются следующие
модификации этих установок: |
|
|
|
ме |
установка АВТ, запроектированная по схеме, аналогичной схе |
||
модернизированной |
установки |
производительностью' |
|
1,0 млн. т/год; |
ЭЛОУ — АВТ, сочетающая подго |
||
|
комбинированная установка |
товку нефти методом термоэлектрообессоливания и атмосферно вакуумную перегонку нефти;
комбинированная установка АВТ со вторичной перегонкой ши рокой бензиновой фракции.
В эксплуатации находится большое число укрупненных устано вок ЭЛОУ-—АВТ; строятся установки АВТ со вторичной перегон кой бензина с учетом опыта эксплуатации действующих установок. Установки АВТ производительностью 2,0 млн. т/год рассчитаны для переработки сернистых нефтей типа ромашкинской и туймазинской. Они могут также перерабатывать малосернистую нефть и ра ботать по топливной или по масляной схеме. На установках можно получать широкий ассортимент товарных нефтепродуктов.
В период строительства, пуско-наладочных работ и во время эксплуатации первых установок АВТ мощностью 2,0 млн. т/год было установлено, что основные аппараты установки — печи, ко лонны, кипятильники, теплообменники и холодильники — имеют ре-
89
Т а б л и ц а 11. Качество фракций (суточных), получаемых на модернизированной установке АВТ-2 производительностью 1,5 млн. т/год нефти
ностПлоть, 3см/г |
Ф ракционны й со став , |
0с |
|
|
В ыход, |
||
П о то к и |
|
||
II. К. 5% 10% 20% 30% 40% 50% 60% |
70% 80% 90% К, К. о б ъ е м » . % |
||
|
|||
^ |
|
|
Тем п ер ату р а вспы ш ки
взакры том ти гле,
°С
Нефть отбензиненная |
, |
Бензин из первой колонны
Бензин из основной колонны
Керосин
Верхнее промежуточное циркуляци онное орошение
0 , 8 8 6 |
7 9 |
1 2 0 |
153 |
2 1 6 |
2 6 6 |
3 0 9 |
3 3 8 |
351 |
- |
— |
— |
— |
— |
|
0 , 6 9 0 |
3 7 |
5 0 |
5 7 |
6 5 |
7 4 |
8 3 |
9 3 |
10 2 |
112 |
1 2 4 |
141 |
16 2 |
9 6 |
|
0 , 7 0 6 |
4 0 |
6 3 |
71 |
8 3 |
91 |
9 9 |
106 |
1 1 3 |
1 2 0 |
1 2 8 |
14 0 |
16 2 |
9 6 , 5 |
|
0 , 7 8 0 |
13 7 |
152 |
157 |
1 6 3 |
16 9 |
1 7 4 |
180 |
18 5 |
191 |
1 9 7 |
2 0 4 |
2 1 5 |
9 8 |
3 0 |
0 , 7 8 7 |
131 |
15 9 |
1 6 6 |
1 7 6 |
18 3 |
1 8 8 |
1 8 3 |
19 8 |
2 0 2 |
2 0 7 |
2 1 2 |
2 2 2 |
9 8 |
|
Дизельное топливо |
0 ,8 4 1 |
2 1 4 |
2 3 0 |
2 4 0 |
2 5 0 |
2 5 7 |
2 6 5 |
2 7 4 |
2 8 4 |
2 9 4 |
3 0 7 |
3 2 3 |
3 4 7 |
9 8 |
8 7 |
Нижнее промежуточное циркуляци |
0 , 8 6 0 |
2 1 5 |
251 |
2 6 7 |
2 8 6 |
3 0 0 |
3 1 0 |
3 1 8 |
3 2 8 |
3 3 6 |
3 4 6 |
3 5 6 |
3 6 0 |
9 3 |
— |
онное орошение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мазут |
0 , 9 5 3 2 8 4 2 8 4 3 4 4 |
3 6 0 |
1 0 0 |
зервы, позволяющие увеличивать их нагрузку. В результате фак тическая производительность установки оказалась на 25—30% вы ше проектной. Одновременно были обнаружены недостатки, мешающие работе отдельных узлов установки на проектной мощ ности. Так, насосы и приводы к ним в основном были рассчитаны только на обеспечение проектного баланса по каждому потоку. Они не обеспечивали необходимую производительность при работе на вариантах, отличных от проектного, особенно при отборе отдель ных фракций светлых нефтепродуктов (при увеличении отбора ди зельного топлива за счет снижения отбора керосина).
Принятое в проекте давление на входе в отдельные аппараты оказалось в некоторых случаях заниженным. Например, расчетное абсолютное давление сырой нефти перед теплообменниками в про екте принято равным 11 кгс/см2, фактически же требуется давле ние 18—20 кгс/см2. Гудронный холодильник рассчитан на абсолют ное давление 5 кгс/см2, что было недостаточно при откачке боль шого количества мазута или продавливании гудроновой системы.. Кроме того, недостаточной для надежной работы была разница отметок уровня гудрона в вакуумной колонне и в гудронных на сосах. Откачка флегмы из второй и третьей отпарных колонн пре дусматривалась одним насосом, что было мало для нормальной работы; принятая в проекте аппаратура для узла вторичной пе регонки бензина не обеспечивала получение заданных фракций и т. д.
Для устранения отмеченных недостатков и повышения надеж ности эксплуатации отдельных технологических узлов в проекты установок были внесены дополнения и изменения. Основные из них следующие: замена маломощных насосов.и приводов к ним более мощными; перераспределение теплообменников по потокам; осу ществление циркуляционного орошения в первой колонне атмосфер ной части; перераспределение потоков и труб в камерах атмо сферной и вакуумной печей; установка дополнительной емкости для сепарации газа из емкостей орошения; подогрев топливного газа с целью предотвращения попадания конденсата в топки пе чей и др.
Технологическая схема усовершенствованной установки АВТ (А-12/2) с учетом дополнений и изменений, внесенных в период строительства, наладки и эксплуатации, приведена на рис. 40. Обессоленная нефть забирается сырьевыми насосами 1 и тремя потоками прокачивается через теплообменники 2 в первую ректи фикационную колонну 4. Для первого потока используется тепло> циркуляционного орошения основной ректификационной колон ны 7, тепло второго погона вакуумной колонны 10 и гудрона. Для второго потока утилизируют тепло первого погона вакуумной ко лонны 10, третьего ее погона и гудрона. Третий поток (дополни тельный к проекту, на схеме не показан) нагревается за счет тепла циркуляционного орошения основной ректификационной колонны 7 и гудрона. Кроме того, третий поток нагревается в конвекционной
91,