Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

:ке бензин из первой колонны 5 полностью выводится с установки,

.а колонна 5 орошается бензином основной ректификационной ко­ лонны 8. Отбензиненная нефть из первой ректификационной ко­ лонны 5 забирается насосом и прокачивается через печь в основ­ ную ректификационную колонну 8 под 7-ую тарелку. Пары с вер­ ха основной колонны поступают в конденсаторы погружного типа 3 и далее в газосепаратор. Часть бензина возвращается в колонну 8 на орошение, а остальная часть направляется на выщелачивание.

Керосиновая фракция с 31-ой или 29-ой тарелок основной ко­ лонны поступает в первую секцию отпарной колонны 5. Пары из отпарной колонны 9 направляются в основную колонну 8 под 30-ую тарелку. С низа первой секции отпарной колонны 9 фракция про­ качивается через холодильник в мерники. С 14-ой тарелки основ­ ной колонны 8 во вторую секцию отпарной колонны 9 отводится флегма дизельного топлива. Пары из этой секции возвращаются под 16-ую тарелку основной колонны, а дизельное топливо с низа отпарной колонны насосом через теплообменники и холодильники откачивается в мерники. В низ основной колонны 8 и в отдельные секции отпарной колонны 9 подается перегретый водяной пар. Мазут — остаток основной ректификационной колонны 8 забирает­ ся горячим насосом и прокачивается через печь 13 в вакуумную колонну 12. В случае временного отключения вакуумной части ма­ зут направляется на другие процессы, в частности на термический крекинг. Остальные технологические узлы установки — вакуумная перегонка мазута, стабилизация, абсорбция и выщелачивание ком­ понентов светлых продуктов — работают по описанной выше схеме установки АВТ производительностью 1,0 млн. т/год. Главным ап­ паратом установки является основная ректификационная колонна диаметром 3,8 м с 40 тарелками желобчатого типа. Из них шесть расположены в отгонной части, а 34 в концентрационной. В ко­ лонне осуществлено два циркуляционных орошения с отбором ■флегмы.

Описанная схема работы установки, в отличие от проектной, имеет следующие особенности. Установка работает по схеме двух­ кратного испарения с отбором легкого бензина с верха первой ко­ лонны и широкой фракции бензина с верха основной колонны. Проектом предусматривалась работа первой колонны как испари­ теля с подачей паров с верха его в основную ректификационную колонну. Вместо принятых в проекте двух потоков нефти в тепло­ обменники вводят три потока с целью уменьшения давления на выкиде сырьевого насоса.

Результаты обследования работы двух переоборудованных уста­ новок подтвердили эффективность принятой схемы реконструкции АВТ. Дистилляты, получаемые из колонн, отвечают требованиям внутрицеховых норм. Температурное налегание фракций между концом кипения бензина и началом кипения керосина на первой установке составляет от 8 до 20 °С, а между концом кипения ке­ росина и началом кипения дизельного топлива — от 1 до 15 °С;

88


на второй установке это налегание составляет соответственно 15— 32 и 3—33 °С. При отсутствии подачи (предусмотренной проектом) в питательную секцию основной колонны паров с верха первой колонны нагрузка тарелок по парам уменьшается и несколько по­ вышается производительность по сырью.

Технологический режим основной ректификационной колонны характеризуется следующими данными:

Температура,

°С

332—352

на выходе сы рья.......................................................................

наверху

.......................................................................................

99—112

острого орошения.......................................................................

40—53

фракции керосина из основной ректификационной ко­

лонны

......................................................................................

148—160

на выходе верхнего промежуточного циркуляционного

орошения из основнойколонны...........................................

167— 172

то же, на входе в основную к ол он н у ..............................

45—49

флегмы дизельного топлива на выходе из основной ко­

лонны перед подачей в отпарную колонну

. . . . 232—259-

нижнего

промежуточного циркуляционного

орошения

на выходе из основной колонны....................................

268—280'

то же, на входе в основную колонну....................................

121— 148

внизу ............................................................................................

 

306—318

Давление внизу колонны, кгс/см2 ...................................................

1,1—2,6

Качество фракций (суточных), получаемых на модернизирован­ ной установке АВТ-2, приведено в табл. 11.

Установка АВТ производительностью 2,0 млн. т/год

За последующие годы были введены в действие установки АВТ 'проектной мощностью 2,0 млн. т/год нефти. Имеются следующие

модификации этих установок:

 

 

ме

установка АВТ, запроектированная по схеме, аналогичной схе­

модернизированной

установки

производительностью'

1,0 млн. т/год;

ЭЛОУ — АВТ, сочетающая подго­

 

комбинированная установка

товку нефти методом термоэлектрообессоливания и атмосферно­ вакуумную перегонку нефти;

комбинированная установка АВТ со вторичной перегонкой ши­ рокой бензиновой фракции.

В эксплуатации находится большое число укрупненных устано­ вок ЭЛОУ-—АВТ; строятся установки АВТ со вторичной перегон­ кой бензина с учетом опыта эксплуатации действующих установок. Установки АВТ производительностью 2,0 млн. т/год рассчитаны для переработки сернистых нефтей типа ромашкинской и туймазинской. Они могут также перерабатывать малосернистую нефть и ра­ ботать по топливной или по масляной схеме. На установках можно получать широкий ассортимент товарных нефтепродуктов.

В период строительства, пуско-наладочных работ и во время эксплуатации первых установок АВТ мощностью 2,0 млн. т/год было установлено, что основные аппараты установки — печи, ко­ лонны, кипятильники, теплообменники и холодильники — имеют ре-

89



Т а б л и ц а 11. Качество фракций (суточных), получаемых на модернизированной установке АВТ-2 производительностью 1,5 млн. т/год нефти

ностПлоть, 3см/г

Ф ракционны й со став ,

0с

 

В ыход,

П о то к и

 

II. К. 5% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

70% 80% 90% К, К. о б ъ е м » . %

 

^

 

 

Тем п ер ату р а вспы ш ки

взакры том ти гле,

°С

Нефть отбензиненная

,

Бензин из первой колонны

Бензин из основной колонны

Керосин

Верхнее промежуточное циркуляци­ онное орошение

0 , 8 8 6

7 9

1 2 0

153

2 1 6

2 6 6

3 0 9

3 3 8

351

-

 

0 , 6 9 0

3 7

5 0

5 7

6 5

7 4

8 3

9 3

10 2

112

1 2 4

141

16 2

9 6

 

0 , 7 0 6

4 0

6 3

71

8 3

91

9 9

106

1 1 3

1 2 0

1 2 8

14 0

16 2

9 6 , 5

 

0 , 7 8 0

13 7

152

157

1 6 3

16 9

1 7 4

180

18 5

191

1 9 7

2 0 4

2 1 5

9 8

3 0

0 , 7 8 7

131

15 9

1 6 6

1 7 6

18 3

1 8 8

1 8 3

19 8

2 0 2

2 0 7

2 1 2

2 2 2

9 8

 

Дизельное топливо

0 ,8 4 1

2 1 4

2 3 0

2 4 0

2 5 0

2 5 7

2 6 5

2 7 4

2 8 4

2 9 4

3 0 7

3 2 3

3 4 7

9 8

8 7

Нижнее промежуточное циркуляци­

0 , 8 6 0

2 1 5

251

2 6 7

2 8 6

3 0 0

3 1 0

3 1 8

3 2 8

3 3 6

3 4 6

3 5 6

3 6 0

9 3

онное орошение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мазут

0 , 9 5 3 2 8 4 2 8 4 3 4 4

3 6 0

1 0 0


зервы, позволяющие увеличивать их нагрузку. В результате фак­ тическая производительность установки оказалась на 25—30% вы­ ше проектной. Одновременно были обнаружены недостатки, мешающие работе отдельных узлов установки на проектной мощ­ ности. Так, насосы и приводы к ним в основном были рассчитаны только на обеспечение проектного баланса по каждому потоку. Они не обеспечивали необходимую производительность при работе на вариантах, отличных от проектного, особенно при отборе отдель­ ных фракций светлых нефтепродуктов (при увеличении отбора ди­ зельного топлива за счет снижения отбора керосина).

Принятое в проекте давление на входе в отдельные аппараты оказалось в некоторых случаях заниженным. Например, расчетное абсолютное давление сырой нефти перед теплообменниками в про­ екте принято равным 11 кгс/см2, фактически же требуется давле­ ние 18—20 кгс/см2. Гудронный холодильник рассчитан на абсолют­ ное давление 5 кгс/см2, что было недостаточно при откачке боль­ шого количества мазута или продавливании гудроновой системы.. Кроме того, недостаточной для надежной работы была разница отметок уровня гудрона в вакуумной колонне и в гудронных на­ сосах. Откачка флегмы из второй и третьей отпарных колонн пре­ дусматривалась одним насосом, что было мало для нормальной работы; принятая в проекте аппаратура для узла вторичной пе­ регонки бензина не обеспечивала получение заданных фракций и т. д.

Для устранения отмеченных недостатков и повышения надеж­ ности эксплуатации отдельных технологических узлов в проекты установок были внесены дополнения и изменения. Основные из них следующие: замена маломощных насосов.и приводов к ним более мощными; перераспределение теплообменников по потокам; осу­ ществление циркуляционного орошения в первой колонне атмосфер­ ной части; перераспределение потоков и труб в камерах атмо­ сферной и вакуумной печей; установка дополнительной емкости для сепарации газа из емкостей орошения; подогрев топливного газа с целью предотвращения попадания конденсата в топки пе­ чей и др.

Технологическая схема усовершенствованной установки АВТ (А-12/2) с учетом дополнений и изменений, внесенных в период строительства, наладки и эксплуатации, приведена на рис. 40. Обессоленная нефть забирается сырьевыми насосами 1 и тремя потоками прокачивается через теплообменники 2 в первую ректи­ фикационную колонну 4. Для первого потока используется тепло> циркуляционного орошения основной ректификационной колон­ ны 7, тепло второго погона вакуумной колонны 10 и гудрона. Для второго потока утилизируют тепло первого погона вакуумной ко­ лонны 10, третьего ее погона и гудрона. Третий поток (дополни­ тельный к проекту, на схеме не показан) нагревается за счет тепла циркуляционного орошения основной ректификационной колонны 7 и гудрона. Кроме того, третий поток нагревается в конвекционной

91,